Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 5: Раннесредневековые монархии.




План лекции:

1.Падение римской империи и возникновение варварских королевств.

2. Государство франков.

3. Раннесредневековое право: варварские правды.

4. Lex Calica: Салическая правда.

 

На территории огромной Римской империи были рассеяно множество варварских племен: готы, франки, бургунды, англосаксы, аламанны и пр. В V в. вожди варварских племен, возглавлявшие союзные Риму армии, заключали соглашения о переходе под власть империи и принимали звания римских магистратов. Предпосылками, создавшими возможность присвоения ими политической власти, стали упадок императорской власти и растущая непопулярность римского правления.

Известный медиевист Ю.Бессмертный утверждал, что решающим фактором эволюции государства раннего средневековья послужил генезис феодализма. Появление социальных противоречий рождало потребность в государстве. Формирование самого государства во многом зависело от соотношения разлагающихся рабовладельческих и первобытнообщинных отношений, их синтеза. По своей социальной сущности и политической структуре раннефеодальное государство отличалось от рабовладельческой Римской империи, и от военной демократии варварских племен. Развитие государственности у всех народов Европы прошло два этапа:

зарождения раннефеодального государства внутри предшествующих политических структур в форме “варварских королевств”.

оформление новой, отличной от прежних, раннефеодальной политической системы.

У народов Англии, Скандинавских стран, Германии раннефеодальная государственность рождалась непосредственно из политической системы военной демократии. Ее основными элементами были народные собрания и полноправие всех свободных, могущих носить оружие, их участие в решении вопросов управления, совет старейшин, избранных народом, с правом предварительного рассмотрения дел и правом суда, выборные военачальники (военные вожди) с постоянной дружиной, постепенно формирующаяся власть короля, ограниченная народным собранием и не обладавшая средствами принуждения.

Окончательное складывание раннефеодального государства относится в таких странах к более позднему времени: IX в. - в Англии, Дании и Великоморавской державе, к X в. - в Норвегии и Швеции. Например, в Англии начало истории объединенного государства относится к 829 г. Именно тогда был создан флот, проведена военная реформа - на смену крестьянскому ополчению пришла тяжеловооруженная конница. Опорой королевской власти становятся тэны, которые получали землю за службу. В это время унифицируются судебники Кента и Уэльса. В 890 г. создается первое общеанглийское законодательство - “Правда короля Альфреда”, а страна получила название “Земля англов” - England.



Напротив, в странах синтезного пути развития раннефеодальное государство строилось на двойной основе: 1) под воздействием пережитков военной демократии и 2) остатков римской государственности: налоговая система (налоги с земли, на содержание войска, с торговых операций), таможенная и монетная системы, территориальное, а не родоплеменное деление, остатки государственного аппарата, римское право, христианская церковь, - все это служило первым варварским королям дополнительными рычагами усиления их власти.

Так, вестготы, в 412 г. поселенные Римом на юге Франции, в Аквитании на правах федератов создали собственное Тулузское королевство (захвачено франками в нач. VI в.). Преемственность государственности была настолько велика, что в Тулузском королевстве сосуществовали по сути две государственности: одна для римлян, другая – готская, каждая с собственной армией, гражданскими судами, собственной верховной властью. Это разграничение опиралось на социальные запреты (смешанные браки были запрещены).

У франков, вестготов, остготов, вандалов, свевов в одном государстве - раннесредневековом - сосуществовали доклассовая структура германских племен с классовой, позднеантичной, в этих королевствах имели место различия в характере права /обычное варварское и римское/, религии /язычество, арианство и католичество/, неодинаковые повинности в пользу государства /германский элемент освобождался от налогов на землю, местные жители платили налоги, но не могли служить в войске/. Вместе с тем, связанные хозяйственными, правовыми и политическими узами, эти две части населения составляли единое общество.



В 476 г. власть в Западной римской империи была захвачена Одоакром, одним из варварских военачальников. Он был убит Теодорихом I, который в 493 г. подчинил всю Италию, основал королевства остготов, просуществовавшее до 555 г. Итак, варварские королевства возникали и поглощались друг другом в результате войн и междоусобиц. Но особую роль в Западной Европе суждено было сыграть салическим франкам – наиболее мощному союзу северных германских племен, расселившихся в Галлии, на севере Франции на правах федератов Рима и после падения Западной Римской империи.

