Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зазо́р ме́жду у́ровнем чёрного и у́ровнем гаше́ния

(установка черного) – Gap between level black and clearing level – в телевидении – отношение между эталонным уровнем черного и эталонным уровнем белого, причем оба измеряются от уровня гашения. Обычно выражается в процентах.

 

Отношение разности между эталонным уровнем чер­ного и уровнем гашения к разности между эталонным уров­нем белого и уровнем гашения, обычно выражаемое в про­центах.

 

Зако́ н Ве́ бераLaw Weber’s – основной закон психофизики, отражающий отношение интенсивности ощущения к степени физического воздействия на органы чувств. Открыт в 1834 г. Э. Вебером и дополнен Г. Фехнером. В формулировке Вебера закон указывает на то, что минимальное значение прироста физического воздействия, которое вызывает изменение ощущения, по отношению к исходному раздражителю есть величина постоянная для данного ощущения (слухового, зрительного и др.). Для слухового ощущения постоянное значение прироста равно 0, 1. Фехнер придал закону логарифмическую форму:

 

Е = kln I + с,

где E – интенсивность ощущения, I – интенсивность физического воздействия, k и с – константы. Закон Вебера-Фехнера устанавливает, что ощущение пропорционально логарифму физического воздействия. В электроакустике на основании закона Вебера-Фехнера были введены единицы измерения бел и децибел. В настоящее время вместо закона Вебера-Фехнера часто применяется степенная форма психофизического закона, предложенная С. Стивенсом.

 

Пороговое различие приблизительно равно постоянной доле количества возбудителя в широкой области значений этого количества.

Примечание. Расширение закона Вебера, сделанное Фехнером, известно под названием закона Вебера-Фехнера. Он утверждает, что при арифметическом возрастании возбудителя ощущение возрастает логарифмически. Справедливость обобщения Фехнера вызывает серьезные сомнения.

 

Зако́ н Ве́ бера-Фе́ хнераWeber-Fechner law – соотношение, устанавливающее, что ощущение Q пропорционально логарифму яркости L:

 

Q = Кln(L/Ln),

 

где К – коэффициент пропорциональности; Ln – пороговое

значение яркости.

Зако́ н Ла́ мбертаLambert′ s law – отражаемый поверхностью в единице телесного угла поток пропорционален косинусу угла, отсчитанному по нормали к поверх­ности.

Примечание. Так как площадь проекции изменяется обратно пропорционально косинусу этого угла, то для поверхности, подчи­няющейся закону Ламберта, лучистая яркость (поток энергии, из­лучаемый в единице телесного угла с единицы площади проекции) не зависит от угла зрения. Такая поверхность называется идеаль­но рассеивающей.

 

Зако́ н преломле́ ния све́ таThe law of refraction – См. Закон Снелля.

 

Зако́ н Сне́ лля (закон преломления света) – Snell′ s law (law of refraction) – произведение синуса угла преломления на коэффициент преломления преломляющей среды равно произведению синуса угла падения на коэффициент преломления среды, содержащей падающий луч.

 

Зако́ н Стефа́ на-Бо́ льцманаStefan-Boltzmann law – плотность испускаемого лучистого потока (лучистость) абсолютно черного тела пропорциональна четвертой степени его абсолютной температуры, т. е. W = δ T 4, где Т – абсолютная температура.

Примечание. Экспериментально найденное значение постоянной δ называется постоянной Стефана-Больцмана и составляет в среднем около 5, 70∙ 10–12 Вт ∙ см–2 ∙ град–4; не­давние открытия дают в общем несколько бо́ льшие результаты.

 

Зако́ н Фе́ хнераFechner's law – интенсивность чув-

ственного впечатления (ощущения) пропорциональна логарифму интенсивности возбуждения. При экспериментах логарифмическое соотношение не выдерживается, но общий принцип уменьшения ощущения, по-видимому, характеризует все чувственные впечатления.

