Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория решения изобретательских задач






Аббревиатура " ТРИЗ" расшифровывается как " Теория Решения Изобретательских Задач".

Термин введен в употребление Г.С. Альтшуллером.

По мнению Правоообладателей, впервые термин " ТРИЗ" был употреблен печатно в работе " Теория и

практика решения изобретательских задач: Учебная программа" / Сост.: Г.С. Альтшуллер, Баку, " Гянджлик",

1970 г., 19 с.

Книги Г.С. Альтшуллера по ТРИЗ последних лет издания:

Альтшуллеp Г.С., Творчество как точная наука - М.: Советское радио, 1979; тираж 40 000 экз.;

Альтшуллеp Г.С., Сeлюцкий А.Б., Крылья для Икара - Петрозаводск: Карелия, 1980; тираж 15 000 экз.;

Альтов Г., И тут появился изобретатель, - М.: Детская литература - 1984 (1-е изд.), тираж 100 000 экз.;

1987 (2-е изд.) тираж 100 000 экз.; 1989 (3-е изд., перераб. и доп.) тираж 200 000 экз.; 2000 (4-е изд.); тираж 25

000 экз.;

Альтшуллеp Г.С., Злотин Б.Л. и др., Профессия - поиск нового, - Кишинев: Каpтя Молдовеняскэ, 1985;

тираж 4000 экз.;

Альтшуллеp Г.С., Hайти идею - Hовосибиpск: Hаука, 1-е издание, 1986, тираж 36 000 экз.; 2-е издание,

1991, тираж 16 000 экз.; 3-е изд., доп., Петрозаводск: Скандинавия, 2003; тираж 2000 экз.;

Альтшуллер Г.С., Дерзкие формулы творчества, в Сб.: Дерзкие формулы творчества / Сост. Сeлюцкий

А.Б. - Петрозаводск: Карелия, 1987, тираж 20 000;

Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В. и др., Поиск новых идей: от озарения к технологии (теория и

практика решения изобретательских задач). - Кишинев: Каpтя Молдовеняскэ, 1989, тираж 15 000 экз.;

Альтшуллер Г.С., АРИЗ - значит победа, в Сб.: Правила игры без правил / Сост. Сeлюцкий А.Б.-

Петрозаводск: Карелия, 1989, тираж 40 000 экз;

Альтшуллер Г.С., Маленькие необъятные миры. Стандарты на решение изобретательских задач в Сб.:

Нить в лабиринте / Сост. Сeлюцкий А.Б.- Петрозаводск: Карелия, 1988, тираж 30 000 экз.;

Альтшуллер Г.С., Рубин М.С., Что будет после окончательной победы. Восемь мыслей о природе и

технике, в Сб.: Шанс на приключение / Сост. Сeлюцкий А.Б.- Петрозаводск: Карелия, 1991, тираж 20 000 экз.

 

" Представление о технике формируется прежде всего под впечатлением от машин, уже созданных. Поражают их возможности, скорости, мощности, размеры. Мы склонны отождествлять прогресс техники с увеличением параметров существующих машин, ростом их производства. Все так: это тоже прогресс. Но самый главный участок, самая передовая линия прогресса там, где еще нет больших и красивых машин, где на листе бумаги или просто в воображении человека впервые появляется замысел странной, доселе невиданной машины, там, где вырабатывается самая ценная продукция - принципиально новые идеи.

Тысячи лет производство этих идей было сковано примитивной " переборочной" технологией. Переход к новой технологии решения творческих задач - вызов не менее дерзкий, чем прорыв человечества в космос.

Но все свершения - даже звездные - держатся на обычной работе. Поэтому в следующей главе мы вернемся к нашим стандартам".

Альтшуллер Г.С., Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач, Петрозаводск,

" Скандинавия", 2003 г., с. 113.

 

" За тысячи лет в научно-техническом мировоззрении произошло множество крупнейших переворотов. Все изменилось - незыблемым осталось только представление о неуправляемости творческого процесса. Более того, считается, что и в будущем - через сто или тысячу лет - сохранятся те же особенности творчества. Мы говорим: " От каждого по способностям". Это подразумевает неравенство способностей, существование способных решать творческие задачи и неспособных к этому.

Сила старых представлений о природе творчества колоссальна. Поэтому так трудно увидеть то, что, казалось бы, само бросается в глаза: технические системы развиваются закономерно, эти законы можно познать и использовать для сознательного и мощного развития техники".

