Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правила дипломатического этикета в Османской империи.




Европейские монархи сразу же после падения Константинополя, входившего в состав Восточно-римской империи, и образования Османской империи стали стремиться к установлению дипломатических связей с турецкими султанами. По мере роста могущества Османской империи они проявляли все большую заинтересованность в дружественных отношениях с Портой. Стамбул все чаще и чаще принимал иностранные посольства и миссии. Особенно активны были венецианцы, чей посол побывал при дворе Мехмеда II уже в 1454 г. В конце XV в. начались дипломатические сношения Порты с Францией и Московским государством. А уже в XVI в. дипломатия европейских держав вела в Стамбуле ожесточенную борьбу за влияние на султана и Порту. Дипломатические переговоры обычно велись в обстановке строгой секретности, об их содержании знал лишь великий везир. Договоры заключались на незначительный срок и нуждались в подтверждении новым султаном. Наиболее активны в XVI в. были французские дипломаты, усилиями которых в феврале 1535 г. были заключен договор между Сулейманом I и французским королем Франциском I о мире, дружбе и торговле, который обеспечил французским подданным ряд льгот в отношении свободы передвижения и торговли во владениях султана. С середины XVI и до конца XVIII в. существовал обычай обеспечивать иностранные посольства из казны османского государства. мусульманских государств получали содержание в большем размере, нежели европейские послы. В первые века после падения Константинополя иностранные посольства располагались в самом Стамбуле, где для них недалеко от древнего Форума Константина было отведено специальное здание, называвшееся «Эльчихан» («Посольский двор»). С середины XVII в. иностранным послам были отведены резиденции в Галате и Пере, а в Эльчихане стали располагаться представители государств - вассалов султана. Обычно приезд иностранного посла в Стамбул сопровождался пышным церемониалом, да и сами послы чаще всего стремились ослепить столицу Османской империи роскошью своих кортежей. Все послы везли султану дорогие подарки. Если же кто-нибудь осмеливался нарушить это правило, ему существенно сокращали содержание от турецкой казны, лишали его аудиенции, а иной раз и отправляли в тюрьму, как это случилось в 1585 г. с австрийским послом, прибывшим к султану Мураду III с пустыми руками. Разработанный до мельчайших деталей церемониал приема послов султаном тщательно соблюдался. Дворец султана, его двор, высшие ведомства империи — светские и духовные — составляли на протяжении веков официальный Стамбул. Во многом османская дипломатия до конца XVIII - начала XIX века имела уникальный характер. Османские дипломаты большое значение придавали церемониалу их приема в иностранных столицах, считая это выражением отношения к султану и государству в целом, которых они представляли. До второй половины XVIII века османские султаны считали себя самыми могущественными монархами на земле и носили титулы " султан, который коронует королей", " султан, которому покорны все в мире", " султан - единственный, у кого просят помощи" и др. Османское государство сумело сохранить уникальный характер своей дипломатии до конца XVIII века. До XVIII века Османская империя не признавала равенства суверенитетов, а ее государственные деятели не участвовали в многочисленных конференциях с конца XV века по причине неприятия европейских протокольных правил. Дип.Корпус начинает формироваться лишь в первой половине XIX века. Османская дипломатия в тот период имела не двусторонний, а односторонний характер, несмотря на то что Порта часто посылала временных (ad hoc) послов за рубеж по протокольным и практическим соображениям, а капитуляции содержали пункты о межгосударственных отношениях. Османский протокол второй половины XVIII - начала XIX века представляет собой один из важнейших и интереснейших сюжетов османской политической истории и культуры. Значимо и его постепенное изменение в контексте преобразований в различных сферах государственной жизни. Следует отметить, что период с 1774-го по 1838 год знаменует собой завершающую стадию " вестернизации", или " европеизации", османской дипломатии - время, когда усилия реформаторов были сосредоточены не только на реорганизации армии и финансовой системы, но и на создании отдельной дипломатической службы. Таким образом, с учреждением постоянных османских посольств в Европе в контактах с иностранными дипломатами Порта стала постепенно отходить от метода " односторонней дипломатии" и использовать принцип взаимности - базовый для дипломатии Нового времени. Необходимо упомянуть и об изменениях, произошедших в структуре дипломатической службы Османской империи. Так, с 1650-го по 1836 год функции руководителя внешнеполитического ведомства осуществлял директор имперской канцелярии (рейс-эфенди), в подчинении которого находилось несколько ведомств, в том числе входящей документации (амед-и калеми), созданное в 1777 году, возглавляемое амедджи и занимавшееся среди прочего дипломатической перепиской с иностранными государствами. В 1794 году это ведомство было включено в аппарат высшего имперского совета (диван-и хумаюн) и подчинено великому визирю, в результате чего рейс-эфенди стал вторым по значимости сановником османского правительства. В Константинополе находилось множество дипломатических представителей: " великие послы" (бююк элъчи), " постоянные посланники" (муким элъчи), " поверенные в делах" (маслахат гюзар). " Чрезвычайные послы" (февкалъаде элъчи) и " чрезвычайные посланники" (орта элъчи) прибывали в Константинополь со специальными дипломатическими и политическими миссиями, причем первые приезжали для ратификации или возобновления договора, а также передачи поздравлений по случаю восшествия султана на престол. В зависимости от важности миссий они делились на три категории: высшего, среднего и низшего рангов.


 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.