Франкское государство. Возникнувшее на развалинах Западной Римской империи Франкское государство было одним из крупнейших в раннесредневековой Европе. 400-летняя история государства франков составляет пролог истории большинства западноевропейских стран, в первую очередь Франции.

Периодизация истории франкского государства:

1 этап: кон. V в. – сер. VII в. – монархия Меровингов,

2 этап: кон. VII в. – сер. IX в. – монархия Каролингов.

В 486 г. в битве при Суассоне франки разбили армию последнего римского наместника в Галлии - Сиагрия. Возглавлял победителей 19-летний Хлодвиг, принадлежавший к знатному роду Меровингов. При сыновьях Хлодвига Франкское государство уже простиралось от Пиренеев и Средиземноморья на юге до земель правобережья Рейна.

Большая часть территории франкского государства 500 лет находилась под властью Рима. Это наложило сильнейший отпечаток на все стороны жизни Галлии. После истребления Хлодвигом соперничавшей с ним родовой знати, его опору составляла не только весьма немногочисленная франкская служилая знать (3 тыс. чел.). В VI в. господство знати основывалось не на эксплуатации свободных франков, но на занятии государственных должностей, военной добыче, эксплуатации рабов-иноплеменников и зависимых, что свидетельствовало о раннефеодальной форме социальной дифференциации общества. Меровинги опирались также на галло-римскую землевладельческую аристократию, служившую при дворе, в местных органах власти, в церкви. Меровинги сохранили римскую денежную налоговую систему и римское право для галло-римского населения. Более того, франкский судебник – Lex Calica нач. VI в. - узаконил привилегированный статус римской знати - т.н. королевских сотрапезников - их вергельд (денежное возмещение за убийство) 300 солидов в 1,5 раза выше вергельда рядового свободного франка (200 сол.); в тоже время вергельд римлянина - “трибутария” (крестьянина - налогоплательщика) составлял всего 63 сол., т.е. в 5 раз ниже.

Полной преемственности между поздней античностью и общественным строем Франкского государства не было, поскольку войны уничтожили часть галло-римских поместий и поселений; бюрократическую машину римского государства в Галлии; сократилась роль рабского труда, пришли в упадок римские города.

Расселившиеся германцы основали новые поселения, но они составили не более 5% среди местного населения. Согласно Салическому закону основную массу франков составляли полноправные свободные люди, совмещавшие сельскохозяйственный труд с участием в управлении. Каждый свободный франк имел дом, усадьбу, земельный участок, пользовался лесами, лугами, водами, угодьями, владел иноплеменным рабом или литом. Жители виллы - деревни составляли соседскую общину марку.

Обладая правом - обязанностью члена варварского общества, франки, как и вестготы, участвовали:

§ в военном ополчении, игравшем важную роль в избрании короля;

§ судебном собрании “сотен” - низшей территориально-племенной административной единицы, выбирали судей, участвовали в выплате вергельдов родственниками, несли общинную ответственность за преступления, обеспечивали выполнение судебных решений, практиковали институт соприсяжничества,

§ в законодательстве: народные собрания обсуждали вопросы войны и мира,

§ в дележе военной добычи - право на долю военной добычи имели все свободные участники, а не только королевская дружина. (Пример с Суассонской чашей, 486 г.).

Итак, община-марка сыграла важную роль в рождении раннесредневековой государственности, а сохранение общинных традиций свидетельствует о относительно широкой социальной базе раннефеодального государства, выражавшего интересы не только складывающегося класса феодалов, но и отчасти свободных общинников, опираясь на них в своей политике по отношению к завоеванному местному населению.

Изживание общинного начала шло в процессе формирования раннесредневековой государственности у франков отмечено общими чертами:

1. замены выборной власти наследственной, тем самым короли устраняли свою зависимость от свободных общинников и знати. В VII-VIII вв. королевский титул передавался только прямым наследникам Хлодвига по мужской линии. Франкские короли возводились на трон поднятием на щите. В качестве инсигний вместо скипетра или диадемы они имели лишь копье, отличительным знаком королей являлись их длинные волосы. Не имея постоянной резиденции или столицы, франкские короли переезжали из одного владения в другое в сопровождении нескольких писцов, домашних рабов и гвардии антрустионов. Все их богатство заключалось в сундуках с золотыми монетами, драгоценностями, которые после их смерти оспаривали их жены, наложницы, законные и незаконные дети одновременно производя раздел земель и всего королевства согласно обычному праву.

