Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели обучения.






Научно-исследовательская работа.

Тема: отражение национальных особенностей восприятия мира в зеркале языка (концепты, концептуальная метафора во фразеологизмах).

 

Направление подготовки: 031000 «Филология».

Профиль подготовки: Русский язык как иностранный

Квалификация (степень) выпускника: Магистр.

Форма обучения: Очная.

Цели обучения.

Основное внимание в курсе НИР обращается на выявление и интерпретацию этноспецифических концептов, то есть закрепленных в культуре и воплощенные в языке ментальных образований, выражающих характер народа.

Целью курса является усвоение студентами основных приемов научной работы в области концептологии и фразеологии. Имеется в виду пошаговая работа, направленная на выявление и экспланацию национально-специфических особенностей речевого и письменного общения. Как известно, это своеобразие проявляется на всех уровнях языкового сознания, например, в синтаксисе и лексике, концептах и фразеологизмах, в правилах речевого общения.

В курсе предусматривается вводная часть, предоставляющая студентам предоставляются основные сведения в области концептологии и фразеологии.

В этом курсе также ставится цель развить аналитические и проектировочные умения студентов. Предполагается, что в своей будущей профессиональной деятельности сегодняшние учащиеся смогут анализировать и использовать обширную научную литературу в области концептологии и фразеологии в практических целях. В частности, в практической деятельности преподавателя РКИ потребуются профессиональные умения, позволяющие объяснять иностранным учащимся особенности русского мировосприятия, интерпретировать русские фразеологизмы, в которых отражаются концепты, характерные для русского народа, создавать учебные материалы для аудиторной работы.

Таким образом, достигается основная цель курса – научить студентов анализировать универсальные и этноспецифические характеристики языкового сознания и коммуникативного поведения русскоговорящих людей и применять эти знания в практической деятельности.

 

2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП МАГИСТРАТУРЫ

Курс «Научно-исследовательская работа» входит в вариативную часть учебного цикла общенаучной направленности ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 031000 – «Филология». Курс адресован как русскоязычным магистрантам, так и иностранным учащимся магистратуры Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина по специальности 520300 «Филология» (специализированная магистерская программа «Преподавание русского языка как иностранного»). Для русскоговорящих магистрантов курс проводится в 1-ом семестре магистратуры (в 9-ом семестре подготовки по направлению «Филология»), для иностранных магистрантов во 2-м семестре магистратуры (в 10-м семестре подготовки по направлению «Филология»). Для усвоения данной дисциплины необходимы компетенции, сформированные в результате обучения в бакалавриате (для иностранных магистрантов – в бакалавриате и в 1-ом семестре магистратуры) Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина.

3. ЗНАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ, А ТАКЖЕ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАНИЙ

И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ.

В результате обучения студент должен:

1) знать: метаязык таких научных дисциплин, как концептология и фразеология. Студенты должны осознавать роль и место этих дисциплин в практической деятельности преподавателя РКИ.

2) уметь: а) применять полученные знания для выявления своеобразия системы русского языка и особенностей речевого общения, б) вскрывать имплицитные смыслы, заложенные в концептах и фразеологизмах.

3) владеть: процедурами экспланации (объяснительными практиками) как для интерпретации скрытых смыслов, образной системы в концептах и фразеологизмах, так и для демонстрации своеобразия русского мышления на практических занятиях с иностранцами.

 

Данный курс способствует формированию следующих компетенций[1]:

 

общекультурные:

 

– владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; владение способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень. На развитие этих компетенций направлено содержание курса, знакомство с работами выдающихся лингвистов, где главенствует идея о том, что язык – сложнейший инструмент, с помощью которого изучается окружающий мир, социум, человек и сам язык, а также происходит сохранение знаний о цивилизации. Неотъемлемой частью языкового сознания русскоговорящих людей являются знания и представления о своем народе, об окружающем мире, о правилах речевого взаимодействия и т.п. (ОК -1);

 

– способность к самостоятельной исследовательской работе, усвоению новых тенденций в лингвистике и методике преподавания РКИ. Эта способность развивается за счет усвоения знаний о современной лингвистике, о месте и роли концептологии и фразеологии в теории и практике преподавания РКИ, за счет выполнения проектных заданий (ОК-2);

