Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В ы в о д ы






Положение инженеров в обществе, как свидетельствует практика, – своеобразный барометр его социального здоровья. Ведь миссия инженера – обновлять производство, создавать новые образцы техники и технологии, быть проводником научно-технического прогресса. Недаром в периоды застоев роль этой профессиональной группы в обществе заметно снижается.

Советская техническая интеллигенция прошла сложный путь развития – от периода первоначального гонения на бурспецов до подъема престижа профессии инженера в годы индустриализации и Великой Отечественной войны и последующего этапа снижения престижа в эпоху застоя, что проявилось в уменьшении реального вклада технических специалистов науки и техники, что выражалось в неуклонном снижении темпов научно-технического прогресса, уровня отечественных конструкторских и технологических разработок, надежности техники, отставании от развитых капиталистических держав в наукоемких отраслях экономики.

В условиях ограничений первых лет советской власти была замечена тенденция инженерного корпуса к росту сплочения, профессиональной корпоративности, что проявилось в создании сообществ, научно-технических обществ и ИТС.

Потребности народного хозяйства, индустриализация страны заставили менять отношение к бурспецам с одновленменной активизацией работы по созданию новой советской интеллигенции: растет число ВТУЗов, готовящих инженерные кадры, идут поиски путей подготовки достаточного числа технических специалистов из среды рабочих и крестьян, что изменяет социальный облик общества и этой профессиональной группы.

Резкое повышение престижа инженерных профессий приходится на военное время, а также в 1960-е гг., годы развертывания НТР. Инженерное дело в эти периоды становится одним из наиболее привлекательных занятий, именно в то время начали работать многие механизмы формирования и воспроизводства инженерной интеллигенции.

Торможение научно-технического прогресса в 1970-е гг. влияло на положение инженеров в обществе, обуславливало снижение их престижа. С началом перестройки намечаются положительные измеения в положении инженеров, происходит некоторое улучшение материального стимулирования инженерного труда, появляются зримые материальные стимулы инновационной деятельности. Однако это происходит довольно робко, хозяйственный механизм продолжает действовать с присущим ему п

Понятие «профессиональный инженер»: требования к профессиональным инженерам

Глобализация экономики и возрастающая конкуренция на рынке инженерного труда требуют выработки единых требований к качеству подготовки специалистов и обеспечения их международной мобильности. Решению этой задачи способствует создание международных регистров профессиональных инженеров. В настоящее время, в мире существует три международные организации, которые ведут регистрацию профессиональных инженеров и способствуют международному признанию их квалификаций, а именно: Форум мобильности инженеров (Engineers Mobility Forum, EMF), регистр инженеров стран APEC (APEC Engineering Register) и Европейская федерация национальных инженерных организаций (Fé dé ration Europé enne d’Associations Nationales d’Ingé nieurs, FEANI).

Звание «профессиональный инженер»: Professional Engineer (США, Япония, Южная Африка, Канада, Южная Корея, Сингапур) и Chartered Engineer (Великобритания, Новая Зеландия, Австралия, Ирландия)означает, что его обладатель способен вести самостоятельную профессиональную деятельность и имеет лицензию одного или более правительственных органов на оказание профессиональных инженерных услуг в качестве независимого практика.

Как правило, профессиональный инженер имеет дело с разработкой и внедрением передовых технологий и использует в своей работе инновации и творческий подход. Его деятельность предполагает использование фундаментальных знаний и принципов для разработки и применения новейших технологий, использование современных методов проектирования, внедрение новых и эффективных концепций и методов в области производства, маркетинга, управления, выполнение рискованных проектов. Деятельность профессионального инженера включает работу из различных областей знаний и носит преимущественно интеллектуальный характер. Она предполагает использование оригинальных подходов и суждений и способность осуществлять техническое и административное руководство над подчиненными.

В большинстве стран для регистрации в качестве профессионального инженера, кандидат должен соответствовать требованиям национальных организаций, отвечающих за сертификацию и лицензирование профессиональных инженеров:

- окончить университет, обучаясь по аккредитованной инженерной программе;

- иметь лицензию на осуществление профессиональной деятельности;

- иметь опыт практической инженерной деятельности (от 3-х до 7-ми лет в зависимости от страны);

- сдать профессиональные экзамены (как правило);

- поддерживать свою квалификацию путем непрерывного профессионального совершенствования;

- следовать кодексу профессиональной этики.