 

Заме́ дленное воспроизведе́ ние видеофоногра́ ммыThe slowed-down reproduction – режим работы видеомагнитофона или проигрывателя видео­грамм (видеофонограмм) с периодическим повторением неко­торого числа кадров видеосигнала.

За́ мкнутая гру́ ппа абоне́ нтов – Closed user group – определенная группа абонентов, которой разрешен доступ к части базы данных или иных средств видеотекста, которые не являются доступными для широкого круга абонентов.

 

За́ мкнутая телевизио́ нная систе́ ма – Closed-circuit television (TV) – телевизионная система, не имеющая выхода в эфир. Имеет ограниченное число телевизионных прием­ников, передача сигналов к которым от передающих камер производится по коаксиальным кабелям. Замкнутые телеви­зионные системы применяются в промышленных и военных телевизионных установках, для подводного телевидения и т.п.

 

Система без выхода в эфир. В замкнутой ТВ системе число приемников (видеоконтрольных устройств) ограни­чено. Передача сигналов от камер осуществляется либо на несущих частотах по коаксиальным кабелям, либо на ви­деочастоте (безнесущей).

Замкнутая ТВ система используется в промышленных телевизионных установках различного назначения, для под­водного телевидения, для учебных целей и т.п. В состав замкнутой ТВ системы входят дистанционно управляемые камеры, пульт управления, селекторы, позволяющие выби­рать ту или иную камеру, синхрогенератор, блоки видео­усилителей, выносные видеоконтрольные устройства, сеть соединительных кабелей, телефоны и сигнализация для служебной связи операторов.

Как правило, в замкнутой ТВ системе с целью унифи­кации аппаратуры используются стандартное число строк (625) и частота кадров (25 Гц). Благодаря этому в качестве выносных видеоконтрольных устройств в замкнутой ТВ системе могут быть использованы стандартные бытовые те­левизоры. При этом в замкнутой ТВ системе формируется полный телевизионный сигнал со всеми синхронизирую­щими и гасящими импульсами. Несущая частота выбирает­ся в соответствии с рабочей частотой одного из каналов те­левизионного вещания.

За́ мкнутая телевизио́ нная систе́ ма – Closed-circuit television (TV) – система без вы­хода в эфир. Имеет ограниченное число мониторов (телеви­зионных приемников), передача телевизионных сигналов к которым от передающих видеокамер производится по коак­сиальным кабелям либо на радиочастотах (на несущих), либо по видеочастоте (без несущей).

Системы широко применяются в промышленности, ме­дицине, военном деле, на железнодорожном транспорте, для учебных целей, охраны объектов и др.

В состав закрытой телевизионной системы входят: дис­танционно управляемые видеокамеры, пульт управления, селектор источников видеосигнала, синхрогенератор, видео­усилители, мониторы, соединительные электрические и коак­сиальные кабели, телефон и сигнализация для служебной связи.

С целью унификации аппаратуры в такой системе ис­пользуют, как правило, стандартные параметры разверток (частоты строк, полей и кадров), благодаря чему в качестве выносных мониторов могут служить стандартные телевизо­ры. При этом в системе формируется соответствующий пол­ный видеосигнал. Несущую частоту изображения выбирают равной частоте одного из каналов телевизионного вещания.

 

За́ мкнутое телеви́ дение – Closed-circuit television – те­левидение, используемое в различных отраслях науки и тех­ники и, в отличие от вещательного, не предназначенное мас­совой аудитории.

 

За́ пись без возвраще́ ния к нулю́ (БВН-запись) – Record without returning to zero (NRZ-recording) – цифровая магнитная запись, при которой каждой «1» соответствует одно направление намагничивания носителя, а «0» - проти­воположное направление; или каждой «1» соответствует наличие или отсутствие одного перехода потока магнитной сигналограммы, а каждому «0» соответствует отсутствие или наличие перехода потока.

