Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внешние элементы книги






Основу книги составляет книжный блок – скреплённые между собой элементы книги, содержащие все страницы, отпечатанные отдельно, карты, схемы и т.п., предназначенные для соединения с обложкой или переплетной крышкой.
Книжный блок закрыт обложкой. Это иллюстрированная, декоративная или шрифтовая крышка, защищающая книжный блок от разрушения или загрязнения. Обложкой может служить лист плотной бумаги, соединённый с книжным блоком.

Край книжного блока, где скреплены все элементы книги – тетради, таблицы, схемы – называется корешок. Обложка книги не рассчитана на длительное хранение. Поэтому книжный блок вместе с корешком часто укрепляют переплётом. Переплёт – это средство скрепления листов книги, защиты листов от разрушения и загрязнения. Переплет может быть шрифтовой, сюжетно-тематический и декоративный.

Появление бумаги, развитие книгопечатания, новые книгоиздательские технологии позволили совершенствовать переплётное дело и сделать переплёт произведением искусства, дополняющим содержание книги. При соединении переплёта с книжным блоком обязателен форзац – сложенный пополам лист бумаги или конструкция из двух листов, помещённая между переплётной крышкой и блоком книги. Внутренний лист форзаца приклеивается к крайней тетради книжного блока, а внешний – к внутренней стороне переплётной крышки. Форзац может быть гладким, сюжетно-тематическим или декоративным.

На переплёт и обложку иногда надевают суперобложку, которая представляет собой прямоугольный лист бумаги (или другой материал), и несёт дополнительную информацию (текст, изображение). Узкие концы листа – клапаны – загибают под переплёт.

Некоторые издания (подарочные, по искусству, справочные и др.) помещают в картонную или пластмассовую коробку – футляр. Таким образом, обеспечивается сохранность наиболее ценных книг.


Внутренние элементы книги


Внутренние элементы книги составляют части книжного блока, раскрывают информацию, имеющуюся в книге, помогают восприятию содержания книги.
Книга начинается с титульного листа. Титульный лист – это заглавный лист издания, содержащий основные сведения о книге.

На титульный лист помещают название книги, фамилию, имя, отчество автора (если таковой имеется), сведения, указывающие на место издания, название издательства, год выпуска.

l Титульный лист (титул) – как правило, первый двухстраничный лист книги, по лицевой стороне которого размещают необходимую информацию об издании (автор(ы), заглавие, литературный жанр, читательское назначение, место и время выпуска, издательство и т.д.)

l Впервые титульный лист (со всеми библиографическими элементами) был оформлен в 1476 г. Его создатель – венецианский типограф Эрхард Ратдольт

l Существуют разновидности: разворотный титульный лист, параллельный титульный лист, авантитул, шмуцтитул

l Разворотный титульный лист – четырехстраничный титульный лист в начале издания, состоит из авантитула, контртитула, титульной страницы и оборота титульного листа

l Авантитул – первая страница разворотного титульного листа

l Параллельный титульный лист – дополнительный титульный лист на другом языке

l Шмуцтитул – отдельная страница издания, помещаемая внутри основного текста, содержит название крупного раздела издания, а также фамилию автора, если в каждом разделе есть свой автор

 

Титульный лист может быть разворотным, занимать 2-ю и 3-ю страницы. Левая часть разворотного титула называется контртитул (против заглавия). Контртитул содержит выходные данные, характерные для многотомного или серийного издания в целом (генеральный титульный лист). В переводном издании контртитул представляет собой титульный лист на языке оригинала. В подарочных изданиях контртитул – это так называемый «зеркальный титул» (повторение титульного листа).

Первая страница книжного блока носит название авантитул (перед надписью, заглавием). Это один из титульных элементов декоративного назначения. Авантитул содержит некоторую часть выходных данных: издательскую марку (или наименование издательства), марку серии, эпиграф, посвящение, лозунг.