2. изживания патримониального характера королевской власти. Государство рассматривалось как личное имущество короля, которое он мог дарить частным лицам или делить между наследниками, а статус короля сохранял черты частного лица. Так, в Норвегии король был обязан платить штраф за нанесение раны свободному человеку, общинники имели право выступать против короля, если тот совершил убийство. Однако постепенно король становится главой не только господствующей этнической группы, но юридически определенной территории.

3. централизации религиозных, вначале языческих представлений, затем к принятию христианства. Распространение христианства на первых порах было прямым (опосредованным) влиянием римских традиций. Затем укреплению христианства способствовала необходимость противостоять языческому, мусульманскому или иудейскому окружению. Христианство служило орудием укрепления раннефеодальных государств, их территориального расширения и объединения. Формируется понятие священной природы королевской власти, понятие государственной измены.

4. постепенного расширения королевских прерогатив: монарх постепенно приобретал не только высшую судебную, военную, но и политическую, административную власть. Будучи изначально ограничен обычным правом, король сам теперь становится источником права. Запись обычного права дополняется и формируется под влиянием государственного законодательства и римского права.

Хотя сыновья Хлодвига, согласно обычному праву германцев, разделили между собой франкские владения, в VII - нач. VIII вв. идет перестройка центрального аппарата франкских королевств. Носителем высшей власти признавался король. Его титул передавался по наследству, так что все франкские короли VI - начала VII вв. принадлежали к прямым потомкам Хлодвига. В руках короля сосредотачивались важнейшие государственные прерогативы: он командовал военным ополчением; назначал “по совету и воле епископов и вельмож” и смещал всех высших должностных лиц. Уже при переходе от варварского к раннефеодальному государству король становился собственником всех земель /ранее принадлежавших народу/. В Англии, Дании и пр. - практически всей земли, во Франкском королевстве - земель королевского фиска, общинных земель и пустошей. Королевская власть выступала первым крупным феодальным собственником земли, а налоги принимали форму феодальной эксплуатации крестьянства государством, которая повсюду в Западной Европе опережала частносеньориальную.

Центральным органом управления являлся королевский двор. С конца VI в. все большую роль при дворе играл майордом (“старший по дому”). Вначале он управлял лишь дворцовым хозяйством, затем превратился в главное административное лицо королевства. Кроме дворцового Совета, государственные дела обсуждались на т.н. мартовских полях. Во времена Хлодвига это были ежегодные смотры всеобщего военного ополчения - реликты племенных собраний эпохи военной демократии. В VII в. мартовские поля превращаются в собрания служилой знати.

Королевская власть в раннее средневековье сначала не располагала правом получения постоянных налогов. Ее доходы ограничивались поступлениями с королевского домена, судебными штрафами. Даже в тех варварских королевствах, где сохранилась римская налоговая система, например у франков, согласно Салическому закону она применялась только к местному населению. Франки не платили налоги, предпочитая, явившись ко двору, вручить королю подарок или подношение. Тем самым, одновременно, закреплялись личные связи между королем и его поданным.

Появление постоянных налогов оказалось связанным с развитием публичных основ власти, необходимостью защиты государства /датские деньги в англосаксонских государствах/. Только в Византии римская система налогообложения сохранялась в полном объеме и совершенствовалась. Среди источников государственных доходов в VI - нач. VII вв. важную роль играли поземельная и подушная подати, сохранившиеся с римских времен. Они взимались не только с галло-римлян, но и с германцев. С сер. VII в. источником поступления в королевскую казну стали чрезвычайные поборы, судебные штрафы, торговые пошлины, доходы от королевских поместий. Большинство этих доходов были нерегулярными.

Сокращение фонда земельных владений, из которого наделялась служилая знать, означало, что единственным способом обеспечить верность знати оставалось предоставление им новых привилегий: налоговый иммунитет - право взимать судебные штрафы, отказ от обязательного участия в ополчении. Раннефеодальное государство отражало в своей политике в первую очередь интересы формирующейся феодальной знати. Именно практика королевских земельных пожалований ускорила процесс формирования аллода и крупной земельной собственности, разрушая тем самым общину. Ускоряла рост феодальной собственности земель церковных и светских феодалов также иммунитетные пожалования, закреплявшие их частную власть и право собирать налоги. Иногда подобные права передавались вместе с земельным пожалованием, например, бокленд в Англии. В других случаях судебные и фискальные привилегии жаловались отдельно на уже находившиеся в частном владении земли - иммунитет во франкских государствах.