Примечание. В зависимости от используемого кода или вида манипуляции могут быть образованы видовые по­нятия, например, «БВН1», «БВН10», «трехчастотная за­пись» и т.п.

 

За́ пись телевизио́ нного сигна́ ла – Record of a television signal – фиксация на носителе записи всех составляющих полного цветового видеосигнала с целью их сохранения и последующего воспроизведения.

Наиболее распространенные виды записи – магнитная (на видеоленту) и оптическая (на видеодиск). В последнем случае запись и воспроизведение информации осуществляется с по­мощью полупроводникового лазера (лазерного диода).

За́ пись телевизио́ нных изображе́ ний – Recording television (TV) images – фиксация оптических изо­бражений или их сигналов с целью сохранения и воспроиз­ведения. Наиболее распространены: запись сигнала на ферромагнитную пленку с помощью видеомагнитофона и фо­тографирование на кинопленку. В последнем случае передача может вестись с негатива.

См. также Консервация телевизионной информации.

 

Запомина́ ющая электро́ нно-лучева́ я тру́ бка – Remembers the cathode ray tube – электронно-лучевой при­бор, предназначенный для записи сигналов на диэлектрики с последующим их воспроизведением в виде оптического изображения или электрического сигнала. Запоминающая ЭЛТ может быть с видимым и без видимого изображения. Первые аналогичны осциллографическим трубкам, но изображение на экране может сохраняться без изменения в те­чение определенного времени. Вторые (к ним относятся потенциалоскопы, графеконы и др.) отличаются тем, что изо­бражение, записанное на накопительной поверхности в по­лутонах, может быть сохранено длительное время и в любое время «считано», т.е. выдано в виде электрических сигна­лов. Запоминающие ЭЛТ находят применение в качестве элементов памяти в различных областях техники. Скорость записи информации и скорость считывания не зависят друг от друга и достигают очень высоких значений.

 

Запра́ вка магни́ тной ле́ нты – Cesartridg tape – рабо­та механизма введения магнитной ленты на блок вращаю­щихся видеоголовок.

 

Заря́ дный релье́ ф – Charge relief ­– распределение за­рядов на поверхности мишени передающих телевизионных трубок и накопительных электронно-лучевых трубок. За­рядный рельеф, называемый также потенциальным релье­фом, образуется в передающих телевизионных трубках под воздействием оптического или электронного изображений. В накопительных трубках зарядный рельеф образуется под воздействием электронного луча, модулированного сигна­лом, или под воздействием немодулированного луча при подаче записываемого сигнала на один из электродов трубки.

 

Заря́ довый паке́ т – Charge frame – электрический за­ряд, находящийся в потенциальной яме прибора с перено­сом заряда.

 

Затухá ние (a) – attenuation – отношение мощностей (Р) или напряжений (U) радиосигнала или оптического сигнала на входе Pвх (Uвх) и выходе Pвых (Uвых) распределительной сети или ее элемента, выражаемое в децибелах и вычисляемое по формуле


Затуха́ ние в полосе́ задержа́ ния – Attenuation in the band detention – затухание сигнала, вносимое элементом в полосе задержания.

 

Затухá ние несогласó ванностиInconsistency atte- nuation – отношение мощностей (P) или напряжений (U) падающей (Pпад, Uпад) и отраженной (Pотр, Uотр) волн, выражаемое в децибелах и вычисляемое по формуле

 

 

Затухá ние несогласó ванностиInconsistency attenuation – величина, обратная коэффициенту отражения и равное модулю отношения суммы номинального активно­го и полного сопротивлений к их разности, выраженное в децибелах.

Затуха́ ние разветвле́ ния – Attenuation of the branching – затухание сигнала, вносимое распределителем (разветви­телем) в направлении от входа к каждому из выходов при условии нагрузки всех остальных выходов сопротивлением, равным 75 Ом.

