Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контрольная работа

по дисциплине «СТАТИСТИКА»

 

Вариант № 8

 

 

  Выполнила: Машинистова Е.Н. Группа: ГЗЭП-14 Подпись: __________________ Дата: ______________________ Преподаватель: Ломанова Е.В. Оценка: ____________________ Подпись: ___________________ Дата: ______________________  

 

Рыбинск 2015 г.

 

Задание №1

По ряду магазинов получены данные, представлены в таблице А4 приложения А. Постройте ряд распределения магазинов по числу посетителей, образовав четыре группы с равными закрытыми интервалами. Охарактеризуйте ряд общим и средним объемом выручки. Рассчитайте по полученным данным среднюю, модальную и медианную численность посетителей магазинов, показатели вариации. Представьте ряд распределения графически при помощи гистограммы, кумуляты и огивы распределения.

Сделайте выводы.

Таблица А4 – Результаты работы магазинов

     
Номер магазина Число посетителей Выручка, тыс. руб.
    356, 0
    331, 5
    205, 2
    276, 3
    282, 6
    302, 4
    283, 5
    201, 9
    217, 2
    183, 6
    229, 0
    280, 0
    283, 8
    229, 2
    207, 6
    268, 5
    279, 9
    306, 9
    353, 1
    222, 3

 

Построим ряд распределения магазинов по числу посетителей. Образуем четыре группы с равными закрытыми интервалами. Величину интервала определим по формуле

.

 

.

 

Обозначим границы групп:

 

410-560 - 1 группа

560-710 - 2 группа

710-860 - 3 группа

860-1010 - 4 группа

 

Теперь подсчитаем количество магазинов в каждой группе:

 

Группы магазинов по величине прибыли Количество магазинов в каждой группе
410-560  
560-710  
710-860  
860-1010  
   

 

 

 

Таблица 3 – Разработочная таблица группировки магазинов по числу посетителей

Номер группы Группы магазинов по числу посетителей Номер магазина Число посетителей Величина выручки, тыс. руб.
А Б      
  410-560         205, 2
    201, 9
    217, 2
    183, 6
    207, 6
Итого     1015, 5
  560-710         229, 0
    229, 2
    222, 3
Итого     680, 5
  710-860         276, 3
    282, 6
    268, 5
    279, 9
    306, 9
Итого     1414, 2
  860-1010         356, 0
    331, 5
    302, 4
    283, 5
    280, 0
    283, 8
    353, 1
Итого     2190, 3
  Всего     5300, 5

 

Таблица 4 – Группировка магазинов по числу посетителей

 

Номер группы Группы магазинов по величине выручки Число магазинов Число посетителей Величина выручки, тыс. руб. Выручка в среднем на одного посетителя
А Б        
  410-560     1015, 5 0, 422
  560-710     680, 5 0, 357
  710-860     1414, 2 0, 363
  860-1010     2190, 3 0, 342
  Всего     5300, 5 0, 363

 

К первой группе относятся магазины с числом покупателей от 410 до 560 человек. Всего в этой группе 5 магазинов, их общая выручка составляет 1015, 5 тыс. руб., а общее число посетителей равно 2407 человек, т.е. выручка от 1 посетителя составляет в среднем 0, 422 тыс. руб.

Во второй группе магазины с числом покупателей от 560 до 710 человек, к этой группе относятся 3 магазина. Общая выручка всех магазинов в данной группе составляет 680, 5 тыс. руб., а число посетителей равно 1907 человек, т.е. средняя выручка на 1 посетителя составляет 0, 357 тыс. руб.

Третья группа включает в себя магазины с числом посетителей от 710 до 860 человек. К этой группе относится 5 магазинов, общая величина выручки в этой группе составляет 1414, 2 тыс. руб., а число посетителей 3897 человек, т.е. средняя выручка на 1 посетителя составляет 0, 363 тыс. руб.

В группу с выручкой от 860 до 1010 человек относится 7 магазинов, их общая выручка составляет 2190, 3 тыс. руб., а общее количество посетителей 6402 человека, т.е. средняя выручка на 1 посетителя составляет 0, 342 тыс. руб.

Выручка всех магазинов вместе составляет 5300, 5 тыс. руб., а общее количество посетителей – 14613 человек. В среднем по всем магазинам выручка на одного посетителя составляет 0, 363 тыс. руб.

 

 

Таблица 5 – Группировка магазинов по числу посетителей

 

Номер группы Группы магазинов по числу посетителей Число магазинов, % к итогу Число посетителей, % к итогу Величина выручки, тыс. руб., % к итогу
А Б      
  410-560   16, 47 19, 16
  560-710   13, 05 12, 84
  710-860   26, 67 26, 68
  860-1010   43, 81 41, 32
  Всего      

 

Из таблицы 5 видно, что преобладают магазины с большим числом посетителей, их удельный вес равен 35%. Величина выручки этих магазинов составляет 41, 32% от общей выручки всех магазинов, а количество посетителей 43, 81% от общего числа посетителей.

 

Рассчитаем средние показатели в каждой группе с помощью формулы средней арифметической:

 

Таблица 6 – Средние показатели в каждой группе

Номер группы Группы магазинов по величине выручки Показатель Число посетителей Величина выручки, тыс. руб.
А Б      
  410-560 Средняя арифметическая   203, 10
  560-710 Средняя арифметическая   226, 83
  710-860 Средняя арифметическая   282, 84
  860-1010 Средняя арифметическая   312, 90
  ИТОГО СРЕДНЯЯ АРИФМЕТИЧЕСКАЯ   265, 03

 

Средняя выручка по всем группам составляет 265, 03 тыс. руб., а среднее число посетителей равно 731 человек.

В первой и второй группах средняя выручка и среднее число посетителей меньше средних показателей по всем магазинам. Так в первой группе средняя выручка составила 203, 1 тыс. руб., а среднее число посетителей 481 человек, во второй группе эти показатели равны 226, 83 тыс. руб. и 636 человек соответственно.

Представим ряд распределения графически при помощи гистограммы, кумуляты и огивы распределения.

Рисунок 2 – гистограмма распределения магазинов по числу посетителей

 

Для построения кумуляты распределения составим таблицу 7, в которой посчитаем накопленные частоты.

Таблица 7 – Распределение магазинов по числу посетителей

Номер группы Группы магазинов по числу посетителей Количество магазинов Накопленное число магазинов S
  410-560    
  560-710    
  710-860    
  860-1010    
  Всего   -

 

Рисунок 3 – Кумулята распределения магазинов по числу посетителей

Рисунок 4 – Огива распределения магазинов по числу посетителей

 

Рассчитаем по полученным данным среднюю, модальную и медианную выручку магазинов, показатели вариации.

Средняя арифметическая рассчитывается по формуле арифметической взвешенной на основе частостей: , где , m - число групп.

Таблица 8 – Расчетная таблица для определения средней арифметической взвешенной.

Число посетителей, (х) Удельный вес магазинов, % к итогу, (d) Середина интервала х’ x’idi
410-560      
560-710      
710-860      
860-1010      
Итого:   -  

Разделим ∑ x’idi на сумму весов (∑ di =100%), чтобы получить искомую среднюю () величину:

чел.

Мода рассчитывается по формуле:

где хо нижняя граница модального интервала;

i – величина модального интервала;

fMo частота модального интервала;

fMо-1 частота модального интервала, предшествующего модальному;

fMо+1 частота интервала, следующего за модальным.

Для расчета моды и медианы составим таблицу 9.

 

 

Таблица 9 – Расчетная таблица для определения моды и медианы

Число посетителей, (х) Количество магазинов (f) Накопленная частота S Середина интервала x’ x’ f
410-560        
560-710        
710-860        
860-1010        
Итого:   - -  

Подставим значения из таблицы в формулу и рассчитаем моду:

.

Для расчета медианы сначала определим номер медианы по формуле :

.

Накопленная частота S приходится на интервал 710-860.

Медиана рассчитывается по формуле ,

где x0 и i - соответственно нижняя граница и величина медианного интервала;

fMe – частота медианного интервала;

SMe-1 – кумутативная частота предмедианного интервала.

 

Подставим значения из таблицы 9 в данную формулу:

.

К показателям вариации относятся:

- размах вариации: R=xmax – xmin;

- среднее линейное отклонение: ;

- дисперсия: ;

- среднее квадратическое отклонение: ;

- коэффициент осциляции: ;

- линейный коэффициент вариации: ;

- коэффициент вариации: .

 

Рассчитаем данные коэффициенты:

Размах вариации: R =1010-410=600 чел.

Для расчета среднего линейного отклонения, дисперсии и среднего квадратического отклонения составим таблицу 10.

Таблица 10 – Расчетная таблица для определения показателей вариации

Число посетителей хi Число мага- зинов fi Середина интервала x’i x'ifi    
410-560              
560-710              
710-860              
860-1010              
Итого   -   -   -  

 

Подставив значения из таблицы в формулы получим:

Среднее линейное отклонение: ;

Дисперсия: ;

Среднее квадратическое отклонение: ;

Коэффициент осциляции: ;

Линейный коэффициент вариации: ;

Коэффициент вариации: .

Среднее число посетителей магазина по результатам группировки равно 740 человек. Мода равна 893 человека, эта величина говорит о том, что наиболее часто встречающееся число посетителей находится в интервале 860-1010 человек. Медиана равна 733 человека. Она показывает число посетителей, которое делит все магазины на две половины, т.е. одна половина магазинов имеет количество посетителей до 733 человек, а другая половина магазинов больше 733 человек.

 

Размах вариации 600 человек., этот показатель показывает разницу между самым большим и самым маленьким количеством посетителей.

Среднее линейное отклонение является обобщающем мерой вариации индивидуальных значений признака от средней арифметической величины, он равен 159 человек.

Среднее квадратическое отклонение показывает, на сколько в среднем отклоняются конкретные варианты признака от среднего значения. Он равен 178 человек.

Коэффициент осцилляции отражает относительную колеблемость крайних значений признака вокруг средней, т.е. 81, 08%.

Линейный коэффициент вариации характеризует долю усредненного значения абсолютного отклонения от средней величины, т.е. 21, 49%.

Коэффициент вариации позволяет судить об однородности совокупности:

– < 17% – абсолютно однородная;

– 17–33%% – достаточно однородная;

– 35–40%% – недостаточно однородная;

– 40–60%% – это говорит о большой колеблемости совокупности.

В нашем случае коэффициент вариации равен 24, 07%, т.е. совокупность достаточно однородная.


Задание 2.

По ряду предприятий получены данные, представленные в таблице А1 приложения А. Определите тесноту и характер связи между объемом произведенной продукции и стоимостью основных средств предприятия на основе расчета коэффициента корреляции и нахождения уравнения парной линейной регрессии. Постройте поле корреляции и теоретическую линию регрессии. Сделайте выводы.

Таблица А1 – Показатели деятельности предприятий

Наблюдение Среднесписочное число рабочих, чел. Основные средства (тыс. руб.) Объем произведенной продукции за год, млн. руб.
      5, 6
      7, 6
      4, 4
      5, 2
      8, 0
      9, 6
      3, 1
      5, 7
      8, 2
      4, 4
      1, 0
      9, 9
      8, 7
      4, 1
      3, 1
      4, 1
      3, 7
      3, 3
      2, 1
      1, 6
      3, 0
      2, 4
      2, 4
      2, 3
      1, 5
      1, 3
      9, 2
      6, 5
      3, 4
      3, 2

 

 

Теснота связи при линейной зависимости измеряется с помощью линейного коэффициента корреляции. В качестве признака-фактора в данном случае стоимость основных средств. Таким образом, результативным признаком будет объем произведенной продукции.

Для облегчения расчетов построим расчетную таблицу (Таблица 1).

Таблица 1 - Расчетные данные для определения коэффициента корреляции

Наблюдение Основные средства (тыс. руб.) х Объем произведенной продукции, млн. руб.за год у ху х2 у2
    5, 6 2066, 4   31, 36
    7, 6 3594, 8   57, 76
    4, 4 1104, 4   19, 36
    5, 2     27, 04
    8, 0      
    9, 6     92, 16
    3, 1     9, 61
    5, 7     32, 49
    8, 2     67, 24
    4, 4     19, 36
    1, 0      
    9, 9     98, 01
    8, 7     75, 69
    4, 1     16, 81
    3, 1 1174, 9   9, 61
    4, 1 1049, 6   16, 81
    3, 7     13, 69
    3, 3     10, 89
    2, 1 222, 6   4, 41
    1, 6     2, 56
    3, 0      
    2, 4     5, 76
    2, 4     5, 76
    2, 3     5, 29
    1, 5 187, 5   2, 25
    1, 3     1, 69
    9, 2     84, 64
    6, 5     42, 25
    3, 4     11, 56
    3, 2     10, 24
Итого   138, 6 79605, 2   848, 3
Средняя 423, 87 4, 62 2653, 51 268174, 60 28, 28

Вычислим данный коэффициент по формуле :

;

.

 

.

 

Линейный коэффициент корреляции равен 0, 887, т.е. он находится в интервале от 0 до 1, это говорит о том, что связь прямая, сильная. Значит, при увеличении признака-фактора увеличивается результативный признак.

Решив систему нормальных уравнений, определим параметры уравнения прямой на основе метода наименьших квадратов:

 

 

Решение системы уравнений позволяет получить выражения для параметров а0 и а1:

Подставим наши значения в формулы и вычислим а0 и а1:

 

 

Таким образом:

а0 = 1, 2906;

а1 =0, 0079.

 

Подставим эти значения в уравнение: ȳ х01х.

 

Получаем: ȳ х= 1, 2906-0, 0079 х.

 

Исходные данные и расчетные показатели представим в таблице 2.

 

Таблица 2 – Расчетная таблица для определения параметров уравнения регрессии зависимости между числом посетителей и суммой выручки магазинов

Наблюдение Основные средства (тыс. руб.) х Объем произведенной продукции, млн. руб.за год у ху х2  
 
    5, 6 2066, 4   4, 21  
    7, 6 3594, 8   5, 03  
    4, 4 1104, 4   3, 27  
    5, 2     3, 50  
    8, 0     5, 95  
    9, 6     10, 77  
    3, 1     2, 55  
    5, 7     5, 08  
    8, 2     8, 95  
    4, 4     4, 45  
    1, 0     2, 25  
    9, 9     8, 40  
    8, 7     6, 58  
    4, 1     5, 24  
    3, 1 1174, 9   4, 28  
    4, 1 1049, 6   3, 31  
    3, 7     3, 03  
    3, 3     3, 19  
    2, 1 222, 6   2, 13  
    1, 6     2, 71  
    3, 0     3, 27  
    2, 4     3, 11  
    2, 4     4, 21  
    2, 3     4, 06  
    1, 5 187, 5   2, 28  
    1, 3     2, 40  
    9, 2     10, 38  
    6, 5     7, 53  
    3, 4     3, 58  
    3, 2     3, 46  
Итого   138, 6 79605, 2   139, 17  

Изобразим графически поле корреляции и полученную линию регрессии на рисунке 1.

 
 


Рисунок 1 – Поле корреляции и теоретическая линия регрессии

 

Связь между количеством стоимостью основных средств и объемом произведенной продукции является прямой, сильной, т.к. коэффициент парной корреляции равен 0, 887.

Коэффициент регрессии а 1 показывает абсолютную силу связи между вариацией x и вариацией y. Можно сказать, что при изменении стоимости основных средств на 1 тысячу рублей объем произведенной продукции увеличится в среднем на 7, 9 тысяч рублей.

Эта связь наглядно показана на рисунке 1: линия регрессии и точки поля корреляции находятся очень близко друг к другу.

 

 


Задание №3

 

В таблице 9 представлены данные о затратах и объеме выпуска продукции неким предприятием. Определите:

1) индивидуальные индексы себестоимости, физического объема продукции и общих издержек производства;

2) общие индексы себестоимости, физического объема продукции и общих издержек производства;

3) абсолютное изменение затрат на производство;

4) абсолютное изменение затрат на производство за счет изменения себестоимости и количества произведенной продукции.

Сделайте выводы.

Таблица 9 – Данные о производстве продукции

Вид продукции Себестоимость единицы, д.е. Произведено, штук
май июнь май июнь
А Б В Г        

 

Решение

Индивидуальные индексы получают в результате сравнения однотоварных явлений.

Индивидуальные индексы представляют собой относительные величины динамики, выполнения плана, сравнения, и их расчет не требует знания специальных правил.

В зависимости от экономического назначения индивидуальные индексы бывают: физического объема продукции, себестоимости, цен, трудоемкости и т.д.

Индекс физического объема продукции iq рассчитывается по формуле:

.

Этот индекс показывает, во сколько раз возрос (уменьшился) выпуск какого-либо одного товара в отчетном периоде по сравнению с базисным, или сколько процентов составляет рост (снижение) выпуска товара. Если из значения индекса, выраженного в процентах, вычесть 100%, то полученная величина покажет, на сколько процентов возрос (уменьшился) выпуск продукции. В знаменателе может быть не только количество продукции, произведенной за какой-то предыдущий период, но и плановое значение (qПЛ), нормативное (qН) или эталонное значение, принятое за базу сравнения (qЭ).

Индекс других показателей строятся аналогично.

Индивидуальный индекс себестоимости единицы продукции , показывает изменение себестоимости единицы продукции в текущем периоде по сравнению с базисным.

Индивидуальный индекс издержек (затрат) на производство рассчитывается по формуле: .

В экономических расчетах чаще всего используются общие индексы, которые характеризуют изменение совокупности в целом.

Сводный индекс физического объема продукции, взвешенной по себестоимости, имеет следующий вид: .

Сводный индекс себестоимости характеризует изменение себестоимости нескольких видов продукции, выпускаемых предприятием. Он рассчитывается по формуле: .

Третьим показателем в данной индексной системе является сводный индекс затрат на производство: .

Все три индекса взаимосвязаны между собой: .

Для оценки изменения абсолютного значения себестоимости всей продукции (работ, услуг) исчисляют изменение затрат отчетного периода по сравнению с базисным периодом: .

Абсолютный размер экономии (-) или перерасхода (+) от изменения себестоимости равен: .

Абсолютный размер экономии (-) или перерасхода (+) за счет изменения объема вырабатываемой продукции равен: .

.

Для расчета вышеперечисленных индексов занесем исходные данные в таблицу 1.

Таблица 1 – Расчетная таблица для определения индивидуальных и общих индексов.

Вид продук-ции Себестоимость единицы, д.е. Произведено, штук Расчетные графы
май z0 июнь z1 май q0 июнь q1 z0q0 z1q0 z0q1 z1q1
А Б В Г                
Итого                

 

С помощью таблицы 1 рассчитаем индивидуальные и общие индексы себестоимости, физического объема и общих издержек производства. Все расчеты представим в таблице 2.

Таблица 2 – Индивидуальные и общие индексы себестоимости, физического объема и общих издержек производства.

Вид продук-ции Индекс себестоимости Iz, iz Индекс физического объема продукции Iq, iq Индекс общих издержек производства Izq, izq
А Б В Г 0, 857 0, 750 0, 947 0, 925 1, 074 1, 018 1, 111 1, 091 0, 921 0, 763 1, 053 1, 009
Итого: 0, 846 1, 061 0, 897

 

Все три общих индекса взаимосвязаны между собой:

0, 846*1, 061=0, 897.

 

Абсолютного изменение затрат на производство:

д.е.

Абсолютное изменение затрат на производство за счет изменения себестоимости произведенной продукции:

д.е.

Абсолютное изменение затрат на производство за счет изменения количества произведенной продукции:

д.е.

.

 

Индекс физического объема произведенной продукции показывает во сколько раз возрос (уменьшился) выпуск какого-либо одного товара в отчетном периоде по сравнению с базисным. Из таблицы 2 видно, что выпуск продукции А возрос в 1, 074 раз, продукции Б возрос в 1, 018 раз, продукции В возрос в 1, 111 раз, продукции Г в 1, 091 раз. Общий индекс физического объема продукции составил 1, 061. Это говорит нам о том, что издержки производства продукции возросли в результате уменьшения объема ее производства.

Индекс себестоимости произведенной продукции показывает изменение себестоимости единицы продукции в текущем периоде по сравнению с базисным. В нашем случае себестоимость продукции в июне по сравнению с маем уменьшилась по всем видам продукции, т.е. продукции А в 0, 857 раз, продукции Б в 0, 75 раз, продукции В в 0, 947 раз, продукции Г в 0, 925 раз. Общий индекс себестоимости показывает во сколько раз изменились издержки производства продукции в результате изменения себестоимости продукции. Общий индекс себестоимости составил 0, 846.

Индекс общих издержек производства продукции А и Б равен соответственно 0, 921 и 0, 763. Это говорит о том, что общие затраты на производство данных видов продукции сократились. В тоже время индекс общих издержек производства продукции В и Г равен соответственно1, 053 и 1, 009, т.е. общие затраты на производство этих видов продукции увеличились. Общий индекс затрат на производство всех видов продукции составил 0, 897, т.е. общие затраты в целом по четырем видам продукции сократились в июне по сравнению с маем.

Абсолютное изменение затрат на производство составило -4605 д.е., т.е. абсолютная экономия составила 4605 д.е.. В том числе за счет изменения себестоимости абсолютная экономия составила 7320 д.е.. Перерасход затрат на производство продукции составил 2715 д.е., это произошло из-за уменьшения количества произведенной продукции.

 


Список источников

 

 

1. Теория статистики: Учебник/Р.А.Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова, Е.Б. Шувалова; Под ред. Р.А. Шмойловой. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2010.

 

 

2. Практикум по теории статистики: Учеб. пособие/ Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова/Под ред. Р.А.Шмойловой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Пояснения к рабочей программе




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.