 

Альтшуллер Г.С., Дерзкие формулы творчества, в Сб.: Дерзкие формулы творчества, Петрозаводск, " Карелия",

1987 г., с. 36.

 

 

" Революция в способах решения задач не случайно началась именно в технике. Только в технике существует патентный фонд; в науке и искусстве данные о новшествах разбросаны, растворены в необъятной литературе. Закономерности развития систем проявляются в технике отчетливее: негодная теория иногда живет очень долго, негодная машина просто не будет работать. Изобретатель может искать готовые ключи к задачам в физике, а где искать такие ключи (да и существуют ли они?) для " задач на открытие"?..

И все-таки новая технология решения творческих задач в той или иной форме неизбежно распространится и за пределы техники. Насколько далеко? Трудно сказать. Кто мог предвидеть, что из опыта Герца, из уравнений Максвелла, из грозоотметчика Попова возникнет радиотехника, ныне так или иначе влияющая на жизнь каждого человека?..

По-видимому, возможности управления процессом мышления безграничны. Их нельзя исчерпать, потому что Разум, величайший инструмент познания и преобразования мира, способен преобразовывать и себя самого. Кто может сказать, что есть предел процессу очеловечивания человека?.. До тех пор, пока будет существовать человек, будет совершенствоваться управление этой силой. Мы лишь в самом начале долгого пути".

 

Альтшуллер Г.С., Творчество как точная наука, М., " Советское радио", 1979 г., с. 151.

 

 

" В процессе эволюции наш мозг научился находить приближенные решения простых задач. Но эволюция не выработала механизмов для медленного и точного решения сложных задач.

Если бы мы с величайшей точностью знали все, что происходит в голове хорошего изобретателя, это не приблизило бы нас к созданию тактики, соответствующей четвертому уровню. Мы бы просто обнаружили, что при решении задачи четвертого уровня изобретатель применяет ту же тактику, что и на первом уровне.

Эвристические механизмы высших порядков не могут быть о т к р ы т ы - их нет. Но они могут и должны быть созданы".

 

Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, М., " Московский рабочий", 1973 г., с. 45-46.

 

" Методика изобретательства нужна:

- чтобы изобретательские задачи не " простаивали" и вовремя попадали в поле зрения изобретателей; - чтобы решение изобретательских задач осуществлялось с возможно более высоким коэффициентом полезного действия;

- чтобы однажды найденные приемы использовались и при решении других технических задач, избавляя изобретателей от необходимости каждый раз заново вести трудные и долгие поиски".

 

Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, М., " Московский рабочий", 1973 г., с. 22.

 

 

" Хотелось бы, чтобы меня правильно поняли. Вся наша техническая цивилизация держится на изобретениях, сделанных методом проб и ошибок. Работа изобретателей, терпеливо осиливавших труднейшие задачи простым перебором вариантов, достойна большого уважения. Но в последние десятилетия появилась теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Теперь нельзя, недопустимо, непростительно тратить время, средства, силы на " пустые" варианты! Если бы разрядник-шахматист не знал простейших правил, приемов и годами думал над ходом е2 - е4, это было бы смешно. Когда в заслугу современному изобретателю ставят " пустые" пробы, вызванные незнанием элементарных правил теории, это тоже смешно. Только смех этот - сквозь слезы".

 

Альтшуллер Г.С., Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач, Петрозаводск,

" Скандинавия", 2003 г., с. 21.

 

 

" Основной постулат ТРИЗ опирается на фундаментальные положения диалектического материализма: технические системы развиваются по объективно существующим диалектическим законам; эти законы познаваемы, их можно выявить и использовать для сознательного решения изобретательских задач".

 

Альтшуллер Г.С., " Икар и Дедал", комплекс учебных программ для школ НТТМ и подготовки преподавателей - Баку, 1985 г. (рукопись).

 

 

" Недалеко время, когда изменится само понятие " изобретение". Исчезнет " мелочь", составляющая сейчас 95% " добычи". К изобретениям будут предъявляться иные требования. Мало придумать, скажем, " аппарат для прохождения сквозь стены". Нужно дать прогноз основных этапов развития новой системы, указать для всех этапов типичные проблемы и наметить подходы к их решению, заранее увидеть конфликты, возможные при массовом применении " стенопроходов". Такая работа не под силу одному человеку. Тут придется трудиться большому коллективу, вооруженному теорией развития технических систем".

 

Альтшуллер Г.С., Сeлюцкий А.Б., Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи, Петрозаводск,

" Карелия", 1980 г., с. 117.

