Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шкала балльных оценок. Кол-во правильных ответов 14-15 12-13 10-11 8-9 6-7 Оценка в баллах






 

Кол-во правильных ответов       14-15 12-13 10-11 8-9 6-7  
Оценка в баллах                  

5.5. МЕТОДИКА «ТОЛКОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ»

Бланк

 

1. Не все то золото, что блестит.

2. Насильно мил не будешь.

3. Назвался груздем — полезай в кузов.

4. На чужой каравай рта не разевай.

5. На охоту ехать — собак кормить,

6. Клин клином вышибают.

7. Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

8. Дорога ложка к обеду.

9. Старый друг лучше новых двух.

10. Один в поле не воин.

11. От добра добра не ищут.

12. Пан или пропал.

13. Обожжется на молоке, дует и на воду.

14. Не спросясь броду, не суйся в воду.

15. Нет дыму без огня.

16. Обещанного три года ждут.

17. Не в свои сани не садись.

18. Овчинка выделки не стоит.

19. Нет худа без добра.

20. Готовь сани летом, а телегу — зимой.

Назначение и содержание. Обследуемым вручается бланк с20 пословицами. Они должны, прочтя каждую из них, кратко охарактеризовать ее переносный смысл. Время на работу — 10 минут.

Оценка выставляется по 9-балльной системе с помощью таблицы.

 

Шкала балльных оценок

 

Кол-во правильных ответов       15-17 13-14 10-12 7-8 5-6  
Оценка в баллах                  

5.6. МЕТОДИКА «АНАЛОГИИ»

Инструкция: «На плакате представлен пример зада­ния, аналогичный тем, которые будут сейчас вам предло­жены (показать на демонстрационном плакате). В левой части одно под другим два слова, которые находятся в определенном логическом отношении. Справа слова, под ними (под чертой) — 5 вариантов ответа. Необходимо подобрать ответ так, чтобы слово над чертой и ответ находились в таком же логическом отношении, как и левая пара слов. Ответы записывать на регистрационный лист, как показа­но на плакате. Задание выполнять в последовательности их нумерации. Всего будет 19 заданий. На работу дается 10 мин. Если кто-нибудь из вас закончит раньше, подни­мите руку. Я назову время, за которое вы справились со всеми заданиями. Это нужно записать на регистрацион­ный лист после последнего ответа так, как показано на плакате».

 

Бланк

1. бежать стоять кричать а) молчать б) ползать в) шуметь г) звать   д) плакать
2. паровоз вагоны конь а) конюх б) лошадь в) овес г) телега   д) конюшня
3. театр зритель библиотека а) полки б) книг в) читатель г) библиотекарь д) любитель
4. железо кузнец дерево а) турист б) пила в) кора г) столяр д) листья  
5. пароход пристань поезд а) рельсы б) вокзал в) земля г) шпалы д) пассажир  
6. электричество провод пар а) кран б) тепло в) вода г) труба д) кипение  
7. нога костыль глаза а) голова б) очки в) слезы г) зрение д) нос  
8. иголки острие бритва а) сталь б) коробка в) лезвие г) царапина д) мыло  
9. музыка оркестр пение а) хор б) театр в) сцена г) скрипка д) искусство  
10. коровы стадо волки а) лес б) овцы в) охотник г) стая д) хищники  
11. кинофильм экран спектакль а) артисты б) зрители в) сцена г) трагедия д) опера  
12. рожь поле яблоня а) садовник б) забор в) яблоки г) листья д) сад  
13. гора пещера дерево а) земля б) дупло в) крона г) лес д) ствол  
14. дом этажи лестница а) крутизна б) жители в) подъем г) камен д) ступени  
15. число цифры слово а) предложение б) буквы в) фразы г) рассказ д) книга  
16. болезнь лечить поломка а) наблюдатель б) делать в) ремонтировать г) оценивать д) страдать  
17. отравление смерть поджог а) нападение б) пожар в) пожарник г) преступник д) люди  
18. враг неприятель рынок а) вокзал б) площадь в) торговец г) базар д) толпа  
19. малина ягода физика а) книга б) ученый в) электричество г) лекция д) наука  

 

Назначение и содержание. Методика позволяет оценивать понимание смысла слов и логических отношений между понятиями.

«Ключи»

1 - А; 2 - Г; 3 - В; 4 - Г; 5 - Б; 6 - Г; 7 - Б;

8 - В; 9 - А; 10 - Г; 11 - В; 12 - Д; 13- Б;

14 - Д; 15 - Б; 16 - В; 17 - Б; 18 - Г; 19 - Д.

 

Методические указания. Подсчитывается количество правильных ответов (№ пр.). Вычисляется показатель Тб (время безошибочного выпол­нения задания) по формуле (5):

 

Тб = ТхС, (5)

 

где Т — время выполнения задания в секундах,

С — коэффи­циент, величина которого определяется количеством правиль­ных ответов (№ пр.).

Коэффициенты приведены в табл. 1.

Тб переводится в баллы по табл. 2

Если испытуемый не дал ни одного правильного ответа (№ пр. = 0), результат оценивается в 1 балл.

Величины Т, № пр., С и Тб, а также соответствующий балл заносятся в карту психофизиологического обследования.

