Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статистика государственных внебюджетных фондов






 

Вопросы образования государственных внебюджетных фондов находятся в компетенции Федерального Собрания РФ и представительных органов субъектов федерации и местного самоуправления. Наибольшая часть внебюджетных фондов находится в собственности государства и муниципальных образований.

Государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Он предназначен для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Государственные внебюджетные фонды являются формой перераспределения и использования финансовых ресурсов, которые привлекаются государством для финансирования некоторых общественных потребностей, не включаемых в бюджет. Доходы и расходы государственных внебюджетных фондов формируются в порядке, который установлен федеральным законом или в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ. Эти фонды комплексно расходуются на основе оперативной самостоятельности и строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях. Средства государственных внебюджетных фондов являются федеральной собственностью, они не входят в состав бюджетов других уровней и не подлежат изъятию. В соответствии со статьей 13 Налогового кодекса РФ, взносы в государственные внебюджетные фонды отнесены к федеральным налогам и сборам. Поэтому с введением в действие второй части Кодекса правоотношения по сбору страховых взносов осуществляются не по отдельным нормативным актам самих фондов, а законодательством о налогах и сборах.

В задачи статистики государственных внебюджетных фондов входит разработка классификаций и системы показателей, характеризующие работу этих фондов, статистическое наблюдение за поступлением и расходованием средств этих фондов.

Источниками информации по государственным внебюджетным фондам является квартальная статистическая отчетность по форме № 9-ф (Сведения о поступлении и расходовании средств государственных внебюджетных фондов). Статистическое наблюдение по большинству государственных внебюджетных фондов начало проводиться с 1992 года.

Для изучения внебюджетных фондов используется метод группировки, которые производятся по ряду признаков.

В зависимости от уровня управлениявнебюджетные фонды подразделяются на федеральные и региональные.

По целям, которые решают внебюджетные фонды, различают: социальные, экономические, научно-технические, внешнеэкономические, культурно-просветительские, экологические и другие.

К экономическим фондам относятся финансовые фонды поддержки отраслей, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, фонды финансового регулирования, инвестиционные фонды, дорожные и другие. К научно-техническим фондам следует отнести Российский фонд технологического развития, Государственный фонд конверсии, отраслевые внебюджетные фонды НИОКР.

К социальным внебюджетным фондам относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонды обязательного медицинского страхования и другие.

По периоду функционирования программ или сроку реализации конкретных целей внебюджетныефонды подразделяются на краткосрочного, долгосрочного и бессрочного функционирования. Примером фонда краткосрочного функционирования может быть фонд помощи переселенцам и беженцам; долгосрочного - фонды регионального развития, НИОКР; бессрочного - пенсионные, экологический, социального страхования.

По охвату проблем, которые решают внебюджетные фонды их можно подразделить на фонды решающие комплекс проблем и отдельные проблемы Примером первых являются региональные фонды, а вторых - дорожные, медицинского страхования и другие.

По отраслям экономики - внебюджетные фонды образованы в составе ряда министерств РФ и ведомств, таких как министерство связи, путей сообщения, строительства, комитетов РФ по металлургии, машиностроению, рыболовству и другие.

Дадим характеристикусоциальным государственным внебюджетнымфондам. Наиболее крупные государственные внебюджетные фонды - это социальные фонды. Экономическое содержание государственных внебюджетных фондов социальной направленности определяется основным их назначением, которое заключается в страховании таких рисков как потеря работы или трудоспособности, болезни и других. Страхование таких рисков представляет собой систему правовых, организационных и экономических мер создаваемых государством и направленных на минимизацию или компенсацию последствий изменения социального и материального положения населения и наступления социальных страховых рисков. Страховые платежи в государственные социальные фонды имеют характер налоговых платежей.

Статистика государственных внебюджетных фондов собирает и обобщает информацию о субъектах обязательного социального страхования, об источниках поступления денежных средств в фонды обязательного социального страхования и направлениях их использования. Рассмотрим статистику отдельных социальных государственных внебюджетных фондов.

Пенсионный фонд РФ - это наибольший по объему средств из социальных фондов. На него приходится почти 75% всех средств социальных фондов. Он представляет собой централизованную систему аккумулирования и перераспределения денежных средств. Его задачами являются:

-обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы РФ,

-выплаты трудовых, военных, социальных пенсий и других видов пенсий и пособий в установленные сроки и в полном объеме,

-повышение размера пенсий с изменением уровня инфляции и экономической ситуации в стране.

Аккумулирование и перераспределение средств Пенсионного фонда характеризуется системой показателей. Среди них следующие абсолютные показатели:

-остаток средств на начало года;

-общий объем поступлений в фонд за год – всего, в том числе:

- страховые взносы, налоговые платежи;

- поступления из федерального фонда;

- поступления из Государственного фонда занятости РФ;

- кредиты, ссуды;

- прочие поступления;

Общий объем расходования фонда за год – всего, в том числе:

- финансирование выплат населению пенсий, пособий;

- возврат кредитов, ссуд;

- прочие расходы.

Показатели поступления средств по источникам и их расходование по направлениям изучается в динамике. Остаток средств на начало года определяется балансовым методом.

Среди относительных показателей можно выделить:

-относительные величины структуры поступлений в Пенсионный фонд;

-относительные величины структуры расходования средств Пенсионного фонда;

-удельный вес остатка средств Пенсионного фонда на начало года в общем объеме поступлений за год.

Сравнение удельного веса средств израсходованных на финансирование выплат населению пенсий и пособий в динамике характеризует эффективность функционирования Пенсионного фонда.

