Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Еврейский корень Шпт и его производные






Еврейский корень шпт в общей сложности употребляется в Ветхом Завете 642 раза как в виде глаголов, так и в виде существительных. Они означают действия, направленные на восстановление нарушенных или ущербных взаимоотношений.

Еврейское слово шофет встречается 58 раз и обозначает человека, который выявляет виновность или невиновность подсудимого, а затем выносит ему или ей свой приговор (Втор. 1: 16; 1 Цар. 7: 15–17). Однако «судья» — это также «помощник», «спаситель» или «избавитель» (Суд. 3: 9, 15; 4 Цар. 13: 5; Ис. 19: 20; Неем. 9: 27). Задача «судьи» — приносить благоденствие и мир (евр. шалом). Суд приносит либо избавление, оправдание и спасение, либо осуждение и наказание.

Существительное «суд» или «правосудие» (евр. мишпат) употребляется 424 раза. Среди различных его значений наиболее важны следующие: (1) судебное решение (примерно 200 раз; 3 Цар. 20: 40), (2) дело в суде (Ис. 3: 14), (3) власть, право или правосудие как человеческая деятельность (Пс. 105: 3; Притч. 12: 5), но прежде всего (4) как свойство Бога (Втор. 1: 17; 32: 4; Пс. 118: 149). Бог осуществляет суды (во мн. числе шепатим) над богами Египта и первенцами Египта (Исх. 12: 12; Чис. 33: 4), избавляя Израиль «мышцею простертою и судами великими» (Исх. 6: 6).

Израиль также испытывает на себе Божественные суды (Иез. 5: 10, 15). Бог может осуществлять их военными средствами («мечом», Ис. 3: 24; Иер. 9: 16) и/или посредством природных катаклизмов, как, например, в Иез. 14: 21, где говорится о мече и голоде, лютых зверях и моровой язве как Божьих казнях или судах. Неверный, мятежный Израиль, нарушающий завет, подвергается таким же карающим судам, какие Бог посылает на языческие народы, такие как Моав (Иез. 25: 11) и Египет (Иез. 30: 19). Однако уцелевшие спасутся, и Господь восстановит их (Ам. 9: 11–15). Этот верный Остаток будет защищен от врагов и угнетателей Самим Богом, Который «произведет суды» «над всеми зложелателями их» (Иез. 28: 26).

Глагольная форма еврейского корня шпт, «судить», часто выражает идею суда между двумя людьми (Быт. 16: 5) или двумя группами людей (Суд. 11: 27), взаимоотношения между которыми были нарушены. Они примиряются и возвращаются в состояние мира (евр. шалом) посредством суда третьей стороны.

Судебная деятельность может окончиться негативным решением, осуждением (Иез. 23: 45) или положительным решением, оправданием обвиняемого (Пс. 9: 39 — Бог совершает суд; Ис. 11: 4; Пс. 81: 3 — люди совершают суд). Это хорошо показано во Втор. 25: 1: «Если будет тяжба [рив] между людьми, то пусть приведут их в суд [мишпат] и рассудят [шпт] их, правого пусть оправдают, а виновного осудят».

Угнетенные взывают: «суди меня» или «оправдай меня» (Пс. 7: 9; 34: 24; 42: 1). К Яхве обращен призыв «судить» или «оправдать» угнетенного, от Него ожидается, что Он будет спасать и избавлять. Только Бог может произвести справедливый суд и окончательное оправдание.

Из разных случаев употребления еврейского корня шпт становится очевидно, что как в Божественном, так и в человеческом суде ключевую роль играет двойственный аспект осуждения/наказания и оправдания/избавления. Различные формы суда могут использоваться как в положительном, так и в отрицательном значении. Как таковой суд не есть нечто отрицательное.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.