Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение понятий: конкуренция, типы рыночных структур






Существует огромное количество различных оп­ределений понятия «конкуренция». Этимологически слово «конкуренция»восходит к латинскому «concurrere», означающему «столкновение», «состязание».Именно такая поведенческаятрактовка изначально установилась в экономической литературе.

Например, О.Ю.Мамедов [c.117] определяет конкуренцию как «состязание между про­изводителями и покупателями за получение максимального дохода».

В учебнике «Стратегический менеджмент» Фатхутдинова Р.А. [c.28] то же понятие изложено как «состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воз­действовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».

Г.Л.Азоев [c.29] конкуренцией называет борьбу за ограниченный объем платежеспособ­ного спроса потребителей, которую ведут фирмы на доступных им сегментах рынка.

Что общего в приведенных выше определениях? С содержательной стороны определения включают ряд важных для понимания сути дела моментов. Особенно четко эти моменты отражены в определениях Г.Л.Азоева и Р.А.Фатхутдинова.

Во-первых, речь идет о рыночной конкуренции, т.е. о непосред­ственном взаимодействии фирм на рынке. Во-вторых, конкуренция ведется за ограниченный объем плате­жеспособного спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы соперничать друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товарами (услугами) одной фирмы, то все остальные автоматиче­ски лишаются возможности продавать свою продукцию. В-третьих, рыночная конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка.

Понимание конкуренции совершен­ствовалось в направлении более точного указания ее цели и способов ее ведения. Классификация конкуренции как объекта исследования ученых находится в прямой зависимости от методологическихпринципов, положенных в её основу. Так, в марксистской трактовке конкуренцией называет­ся свойственная товарному производству антагонистическая борь­ба между частными производителями за более выгодные условия про­изводства и сбыта товаров, наиболее прибыльное применение капитала. В структурном плане марксисты выделяют внутри- и межотраслевую конкуренцию. Межотраслевая конкуренция – это перелив капитала из менее выгодной отрасли в более прибыльную. В результате образуется равновеликая прибыль на равновеликий капитал или прибыль средняя – нормальная прибыль.

Внутриотраслевая конкуренция – это борьба за образование рыночных цен. Производители у которых индивидуальные затраты выше рыночных в ходе внутриотраслевой конкурентной борьбы разоряются, производители у которых индивидуальные затраты ниже рыночных – обогащаются, капитал увеличивается. Увеличение капитала может происходить либо за счет собственной прибыли (концентрация капитала), либо за счет слияния с другим капиталом (централизация капитала). В ходе конкурентной борьбы, концентрации и централизации капитала число производителей сокращается и они стремятся господствовать на рынке, установить контроль над ценами, рынками сбыта, источниками сырья. Как только производители вступают в сговор, говорят о существовании монополии. По К.Марксу, причиной образования монополий является конкурентная борьба, а условием – концентрация и централизация капитала.

Неоклассический варианттолкования конкурен­ции связывает ее с борьбой за редкие экономические блага и, разумеет­ся, за деньги потребителя, на которые их можно приобрести. Логика этого подхода состоит в том, что большинство благ (товаров, услуг, ресурсов) являются редкими в том смысле, что их количество меньше потенциальной потребности общества. Поэтому владельцы благ имеют возможность распределять их, руководствуясь своей выгодой. Они выставляют свои условия или критерии (требуемый уровень цен, ка­чества и т.п.) и взависимости от исполнения этих условий решают, кому предоставить блага, а кому — нет. «Конкуренция есть стремле­ние как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким бла­гам», — считает современный американский экономист П. Хейне [c.31]. Критерием выделения различных форм конкуренции и у марксистов и у неоклассиков является поведенческий аспект.

Наряду с поведенческой трактовкой получила распространение трактовка структурная. Ее истоки восходят к работам Ф. Эджуорта, А.Курно, Дж. Робинсон, Э.Чемберлина и других крупнейших ученых, заложивших фундамент со­временной западной теории. Позиции этой группы ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин «конкуренция»чаще используется именно в структурномпонима­нии. В остальных случаях используют термин «соперничество».

Некоторые авторы называют два типа рыночных структур: совершенная и несовершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция в свою очередь делится на следующие виды рынков: чистая монополия, монополистической конкуренции, олигополии и монопсония.

Другие авторы выделяют следующие типы рыночных структур: совершенная конкуренция, чистая монополия, монопсония, олигополия, монополистическая конкуренция (Таблица 1).

Таблица 1

Тип рынка Число участников Распределение рынка Наличие барьеров Характеристика товара Возможность влиять на цену
Совершенная (чистая, идеальная) конкуренция Очень много продавцов и покупателей Равномерное Отсутствуют Абсолютно однородный Ни один из участников не может влиять на цену
Монополия Один продавец, много покупателей Весь рыночный объем продаж у монополиста Непреодоли мы для потенциальных конкурентов Не имеет заменителей Монополист выбирает оптимальную для себя цену
Монопсония Один покупатель и много продавцов Весь рыночный объем покупок осуществляет один покупатель Продавцы не могут найти другого покупателя Покупатель может найти заменитель товару Монопсония влияет на цену приобретаемого товара в выгодном для нее направлении
Олигополия Несколько продавцов Распределение рынка неравномерное. Выделяется один или несколько крупнейших продавцов Существуют серьезные входные барьеры Однороден или дифференциро ван Проводится согласованная ценовая политика, определяемая крупнейшими продавцами
Монополистическая конкуренция Много продавцов Относительно равномерное Практически отсутствуют Дифференциа ция товара ярко выражена и выступает основой монопольной власти Продавец управляет ценой товара, позиционируя и продвигая свою торговую марку





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.