 

– свободное владение русским языком как средством научного и делового общения. Эти компетенции развиваются как за счет получения и усвоения знаний в области концептологии и фразеологии, так и в процессе применения этих знаний в самостоятельных письменных работах, презентации выполненной работы (ОК-3);

 

– стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства. Эта способность развивается в процессе анализа новых работ в области концептологии, исследований фразеологизмов и метафорических построений. Эти работы рассматриваются с точки зрения их пригодности для использования в методике преподавания РКИ, при анализе конкретных текстов и концептов (ОК-5, ОК-6).

Профессиональные.

Общепрофессиональные:

 

– способность демонстрировать знание основных положений концептологии и фразеологии в самостоятельных письменных работах, в которых необходимой частью является обзор исследований по данной проблематике в современной лингвистике (ПК-1);

 

– освоение коммуникативных стратегий и тактик, получивших развитие в процессе презентации письменных работ, так как презентация предполагает владение основными приемами словесного воздействия на слушающих при объяснении целей и результатов выполненной работы (ПК-3).

 

Научно-исследовательская деятельность:

– способность применять основные приемы изучения текстового материала в профессиональной деятельности. Имеется в виду анализ текстовых материалов, содержащих фразеологизмы и концепты, их адаптация для решения конкретных методических проблем (ПК-4, ПК-5);

 

– владение навыками анализа, обобщения и реферирования научной литературы, результатов исследования в зарубежной и отечественной концептологии и фразеологии; умения делать научные сообщения о различных направлениях в этой области лингвистики, обосновывать выбор темы для самостоятельного исследования (ПК-6, ПК-7).

 

Педагогическая деятельность:

– владение навыками проведения практических занятий с использованием примеров концептов и фразеологизмов и с применением экспланаторных практик преподавания РКИ (ПК-9, ПК-10).

 

Прикладная деятельность:

– владение навыками ведения занятий для иностранных учащихся по формированию умений комментировать фразеологизмы и концепты в русском языке, а также сравнивать их с фразеологизмами и концептами, передающими своеобразие родного языка учащихся (ПК-13, ПК-14).

 

Проектная деятельность:

– умения планировать и выполнять самостоятельную исследовательскую работу: изучение литературы, отбор материала и т.п. (ПК-16);

 

– умения проектировать модели учебных занятий, привлекая текстовый учебный материал, в котором представлены фразеологизмы и концепты русскоговорящего мира (ПК-17);

 

– способность к переносу знаний и умений, приобретенных в учебных условиях, в профессиональную деятельность разных видов, например, научную, издательскую, рекламную, педагогическую. Безусловно, знание образной системы фразеологизмов указанных типов позволяет использовать привычную образную систему в рекламной сфере, в пиартехнологиях (ПК-18).

 

Организационно-управленческая деятельность:

– Умения пользоваться полученными знаниями и умениями в области концептологии и фразеологии для того, чтобы иностранные учащиеся полнее представляли своеобразие русскоговорящего мира (ПК-19).

 

– владение навыками проведения учебных занятий, где ставится цель научить учащихся, в том числе иностранных, находить и понимать концепты и фразеологизмы, отражающие национальный менталитет (ПК-20).

 

Все учебные действия оцениваются с точки зрения трудоемкости программы и нагрузки студента в терминах зачетных единиц (кредитов).

 

Структура и содержание учебной дисциплины.

Общая трудоемкость дисциплины «Научно-исследовательская работа в области концептологии и фразеологии» составляет 2 зачетные единицы, 72 часа (10 часов аудиторного времени – вводные лекции и консультации и 62 часа самостоятельной работы. Таким образом, 4 часа установочных лекций и 6 часов консультаций, в которых излагаются постулаты концептологии и фразеологии, будут сопровождаться 62 часами самостоятельных штудий. В данном случае основное содержание курса и практические компетенции будут усваиваться через различные виды самостоятельных занятий. Предполагаются следующие виды управления самостоятельной работой со стороны преподавателя (консультации, переписка по электронной почте, комментирование отдельных частей письменных работ).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.