Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Плодородие почвы.






Для нормального развития растения корни должны быть обеспечены влагой, доступом свежего воздуха для дыхания и необходимыми минеральными солями. Все это растения получают из почвы, которая представляет собой верхний плодородный слой земли. В состав почвы входят песок, глина, минеральные соли, перегной, воздух и вода. Перегной образуется при разложении погибших животных и растений. Плодородие почвы определяется содержанием в ней питательных веществ. Наиболее плодородны черноземы, слой перегноя в которых достигает 1 м. Подзолистые почвы (их много в Беларуси) содержат мало перегноя (до 20 см). Еще беднее перегноем глинистые и песчаные почвы.

Для повышения плодородия почвы в нее вносят различные удобрения. Внесение удобрений во время роста растений называют подкормкой. В зависимости от формы внесения удобрения подкормка может быть сухой или жидкой.

Удобрения подразделяют на две основные группы:

1. Минеральные удобрения (или минеральные соли) — азотные (селитра, мочевина, сульфат аммония), фосфорные (суперфосфат), калийные (хлорид калия, зола). Полные удобрения содержат азот, фосфор и калий (нитрофоска). Если отсутствует один из компонентов, удобрение называется неполным.

2. Органические удобрения — это вещества органического происхождения (навоз, птичий помет, торф, перегной).

Внесение удобрений в почву должно быть строго нормированным. Оно зависит от типа почвы и потребностей растения. Азотные удобрения хорошо растворяются в воде и способствуют росту растений, поэтому их вносят в почву перед посевом. Для созревания плодов, роста корней, луковиц и клубней необходимы фосфорные и калийные удобрения. Фосфорные удобрения плохо растворимы в воде, и их вносят в почву осенью вместе с навозом. Фосфор и калий повышают также холодоустойчивость растений. Наиболее распространенное органическое удобрение — навоз — содержит азот, фосфор и калий, которые усваиваются растением после разложения навоза микроорганизмами. Процесс этот длительный, поэтому навоз вносят в почву осенью.

Для нормального роста и развития растений в почву в незначительных количествах вносят микроэлементы — бор, медь, марганец, молибден, цинк, алюминий.

Минеральные соли поступают в растение в виде растворов, поэтому подкормку лучше проводить после дождя, когда почва насыщена влагой.

Вода необходима растению для поддержания тургора клеток, для набухания и прорастания семян. Особенно много воды необходимо в период роста. Поливать растения рекомендуется лучше вечером, когда спадает жара, редко, но обильно. В засушливых районах для орошения почвы создают оросительные каналы и пруды.

Корни, как и все органы растения, дышат, поглощая кислород и выделяя углекислый газ. Растения особенно страдают от недостатка кислорода на глинистых и заболоченных почвах. Чтобы свежий воздух свободно поступал к корням, почву регулярно рыхлят. Также в агроценозах используют вспашку (основной вид обработки почвы, обеспечивающий оборачивание пласта и рыхление почвенного слоя), которая способствует борьбе с сорняками, разложению растительных остатков и минерализации их, снабжению растения влагой и минеральными солями, а также обеспечивает доступ к корням кислорода.

Растения в теплицах можно выращивать без почвы, на водной среде, которая содержит все элементы, необходимые растению. Такой способ получил название гидропоники. Существует также метод аэропоники — воздушной культуры, — когда корневая система находится в воздухе и периодически опрыскивается питательным раствором.

 

Видоизменения корней

· Корнеплод — утолщённый главный корень. В образовании корнеплода участвуют главный корень и нижняя часть стебля. Корнеплоды состоят в основном из запасающей основной ткани (репа, морковь, петрушка).

· Корневые клубни (корневые шишки) образуются в результате утолщения боковых и придаточных корней. Такие клубни выполняют запасающую функцию, а поглощение почвенных растворов за них осуществляют хорошо ветвящиеся всасывающие корни. У некоторых растений (таких, как георгин) корнеклубни выполняют запасающую функцию только в определенной части (базальной, срединной), а остальная часть клубня имеет типичное строение корня. Такие корнеклубни могут выполнять и запасающую, и всасывающую функции.

· Корни-зацепки (присоски) — своеобразные придаточные корни. При помощи этих корней растение «приклеивается» к любой опоре (плющ и другие лазающие растения)

· Корни-присоски - видоизмененные корни растений паразитов, с помощью которых они поглощают питательные вещества из клеток растения хозяина. Например, повилика или омела.

· Ходульные корни — выполняют роль опоры (мангровые деревья тропиков).

· Воздушные корни — у ряда тропических травянистых растений, живущих на деревьях, для поднятия вверх, к свету, образуются воздушные корни, которые свободно свисают вниз. Воздушные корни способны усваивать влагу, выпадающую в виде дождя и росы. (орхидея).

· Дыхательные корни –их имеют растения, которые растут на заболоченных почвах, характеризующихся недостатком кислорода. Например, американский болотный кипарис. Эти корни приподнимаются над поверхностью почвы и снабжают подземные части растения воздухом, который поглощается через специальные отверстия. Дыхательные корни — у тропических растений — выполняют функцию дополнительного дыхания.

· Микориза — сожительство корней высших растений с гифами грибов. При таком взаимовыгодном сожительстве, называемом симбиозом, растение получает от гриба воду с растворёнными в ней питательными веществами, а гриб — органические вещества. Микориза характерна для корней многих высших растений, особенно древесных. Грибные гифы, оплетающие толстые одревесневшие корни деревьев и кустарников, выполняют функции корневых волосков.

· Бактериальные клубеньки на корнях высших растений — сожительство высших растений с азотфиксирующими бактериями — представляют собой видоизменённые боковые корни, приспособленные к симбиозу с бактериями. Бактерии проникают через корневые волоски внутрь молодых корней и вызывают у них образование клубеньков. При таком симбиотическом сожительстве бактерии переводят азот, содержащийся в воздухе, в минеральную форму, доступную для растений. А растения, в свою очередь, предоставляют бактериям особое местообитание, в котором отсутствует конкуренция с другими видами почвенных бактерий. Бактерии также используют вещества, находящиеся в корнях высшего растения. Чаще других бактериальные клубеньки образуются на корнях растений семейства Бобовые.

 

### Задание на дом:

1. Для чего при пересадке рассады капусты прищипывают кончик корня?

2. Какие части корня обозначены на рис. цифрами 1, 3, 5? Какие функции они выполняют?

 

3. Определите зоны корня, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 4, и укажите их функции.

 

4. Какие функции выполняют различные зоны молодого корня растения? Укажите не менее четырёх функций.

5. Почему на лесных тропинках растения отсутствуют или сильно разрежены?

6. Опытные садоводы вносят удобрения в бороздки, расположенные по краям приствольных кругов плодовых деревьев, а не распределяют их равномерно. Объясните почему.

7. Рассмотрите изображенные на рисунке объекты. Объясните причину группировки изображений (А, Б). Что представляют собой органы, обозначенные цифрой 3 на объекте д? Каковы их основные функции?

 

8. Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений? Укажите не менее трех причин.

 

9. Для чего в агроценозах используют вспашку почвы?

 

10. Какие процессы обеспечивают передвижение воды и минеральных веществ по растению? Ответ поясните.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.