Усиление самовластия знати - типичное для эволюции всех раннесредневековых обществ - проявилось во Франкском государстве особенно рано и полно.

Рост частной власти светских и церковных магнатов использовался для увеличения числа зависимых крестьян. В VII - нач. VIII вв. среди несвободных держателей земли преобладали галло-римские колоны и рабы. Превращение в зависимых оскудевших свободных крестьян галло-римлян и германцев только начиналось через закладные сделки, коммендацию, договоры о патронате, акты самозакабаления, прекарные грамоты (прекарий – это просьба о передаче земли в пользование). Все это отражало становление раннефеодального общества.

С VII в. франкские королевства все чаще терпели военные поражения. Одолеть самовластие знати и дать отпор арабам удалось майордому Карлу, прозванному Мартеллом (Молотом). Он стал некоронованным главой Франкского государства, а престол меровингских королей оставался при нем долгое время вакантным. Решающее значение в его успехах имела реорганизация военных сил. К тому времени военное значение пешего ополчения сократилось: успехами своих завоеваний арабы были обязаны широкому использованию конницы, которая у франков отсутсвовала. Карл Мартелл сделал ставку не на свободных - пеших ополченцев, но людей среднего достатка, служащих в конном войске. Он прибегнул к секуляризации земель церкви и передал их всем, готовым служить под его знаменем. Карл Мартелл установил, что земля предоставляется только на срок службы (или пожизненно) - т.н. бенефиций. На более позднем этапе истории раннефеодального государства организация войска приобретет ярко выраженную феодальную основу. Это связано с появлением условных держаний за военную службу и созданием на этой основе вассально-ленной системы, закрепившей исключительное право быть воином за феодальными землевладельцами, лишив его крестьян. Раньше всего эта система была введена в нач. VIII в. во Франкском государстве Каролингов реформой Карла Мартелла, создавшей первый тип условного держания - бенефиций. После возникновения Франкской империи Каролингов в сфере ее действия оказались Германия и Италия. После завоевания Англии Вильгельмом герцогом Нормандским созданные реформой отношения были перенесены в Англию. Следовательно, военная реформа Карла Мартелла имела общеевропейский характер.

Успех бенефициальной реформы проявился в том, что в решающей битве с арабами при Пуатье в октябре 732 г. франки выстояли, а арабы отступили. Это стало переломным моментом не только в борьбе с арабами, но и в истории франкского государства. Власть новых правителей - майордомов - заметно укрепилась. В 751 г. на собрании знати в Суассоне сын Карла Мартелла Пипин Короткий был провозглашен королем и его подняли на щите. Последний из т.н. «ленивых королей» Меровингов был заточен в монастырь. Папа римский Стефан II помазал Пипина на царство. Так было положено начало тесного союза новой Каролингской династии с католической церковью. Решениям церковных соборов Каролинги стали придавать силу закона, церковь же поддерживала королевские предписания.

Итак, Пипин Короткий стал «Божьим избранником» и «помазанником Бога». Благодарный франкский король, разгромивший лангобардов, передал папе отнятые земли. Знаменитый «Пипинов дар» 756 г. включал в себя и Рим, ставший столицей папского государства – Церковной области. Римские папы отныне соединили в своих руках и светскую, и духовную власть.

Итак, специфической особенностью раннефеодального государства стал тесный союз между церковью и государством, постепенное вхождение церкви в управление и политическую организацию общества. Наиболее сильны стали позиции христианства на территории бывшей Западной Римской империи. Там церковь укрепила свое положение до возникновения раннесредневековой государственности и имела главу - римского папу.

Важным фактором развития раннефеодальных государств были войны и завоевания. Продолжая политику отца и деда, Карл Великий (768-814 гг.) раздвинул границы франкского государства почти вдвое и захватил все основные земли бывшей Западной Римской империи.

Важной причиной успехов Карла Великого стала поддержка знати благодаря созданной при Карле военно-политической системе. Основной ее элемент - распространение вассальных связей. Каждый королевский вассал - их были тысячи - был обязан служить королю со своими вооруженными слугами, что оформлялась специальными договорами и клятвами верности - оммажем. Карл потребовал присяги на верность от всех свободных людей и обязал каждого свободного мужчину найти себе сеньора, под началом которого он обязан воевать и лично подчиняться. Вассальные отношения сплотили весь правящий слой.

