Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






СРСП № 9






 

Тема: СУБД MS ACCESS: Сортировка, фильтрация, фильтр. Создание и модификация форм. запросов, отчетов. (практическое занятие)

Цель самостоятельной работы: приобретение навыков работы с системой управления базами данных MS ACCESS.

Срок сдачи и оценочный балл выполнения задания: 13 неделя (2 часа), 5 баллов.

Задание 1.

1. Создайте запрос на выборку, в котором по таблице ПРЕПОДАВАТЕЛЬ с помощью функции Count подсчитывается число преподавателей на каждой кафедре. Сохраните запрос под именем ЧИСЛО ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДРЫ.

2. Для подсчета общего числа часов занятий, проводимых каждой кафедрой, создайте запрос на базе таблиц ПРЕПОДАВАТЕЛЬ и ИЗУЧЕНИЕ.

3. Сохраните запрос под именем ЧАСЫ КАФЕДРЫ и выполните.

4. Для окончательного решения задачи необходимо на базе двух предыдущих запросов подготовить третий запрос с вычисляемым полем.

1. Создайте запрос в Режиме конструктора. В окне Добавление таблицы откройте вкладку Таблицы и запросы и выберите таблицу КАФЕДРА и два предыдущих запроса

2. В строку Поле из таблицы КАФЕДРА перенесите поля ККАФ и НКАФ, а из запросов - соответственно Count _ ТАБН и Sum _ ЧАСЫ. Таблица КАФЕДРА включена в запрос для дополнения кода кафедры ее наименованием.

3. Для создания вычисляемого поля, рассчитывающего среднюю нагрузку преподавателя, введите выражение [ Sum _ ЧАСЫ ]/[ Count _ ТАБН ]. Для этого в строке Поле пустого столбца с помощью контекстно-зависимого меню вызовите Построитель выражения, выбрав меню Построить. В левой части окна Построителя выражения в папке Запросы выберите соответствующие запросы. Справа отобразится список полей. Последовательно выбирая нужные поля, нажимая кнопку Вставить и вставляя знаки операции, сформируйте необходимое выражение в верхней части окна, Ok.

4. Для изменения в таблице результата подписи Выражение1, формируемый по умолчанию, выделите столбец этого поля в бланке запроса и вызовите через контекстное меню Свойства

5. Задайте в Подпись поля значение Средняя нагрузка преподавателя, в Формат поля - Фиксированный и в Число десятичных знаков – 0

6. Сохраните запрос под именем НАГРУЗКА ПО КАФЕДРАМ

Задание 14.

Сконструируйте запрос на создание таблицы на запросе ЧИСЛО СТУДЕНТОВ и СРЕДНИЙ БАЛЛ ГРУППЫ.

1. В окне базы данных выделите названный запрос и откройте его в режиме Конструктора

2. Выберите в меню Запрос|Создание таблицы

3. В окне Создание таблиц введите имя ЧИСЛО СТУДЕНТОВ и отметьте В текущей базе данных

4. Выполните запрос. В специальном диалоговом окне Access укажет, сколько записей добавляется в новую таблицу и потребует подтвердить. Теперь эту таблицу можно видеть в списке таблиц окна базы данных.

Задание 2.

1. Для формирования запроса на обновление сначала создайте Запрос на выборку на основе двух таблиц: обновляемой таблицы ГРУППА и таблицы ЧИСЛОСТУДЕНТОВ, содержащей данные для обновления. В подсхеме данных запроса автоматически установится связь этих таблиц по полю НГ

2. Преобразуйте запрос на выборку в Запрос на обновление, выбрав из меню Запрос|Обновление

3. Заполните бланк запроса. Перетащите обновляемое поле КОЛ в строку Поле. В строку Обновление введите имя поля Count _ НС, заключенное в квадратные скобки

4. Просмотрите содержимое поля КОЛ перед обновлением в режиме Таблица

5. Сохраните запрос под именем ОБНОВЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ ГРУППА.

6. Выполните запрос

Обратите внимание на измененные значения содержимого поля КОЛ в таблице

Задание 3.

Пусть необходимо для каждого преподавателя определить число студентов, знания которых он оценил. Фамилии преподавателей можно получить из таблицы ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, которая находится в отношениях один-ко-многим с таблицей УСПЕВАЕМОСТЬ. Поскольку с помощью мастера невозможно построить перекрестный запрос из нескольких таблиц, то необходимо сначала создать запрос на выборку для таблиц УСПЕВАЕМОСТЬ и ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

1. Создайте с помощью мастера простой запрос. В этом запросе выберите из таблицы ПРЕПОДАВАТЕЛЬ поле ФИО, а из таблицы УСПЕВАЕМОСТЬ – поля ВИДЗ и НС. Сохраните запрос с именем ПРЕПОДАВАТЕЛЬ - ЗАПРОС

2. Для создания следующего запроса нажмите кнопку Создать| Перекрестный запрос

3. В окне мастера выберите запрос ПРЕПОДАВАТЕЛЬ - ЗАПРОС

4. В следующем окне мастера выберите для заголовков строк поле ФИО. Для выбора используйте кнопку >.

5. Для заголовков столбцов установлено поле ВИДЗ

6. Для вычисления значений ячеек выберите поле НС и функцию Число (Count)

Задание 4.

В отличие от мастера Конструктор позволяет создать многотабличный перекрестный запрос. Рассмотрите создание перекрестного запроса, в котором заголовками строк будут фамилии преподавателей, заголовками столбцов - наименование предметов, а на пересечении строк и столбцов - сумма часов.