Система пенсионного обеспечения тесно связана с демографической ситуацией в стране и занятостью населения. В связи с этим важное значение имеют следующие показатели:

- число пенсионеров - всего и по видам получаемых пенсий и пособий;

- коэффициент общей нагрузки, определяемый отношением числа лиц нетрудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста;

- коэффициент пенсионной нагрузки, рассчитываемый отношением числа лиц пенсионного возраста на 1000 человек трудоспособного населения;

- уровень безработицы, который определяется процентным соотношением числа безработных к численности экономически активного населения.

Фонд социального страхования РФ. Этот фонд является вторым по величине аккумулируемых средств социальными фондами. Он является специализированной финансово-кредитной организацией при Правительстве РФ и строго целевым. Основными его задачами являются:

- обеспечение гарантированных государством различного рода пособий, санаторно-курортного лечения, оздоровление работников и членов их семей;

- участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья;

- частичное содержание санаториев - профилакториев, санаторно- оздоровительных лагерей для детей и юношей;

- разработка мероприятий по совершенствованию социального страхования и другие.

Аккумулирование и перераспределение средств Фонда социального страхования характеризуется системой показателей. К абсолютным показателям относятся:

- остаток средств на начало периода;

Поступления за год - всего, в том числе:

- страховые взносы, налоговые платежи;

- из Федерального бюджета;

- от реализации путевок;

- от вклада на депозит и прочих финансовых вложений;

- из Пенсионного фонда РФ;

- прочие поступления.

Расходование за год - всего, в том числе на финансирование:

- выплат населению пенсий, пособий;

- отдельных мероприятий по санаторно-курортному обслуживанию;

- выплаты пособий сверх установленных норм на санаторно- курортное лечение и оздоровление за счет средств федерального бюджета;

- исполнительной дирекции Фонда;

- перечислено в Пенсионный фонд РФ;

- прочие расходы.

К относительным показателям, характеризующим поступление и расходование средств Фонда социального страхования, относятся:

- показатели структуры поступлений в фонд с выделением доли страховых взносов и налоговых платежей в общем объеме поступлений;

- показатели структуры расходования средств фонда с выделением доли пенсий и пособий в общем объеме израсходованных средств фондом.

Государственный фонд занятости населения.Он создан в 1991 году для реализации государственной политики занятости населения. В его задачи входит:

- профессиональное переобучение и переподготовка кадров;

- материальная поддержка безработного населения;

- организации и содержании служб занятости населения;

- разработка программ занятости;

- разработка мероприятий по социальной защищенности разных категорий населения и другие.

Средства этого фонда являются собственностью государства и имеют строго целевой характер расходования.

Аккумулирование и расходование средств Государственного фонда занятости населения характеризуется следующими абсолютными показателями:

- остаток средств на начало года;

Поступление средств - всего, в том числе:

- страховые взносы, налоговые платежи;

- из федерального бюджета;

- из бюджетов субъектов РФ;

- добровольные поступления;

- прочие поступления.

Расходование - всего, в том числе на финансирование:

- выплат населению пенсий и пособий;

- отдельных мероприятий по социальному обеспечению;

- расходов по образованию;

- по науке и научному обслуживанию;

- исполнительной дирекции фонда;

- общественных работ;

- поддержку предприятий;

- прочие расходы.

К относительным показателям, характеризующим аккумулирование и расходование средств Государственного фонда занятости населения относятся:

показатели структуры поступлений средств в фонд с выделением доли страховых взносов и налоговых платежей в общем объеме поступивших средств,

- показатели структуры израсходованных средств фонда с выделением доли финансирования выплат населению пенсий и пособий.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Этот фонд обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь. Средства Федерального фонда находятся в государственной собственности РФ и являются целевыми. Основными его задачами являются:

- участие в разработке и реализации государственной финансовой политики в обязательном медицинском страховании;

- обеспечение прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;

- реализация комплекса мероприятий, способствующих финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и другие.

Аккумулирование и расходование средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) характеризуется следующими абсолютными показателями:

- остаток средств на начало года;

Поступление средств в фонд за год - всего, в том числе:

- страховые взносы, налоговые платежи;

- от вклада в депозит и прочих финансовых вложений;

- возврат ранее размещенных средств;

- штрафы, пени, прочие санкции;

- прочие поступления

Расходование средств фонда за год - всего, в том числе на финансирование:

- целевых программ обязательного медицинского страхования и отдельных мероприятий по здравоохранению;

- расходов по науке и научному обслуживанию;

- расходов по образованию;

- исполнительной дирекции Фонда;

- расходов по созданию и совершенствованию информационной системы Фонда;

- субвенции территориальным фондам;

- финансовые вложения;

- прочие расходы.

Среди относительных показателей, характеризующих поступление и расходование средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования выделяют:

- показатели структуры поступления средств в фонд с выделением доли страховых взносов и налоговых платежей;

- показатели структуры расходования средств фонда с выделением доли субвенций территориальным фонда. Субвенции - это средства, передаваемые из Федерального фонда ОМС - территориальным фондам ОМС с целью выравнивания объема и качества предоставляемой населению медицинской помощи в объеме базовой программы ОМС граждан России.

Движение средств государственных социальных внебюджетных фондов в течении года определяется балансовым методом:

Он.г. = Ок.г. + П - Р, где Он.г. и Ок.г. - соответственно остаток средств на начало и конец года, П - поступление средств в фонд, Р - расходование средств фонда.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.