Этой же задаче служила военная реформа: “мартовские поля” были перенесены на май (корм для лошадей) и именовались “майскими полями”, право-обязанность служить в войске распространялась лишь на владельцев 3-4 земельных наделов - мансов, способных выставить тяжеловооруженного конного воина. Тем самым основная масса свободных франков отстранялась от участия в военных действиях, они выслушивали или утверждали планы походов и королевские постановления - “капитулярии”, тогда как знать реально участвовала в принятии решений в Королевском совете, дворцовом и государственном управлении, “советах магнатов” собиравшихся несколько раз в год. Знать пользовалась законодательными, а иногда судебными правами, давала согласие на налоги (”совет магнатов” Франкского королевства, заседал два раза в год, совет “мудрых” - в англосаксонской Англии, тулузские соборы - у вестготов).

При Карле Великом территория государства была разделена на 200 графств. Каждый граф назначался королем и обладал высшей военной, судебной и фискальной властью. Для контроля за деятельностью графов была создана “инспекция”: специальные королевские посланники – missi - время от времени направлялись для проверки положения дел. Посланцы - обычно 2-5 духовных и светских лица - могли сменять должностных лиц, назначенных графами, подавлять мятежи, отменять решения графов. Одновременно Карл и королевский двор, постоянно переезжая с места на место, лично контролировал государственные дела. Подчеркнем, государственный аппарат – министериалы - по прежнему был сосредоточен в королевском дворе:

  • дворцовый граф или пфальцграф заведовал дворцовым хозяйством и отправлял правосудие,
  • канцлер хранил государственную печать, отвечал за составление королевских актов, возглавлял канцелярию,
  • архикапеллан возглавлял франкское духовенство, был духовником короля и советником по церковным делам, хранителем особой святыни франкских монархов – плаща св. Мартина Турского.
  • маршал и коннетабль были военачальниками,
  • сенешал руководил делами дворца,
  • тезаурарий – государственный казначей.

Провозглашение Карла Великого римским императором, торжественное помазание на царство римским папой Львом III, присвоение особого титула «Божьего помазанника, правителя империи римлян, короля франков и лангобардов».состоялось в канун Рождества 25 декабря 800 г. в соборе св. Павла. Это укрепило Франкское государство и королевскую власть, а имя Карла стало синонимом власти - “короля”.

Судебная реформа Карла Великого лишила рядовых свободных активной роли в суде: отныне они не присутствовали на абсолютном большинстве судебных заседаний.

Организующую роль государства в генезисе феодализма отразило королевское законодательство, которое фиксировало и закрепляло зависимое положение обедневших, ранее свободных общинников и охраняло крупную земельную собственность: запрещало уходы свободных людей, находившихся под покровительством феодала или в вассальной зависимости от него /законы VII в. в Англии, капитулярий 787 г. и постановления IX в. у франков/. Таким образом, политика раннефеодального государства стимулировала процесс создания частносеньориальной собственности, рост частной власти крупных феодалов. Тем самым оно породило собственных политических противников и характерный для раннесредневекового государства дуализм политической власти: власть короля в центре и власть отдельных феодалов на местах, в их сеньориях.

Рост крупной земельной собственности и политического влияния магнатов отразился на структуре раннефеодальных государств. Ослабели их финансовые возможности из-за изъятий обширных территорий из сферы налогообложения, сократились судебные права, кардинально изменилась организация войска. Свободные крестьяне - аллодисты постепенно отстраняются от участия в ополчении: сначала несут ее не с одного, а нескольких земельных наделов, затем - в войске своих сеньоров. Единицей комплектования военных сил постепенно становятся не территории графств и сотен, но и владения магнатов, которые ведут дружины, состоящие из вассалов и зависимых людей. Такая практика была заимствована крупными феодалами и вначале временно укрепила позиции центральной власти, но затем быстро привела к росту политической самостоятельности крупных сеньоров.

Отмеченный дуализм политической власти в раннефеодальном государстве обусловил их распад и феодальную раздробленность, а в Византии - к заметное ослабление центральной власти в XII в.

Однако пока сохранились массы свободного крестьянства и мелких феодалов, центральная власть сохраняла свои позиции, а в отдельные моменты временно расширяла не только свою прерогативу, но и подвластные территории. Это приводило к возникновению полиэтнических раннефеодальных политических образований, которые нередко назывались современниками “империями”. Эта империя Каролингов - конец VIII-IX вв., т.н. Римская империя, созданная германскими королями X в., Великоморавская держава IX в., скрепленное личной унией государство датского короля Кнута, включавшее Данию, Швецию, Норвегию, Англию - I пол. IX в.