 

 

" Люди плохо, неумело мыслят - это неоспоримый факт. Редкие случаи Хорошего Мышления проявляются сейчас как мгновения неуправляемого " озарения". Из миллиона человек " озарения" возникают у одного человека, да и у того они составляют суммарно лишь несколько минут в течение жизни. Мы против этого. Мы считаем, что человек должен научиться мыслить соответственно решаемым им задачам. Когда человек встречает любую трудную задачу, ситуация ничем не отличается от того, что есть в изобретательстве: та же страшная нехватка информации, то же убийственное действие психологической инерции, то же потрясающее отсутствие системы мыслительных операций - и как следствие - примитивный перебор вариантов. И если в изобретательстве нам удалось создать Систему Хорошего Мышления, то почему нельзя этого сделать в других областях?.. Человек должен хорошо мыслить - сильнее всяких " озарений" и " осенений". Сегодня это может показаться невероятным, как показалась бы невероятной пещерному человеку идея о том, что редкие костры, затерянные в первобытной ночи, неизбежно должны смениться сплошным морем электрического света над современными городами.

Человек сможет Хорошо Мыслить, если будет создана Общая Теория Хорошего Мышления. В этом - конечная цель нашей работы".

 

Альтшуллер Г.С., Фильковский Г.Л., Современное состояние Теории Решения Изобретательских Задач

(рукопись), Баку, 1975 г. https://www.altshuller.ru/triz2.asp

 

Основные инструменты ТРИЗ

 

 

В рамках ТРИЗ были разработаны различные инструменты, модели решения изобретательских (творческих) задач:

 

Приемы

 

Задачи-аналоги

 

Информационный фонд

Указатели эффектов

Стандарты на решение изобретательских задач

 

Вепольный анализ

 

Ресурсы

 

Оператор системный

 

АРИЗ

Идеальный конечный результат

 

Законы развития технических систем

 

 

" ТРИЗ возникла в технике, потому что здесь был мощный патентный фонд, послуживший фундаментом теории. Но помимо технических существуют и другие системы: научные, художественные, социальные и т. д. Развитие всех систем подчинено сходным закономерностям, поэтому многие идеи и механизмы ТРИЗ могут быть использованы при построении теорий решения нетехнических творческих задач. Такая работа ведется".

 

Альтшуллер Г.С., Справка " ТРИЗ-88", Баку, 1988 г.

 

 

Ряд этих инструментов, моделей, был создан для решения преимущественно технических задач (например, " Вепольный анализ"); но область применимости таких инструментов, как " Системный оператор", " Формулирование и разрешение противоречий", значительно шире:

 

Основные идеи ТРИЗ

 

Решение научных задач

 

Решение нетехнических задач

 

Будущее ТРИЗ-ТРТЛ

 

 

При этом, если работать с помощью ТРИЗ - делать это следует качественно.

 

" Перед отлетом Дедал четко изложил два основных правила безопасности. Более того, он объяснил, почему нужно соблюдать эти правила. Если лететь слишком низко, сказал он, соленые брызги намочат крылья, сделают их тяжелыми, поэтому нельзя опускаться к волнам. Подниматься слишком высоко тоже нельзя, потому что Солнце растопит воск. Правила очень четкие, притом их только два - и все же Икар погиб. В легенде отражено исконное человеческое свойство, слабость и сила человека - стремление нарушать правила.

Дедал, немало поживший на свете и, наверное, неплохо разбиравшийся в людях, тем не менее совершил роковую ошибку: не предусмотрел, что правила могут быть нарушены. Теорию решения творческих задач без всякой натяжки можно сравнить с крыльями, поднимающими человека ввысь. Но теория включает множество правил - и каждое из них может быть нарушено.

Есть только одна возможность правильно использовать любое правило: надо точно выполнить то, что требуется. Зато нарушить правило можно множеством самых различных способов. Поэтому ни отдельные правила, ни набор правил еще не гарантируют успешного решения задач. Необходимо объединить правила в жесткую систему и снабдить эту систему " правилами против нарушения правил". Нужна программа, заставляющая последовательно применять правила и делать это без отклонений и без ошибок. Во всяком случае, без значительных отклонений и без грубых ошибок".

 

Альтшуллер Г.С., Сeлюцкий А.Б., Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи, Петрозаводск,

" Карелия", 1980 г., с. 74-75.

 

Приемы

 

 

Известно, что у изобретателей " со стажем" постепенно вырабатываются свои приемы решения технических задач, но, как правило, их немного.