 

Затуха́ ние разветвле́ ния – Attenuation of the branching – затухание радиосигнала меж­ду входом и каждым их выходов распределителя.

 

Затуха́ ние рассогласо́ ванности – Mismatch attenuation – выраженное в децибе­лах затухание рассогласованности в полосе от 5 до 270 МГц при волновом сопротивлении ρ = 15 Ом.

 

Защи́ та передаю́ щей телевизио́ нной тру́ бки – Pro-tection of a television (TV) tube – меры, принимаемые для предохранения от прожигания сфокусированным электрон­ным пучком мозаики или мишени трубки в случае пропада­ния строчной или кадровой развертки. Указанная защита обеспечивается автоматическим изменением режима рабо­ты трубки, например, ее запиранием или фокусированием луча.

 

Защи́ тный интерва́ л – Pedestal Guard interval – разность меж­ду уровнем гашения и уровнем черного.

 

Защи́ тный интерва́ л – Pedestal Guard interval – незначительная (до 7 %) ступенька напряжения в видеосигнале, равная разности между уровнями черного и гашения, отделяющая по амплитуде активную часть видеосигнала от гасящего уровня и соответст­вующая уровню черного в изображении. Позволяет уменьшить влияние импульсных помех и всплесков видеосигнала на каче­ство строчной синхронизации.

Звено́ тра́ кта веща́ тельного телеви́ дения – Flight path of broadcast television (TV) – часть тракта вещательного телевидения, имеющая самостоятельное функциональное назначение, как-то: аппаратно-студийный комплекс, пере­движная телевизионная станция, телевизионный приемник, передатчик и т.д.

 

Звено́ тра́ кта веща́ тельного телеви́ дения – Flight path of broadcast television (TV) – часть тракта вещательного телевидения, имеющая самостоятельное функ­циональное назначение. Например, тракт передачи изображе­ния подразделяется на следующие функционально закончен­ные звенья:

– канал изображения аппаратно-студийного комплекса;

– канал изображения сети распределения телевизионных программ;

– канал изображения телевизионного радиопередатчика;

– телевизионный ретранслятор;

– телевизионная приемная антенна;

– канал изображения телевизионного приемника.

Звукова́ я доро́ жка видеофоногра́ ммы – Sound track of a video soundtrack – дорожка записи, воспроизведения или стирания на видеофоно­грамме, на которой записывают или с которой воспроизводят или стирают звуковой сигнал.

 

Звукови́ дение – Audiovision – метод получения изо-

бражения предметов с помощью ультразвуковых колеба­ний. Устройства для получения звукового изображения в основном состоит из источников звуковых колебаний, на­правленного излучателя, звуковой собирающей линзы и электронно-акустического преобразователя звуковой энер­гии в световую.

 

Звуково́ е сопровожде́ ние телеви́ дения – Television sound – звуковое сообщение, коррелированное с изображением и передаваемое одновременно с ним в системе вещательного телевидения. Является звуковой составляющей телевизионной программы. Звуковое сопровождение может быть монофоническим, стереофоническим или многоязычным.

 

Звуково́ й кана́ л – audio chann l –

 

Звуково́ й кана́ л видеомагнитофо́ на – VCR audio channel (sound channel) – канал записи- воспроизведения или сквозной канал записи- воспроизведения сигналов звукового сопровождения в ви­деомагнитофоне.

 

Звуково́ й переда́ тчик – Aural transmitter – радиооборудование для передачи только звуковых сигналов.

Радиочастотные цепи и модуляционное оборудование, требуемые для образования выходного сигнала, соответст­вующего стандартам RETMA, на нереактивной нагрузке при подаче стандартного выходного сигнала звукового передат­чика.

 

Звукоми́ кшер – Audio mixer – устройство для объедине­ния звуковых сигналов от нескольких источников с целью формирования сигнала звукового сопровождения.