Основное содержание издания – текст. Текст – часть литературного произведения, которая выражается в виде связанных лексически, грамматически, стилистически, логических фраз, передающих его содержание.
Для лучшего восприятия текст делится на части: главы, абзацы и т.д.
Глава – это часть произведения, как правило, начинается с новой страницы и имеет собственное название.

Более дробное деление текста – абзац. Самая мелкая часть текста, начинающаяся с красной строки и состоящее из нескольких предложений, связанных между собой по смыслу.

Для лучшего восприятия текста используют иллюстрации – пояснение словесной информации наглядными примерами, чертежами, изображениями (картами, таблицами, рисунками и т.д.).

Портрет автора, лица, о котором идёт речь; рисунок, иллюстрация к главному эпизоду, помещённые на левой стороне разворота титульного листа, называется фронтисписом.

 


Справочный аппарат книги

l справочно-вспомогательный аппарат: титульный лист, оглавление, содержание, указатели, выпускные сведения, аннотация и реферат

l научно-справочный аппарат: вступительная статья, предисловие, послесловие, комментарии, примечания, библиография

Вспомогательный аппарат публикации включает примечания, пристатейные или прикнижные библиографические списки и вспомогательные указатели (если речь идет о научной монографии). Качество вспомогательного аппарата - надежный критерий профессионализма исследовательской работы.

Первый элемент вспомогательного аппарата - примечания. Примечания - это дополнительные разъяснения, справки, комментарии по поводу фрагментов основного текста, вынесенные вовне. По замыслу они имеют второстепенный характер и обычно набираются петитом. Примечания могут быть подстрочными и затекстовыми. В первом случае удобно отмечать их < звездочками>, во втором - цифрами. Бывает, что примечания занимают больше места, чем основной текст. Весь 86 главы < Бытие>, раздел А < Качество> < Энциклопедии философских наук> Гегеля состоит из одного предложения: < Чистое бытие образует начало, потому что оно в одно и то же время есть и чистая мысль, и неопределенная простая непосредственность, а первое начало не может быть чем-нибудь опосредованным и определенным>. Затем на нескольких страницах излагаются примечания и прибавления. Такое может себе позволить только Гегель.

Иногда примечания являют собой самостоятельные произведения, выполненные по поводу какой-либо темы, затронутой в основном тексте. Примечания к трудам Э. Ренана, М. Вебера, В. Зомбарта, О. Шпенглера с полным основанием можно назвать грандиозными. Вообще немецкая интеллектуальная традиция в полной мере явила себя в примечаниях.

Необходимость в пространных примечаниях возникает чаще всего при издании классических сочинений, требующих подробного текстологического анализа и толкования. В этом случае примечания превращаются в комментарии - метатексты. Культура комментирования коренится в толковании священных текстов. Литературный корпус Талмуда и христианская экзегетическая мысль основаны на комментировании Торы и новозаветных источников. Воспроизводство философских идей также невозможно без комментирования. Эталонными являются, например, комментарии А.Ф. Лосева к сочинениям Платона и Плотина.

Второй элемент вспомогательного аппарата - ссылки на источник. Приводя высказывание или мысль, принадлежащие другому автору, научный сотрудник обязан указать, кому это высказывание принадлежит и откуда оно заимствовано. Ссылаться можно на публикацию, архивный документ, рукопись сочинения, личное сообщение. В последних двух случаях необходимо личное разрешение автора упоминаемого произведения.

Ссылка производится в двух случаях: а) когда упоминается произведение и б) когда воспроизводятся чужой текст либо сведения в виде цитаты или переложения. При воспроизведении фактических и статистических сведений общеизвестного характера ссылки не обязательны. Например, при сообщении, что К. Маркс родился 5 мая 1818 г., нет нужды ссылаться на биографию Маркса.

При воспроизведении чужого текста ссылка является необходимой - иначе возникают признаки деяния, предусмотренного статьей 174 Уголовного кодекса Российской Федерации. Это деяние называется плагиатом - кражей интеллектуальной собственности. Во многих странах введены более строгие правила защиты интеллектуальной собственности, чем в России: требуется разрешение владельца авторского права - < копирайта> (значок < копирайта> проставляется обычно на обороте титульного листа) даже на воспроизведение короткого фрагмента текста.

