Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод аппаратурный






 

Данная группа методов является следствием развития экспериментальных процедур исследования социально-психоло­гических особенностей индивида, малой группы и различных социальных общностей (аудиторий) (Н.Н. Обозов, 1977; В.А. Терехин, 1988; Р.Б. Гительмахер, В.Н. Куликов, 1985). Наиболее известны и широко применяются в социальной психологии аппаратурные методы изучения различных социально-психологических феноменов, которые проявляются в условиях групповой работы. В основе конструирования аппаратурных методов и их классификации лежат следующие принципы: технический (особенности конструкции, функциональные возможности модели, способность регистрации различных компонентов деятельности), общепсихологический (включенность различных психических процессов в моделируемую деятельность), социально-психологический (характер, тип, уровень взаимосвязанности действий при выполнении заданий).

Принято выделять на основе этих критериев следующие группы аппаратурных моделей:

а) модели сравнительной оценки индивидуальных вкладов («Арка», «Лабиринт», «Эстакада»);

б) модели суммарного воздействия («Ритмограф», «Волюнтограф»);

в) модели многосвязанного управления равновесием в системе («Гомеостат»);

г) модели многосвязанного управления движущимся объектом («Кибернометр», «Групповой сенсомоторный интегратор») (Л.И. Уманский, 1977; А.С. Чернышев, 1980, 1985; Н.Н. Обозов, 1977; В.А. Терехин, 1985).

Несмотря на то, что все методы конструктивно весьма условны, они считаются достаточно адекватными природе изучаемых социально-психологических явлений. Обычно степень эффективности и достоверности этих методов определяется совпадением полученных в эксперименте данных с практикой, с результатами применения других методов. Данные методы используются в прикладных исследованиях при решении задач диагностики, комплектования и обучения групп малой численности.

Эксперимент в социальной психологии

Эксперимент выступает в качестве одного из основных методов исследования в социальной психологии. Эксперимент – это организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или группой) и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия. В социальной психологии термин «эксперимент» имеет два значения: во-первых, опыт и испытание, во-вторых, исследование в логике выявления причинно-следственных связей. Однако считается, что наличие только логики экспериментального анализа не является достаточным и не указывает на специфику эксперимента
(Ю.М. Жуков, 1977). Среди специфических признаков эксперимента выделяют: моделирование явлений и условий исследования (экспериментальная ситуация); активное воздействие исследователя на явления (варьирование переменных); измерение реакций испытуемых на это воздействие; воспроизводимость результатов (В.Н. Панферов, В.П. Трусов, 1977). Возникновение социальной психологии как науки обусловлено проникновением эксперимента в исследование человеческих отношений. Ставшие классическими исследования В. Меде, Ф. Олпорта, В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского и др. заложили экспериментальные основы изучения «группового эффекта», социальной психологии личности. По мере развития социальной психологии данный метод приобретал все большее значение в теоретических, прикладных ис­следованиях, совершенствовалась его техника.

Эксперимент предполагает наличие следующих этапов его проведения. Теоретический этап – определение исходной концептуальной схемы анализа изучаемого явления (определение предмета и объекта исследования, формулирование гипотезы исследования). Следует отметить важность этого этапа, т.к. эксперимент имеет самую высокую опосредованность теорией. Методический этап исследования предполагает выбор общего плана эксперимента, объекта и методов исследования, определение независимых и зависимых переменных, процедуры опыта, а также приемов обработки результатов. Экспериментальный этап – проведение эксперимента: создание экспериментальной ситуации, управление ходом эксперимента, измерение реакций испытуемых, контроль переменных. Аналитический этап – количественная обработка и интерпретация полученных фактов в соответствии с исходными теоретическими положениями.

В зависимости от основания классификации выделяют разные типы эксперимента:

– по специфике задачи – научные и практические;

– по характеру экспериментального плана – параллельные (наличие контрольной и экспериментальной групп) и последовательные (эксперимент «до и после»);

– по характеру экспериментальной ситуации – полевые (естественные) и лабораторные;

– по числу изучаемых переменных – однофакторные и многофакторные.

Эксперимент принято считать наиболее строгим и надежным методом сбора эмпирических данных. Однако его использование в качестве основного метода сбора эмпирических данных привело в 70-е годы к кризису экспериментальной социальной психологии. Эксперимент критикуют, прежде всего, за его низкую экологическую валидность, т.е. невозможность перенесения выводов, получаемых в экспериментальной ситуации, за ее пределы (в естественные условия). Тем не менее существует точка зрения, что проблема валидности эксперимента заключается не в том, что факты, полученные в эксперименте, не имеют научной ценности, а в их адекватной теоретической интерпретации. Несмотря на многие критические оценки этого метода, эксперимент остается важным средством получения достоверной информации.

 

Вопросы и задания к главе

 

1. Что изучает социальная психология? Дайте свое определение предмета социальной психологии.

2. Какие представления о предмете сложились в современной социальной психологии?

3. Перечислите основные объекты исследования социальной психологии.

4. Какие периоды выделяются в истории отечественной социальной психологии?

5. В чем суть дискуссии о «двух социальных психологиях»?

6. Кто является автором и чему посвящено первое в России специальное социально-психологическое исследование?

7. В чем состоят основные заслуги В.М. Бехтерева в развитии социальной психологии?

8. Какова роль А.С. Макаренко в исследованиях психологии коллектива и личности?

9. Какова основная причина формирования социальной психологии в самостоятельную научную дисциплину?

10. Назовите первые публикации по социальной психологии, ознаменовавшие формально рождение социальной психологии на Западе.

11. Перечислите проблемы, наиболее активно разрабатываемые в современных социально-психологических исследованиях.

12. В чем особенности социально-психологического исследования по сравнению с другими социальными науками, например социологией?

13. Каковы основные источники получения информации в социально-психологическом исследовании?

14. Охарактеризуйте основные этапы социально-психоло­гического исследования.

15. Назовите основные методы социально-психологического исследования.

16. Каковы достоинства и недостатки включенного и невключенного наблюдения?

17. В чем особенности использования метода контент-анализа текстовой информации?

18. Каковы достоинства и недостатки очного и заочного опроса?

19. Для решения каких задач используется социометрический метод?

20. Перечислите основные процедуры проведения социометрического опроса и анализа данных.

21. В чем основные трудности применения эксперимента в социальной психологии?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.