Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная психология






Под редакцией А.Н.Сухова, А.А.Деркача

Рекомендовано

Советом Учебно-методического объединения университетов РФ

по психологии в качестве учебного пособия для студентов

высших учебных заведений

УДК 15(075.8) ББК 88.5я73 С 69

Авторы:

А. Н. Сухов (предисловие к части I, гл. 1, § 1, 2; гл. 2, § 1, 2; гл. 3, § 1; гл. 4, § 1, 2;

гл. 5, § 1, 2, 4; гл. 6, § 1, 2; гл. 7, § 1, 2, 3; гл. 10, § 1, 2; гл. 11, § 1, 2; гл. 12, § 1, 2; гл. 13, § 1, 2;

гл. 14; § 1, 2; гл. 15, §2; гл. 16, § 1, 2, 3; гл. 17, § 1, 2; гл. 18, § 1, 2; гл. 19, § 1, 2; заключение

к части I; предисловие к части II; гл. 22, § 1, 2, 3; гл. 24, § 1, 2, 3, 4, 5; гл. 25, § 1, 2;

гл. 26, § 1, 2; гл. 27, § 1, 2, 3, 4; гл. 28, § 1, 2, 3; гл. 29, § 1, 2, 5; заключение к части II);

И. В. Солодникова (гл. 3, § 2); В. В. Солодников (гл. 9, § 1, 2); В. Н. Казанцев (гл. 3, § 3;

гл. 21, § 1, 2; гл. 23, § 1, 2; гл. 24, § 1, 2, 3, 4; гл. 25, § 2; гл. 29, § 1); А. А. Бодалев (гл. 5, § 3);

Р.Л. Кричевский (гл. 8, § 1, 2, 3); Е. М.Дубовская (гл. 8, § 1, 2, 3); А. В. Чечкова (гл. 10, § 1;

гл. 11, §2; гл. 26, §1; гл. 28, §4; гл. 29, §2); В.В.Новиков (гл.11, §1); В.Е.Семенов (гл. 15, § 1);

Л. И. Шершнев (гл. 16, § 3); Г. А. Ковалев (гл. 20, § 1, 2); Г. И. Марасанов (гл. 26, § 2; гл. 28, § 5, 6);

О. В. Кантицкий (гл. 27, § 4); Г. И. Аксенова (гл. 29, § 3); И. И. Купцов (гл. 29, § 3);

Я. В. Яковлева (гл. 29, § 4)

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор О. С. Анисимов;

доктор психологических наук, профессор Μ. Φ. Секач

Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. С 69 заведений / А.Н.Сухов, А. А.Бодалев, В.Н.Казанцев и др.; Под ред. А.Н.Сухова, A.A.Деркача. - М.: Издательский центр «Ака­демия», 2001. - 600 с.

ISBN 5-7695-0627-Х

В учебном пособии с современных позиций излагаются социально-психоло­гическая теория и основные направления прикладной социальной психологии. Рассматриваются социально-психологические теории личности, система отно­шений и общения, социальная напряженность и конфликты, природа социаль­ных влияний, дается характеристика социальных институтов и общностей, рас­крываются основы социально-психологической диагностики, воздействия и консультирования.

Книга может быть интересна и полезна также психологам, социологам, со­циальным работникам, преподавателям вузов.

УДК 15(075.8) ББК 88.5я73 Учебное издание

Сухов Анатолий Николаевич, Бодалев Алексей Александрович, Казанцев Валерий Николаевич и др.

Социальная психология

Учебное пособие

Редактор Л. И. Хлопова. Технический редактор Ε. Φ. Коржуева. Компьютерная верстка: Е. В. Поляченко. Корректоры В. Н. Рейбекель, Э. Г. Юрга

Подписано в печать 06.12.2000. Формат 60x90/16. Печать офсетная. Бумага тип. № 2. Усл. печ. л. 37, 5. Тираж 30000 экз. (1-завод 1-10000 экз.). Заказ №79.

Лицензия ИД № 02025 от 13.06.2000. Издательский центр «Академия».

105043, Москва, ул. 8-я Парковая, 25. Тел./факс: (095)165-4666, 367-0798, 305-2387.