Такие внешне централизованные, но обычно аморфные и легко распадающиеся государства рождались в процессе завоевания новых территорий, в интересах центральной власти и складывающегося класса феодалов, иногда в целях обороны от внешних врагов. Однако в подобных империях шел одновременно процесс феодализации под покровом внешнего единства, обособления отдельных феодальных владений, этнических общностей, который в течение нескольких десятилетий (империя Карла Великого, государства Кнута), иногда медленнее (империя Оттонов) привел их к политическому распаду. Раннесредневековые империи стали пиком централизации раннесредневекового государства, который предшествовал периоду феодальной раздробленности.

Огромная империя не сумела противостоять нашествию норманнов. Неспособность королей дать отпор северянам - завоевателям побуждала графов и герцогов действовать самостоятельно. Бенефиции – условное пожизненное держание - превращались в “феоды” – условное наследственное держание. Росло крупное землевладение, сеньории подмяли мелких свободных землевладельцев. Таким образом, в IX-X вв. процесс феодализации развивался вширь и вглубь, сохранение единого государства стало невозможно и центробежные тенденции во Франкском государстве возобладали после смерти Карла Великого. В 843 г. сыновья Людовика Благочестивого («чтец библии и певец псалмов, предпочитавший беседы с отшельниками звукам бранной трубы») разделили Франкское государство на 3 части:

- к западу от Рейна - Западно-Франкское;

- к востоку от Рейна - Восточно-Франкское;

- область вдоль Рейна и Роны, Италия - “Средняя Франция”.

Итак, Каролингская империя распалась. На ее территории возникли государства, положившие начало Франции и Германии. В IX в. германские земли оказались под властью Людовика Немецкого (833-876), сына Людовика Благочестивого. Впервые название королевство тевтонов т.е. немцев было употреблено в 919 г., однако границы Восточно-Франкского королевства не были стабильны, особенно восточная, где началась колонизация заэльбских славянских земель.

В Х в. возобновляется практика выбора королей на собраниях высшей светской и духовной знати. Одним из претендентов на престол стали графы Парижа - Робертины. Избрание в 987 г. королем Гуго Капета, одного из Робертинов, положило начало новой династии и означало, что II пол. Х в. - начало упадка королевской власти и нового этапа эволюции средневекового государства – сеньориальной монархии.

Государство франков стало территориальной первоосновой развития западной европейской цивилизации. Отношения земельной собственности претерпели определенную эволюцию: аллод – бенефиций – лен - феод. Аграрный переворот, в свою очередь, способствовал развитию феодальной государственности, в которой главную роль начинают играть органы манориального управления. Варварские королевства – Вандальское королевство в Сев. Африке, Бургундское – в центральной Галлии, Лангобардское – в Сев. Италии, англосаксонское государство – все были раннефеодальными монархиями.

С превращением власти монарха-вождя во власть государя-сеньора на смену раннефеодальной монархии постепенно приходила новая форма феодального государства – сеньориальная монархия.

Раннефеодальные юридические кодификации германских народов - записи их обычного права - известны как “варварские правды”. Это Салический закон, Рипуарская и Бургундская правды, англосаксонские судебники и пр.

Самой древней из варварских правд считается Салическая, она просуществовала с дополнениями и изменениями, на протяжении 400 лет. Она является основным источником раннего германского права, слабо затронутого влиянием римского права. Основное содержание Lex Calica составляют штрафы за различного рода правонарушения и регламентация судебного процесса. Нормы гражданского права занимают в ней несравненно меньшее место. Запись обычного права у франков была сделана по приказу Хлодвига в нач. VI в. Стремление варваров сберечь свою самобытность обнаружилась в раннесредневековом законодательстве, где появляется столь чуждый для римской юридической традиции принцип персональности права. Во Франкском королевстве люди не подлежали действию единого закона, распространявшегося на всех жителей его территории. Каждого человека судили по правому обычаю той этнической группы, к которой он принадлежал: франка по франкскому обычаю, например, салическому, бургунда - по бургундскому, а римлянина - по римскому праву. Отсюда расхождения, когда за насилие над девушкой римлянин наказывался смертью, а бургунд - штрафом. Свободная женщина, живущая с рабом по римскому закону всего лишь сожительница, не теряющая своих прирожденных прав, тогда как Салический закон низводил ее до положения рабыни.