" Изобретательских задач - бесчисленное множество. Но содержащиеся в них технические противоречия довольно часто повторяются. А коль скоро существуют типичные противоречия, то должны существовать и типичные приемы их устранения. Действительно, статистическое исследование изобретений обнаруживает четыре десятка наиболее эффективных приемов устранения технических противоречий. Их использование (порознь или в том или ином сочетании) лежит в основе многих изобретений. Разумеется, тут нет и тени принижения творчества: в конце концов вся безграничная вселенная собрана из сотни элементов".

 

Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, М., " Московский рабочий", 1973 г., с. 137.

 

 

" Около двенадцати столетий назад, в 800 году, происходила коронация Карла Великого. По ритуалу возложить корону на Карла должен был папа римский. Перед Карлом возникла нелегкая задача. Коронация была нужна для укрепления власти, поэтому политические соображения диктовали необходимость ее проведения " по всей форме". С другой стороны, из-за политических же соображений было совершенно недопустимо, чтобы папа римский короновал Карла, поскольку получалось, что папа выше императора: раз папа дал корону, он может когда-нибудь и забрать ее...

Четкое физическое противоречие. И Карл нашел способ его преодолеть. Если использовать современную терминологию, Карл разделил противоречивые требования в пространстве и во времени. Когда папа протянул корону, Карл, не дожидаясь, пока корона будет возложена ему на голову, перехватил корону на полдороге и надел ее своими руками!

Тысячу лет спустя, в декабре 1804 года, в парижском соборе Нотр-Дам происходила коронация Наполеона. И снова возникла аналогичная задача: корону следовало принять... и не следовало. Но Наполеон уже знал прием преодоления этого противоречия, и как только Пий VII приподнял корону, Наполеон перехватил ее - все произошло, как при коронации Карла Великого.

Творческая задача, к какой бы области деятельности она ни относилась, всегда содержит противоречие, которое надо устранить, преодолеть или, в крайнем случае, резко ослабить. Самая главная особенность задачи, делающая ее творческой, - это наличие в задаче противоречия. Число задач огромно, практически безгранично. Но число противоречий (и приемов их преодоления) сравнительно невелико. Поэтому задачи независимо от того, к какой отрасли техники они относятся, следует классифицировать по виду содержащихся в них противоречий. Если известен вид противоречия, можно без особых затруднений указать и прием, устраняющий противоречие. Допустим, противоречие заключается в том, что деталь должна двигаться и не должна двигаться. Разделим эти противоречивые требования в пространстве: пусть одна часть детали движется, а другая часть остается неподвижной. Или во времени: деталь может то двигаться, то прекращать движение. Можно " развести" противоречивые требования, изменив строение детали: деталь в целом будет неподвижной, а ее частицы приобретут подвижность. Можно изменить природу движения: пусть деталь колеблется - такой " шаг на месте" тоже совмещает несовместимое... Подобных приемов, устраняющих противоречие " подвижный - неподвижный", около десятка. Выбрать нужный прием в большинстве случаев нетрудно, поскольку условия задачи сразу указывают, какие приемы заведомо не годятся. В сущности, вся проблема в том, чтобы правильно " обработать" задачу и докопаться до физического противоречия.

Нужны правила " обработки" задачи".

 

Альтшуллер Г.С., Сeлюцкий А.Б., Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи, Петрозаводск,

" Карелия", 1980 г., с. 52-53.

 

 

" Наконец, теория изобретательства многое черпает из опыта, из практики. У квалифицированных изобретателей постепенно вырабатываются свои приемы решения технических задач. Как правило, количество этих приемов ограничено и относятся они к какой-либо одной стадии творческого процесса. Методика изобретательства обобщает критически отобранные наиболее ценные приемы".

 

Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, М., " Московский рабочий", 1973 г., с. 61.

 

 

" Часть приемов, входящих в алгоритм решения изобретательских задач, порознь используется изобретателями. Чаще всего изобретатель применяет два или три хорошо освоенных приема. У наиболее методичных изобретателей " эксплуатируется" пять - семь приемов. Методика изобретательства (даже при первоначальном знакомстве) увеличивает творческий арсенал, включая в него десятки приемов, составляющих в совокупности рациональную систему решения задач".

 

Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, М., " Московский рабочий", 1973 г., с. 130.

 

 

В ТРИЗ собраны десятки подобных приемов (вместе с подприемами - сотни). Их совокупность резко увеличивает КПД творческой деятельности изобретателя.