1. Начните, как обычно, создание запроса в режиме Конструктора

2. В окне Добавление таблицы включите в схему данных таблицы ПРЕДМЕТ, ИЗУЧЕНИЕ и ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

3. В бланк запроса перетащите поля ФИО из таблицы ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, НП – из таблицы ПРЕДМЕТ, ЧАСЫ – из таблицы ИЗУЧЕНИЕ

4. Выполните команду меню Запрос/Перекрестный. В бланке запроса появятся две дополнительные строки Групповая операция и Перекрестная таблица

5. В строке Перекрестная таблица для поля ФИО выберите из списка значение Заголовки строк, для НПЗаголовки столбцов, для поля ЧАСЫ - Значение

6. В строке Групповая операция для поля ЧАСЫ выберите Sum, оставив для всех остальных полей – Группировка

Задание 5.

Рассмотрите создание отчета на примере получения списков студентов по группам.

2. Определите требования к макету отчета:

§ Списки студентов каждой группы в отчете должны выводиться последовательно вместе с заголовками

§ Необходимо рассчитать средний проходной балл для каждой группы

§ Записи должны выводиться в алфавитном порядке фамилий

Начните создание отчета с помощью Мастера, а затем откорректируйте в режиме Конструктора.

1. На вкладке Отчет нажмите на кнопку Создать

2. В окне Новый отчет откройте список таблиц и выберите СТУДЕНТ, затем - Мастер отчетов

3. Выберите поля НГ, НС, ФИО, ГОДР, ПБАЛЛ

4. Данные в отчете должны быть сгруппированы по полю НГ

5. В следующем окне мастера определите способ сортировки (в нашем случае по ФИО). Нажмите кнопку Итоги и выберите для поля ПБАЛЛ функцию Avg

6. Следующие окна предназначены для оформления стиля и дизайна отчета, которые предлагаем выбрать самостоятельно

7. По умолчанию отчет примет имя СТУДЕНТ

Задание 6.

Для редактирования отчета перейдите в Режим конструктора.

1. В разделе Заголовок отчета из пункта контекстного меню Свойства в строке Подпись поменяйте заголовок на Списки студентов, здесь же выберите размер шрифта, начертание

2. Из раздела Верхний колонтитул удалите поле НГ, чтобы оно не повторялось. Для этого выделите его и Del. Выбрав из панели элементов Надпись, введите подпись поля: Список студентов группы. Установите нужный шрифт в элементах.

3. Аналогично замените Подпись поля в разделе Примечание группы НГ на Средний проходной балл. В свойствах элемента функции =Avg( ПБАЛЛ ) на вкладке Макет в строке Формат поля выберите Фиксированный, а число десятичных знаков

Методические рекомендации по выполнению заданий: задание предполагает индивидуальную работу за ПК. При выполнении заданий используйте лекционный и лабораторный материал по данной теме. Контроль освоения данной темы осуществляется с помощью тестового задания.

Требования преподавателя к выполнению задания: вопросы, поставленные в задании, требуют ясных и четких ответов.

Критерии оценки выполнения задания: на оценочный балл повлияют сроки сдачи задания, четкость формулировок и ясность выражения мыслей.

 

Требования к оформлению самостоятельной работы студента под руководством преподавателя: результаты выполнения заданий представляются в электронной форме.

Контрольные вопросы:

1. Что такое база данных?

2. Что такое система управления базой данных?

3. Что собой представляет таблица?

4. Для чего служат запросы?

5. Для чего предназначены формы и отчеты?

6. Для чего нужна таблица?

7. Как описывается объект?

8. Какие типы данных поддерживает Access?

9. Какие возможности предоставляет Access по созданию запросов?

10. Можно ли сортировать данные в запросе?

11. Для чего служит Построитель выражений?

12. Для чего нужен отчет?

13. Какие режимы имеются для создания отчетов?

14. Какие возможности по выбору полей для отчета предоставляет Мастер отчетов?

15. Какие способы создания многотабличных отчетов есть в Access?

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Экономическая информатика: Учебник / Под ред. В.П.Косарева.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 592 с.: ил/- 23 экз.

  1. Практикум по информатике для экономистов: Учебно-практ. пособие для студентов вуза / Финансовая академия при Правительстве РФ; ред. В. П. Косарев.- М.: ЦентрЛитНефтеГаз, 2007. - 461 с.

3. Основы информатики: Учеб. пособие / Под ред. А.Н.Морозевича.- 2-е

  1. Джапарова Г.А. Основы информатики: Учебное пособие.-Алматы: Экономика, 2004.- 284 с.
  2. Дубовиченко С.Б. Основы информатики: Учебник / Ин-т междунар.права и междунар. бизнеса" Данекер".- Алматы: Данекер, 2004. - Ч.1.-366с.
  3. Балафанов Е.К. и др. Новые информационные технологии: 30 уроков по информатике: Учебник для колледжей и младших курсов ВУЗов / Балафанов Е.К., Бурибаев Б., Даулеткулов А.Б.- Изд. 3-е, испр. и доп.- Алматы: ИНТ, 2004.- 400 с.
  4. Агальцов В.П. Информатика для экономистов: учебник / В. П. Агальцов. - М.: ИД ФОРУМ-ИНФРА-М, 2006. - 448 с.
  5. Практикум по экономической информатике: Учеб.пособие.Ч.1 / Под ред.Е.Л.Шуремова.- М.: Перспектива, 2000.-300 с.

 

Казахский экономический университет им.Т.Рыскулова

Инженерно-экономический факультет

Кафедра «Прикладная информатика»

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.