Отпечатано на Саратовском полиграфическом комбинате. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.

© Сухов А.Н., Бодалев A.A., Казанцев В.Н. и др., 2001 ISBN 5-7695-0627-Х © Издательский центр «Академия», 2001

Часть I

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Несколько поколений отечественных социальных психологов сформировалось под влиянием социально-психологических теорий, изложенных в учебниках и учебных пособиях, авторами которых являлись Е. С. Кузьмин, Г. М. Андреева, Б. Д. Парыгин, Г. П. Пред­вечный, А. Г. Ковалев и др. Но если оценивать эту учебную лите­ратуру с современных позиций, то можно установить некоторое несовершенство ее содержания. Объясняется это, разумеется, не квалификацией авторов, а наличием идеологического фильтра, отсутствием эмпирической базы, не позволяющей говорить об истинных закономерностях социально-психологических явлений. Учебники и учебные пособия по социальной психологии готови­лись в определенной идеологической ситуации, к которой так чувствительна именно эта наука.

По мере возникновения благоприятных социально-политиче­ских условий отечественная социально-психологическая теория из мифологии, своеобразной социальной «служанки» стала превра­щаться в науку как таковую. Но преодолеть кризис в области со­циально-психологической теории оказалось непросто. Дело в том, что здесь невозможно ограничиться отказом от одних принципов, теорий, терминов и переходом к использованию других. Это лишь смена вывесок, не более того. Например, можно заменить слова «марксистская психология» на «гуманистическую психологию», однако суть проблемы останется прежней. Кризис связан с глу­бинными процессами в обществе, с закостеневшим менталитетом. Поэтому необходимо освобождение общества и науки от догм, из­менение взглядов на жизнь и отношения к человеку, понимание его непреходящей ценности.

Отечественную социальную психологию как направление на­учного знания могут создать те, кто знает действительность не теоретически, а изнутри. Это не отрицание мировой социально-психологической теории, а констатация фактов. Нельзя в совре­менных социально-исторических условиях исходить из сложив­шихся в прошлом теоретических схем. Наложение их на реалии нередко приводит к казусам. При этом нужно понять и то, почему социологизируется социально-психологическая теория. В настоя-

щее время не обойтись без анализа тех факторов, зачастую социо­логических, которые определяют содержание социально-психоло­гических явлений. Когда произойдет смена социальных институтов, сложится новая система отношений, утвердится новый образ жиз­ни, тогда наступит время для более тонкого и корректного социаль­но-психологического анализа. Пока обстоятельства позволяют со­здать лишь «каркас» социально-психологической теории, адекват­ной сегодняшней действительности, вычленить круг проблематики, относящейся к ее компетенции.

Одновременно надо очистить, говоря образно, авгиевы конюш­ни нашей науки, т. е. освободить социально-психологическую теорию от идеологии и наполнить ее соответствующим содер­жанием. Задача не из простых. Поначалу решить ее можно пре­имущественно на описательном уровне.

Псевдонаучными, а точнее, несостоятельными оказались многие принципы, целые так называемые научные школы, получившие свою известность в прошлом в результате политических спекуля­ций. Самое же печальное заключается в том, что теория социаль­ной психологии пока не готова дать достойный ответ на запросы социальной практики. Во многих случаях на практике она оказа­лась неприменимой.

Так получилось, что из поля зрения теории социальной психо­логии выпал ряд явлений, без учета которых нельзя понять ни общество, ни личность.

Значительный урон теории отечественной социальной психо­логии в начале 90-х годов нанесла внутрицеховая борьба, которая привела социальных психологов к размежеванию. В основе этой борьбы лежала политическая конъюнктура со стороны предста­вителей отдельных научных школ. Вместо консолидации усилий, конструктивного взаимодействия, так необходимого для преодо­ления теоретического кризиса, возникла конфронтация, не позво­лившая плодотворно работать ведущим социальным психологам. Она усугубила ситуацию, связанную с традиционным соперниче­ством между московскими и санкт-петербургскими социальными психологами.