См. подробнее:

Альтшуллер Г.С., Типовые приемы устранения технических противоречий

 

См. также:

Таблица основных приемов устранения типовых технических противоречий

 

 

" Существуют и другие общие принципы, из которых каждый дает " куст" изобретений. Все это патентоспособные и разные изобретения, в основе которых лежит общий принцип. Зная такие принципы и умея ими пользоваться, можно существенно повысить К.П.Д. творческой работы. Это одна из главных предпосылок создания рациональной системы решения изобретательских задач".

 

Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, М., " Московский рабочий", 1973 г., с. 66.

 

 

Изучение изобретательских приемов позволило выявить следующее:

 

" Итак, сильные приемы:

- предлагают коренные изменения объекта;

- направлены на приближение объекта к идеальной машине;

- являются синтезом нескольких действий".

 

Альтшуллер Г.С., Творчество как точная наука, М., " Советское радио", 1979 г., с. 99.

 

 

" Итак, приемы и их сочетания образуют многоэтажную систему. На первом этаже-элементарные приемы (дробление, объединение, принцип местного качества, принцип асимметрии и т. д.). Наращивать списки элементарных приемов малоперспективно - порознь эти приемы слабы. Второй этаж - более сильные парные приемы (пары типа " прием-антиприем"). Третий этаж - сочетания элементарных и парных приемов с другими приемами, т. е. сложные приемы, в том числе сочетания типа " отзывчивость", веполь, феполь".

 

Альтшуллер Г.С., Творчество как точная наука, М., " Советское радио", 1979 г., с. 102.

 

 

В ТРИЗ также различают:

 

Прием на макроуровне

 

Прием на микроуровне

 

 

См. также:

 

Рассказ Г.С. Альтшуллера о художнике Чюрлёнисе

 

Основные инструменты ТРИЗ

 

Прием на макроуровне

 

" Каждый прием можно применять на макро- и микроуровне. В одном случае используются " железки", в другом - молекулы, атомы, ионы, элементарные частицы. У всякого изобретения есть прототип (" то, что было раньше"), поэтому теоретически мыслимы четыре вида операций:

1) от макрообъекта к макрообъекту (условно обозначим этот переход М-М); например, разделили стойку светофора на части;

2) от макрообъекта к микрообъекту (М-м); например изобретение по а. с. № 465502: " Тормозное устройство, содержащее вал и установленное на нем с натягом тормозное кольцо, связанное с источником энергии управления, отличающееся тем, что с целью улучшения эксплуатационных свойств тормозное кольцо выполнено из пьезокерамики, а в качестве источника энергии используется высокочастотный генератор". Обычные тормозные устройства (скажем, автомобильный тормоз) работают на макроуровне - с помощью колодок, рычагов, пружин, тяг и т. д. Суть изобретения - переход на микроуровень: тормозное кольцо расширяется за счет изменения параметров кристаллической решетки;

3) от микрообъекта к микрообъекту (м-м); например, " сборно-разборные" молекулы вместо обычных;

4) от микрообъекта к макрообъекту (м-М). Таких изобретений нет: переход м-М противоречит тенденциям развития техники, требуя " огрубления" технической системы.

Если сопоставить уровни изобретений, получаемых с помощью трех первых переходов, получим такую картину:

переход М-М редко дает изобретения выше третьего уровня; переход М-м, как правило, ведет к изобретениям четвертого и пятого уровня; переход м - м обычно дает изобретения не выше третьего уровня, если изменения происходят в пределах одного подуровня (молекула все время остается молекулой), и выше третьего уровня, если происходит смена подуровней (молекулы постоянно или на время заменяются меньшими " единицами" или полем).

Исторически технические системы развиваются в три этапа. Сначала " новорожденная" техническая система впитывает изобретения типа М-М. Развитие идет медленно, без особых потрясений. Скажем, у парусного корабля (система " парус-ветер") постепенно совершенствуются паруса. Затем происходит техническая революция: переход типа М-м. Это порой воспринимается, как появление новой технической системы; на самом деле система с макроуровня переходит на микроуровень. Паруса заменяются поршнями парового двигателя или лопатками паровой турбины; давит на эти " паруса" пар, молекулы которого искусственно разгоняются тепловым полем. Далее идет цепь изменений типа м - м. Паровой двигатель заменяется двигателем внутреннего сгорания: те же " поршни-паруса", но управление молекулами " ветра" осуществляется иначе. А в изобретении по а. с. № 247064 " железки" окончательно заменены электромагнитным полем, разгоняющим и отбрасывающим ионы: " Применение электромагнитного насоса для перекачки электролитов в качестве реактивного судового движителя". По-видимому, далее неизбежна новая техническая революция: переход к использованию только полей".