Разнообразие права было не столь велико, как это может показаться. Варварские законы были схожи, один кодекс брал верх над другим, наконец, римское влияние со временем становилось все более определяющим. Воздействие церкви, унификаторские устремления Каролингов в конце VIII - начале IX в. еще более способствовали исчезновению принципа персональности права и замене его принципом территориальности.

Право собственности. Итак, согласно Салическому закону, основную массу франков составляли свободные полноправные общинники. Каждый свободный франк имел дом, усадьбу, земельный участок, пользовался лугами, лесами, пустошами, владел иноплеменным рабом или полусвободным литом. Частное и общинное уживалось на основе временного компромисса. Пахотная земля распределена на наделы между отдельными семьями, а леса и пастбища остались в общем пользовании. Особое место у франков занимала семейная собственность, отчуждение которой допускалось лишь с согласия членов семьи. В Салическом законе не упоминается о купле-продаже земли, она наследуется только по мужской линии. Салическая правда допускает лишь наследование по закону. Земельный участок общинника, не имевшего наследника, переходил в общинную собственность. Однако обычаи вестготов, саксов допускали женщин к наследованию наравне с мужчинами. Согласно эдикту Хильперика - VI в. - аналогичное правило вводилось у франков.

Во время правления Хлодвига широкое распространение получили аллоды – частная собственность новой служилой знати с полной свободой распоряжения. Затем появляется бенефиций – владение на условиях военной службы без права передачи по наследству, со временем ставшие наследственными, превратившиеся т.о. в феоды.

Для крестьян наиболее распространенной формой земельных владений стали держания с выплатой оброка и выполнения барщинных работ в пользу феодала. В правовом отношении близко к аллоду находились благоприобретенные имущества, которыми собственники могли свободно распоряжаться.

Обязательственное право. Эта область гражданского права была слабо развита у франков. Наиболее распространенными договорами были купля-продажа и заем. Для договора купли-продажи одного соглашения было недостаточно, он вступал в силу лишь после передачи вещи. При этом действительная вещь заменялась символическими обрядами: передачей куска дерна при продаже поля, ветви дерева – при продаже леса, двери – при продаже дома. По обязательствам из договора займа должник отвечал не только имуществом, но и личностью: в случае неисполнения обязательств он становился рабом кредитора.

Семейное право. Власть мужа и отца у франков приняла форму опеки над детьми и женой – пожизненно. Опекунами вдовы становились ее совершеннолетние сыновья или другие родственники умершего.

Для вступления в брак требовалось согласие обеих сторон, а также родителей или опекунов. До принятия христианства франки покупали невесту. В Салической правде указана выкупная плата жениха родственнику – опекуну вдовы. Первоначально развод был разрешен только для мужа, но если веские причины отсутствовали, жена сохраняла приданое и подарки мужа, который выплачивал в ее пользу штраф. Однако в 744 г. под влиянием католической церкви развод был запрещен. Хотя жена могла иметь имущество, собственность, приобретенная в браке или принадлежавшая несовершеннолетним, принадлежала отцу.

Ряд норм был направлен на защиту семьи и нравственности. Запрещались браки между рабами и свободными, нарушение этого правила каралось лишением свободы. 200 солидов выплачивал виновный в похищении чужой жены (как за убийство свободного франка), невесты – 15 сол. в пользу жениха, равно наказывалось и внебрачное сожительство.

Наследственное право. Родовые поместья, благоприобретенные недвижимости, а также движимые имущества наследовались детьми в равных долях или нисходящими наследниками (внуки, правнуки), в их отсутствие – по восходящей степени родства (отец и мать, их нисходящие), затем – дед и бабка, их нисходящие. Ближайшая степень родства исключала последующую.

С развитием права собственности у франков появилось наследование по закону и по завещанию. Особый порядок наследования существовал применительно к феодам – они переходили во владение старшего в семье по принципу майората.