Как правило, учебники и учебные пособия по социальной пси­хологии в прошлом публиковались под одноименным названием. И только одно учебное пособие, подготовленное профессором Б. Д. Парыгиным, называется «Основы социально-психологической теории». Еще в 70-е годы он понял, что невозможно объять необъ­ятное и объединить под одной крышей и теоретическую, и при­кладную социальную психологию.

Включение в данное учебное пособие социально-психологиче­ской теории в качестве самостоятельной части объясняется рядом причин: прежде всего насущной потребностью в «инвентаризации» социально-психологической теории, ее критической переоценке с

учетом мирового опыта в этой области, в освобождении от идео­логических догм и развитии на основе последних научных дости­жений.

Кроме того, это вызвано и необходимостью преодоления на­метившейся конфронтации между теоретиками и практиками в среде социальных психологов. Надо признать, что виной этому -во многом скомпрометировавшая себя в прошлом социально-пси­хологическая теория. Говоря точнее, не теория, а оторванные от жизни теоретизирование, схоластика, предосудительный акаде­мизм, боявшийся практики и отгораживавшийся от ее запросов. Но это не значит, что нужно вообще отказаться от социально-психологической теории. Наоборот, без тесной связи с теорией невозможно нормальное развитие прикладных направлений со­циальной психологии: социально-психологической диагностики; социально-психологического консультирования; организации раз­личных видов социально-психологической помощи.

Без фундаментальной теории неосуществимо и плодотворное исследование социально-психологических явлений в области по­литики, экономики, национальных отношений, управления, а также развитие таких психологических отраслей, как политиче­ская психология, этнопсихология, экономическая психология. Се­годня, как никогда, общество нуждается в социально-психологи­ческих знаниях. При этом следует подчеркнуть, что только тогда, когда будет создана капитальная, научно фондированная и по-настоящему практичная социально-психологическая теория, она сможет быть серьезным подспорьем в решении жизненно важных проблем.

Концепция первой части предлагаемого учебного пособия ос­новывается на определенном подходе к освещению социально-пси­хологических явлений - показывать их не только в нормальных, но и в сложных условиях. Кроме того, авторы предприняли попыт­ку профилировать социально-психологическую теорию, использо­вать ее для лучшего понимания криминогенных проблем.

В настоящее время во многих учебных заведениях функциони­руют психологические факультеты. В первую очередь учебное по­собие предназначено для их слушателей. Но оно может предста­вить определенный интерес и для слушателей других факультетов, а также для специалистов, работающих с людьми и с их различ­ными объединениями.

Социальная ориентированность кадров - одно из условий успе­ха реформ, проводимых в России. Авторский коллектив надеется, что данное учебное пособие поможет большему осознанию и не­обходимости такой ориентированности и ее реализации в практи­ческих делах. Это пособие перестроечного периода, отражающее состояние социальной психологии при переходе от тоталитаризма к нормальному устройству жизни. Естественно, что его авторам,

профессиональное сознание которых тоже претерпевает перестрой­ку, не все социально-психологические явления, связи между ними, а также причины, их порождающие, удалось проанализировать до­статочно глубоко и полно. Особенность пособия состоит также в том, что оно критично и содержит примеры, иллюстрирующие ре­альную социальную психологию, а не только теоретические схемы.

Учебное пособие в отдельных случаях напоминает психологи­ческую публицистику, что объясняется стремлением отказаться от академической манеры письма, сложившейся в отечественной социальной психологии. Это не противоречит традиции мировой социальной психологии. Напротив, именно в таком стиле уже под­готовлено и опубликовано немало книг по вопросам психологии.

В определенной степени материал учебного пособия подан с криминологическим уклоном. Работники правоохранительных ор­ганов найдут в нем ответы на вопросы об организованной и обще­уголовной преступности. Но специальный акцент на этом не ста­вится. Срез реальных социально-психологических явлений сделан прежде всего на норме и только затем - в сфере социальной патоло­гии. Поэтому главное назначение учебного пособия состоит в том, чтобы помочь читателю разобраться во всем многообразии психо­логических процессов общественной жизни. Авторский коллектив выражает признательность всем тем, кто советом и конструктив­ными замечаниями помог в подготовке данного учебного пособия.

Раздел I ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.