 

Альтшуллер Г.С., Творчество как точная наука, М., " Советское радио", 1979 г., с. 104-105.

 

 

" Нетрудно заметить: на макроуровне преобладают простые комбинационные приемы (разрезать, перевернуть, соединить и т. д.), на микроуровне в состав сложных приемов почти всегда входят физические эффекты и явления. На микроуровне мир приемов переходит в мир физики и химии. Отсюда и необходимость обеспечить изобретателя информацией о физических приемах, т. е. об изобретательских возможностях физических эффектов и явлений".

 

Альтшуллер Г.С., Творчество как точная наука, М., " Советское радио", 1979 г., с. 105-106.

 

Прием на микроуровне

 

 

" Каждый прием можно применять на макро- и микроуровне. В одном случае используются " железки", в другом - молекулы, атомы, ионы, элементарные частицы. У всякого изобретения есть прототип (" то, что было раньше"), поэтому теоретически мыслимы четыре вида операций:

1) от макрообъекта к макрообъекту (условно обозначим этот переход М-М); например, разделили стойку светофора на части;

2) от макрообъекта к микрообъекту (М-м); например изобретение по а. с. № 465502: " Тормозное устройство, содержащее вал и установленное на нем с натягом тормозное кольцо, связанное с источником энергии управления, отличающееся тем, что с целью улучшения эксплуатационных свойств тормозное кольцо выполнено из пьезокерамики, а в качестве источника энергии используется высокочастотный генератор". Обычные тормозные устройства (скажем, автомобильный тормоз) работают на макроуровне - с помощью колодок, рычагов, пружин, тяг и т. д. Суть изобретения - переход на микроуровень: тормозное кольцо расширяется за счет изменения параметров кристаллической решетки;

3) от микрообъекта к микрообъекту (м-м); например, " сборно-разборные" молекулы вместо обычных;

4) от микрообъекта к макрообъекту (м-М). Таких изобретений нет: переход м-М противоречит тенденциям развития техники, требуя " огрубления" технической системы.

Если сопоставить уровни изобретений, получаемых с помощью трех первых переходов, получим такую картину:

переход М-М редко дает изобретения выше третьего уровня; переход М-м, как правило, ведет к изобретениям четвертого и пятого уровня; переход м - м обычно дает изобретения не выше третьего уровня, если изменения происходят в пределах одного подуровня (молекула все время остается молекулой), и выше третьего уровня, если происходит смена подуровней (молекулы постоянно или на время заменяются меньшими " единицами" или полем).

Исторически технические системы развиваются в три этапа. Сначала " новорожденная" техническая система впитывает изобретения типа М-М. Развитие идет медленно, без особых потрясений. Скажем, у парусного корабля (система " парус-ветер") постепенно совершенствуются паруса. Затем происходит техническая революция: переход типа М-м. Это порой воспринимается, как появление новой технической системы; на самом деле система с макроуровня переходит на микроуровень. Паруса заменяются поршнями парового двигателя или лопатками паровой турбины; давит на эти " паруса" пар, молекулы которого искусственно разгоняются тепловым полем. Далее идет цепь изменений типа м - м. Паровой двигатель заменяется двигателем внутреннего сгорания: те же " поршни-паруса", но управление молекулами " ветра" осуществляется иначе. А в изобретении по а. с. № 247064 " железки" окончательно заменены электромагнитным полем, разгоняющим и отбрасывающим ионы: " Применение электромагнитного насоса для перекачки электролитов в качестве реактивного судового движителя". По-видимому, далее неизбежна новая техническая революция: переход к использованию только полей".

 

Альтшуллер Г.С., Творчество как точная наука, М., " Советское радио", 1979 г., с. 104.

 

 

" Нетрудно заметить: на макроуровне преобладают простые комбинационные приемы (разрезать, перевернуть, соединить и т. д.), на микроуровне в состав сложных приемов почти всегда входят физические эффекты и явления. На микроуровне мир приемов переходит в мир физики и химии. Отсюда и необходимость обеспечить изобретателя информацией о физических приемах, т. е. об изобретательских возможностях физических эффектов и явлений".

 

Альтшуллер Г.С., Творчество как точная наука, М., " Советское радио", 1979 г., с. 105-106.