В России можно цитировать чужой текст (обязательно со ссылкой) объемом до 300 знаков. В науке, равно как и в других областях интеллектуального творчества, плагиат считается не только правонарушением, но и позорным делом. Если плагиат обнаружен в диссертации, в соответствии с < Положением ВАК> работа снимается с рассмотрения на любой стадии ее прохождения.

Ссылки на источник оформляются тремя способами. Первый способ - внутритекстовый - довольно неудобный и встречается редко.

Ссылки размещаются здесь в скобках внутри предложения. Разумеется, такого рода ссылки содержат минимум библиографических сведений.

Второй способ - подстрочное размещение ссылок на странице. Многие научные журналы используют именно этот метод. В дипломной работе используется этот способ. Его удобство для читателя заключается в отсутствии разрывов текста (как в предыдущем случае), а также в возможности просматривать списки источников параллельно работе с основным текстом. Для писателя этот метод удобен тем, что при устранении одной или нескольких ссылок либо дополнениях к аппарату публикации последовательность всего списка не меняется. При компьютерном наборе эта трудность преодолевается легко, а при работе с < бумажной> рукописью требуется тщательная сверка ссылок. Подстрочные ссылки практикуются, например, в журнале < Вопросы философии>.

Если в статьях в большинстве случаев встречается несколько десятков ссылок, то их количество в монографиях и диссертациях исчисляется сотнями. Пристатейные и прикнижные (придиссертационные) списки представляют самостоятельный интерес, и их лучше размещать компактно. Для этого используются затекстовые пристатейные и прикнижные библиографические списки. Ссылки оформляются в данном случае путем сквозной последовательной нумерации цитат и иных < интекстов>. Нумерация в основном тексте оформляется квадратными скобками.

В западной научной литературе принято вместо нумерации использовать фамилию автора и год опубликования источника. Поэтому источники размещаются в алфавитном порядке. Это обусловлено требованиями компьютерной сортировки ссылок. В российской научной периодике более распространена последовательная нумерация с расположением источников в порядке их упоминания. В монографиях, диссертациях, дипломных работах список литературы выстраивается по алфавиту - сначала русскоязычные, затем издания на иностранных языках.

Примеры хорошо выполненных пристатейных списков можно увидеть в журналах < Библиография>, < Вестник Российской академии наук>, в < Социологическом журнале>.

Третий элемент вспомогательного аппарата - указатели. Они являются необходимым компонентом серьезной научной монографии и обеспечивают эффективный поиск необходимых сведений. Принято снабжать монографию указателем имен (именной или алфавитный), в некоторых случаях указателем географических названий, и особую трудность представляет предметный указатель - его рубрики должны с максимальной четкостью отображать концептуальный аппарат данной области науки. Единый или смешанный указатель сочетает именной и предметный.

Колонтитул – правая строка над текстом, указывающая на содержание текста.

Затекстовый способ оформления ссылок, пристатейные (прикнижные) библиографические списки не только экономят объем печатной полосы, но дисциплинируют и писателя, и читателя. Если ссылки повторяются, что бывает постоянно, приходится обращаться к формам: < Там же>, < Там же. С. 37>. Это делается в том случае, если ссылки на один и тот же источник следуют одна за другой непрерывно. Когда ряд прерывается, следует ссылка на номер.

В подстрочных ссылках дело обстоит немного сложнее. Если ссылки на один и тот же источник следуют непрерывно, используются формы < Там же> и < Там же. С. 37>. В случае прерывания ряда используется сокращение типа: < Зеньковский В.В. Цит. соч. С. 37>.

После длительного перерыва в цитировании источника (на протяжении нескольких полос) ссылка воспроизводится в форме сокращенного библиографического описания, например: < Зеньковский В.В. О мнимом материализме русской науки и философии <... С. 37>. Здесь следует заметить, что с сокращениями в библиографических записях нужно обращаться предельно осторожно и, если под рукой нет < Словаря сокращений>, избегать их. Сокращения регламентируются государственным стандартом, поэтому, например, < стр.> писать нельзя, а < С.> - можно.

Со ссылками на иностранную литературу нужно обращаться в соответствии с теми же нормами, что и со ссылками на русскоязычные издания. Однако здесь имеются некоторые особенности. Вместо < Там же> используется латинское, а вместо < Там же. С. 37> - (для немецкоязычного источника - S. 37).

За рубежом и в некоторых естественнонаучных и технических журналах России принят следующий способ ссылки на пристатейный (прикнижный) библиографический список: в тексте приводится основное описание заголовка (автор либо первые ключевые слова заглавия), например (Shakespeare, 1877). Если в указанном году опубликованы несколько работ данного автора и все они приводятся в библиографическом списке, вводятся дополнительные обозначения (Shakespeare, 1877а).

Часто при составлении библиографического аппарата научной публикации ссылки и примечания не различаются. Между тем, это совершенно разные < вещи>, хотя соседствуют друг с другом. Они могут совмещаться и выглядеть как подстрочные или затекстовые примечания с внутритекстовыми ссылками, получше всего помещать библиографические описания источников отдельно от примечаний.

Глава 5. ИСТОРИЯ КНИГИ, РЕФЕРИРОВАНИЯ И АННОТИРОВАНИЯ

ВОПРОСЫ:

1. Какие два этапа в развитии книги можно выделить?

2. В каких формах существовали рукописные книги?

3. Какие исторические центры создания книг существовали в разные эпохи?

4. Когда стали осуществлять сокращение текста книги и делать описание книги?

5. Что такое аннотирование и реферирование?

6. Какие виды аннотаций и рефератов существуют? Каковы требования к обзорному учебному реферату?

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учеб. пособие по развитию навыков письменной речи / Н.И. Колесникова. М.: Флинта: Наука, 2003.-288 с.

2. Шомракова И.А. Всеобщая история книги / И.А. шомракова, И.Е. баренбаум; науч. ред. Г.В. Михеева. СПб.: Профессия, 2005. - 367 с.

Развитие и совершенствование книги, как документа, связано с процессом создания письменности, эволюцией материалов и инструментов для письма. В развитии книги можно выделить два этапа: рукописный и печатный. Известны различные формы рукописной книги. В III-II тысячелетии до н.э. на Древнем Востоке (в Месопотамии или Междуречье) были распространены книги в виде глиняных табличек или деревянных дощечек. Библиотека царя Ассирии Ашурбанипала (7 в. до н.э.) насчитывала свыше 30 тыс. глиняных табличек, на которых были созданы анналы, гимны, молитвы, эпические поэмы (эпос о Гильгамеше), сказания о «золотом веке» и др. Будучи верховным жрецом, Ашурбанипал во время военных походов не прибегал к варварскому ограблению других храмовых библиотек. Его писцы снимали с них копии.

В Древнем Египте писали на папирусе – растении, росшем по берегам рек и озёр. Толстые стебли разрезали на полосы, полосы склеивали друг с другом, сворачивали в трубочку, и получался свиток. Самый большой свиток, дошедший до нас со времен Египта, имеет около 45 м длины и состоит из 79 отдельных листов. На папирусе писали деревянной палочкой или кисточкой, чёрной или красной краской. Папирус («дар реки») считался священным растением. Книги в Египте называли «души Ра». В одном из папирусов было сказано: «Писец ее Тот, ее нельзя ни видеть, ни слышать, но чистый устами и молчаливый относительно имен избавиться от внезапного заклания, к нему не подойдут варвары и не увидят его». Уже в середине II тыс. до н.э. папирусы вкладывали в особые футляры, которые снабжались рисунками и указывали на принадлежность данной книге определенному лицу.

В Древней Греции писали на вощеных дощечках заостренными палочками – стилом. В древнегреческом государстве Пергаме придумали использовать для письма новый материал – телячью кожу. Её обрабатывали особым образом, в результате получался прочный, лёгкий материал, получивший название «пергамент», на котором было удобно писать, а потом сворачивать в свитки. В 3-2 вв. до н.э. в Александрии существовала крупнейшая библиотека, которая насчитывала ок. 700 тыс. свитков. На 120 свитках находилось описание фондов библиотеки. Здесь были выработаны единые правила изготовления рукописи: определены размеры свитка (20-30 см), заглавие книги помещали или в начале или в конце. Иногда указывали автора или первые слова рукописи.

Жители древних русских городов использовали для «переписки» обыкновенную берёсту – берёзовую кору, для обучения письму – вощеные дощечки. Для книг – папирус и бумагу.

Бумага – основной материал для изготовления книг - была изобретена в Китае во II веке. А в Европе её производство освоили только через 1000 лет, в XII веке.

 

В Средние века центрами создания книг были монастыри. Средневековая пословица гласит: «Монастырь без книг – замок без оружия».

В Киеве центром создания книг были Киево-Печерский монастырь и Выдубецкий, в Древнем Новгороде – Юрьев монастырь, Хутынский и Антониев монастырь.

В Западной Европе после возникновения первых университетов в 12 веке они становятся центрами книжного производства. Перепиской книг ведали преподаватели. Студенты переписывали книги для себя.

В эпоху Возрождения в Европе возникают научные общества и библиотеки. Ученые, общаясь друг с другом, используют сокращения своих работ. В условиях Реформации возникает потребность в быстром распространении информации, в распространении Библии. В 1445 году начинается второй этап развития книги – печатный: Иоганн Гуттенберг печатает Библию.

В России после присоединения Казанского ханства возникает необходимость быстрого распространения книг духовного содержания. В 1564 году Иван Федоров создает первую печатную русскую книгу «Апостол».

В современном обществе новые информационные технологии, конечно, повлияли на развитие книги. Появились электронные книги: учебники, справочники, энциклопедии и т.д.

Первый научный журнал был создан в 1665 году во Франции Академией наук, а затем – в Англии. В России первые научные журналы появились в 20-30-е годы 18 века. Один из параграфов «Проекта положения об учреждении Академией наук и художеств», учрежденный Петром Первым, гласил: «Каждый академикус обязан в своей науке добрых авторов, которые в иных государствах издаются, читать. И тако ему будет легко экстракт из оных сочинять». Экстракты – это рефераты в современном понимании. Термин «реферат» впервые появился в России в «Настольном словаре для справок по всем отраслям знаний» Ф.Г. Толя, изданном в 1864 году, где он определяется как «отношение, деловая записка, изложение дела вкратце».

Реферирование и аннотирование – это максимальное сокращение объема источника информации при сохранении его основного содержания. При сжатии текста осуществляются анализ и синтез информации. В результате появляются вторичные документы – аннотации и рефераты.

Аннотация раскрывает логическую схему первичного документа и наиболее существенные стороны его содержания. Реферат – это анализ первичного документа, изложение его содержания, близкое к языку первоисточника, и выводы и оценки содержания.

Виды аннотаций:

• по функциональному назначению: справочная и рекомендательная.

Справочная аннотация характеризует тематику документа, но не предлагает его критической оценки.

Рекомендательная аннотация характеризует документ и дает его оценку для определенной категории специалистов.

 

Виды рефератов:

• по полноте изложения содержания: индикативный (реферат-резюме) и информативный (реферат-конспект);

• по количеству реферируемых первоисточников: монографический (по одному документу) и обзорный (по нескольким источникам – 7-8).

 

Критерии оценки учебного реферата:

1) соответствие содержания теме;

2) глубина проработки материала;

2) правильность, полнота, последовательность изложения материала;

3) соответствие оформления реферата государственным стандартам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.