Звукостро́ чка за́ писи (воспроизведения, стирания) – Record sound line (reproduction, deleting) – строчка записи (воспроизведения, стирания) на носителе запи­си или видеофонограмме, на которую записывают или с кото­рой воспроизводят либо стирают сигнал звука.

 

Знакогенера́ тор – Character generator – См. Генера­тор символов.

Зо́ на оканто́ вки – Border area – часть экрана, находя­щаяся снаружи определенной зоны отображения.

 

Зо́ на размы́ тости – Area blur – интервал изменения яркости в теле­визионном изображении (состоящим из черно-белых перепа­дов) между темным и светлым. Измеряется расстоянием вдоль строки, на котором яркость возрастает от 0, 1 до 0, 9 полного перепада.

 

Зо́ на размы́ тости – Area blur – зона перехода яркости в изображении резкой границы между темным и светлым. Зона размытости измеряется расстоянием вдоль строки, где яркость возрастает от 0, 1 до 0, 9 полного перепада, или проекцией на ось строки отрезка касательной к переходной ха­рактеристике телевизионной системы в точке максимальной ее крутизны.

 

Зу́ бчиковые искаже́ ния изображе́ ния (зубчиковые искажения) – Denticle image distortion (denticle distortion) – геометрические искажения в четырехголовочном видеомагнитофоне, возникающие, когда эксцентриситет диска ви­деоголовок относительно вакуумной направляющей в на­правлении оси симметрии вакуумной направляющей неодинаков при записи и воспроизведении.

 


Ибико́ нIbikon – высокочувствительная передающая телевизионная трубка с наведенной проводимостью. В ибиконе используется мишень, которой свойственны две функции: накопление, и докоммутационное усиление. Особенность ибикона состоит в том, что он работает при освещенности на фотокатоде 5 ∙ 10–4 лк, а при использовании усилителя изображения при освещенности 10–5 лк.

 

Идеа́ льная опти́ ческая систе́ маIdeal optical system – оптическая система, которая изображает каждую точку плоскости в пространстве предметов в виде точки плоскости в пространстве изображения.

 

Идеа́ льная передаю́ щая тру́ бкаIdeal pickup – гипотетическая телевизионная передающая трубка, в которой единственным источником шума является дробовой эффект светового потока, состоящего из отдельных квантов – фотонов. Число фотонов в единицу времени флуктуирует около среднего значения. Однако в «идеальной» передающей трубке фотокатод должен иметь квантовый выход, равный единице» т.е. каждый фотон должен освобождать один электрон.

 

Идеа́ льно рассе́ янное отраже́ ниеIdeal diffuse reflection – отражение, при котором отражающая поверхность приобретает яркость, одинаковую во всех направлениях, независимо от направления излучения, падающего на поверхность.

 

Идентифика́ тор паке́ та – Packet Identifier (PIP) – 13- битовый указатель в заголовке пакета транспортного потока MPEG-2, указывающий на передачу в данном пакете определенного элементарного потока.

 

Идентифика́ тор ти́ па паке́ та Packet Identifier (PID) – 13-битовый указатель в заголовке транспортного пакета, ука­зывает на принадлежность пакета тому или иному потоку дан­ных, является основным признаком, по которому демульти­плексор на приемной стороне сортирует приходящие пакеты.

 

Идентифика́ тор ти́ па паке́ та Packet Identifier (PID) – 13-битовый указатель в заголовке транспортного пакета MPEG, указывающий на принадлежность пакета тому или иному потоку данных и являющийся основным признаком, по которому демультиплексор приемной стороне сортирует

приходящие пакеты.

 

Избы́ точность сообще́ ния – Redundancy posts – величина, характеризующая возможность сокращения сообще­ния при заданной достоверности за счет использования статистических взаимодействий между его элементами.

 

Избы́ точный ко́ д – Redundant code – код, который ис­пользует большее число элементов сигнала, чем это необходимо для представления собственно информации. Например, при передаче сообщений каждая комбинация обра­зуется из такого количества посылок, при котором общее число кодовых комбинаций, превышало число комбинаций, необходимых для отображения всех символов сообщения.

