Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пресса России. Опыт и тенденции развития.






Новые исторические условия жизни Российской Федерации стали важным фактором формирования массовой журналистики нового типа. Необходимо было определить то место, которое предстояло занять прессе в утверждавшемся демократическом обществе. Процесс, начатый в начале 90-х гг., привел к некото­рым сдвигам в социальной структуре печати, телевидения, ра­диовещания, более осмысленному пониманию запросов аудито­рии, способствовали внедрению новых форм и методов деятель­ности средств массовой информации. Информационный про­цесс в стране в новых условиях дифференцируется, реорганизу­ется. Меняются и социальные, и духовные, и профессиональные ориентиры журналистики.

Строительство системы средств массовой информации Рос­сийской Федерации, развернувшееся в начале 90-х гг., испытало немало трудностей. На начало ноября 1991 г. Министерством пе­чати и массовой информации РФ было зарегистрировано 1269 га­зет, журналов, информационных агентств. Более 2200 средств массовой информации получили свидетельства на право дея­тельности в бывшем союзном ведомстве. Однако это далеко не полные данные, ибо часть изданий была зарегистрирована в Российском министерстве печати, другая — в исполнительных органах власти различных уровней, вплоть до районных Сове­тов. В целом установлено, что в 1991 г. в Российской Федера­ции издавалось 4863 газеты.

После запрета КПСС и дезинтеграции СССР произошло окон­чательное разрушение существовавшей ранее системы СМИ. С введением российского Закона о средствах массовой информации открылись возможности для создания новой системы. За­крытие и трансформация многих сотен старых изданий, возни­кновение тысяч новых внесли коррективы в типологический ха­рактер структуры прессы.

В российской журналистике появлялись все новые типы из­даний. Среди них с момента возникновения и появления на ин­формационном рынке особое место занимает группа изданий, главной темой которых всегда оставалась политика, а главным принципом — серьезный подход к ней. Это в первую очередь " Независимая газета", " Известия", " Новое время", " Сегодня", " Московские новости", " Новая ежедневная газета", " Общая га­зета", " Коммерсантъ", " Коммерсанть-Дейли" и др.

На газетном рынке появились издания, выход которых стал возможным благодаря новым тенденциям, сложившимся в условиях демократизации и финансово-экономической инициативы. Так, учредителем газеты " Куранты" стала Московская мэрия, газеты " Центр Плюс" — префектура Центрального администра­тивного округа и редакция журнала " Столица", газеты " МК — Московский комсомолец" — коллектив газеты. Учредителем газе­ты " Утро России" является Акционерное общество Издательский дом " Утро России"; общероссийскую газету репрессированных народов " Народ" учредило товарищество " Издательский дом РОСС"; газета " We — Мы" создана совместно " Известиями" и корпорацией Херста (США) и т. д.

Газетный мир Российской Федерации неуклонно расширял­ся, сохраняя при этом свой многонациональный характер. В на­чале 90-х гг. в Российской Федерации газеты и журналы выхо­дили почти на 40 языках, проживавших здесь народов. Правда, положение прессы республик, входящих в состав федерации было нестабильным. Переход к рыночным отношениям привел к сокращению ее тиражей. Почти третью часть своих подписчи­ков потеряли газеты Северо-Кавказских республик, Дагестана.

Коренной пересмотр общественных отношений, демократи­зация общественной жизни, переход к рынку радикально изме­нили роль средств массовой информации и представления чита­телей о них. В 1991, еще больше — в 1992 гг. продолжали падать тиражи массовых газет. Сказались не только экономический фактор — рост цен на подписку, но и стремление читателей найти свою газету.

В 1992 г. из 40 массовых изданий 33 потеряли читателей. У газеты " Труд" тираж сократился почти на 6 млн. экз., у " Комсо­мольской правды" — на 5 млн. экз. Наибольшие потери понесли бывшие издания КПСС: " Деловая жизнь" (" Партийная жизнь") набрала лишь немногим более 19%, " Диалог" — около 25%, " Правда" — около 40%, " Советская Россия" — немногим более 59% по сравнению с 1990 г. Однако 7 изданий увеличили тираж. Среди ежедневных — это " Российская газета", " Сельская жизнь", еженедельных — " Мегаполис-экспресс", " Коммерсантъ", " Эко­номическая жизнь", " Бизнес и банки".

В 1993 г. ситуация на рынке прессы продолжала ухудшаться: резко возросли цены на бумагу, полиграфическое исполнение, доставку. Средства массовой информации все больше ощущали экономическую зависимость от правительства и финансовых структур.

В середине 90-х гг. положение на газетно-журнальном рынке несколько стабилизировалось, хотя государство по-прежнему оказывало финансовое давление на средства массовой информа­ции. В январе 1996 г. в Российской Федерации выходило 14 тыс. газет.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.