Таблица 1

 

№ пр С № пр С № пр С
  19, 00   2, 37   1, 36
  9, 50   2, 11   1, 27
  6, 33   1, 90   1, 19
  4, 75   1, 73   1, 12
  3, 80   1, 58   1, 05
  3, 17   1, 46   1, 00
  2, 71        

Таблица 2

 

Тб Баллы Тб Баллы
1429 и >   477-327  
1428-944   326-250  
943-802   249-213  
801-654   212-172  
653-448   171и<  

5.7. МЕТОДИКА «Словесный лабиринт»

Инструкция: «Сейчас вам будут выданы карточки со словесными лабиринтами, в которых скрыты осмысленные слова. Ваша задача состоит в том, чтобы как можно скорее найти выход из лабиринта, используя три правила. Первое правило состоит в том, что вход в лабиринт всегда начинается с правого нижнего угла, а выход из лабиринта всегда находится в верхнем левом углу, т.е. вход и выход лабиринта всегда четко определены. Второе правило состоит в том, что передвигаться по лабиринту можно только ходом шахматной фигуры ладьи: только по прямой на любое количество букв. Третье правило состоит в том, что любая «пройденная» буква входит в зашифрованное слово, пропустить или перескочить ее невозможно. Найденное слово запишите с указанием времени поиска по секундомеру».

Стимульный материал

1-Й 2-й 3-й 4-й 5-й
Лабиринт лабиринт лабиринт лабиринт лабиринт
ЬТОТИЧ   ЬСОКБИ   ТОВМРТ   ЙИЩЮЯЛ   ВИТМУЧ
САВИЧЮ ТИЕЛИК НАРСНА ЫМУЯТВ АБАИКЛ
ИКЫДАЛ СНИИРС ЕАИНОП ЕНИЛКА МАТРОЮ
АВЫЗАК ВЫСИПО ОЕНТАД НЖИВДО МИРЕПС НЕТОЗК ИНЕВАР ТИКСУП ТЕЬЛУК АКЦУКА
СЬТАРД БАКЩДП ЫМАЗКЭ НИАРКУ ИСЬЛИФ
  6-й   7-й   8-й   9-й   10-й
лабиринт   лабиринт лабиринт лабиринт лабиринт
ЕЖДИНК ИНЕЫПУ ЕИНЫЛК ОМЕЖЕА ТАИРАТ ЫЕОИНЕ ОНОЛАМ ВИТАГО ЕИНАНЗ ИВОСРО
НЕЛЗАК ИЗНОИЕ МИКЖОЛ ТСЕБИР НСВИБК
ЕЫПУТЕ ОКОЛДЕ ИТАТСО САЖУРД АНЗОКЫ
ЛТУТСЫ МАРГОР СЫРКИР ЕЩУРКО КВОБУЗ
ЦУТСЫВ ЕПСОРП ОРАДОП ЖУРДОС НИБОКЯ

Назначение и содержание. Методика «Словесный лабиринт» изучает индивидуальные особенности субъектов мыслительной деятельности по параметру ригид­ности. Она позволяет выявить подвижность, или лабильность мыслитель­ных процессов. Под лабильностью мыслительных процессов понимается скорость перестройки этих процессов при последовательном переходе от решения одной задачи к другой. Поскольку для решения всех задач не существует единого алгоритма, временные показатели решения отдельных задач субъектом позволяют оценить его способность переключаться с одного способа решения на другой. Показателем лабильности (подвижности) мышления в данной методике выступает время, затраченное испытуемым на решение каждого из десяти лабиринтов. Предполагается, что увеличение временных показателей и особен­но их неравномерность по отношению друг к другу свидетельствует о трудностях переключения с одного способа решения на другой (типичная картина для ригидности). Наоборот, низкие и ровные по отношению друг к другу временные затраты свидетельствуют о легкости переключения с одного способа решения на другой (типичная картина для лабильности мышления).

Оснащение эксперимента. Для каждого испытуемого следует подготовить 10 словесных лабиринтов, каждый на отдельной карточке. Под лабиринтом подразумевается столбик беспорядочно перемешанных букв и 6 строк по 6 букв в каждой строке. Набор букв выглядит случайным, но в нем обязательно зашифровано какое-нибудь слово. Для регистрации времени решения задачи нужен ручной секундомер. Позднее эти показатели времени будут использованы для построения графика, определяющего особенности ригидности — лабильности мышления каждого отдельного субъекта.

Методические указания. По временным показателям решения всех десяти задач построить график, отражающий свойства мышления. По оси абсцисс указать последовательно все номера лабиринтных задач. По оси ординат указать временные затраты с делениями, соответствующими среднеарифметической величине решения каждой отдельной задачи. Относительно стабильные показатели указывают на лабильность мышления. Зигзагообразность кривой с большими различиями между максимальными, средними и минимальными показателями свидетельствует о ригидности мышления, когда субъекту приходится тратить лишнее время на «перестройку» своего мышления и переходу на новый способ. По графику можно также отметить склонность к обучению, если сравнить результаты первой половины лабиринтных задач с результатами второй половины. Эффект научения отражается в общем уменьшении временных затрат. С помощью самонаблюдения можно также отметить индивидуальные особенности мышления с выбором тех или иных стратегий. Кроме того, можно сопоставить свои индивидуаль­ные средние результаты с групповыми и оценить свое положение в группе (успешные, средние показатели, неуспешные с большими затратами времени и низким процентом решенных задач).

 

Правильные ответы к заданию «Словесный лабиринт»: докладывать, подвижность, эксперимент, управляющий, факультатив, выступление, предложение, пролетариат, содружество, языкознание.

 

6. МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ НЕКОТОРЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.