Требования (форума мобильности инженеров) EMF к компетенциям профессиональных инженеров

Международная организация Форум мобильности инженеров - EMF была создана в 1997 году, с целью устранения искусственных барьеров для свободного передвижения и практики профессиональных инженеров в странах-участницах соглашения. Форум объединяет профессиональные организации, осуществляющие сертификацию и регистрацию профессиональных инженеров в следующих странах: США, Канада, Великобритания, Ирландия, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Малайзия Гонконг, Корея, Сингапур и Шри-Ланка. Участники Форума согласовали между собой международные стандарты для присуждения звания «профессиональный инженер» и требования к компетенциям специалистов в области инженерной профессии. Кроме того, участники Форума учредили Международный регистр профессиональных инженеров EMF (EMF International Register of Professional Engineers), который должен служить основой для признания квалификаций профессиональных инженеров, прошедших процедуры сертификации, лицензирования и зарегистрированных в одной из стран-участниц EMF. Включение в Международный регистр профессиональных инженеров EMF дает специалистам право получения равнозначного статуса во всех странах-участницах Форума.

Для регистрации EMF-профессиональных инженеров необходимо:

- наличие инженерного образования, полученного в университете по программе аккредитованной организацией, имеющей статус полноправного члена или разделяющей принципы, критерии и процедуры аккредитации участников Вашингтонского соглашения;

- способность к самостоятельной профессиональной инженерной деятельности на основе приобретенных компетенций,

- опыт практической деятельности не менее 7-ми лет, включая 2 года работы на ответственной руководящей должности при выполнении важного инженерного проекта,

- стремление к непрерывному профессиональному совершенствованию.

В настоящее время, у претендентов на звание EMF-профессионального инженера, появилась еще одна возможность попасть в Международный регистр профессиональных инженеров EMF. Альтернативный путь предполагает наличие у кандидата инженерного образования, соответствующего требованиям EMF, его стремление к непрерывному профессиональному совершенствованию, и соответствие требованиям к компетенциям профессиональных инженеров, принятых в странах-участницах Форума. Соответствие кандидата требованиям к компетенциям профессиональных инженеров предполагает наличие у него профессиональной подготовки и практического опыта равнозначного вышеупомянутому требованию EMF к профессиональной деятельности.

Требования к компетенциям EMF-профессиональных инженеров:

1. Применение универсальных знаний (обладание широкими и глубокими принципиальными знаниями и умение их использовать в качестве основы для практической инженерной деятельности).

2. Применение локальных знаний (обладание теми же знаниями и умение их использовать в практической деятельности в условиях специфической юрисдикции).

3. Анализ инженерных задач (постановка, исследование и анализ комплексных инженерных задач).

4. Проектирование и разработка инженерных решений (проектирование и разработка инженерных решений комплексных инженерных задач).

5. Оценка инженерной деятельности (оценивание результатов комплексной инженерной деятельности).

6. Ответственность за инженерные решения (ответственность за принятие инженерных решений по части или по всему комплексу инженерной деятельности).

7. Организация инженерной деятельности (организация части или всего комплекса инженерной деятельности).

8. Этика инженерной деятельности (ведение инженерной деятельности с соблюдением этических норм).

9. Общественная безопасность инженерной деятельности (понимание социальных, культурных и экологических последствий комплексной инженерной деятельности, в том числе в отношении устойчивого развития).

10. Коммуникация (ясность общения с другими участниками комплексной инженерной деятельности).

11. Обучение в течение всей жизни (непрерывное профессиональное совершенствование, достаточное для поддержания и развития компетенций).

12. Здравомыслие (руководство здравым смыслом при ведении комплексной инженерной деятельности).

13. Законность и нормативность (соблюдение законодательства и правовых норм, охрана здоровья людей и обеспечение безопасности комплексной инженерной деятельности).

Требования к компетенциям инженеров сформулированы таким образом, что могут применяться в выполнении различных видов работ независимо от области специализации инженера. Требования к компетенциям включают как профессиональные (анализ задач, проведение исследований, проектирование, оценка инженерной деятельности), так и личностные навыки (коммуникация, соблюдение кодекса профессиональной этики, понимание ответственности инженера перед обществом).

Международный регистр профессиональных инженеров и соответствующие соглашения ряда стран обеспечивают реальное признание качества подготовки специалистов в области техники и технологий и их профессиональную мобильность.

 


 

 

 

 

 

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.