 

Таблица основных приемов для устранения технических противоречий

 

 

Владея всего лишь несколькими изобретательскими приемами, можно успешно решать отдельные изобретательские задачи из разных (!) отраслей техники.

Проанализировав большой массив изобретений, Г.С. Альтшуллер выявил десятки приемов и свел их в компактную " Таблицу основных приемов для устранения технических противоречий".

При этом в Таблицу попали не все, а только взятые из авангардных, ведущих областей техники приемы.

Рекомендации Таблицы существенно увеличивают вероятность решения изобретательской задачи.

" Возникает досаднейшая ситуация. Мы знаем, что приемы сильны, знаем, что они способны " сразить наповал" любую задачу, если взять прием, подходящий именно для этой задачи. Приемы, взятые сами по себе, подобны снарядам без пушки. Что можно сделать, имея целый склад снарядов и не имея пушки, способной направить эти снаряды в цель?

Первые списки приемов без анализа изобретений, просто на основе опыта и интуиции, стали создавать еще в начале XX века. Казалось бы, стоит немного уточнить списки, расширить их - и будет найдено мощное средство для решения изобретательских задач. Не получилось... Сейчас, спустя много лет, мы знаем: нужно найти правила использования приемов. Нужно найти такие правила, чтобы можно было для каждой задачи сразу и точно указать прием решения.

Итак, приемы решения изобретательских задач существуют! Факт, имеющий принципиально важное значение для теории решения изобретательских задач: есть кирпичи - значит, можно строить здание. Поначалу построение теории кажется делом простым: нужно расклассифицировать задачи и для каждого класса указать соответствующие приемы. Но сразу же возникает вопрос: как классифицировать задачи?

Первая и вроде бы естественная мысль: задачи относятся к разным отраслям техники, они сами по себе разделены по отраслевому признаку - почему бы не воспользоваться этим для классификации задач?

К сожалению, приемы не признают отраслевых границ. Мы уже видели, что прием " обратить вред в пользу" одинаково хорошо срабатывает и при решении задачи, относящейся к производству бумаги, и при решении вопроса о разгрузке смерзшихся материалов, т. е. задачи из совершенно другой области техники".

 

Альтшуллер Г.С., Сeлюцкий А.Б., Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи, Петрозаводск,

" Карелия", 1980 г., с. 33-34.

 

 

" Выходит, известные нам приемы недостаточны для решения всех задач. Этого следовало ожидать. Ведь задач очень много, трудно рассчитывать, что замки к бесчисленным задачам удастся открыть всего тремя-четырьмя ключами. Можно привести такую аналогию: если бы химикам были известны только три-четыре химических элемента, состав подавляющего большинства веществ оставался бы загадкой. Как известно, химики, проанализировав множество различных веществ, открыли около ста элементов. Почему бы не поступить так и с приемами решения изобретательских задач? Проанализируем множество изобретений и получим если не полный, то во всяком случае большой список приемов. Правда, работа потребуется изрядная. Нужно анализировать не всякие изобретения, а сначала отобрать сильные - третьего, четвертого, пятого уровней: нам ведь нужен список приемов, способных " брать" трудные задачи. Простые задачи, как мы видели, можно решать и без знания приемов.

Такая работа была проделана: 25 тысяч проанализированных изобретений дали список, включающий 35 сильных приемов. Потом число изученных изобретений было доведено до 40 тысяч, это дало еще пять приемов. Вдумайтесь в эти цифры: 40 тысяч проанализированных изобретений и 40 (всего 40!) сильных решений".

 

Альтшуллер Г.С., Сeлюцкий А.Б., Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи, Петрозаводск,

" Карелия", 1980 г., с. 28-29.

 

 

" Давайте детальнее познакомимся с таблицей типовых приемов и самими этими приемами. Создание подобных таблиц - работа чрезвычайно трудоемкая. К сожалению, нельзя поступить так: подряд анализировать изобретения, отбирать наиболее часто встречающиеся решения и вписывать их в таблицу. Авторские свидетельства и патенты довольно часто выдаются на весьма тривиальные решения, и составленная на их основе таблица давала бы, как правило, слабые решения даже в том случае, если весь массив анализируемых изобретений содержит только сильные решения. Приемы, которые были оригинальными и сильными 5-10-20 лет назад, могут оказаться слабыми при решении новых задач.

Поэтому при составлении таблицы для каждой клеточки приходится определять авангардную отрасль техники, в которой данный тип противоречий устраняется наиболее сильными и перспективными приемами. Так, для противоречий типа " вес - продолжительность действия", " вес - скорость", " вес - прочность", " вес - надежность" и т. д.

наиболее подходящие приемы содержатся в изобретениях по авиационной технике. Противоречия, связанные с необходимостью повышать точность, эффективнее всего устраняются приемами, присущими изобретениям в области оборудования для физических экспериментов".

 

Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, М., " Московский рабочий", 1973 г., с. 139.

 

" Необходимо подчеркнуть, что приемы устранения технических противоречий, рекомендуемые таблицей, сформулированы в общем виде. Они подобны готовому платью: их надо подгонять, учитывая индивидуальные особенности задачи. Если, например, таблица рекомендует прием 1 (" Дробление"), это лишь означает, что решение как-то связано с разделением объекта. Таблица отнюдь не избавляет изобретателя от необходимости думать, она лишь направляет мысль по наиболее перспективным путям".

 

Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, М., " Московский рабочий", 1973 г., с. 140.

 

 

" Таблица выбора приемов устранения технических противоречий (фрагмент)

 

 

 

Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, М., " Московский рабочий", 1973 г., вкладыш в книгу.

 

 

Таблица основных приемов для устранения технических противоречий публиковалась в виде приложения к книгам:

 

Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, М., " Московский рабочий", 1973 г., 296 с.

 

Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В. и др., Поиск новых идей: от озарения к технологии (теория и практика решения изобретательских задач), Кишинев, " Каpтя Молдовеняскэ", 1989 г., 382 с.

 

а также опубликована на официальном сайте:

Альтшуллер Г.С., Типовые приемы устранения технических противоречий,

https://www.altshuller.ru/triz/technique1.asp

 

Задачи-аналоги

 

 

Изобретательские задачи, относящиеся к различным областям деятельности, могут иметь сходные противоречия и способы их разрешения. Задачи-аналоги используются как при обучении ТРИЗ, так и при выполнении новых разработок по ТРИЗ.

 

 

" Сегодня научная организация изобретательского творчества кажется чем-то необычным, но пройдет время, и немыслимой будет представляться нынешняя технология творчества, при которой общие принципы не фиксируются и каждую идею приходится " переизобретать" тысячи раз..."

 

Альтшуллер Г.С., Сeлюцкий А.Б., Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи, Петрозаводск,

" Карелия", 1980 г., с. 126-127.

 

 

" После изучения 30-40 учебных задач текст АРИЗ-71 следует дополнить шагом 2-0:

2-0. Как решались учебные задачи, аналогичные по смыслу данной задаче?

а) Сущность данной задачи.

б) Техническое противоречие в данной задаче.

в) Задача-аналог.

г) Техническое противоречие в задаче-аналоге.

д) Что аналогично в " б" и " г".

е) Идея решения задачи-аналога.

ж) Как изменить эту идею применительно к данной задаче.

Следует помнить, что при использовании аризного опыта надо переносить смысл идеи, а не конкретную конструкцию".

 

Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, М., " Московский рабочий", 1973 г., с. 279.

 

 

" Литература по ТРИЗ содержит свыше 1000 задач, упражнений, примеров. Даже сам по себе - без теории - это весьма сильный фонд: новую задачу нередко можно решить без всякого анализа - просто по аналогии с той или иной учебной задачей.

... Нестандартная учебная задача может быть использована просто в качестве сильного аналога: если появится однотипная задача, она может быть решена по аналогии, хотя и без гарантии высокого качества, которую дает стандарт.

Таким образом, информационный фонд ТРИЗ включает - кроме системы стандартов и указателя применения физэффектов - группу задач-аналогов. Эта группа постепенно обновляется и в целом обладает немалой " подсказывательной силой" ".

 

Альтшуллер Г.С., Похвальное слово подсказке, или использование учебных задач в качестве сильных аналогов,

журнал " Техника и Наука", 1981 г., N 8, с. 19.

 

 

" При бесконечном многообразии изобретательских задач число физических противоречий, на которых " держатся" эти задачи, сравнительно невелико.

Поэтому значительная часть задач решается по аналогии с другими задачами, содержащими аналогичное физпротиворечие. Внешне задачи могут быть весьма различными, аналогия выявляется только после анализа - на уровне физпротиворечия".

 

Альтшуллер Г.С., АРИЗ - значит победа, в Сб.: Правила игры без правил / Сост.: А.Б. Сeлюцкий, Петрозаводск,

" Карелия", 1989 г., с. 28.

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.