Система преступлений и наказаний. Германские правды были составлены в то время, когда кровная месть становится пережитком. Самосуд и государство находились в явном противоречии. Месть заменяется вергельдом - штрафом за убийство. Жизнь свободного франка стоила дорого - 200 солидов = 200 коров. До конца VI в. в платеже участвовали сородичи, затем стал действовать принцип личной ответственности правонарушителя: если виновный и сородичи не могли заплатить штраф, он подвергался смертной казни (титул LVIII). Тройной вергельд защищал “королевского сотрапезника” - варвара или галло-римлянина. За раба платили лишь его рыночную цену. Интересно, что за умышленное и неумышленное убийство наказание одинаково. Германское право предусматривало: основанием для назначения вергельда должно считать не намерение виновного, а конечный результат. При определении наказания учитывались отягчающие вину обстоятельства (нападение на спящего, женщину, ребенка, надругательство над мертвым). В Салическом законе сформулировано понятие соучастия, при этом подстрекатель наказывался строже, нежели исполнитель.

Салическая правда, дополненная королевскими капитуляриями, предусматривала ответственность за следующие деяния:

1. государственная измена, оскорбление короля, заговоры, религиозные преступления (кража церковного имущества), подделку монеты – смертная казнь,

2. преступления против личности:

§ штраф за убийство – свободного франка (если колдунья съела) – 200 сол,

§ королевского чиновника, воина, священника – 600 сол,

§ епископа – 900 сол,

§ «скопищем» королевского служащего в его доме, в походе, состоявшего на королевской службе – 1800 сол.,

§ штрафы за телесные повреждения зависели от величины раны,

§ оскорбление словом «урод» – 3 сол., «лжец» – 15 сол., «блудница» – 45 сол.

3. преступления против собственности: разбой – смертная казнь, поджог – 62,5 сол., грабеж – 63 сол., кража раба, упряжного животного – 30 сол., молочный поросенок – 3 сол., свинья – 2-летка – 15 сол.

Королевское имущество охранялось тройным вергельдом.

4. должностные преступления: против правосудия. За отказ в правосудии графа наказывали вплоть до смертной казни, штрафы рахинбургам – судебным заседателям, если судили не по закону,

5. воинские преступления: смерть – за дезертирство,

В древнейшие времена суд у германцев производился собранием свободных людей округа (сотни) под председательством выборного сотника – туингина. При Хлодвиге главная роль переходит к графу – королевскому чиновнику, который выносил решения по гражданским делам и совместно с рахинбургами – по уголовным.

Решения и приговоры суда графа могли быть обжалованы в суде короля, возглавляемом майордомом. Юрисдикция королевского суде неограниченна.

Особо следует сказать о юрисдикции церкви, которой отнесены дела клириков, дела между клириками и светскими лицами рассматривались смешанными судами при Меровингах, а при Каролинах – только в случае, если светское лицо отказывалось подчиняться церковной юрисдикции. Кроме того, юрисдикция церковного суда была расширена на сирот, вдов, вольноотпущенников, которым покровительствовала церковь. Здесь наказания носили церковный характер: отрешение от должности, отлучение от церкви, запрет священнослужения даже в отдельной местности, штраф, заключение в тюрьму. Однако церковные правила не допускали смертную казнь.

Церковное отлучение имело серьезные последствия: отлученный не допускался к церковным таинствам и службе, с ним запрещено разговаривать, пить и есть, здороваться, иначе сам подвергался отлучению. Умерший отлученным считался лишенным загробного спасения.

Старинные обычаи германцев требовали, чтобы судебное дело возбуждалось по заявлению потерпевшей стороны. На ней же лежала предоставление доказательств и формулирование обвинения. Такой процесс получил название состязательного. Никакого предварительного расследования не велось. Судья ограничивался доказательствами, которые предоставляли обе тяжущиеся стороны. Если виновный был захвачен на месте преступления, то суд выносил приговор сразу же, после принесения присяги потерпевшим и свидетелями, подтверждавшими факт поимки с поличным. В иных случаях обвиняемый доказывал свою невиновность. Когда не удавалось добиться признания, обращались за помощью к богу. Так рождался “божий суд” - ордалий - испытание соответствующей стороны в процессе.

Наиболее распространенными способами ордалия в германском праве было испытание водой, железом и огнем. Особой формой ордалия был судебный поединок. Наконец, своеобразным видом ордалия служила клятва в форме соприсяжничества: обвиняемый отрицал обвинения клятвой, вместе с ним клялись его соприсяжники. Их число различалось в зависимости от важности дела. Салическая правда назначает от 6 до 72 соприсяжников. Христианство прибавило к старинным испытаниям клятву на Евангелии, на святых мощах, на кресте, хлебом и сыром.

К IX в. варварские правды постепенно вышли из правового обращения. Их заменило королевское законодательство, ориентированное в большей мере на государственный, нежели общинный суд.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.028 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал