Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация. По кислотности (числу ионов ОН–, образующихся при полной диссоциации, или количеству ступеней диссоциации) основания подразделяют на однокислотные (при полной






По кислотности (числу ионов ОН, образующихся при полной диссоциации, или количеству ступеней диссоциации) основания подразделяют на однокислотные (при полной диссоциации получается один ион ОН; одна ступень диссоциации) и многокислотные (при полной диссоциации получается больше одного иона ОН; более одной ступени диссоциации). Среди многокислотных оснований различают двухкислотные (например, Sn(OH)2), трехкислотные (Fe(OH)3) и четырехкислотные (Th(OH)4). Однокислотным является, например, основание КОН.

 

Взаимодействие щелочей с солями. В реакцию вступают соли, которым соответствует нерастворимое в воде основание:

CuSО4 + 2NaOH ® Na2SO4 + Cu(OH)2¯ Cu2+ + 2OH® Cu(OH)2¯.

Разложение с образованием оксида и воды Гидроксиды щелочных металлов устойчивы к нагреванию (плавятся без разложения). Гидроксиды щелочно-земельных и тяжелых металлов обычно легко разлагаются. Исключение составляет Ba(OH)2, у которого t разл достаточно высока (примерно 1000 °C).

Zn(OH)2 ZnO + H2O

 

Температуры разложения некоторых гидроксидов металлов

 

Гидроксид t разл, °C Гидроксид t разл, °C Гидроксид t разл, °C
LiOH   Cd(OH)2   Au(OH)3  
Be(OH)2   Pb(OH)2   Al(OH)3 > 300
Ca(OH)2   Fe(OH)2   Fe(OH)3  
Sr(OH)2   Zn(OH)2   Bi(OH)3  
Ba(OH)2   Ni(OH)2   In(OH)3  

 

 

Входной контроль:

Отвечаем на вопросы:

1. Какой цвет имеет раствор щёлочи в присутствии индикатора (лакмус, метиловый оранжевый).

2. Чему равна валентность гидроксильной группы?

3. Почему NaOH и КOH называют едкими щелочами?

 

Ход выполнения работы:

Опыт №1

Испытание растворов щелочей индикаторами.

Оборудование и реактивы: лабораторный штатив с лапкой, штатив с пробирками, индикатор, гидроксид натрия (NaOH).

 

В пробирку наливаем гидроксид натрия, добавляем 1-2 капли раствора лакмуса.

Щелочи окрашивают фиолетовый лакмус в синий цвет, метилоранж – в желтый, а фенолфталеин – в малиновый.

Наблюдаем за тем, что происходит.

 

индикатор + ОН(щелочь) окрашенное соединение.

 

Опыт№2

Взаимодействие щелочей с солями.

Оборудование и реактивы: лабораторный штатив с лапкой, штатив с пробирками, гидроксид натрия (NaOH), сульфат меди (СuSО4).

 

В пробирку наливаем сульфат меди, добавляем 1 мл раствора гидроксида натрия.

Наблюдаем за тем, что происходит. Записываем уравнение реакции.

 

СuSО4+ NaOH → …

Опыт№3

Разложение нерастворимых оснований.

Оборудование и реактивы: лабораторный штатив с лапкой, штатив с пробирками, спиртовка, гидроксид меди (Сu(ОH)2).

В сухую пробирку кладём немного гидроксида меди (II) и закрепляем её в лапке штатива таким образом, чтобы дно пробирки было несколько выше её отверстия.

Прогреваем всю пробирку, а затем ту её часть, где находится вещество.

Наблюдаем за тем, что происходит. Как изменяется цвет вещества? Что можно заметить на холодных стенках пробирки? Записываем уравнение реакции.

 

Сu(ОH)2 → …

Выходной контроль:

Выполняем задание:

Составляем химические формулы щелочей, соответствующие следующим оксидам:

2O СuО Fe2O3 MgO CrO3 СaО

Содержание отчёта:

Сделайте общий вывод в соответствии с целями, поставленными перед вами в этой работе.

Список литературы:

1. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумова «Химия» [текст]: - учебник для профессий и специальностей Технического профиля. Москва, Издательский дом «Академия», 2012 г.

2. Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.

3. Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2007.

4. Ерохин Ю.М. Химия: учебник для средне профессиональных учебных заведений, 4-е изд. М.: Издательский Центр Академия, 2004-384 с.

5. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия: органическая химия: учебник для 10 кл. ОУ, 8-е изд. М. Просвещение, 2001, 160 с.

6. www.twirpx.com - Учебные материалы.

7. www.amgpgu.ru - Лекционный курс.

8. www.uchportal.ru – Учительский портал.

9. https://o5-5.ru – 5 и 5 Учебный материал.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.