 

Излуче́ ние гетероди́ на телевизио́ нного приёмника – Oscillator radiation of television (TV) broadcast receivers – оценкой излучения гетеродина телевизионного приемника является напряженность поля, создаваемое телевизионным приемником на расстоянии.

 

Измене́ ние вы́ хода – Variation of output – изменение пиковой амплитуды в течение периода, не превышающего по длительности один кадр. Изменение выхода вызывается такими причинами, как фон, шум и неправильная передача низких частот.

 

Измери́ тель напряжённости по́ ля – Field strength meter – измеритель напряжения (или измерительный прием­ник), снабженный измерительной антенной. Работа прибора основана на сравнении величин напряжений на выходе ан­тенны от передающего устройства и от генератора стан­дартных сигналов, настроенного на частоту исследуемого поля.

 

Специальный радиоприемник, предназначенный для измерения напряженности полей радиостанции. Усиление напряженности поля можно изменять в широких пределах и точно определять с помощью калибровки. Измеритель на­пряженности поля имеет измерительный прибор на выходе и штыревую антенну определенных размеров. Это позволя­ет измеренное напряжение на выходе приемника пересчи­тывать на напряженность поля.

 

Измери́ тель у́ ровней – Measuring levels – устройство, с помощью которого определяется амплитудное соотноше­ние компонентов телевизионного сигнала с непосредствен­ным отсчетом по шкалам приборов. К таким компонентам относятся: размах телевизионного сигнала, являющийся разностью между уровнем синхроимпульсов и пиковым уровнем белого; размах видеосигнала – разность между пи­ковым уровнем черного и пиковым уровнем белого; размах синхроимпульсов относительно уровня гасящих импульсов; охранный уровень - номинальный уровень черного относи­тельно уровня гасящих импульсов. Метод измерения осно­ван на применении пиковых детекторов и схем временной селекции и фиксации уровня гасящих импульсов.

 

Измери́ тель у́ ровня видеосигна́ лаMeasuring instrument of level of video signal – устройство, позво­ляющее определять амплитуды и уровни составляющих полно­го видеосигнала с непосредственным отсчетом по соответст­вующей шкале. Можно измерять:

– размах полного видеосигнала, являющегося разностью между пиковым уровнем белого и уровнем синхронизации;

– размах яркостного сигнала как разность между пиковы­ми уровнями белого и черного;

– размах синхронизирующих импульсов относительно

уровня гашения;

– защитный (охранный) уровень – номинальный уровень черного относительно уровня гашения.

Принцип измерения основан на использовании пикового детектора, устройств временной селекции и фиксации уровня гашения.

 

Измери́ тель чёткости – Meter definition – устройство, с помощью которого оценивается четкость передаваемого изображения. Измеритель четкости содержит два канала: в одном измеряется максимальная крутизна фронта сигнала, в другом – установившееся пиковое значение измеряемого перепада. Полученные на выходе обоих каналов напряже­ния логарифмируются, усиливаются и подаются на вычи­тающий усилитель самопишущего прибора. В качестве кри­терия четкости принята максимальная относительная кру­тизна фронта в сигнале изображения. Самопишущий (или стрелочный) прибор регистрирует отношение крутизны к амплитуде, т.е. относительную крутизну перепада в сигнале.

 

Измери́ тельные лаборато́ рные ле́ нты – Measuring laboratory tapes – ленты для настройки и контроля установок записи и контроля лент.

 

Измери́ тельные технологи́ ческие ле́ нты – Measuring technological tapes – ленты для настройки и контроля серийно выпускаемых видеомагни­тофонов.

 

Измери́ тельный радиотехни́ ческий сигна́ л –Measu- ring radio signals – электрическое напряжение или ток, изменяющиеся во времени с заранее известными харак­теристиками, которые используются для измерения свойств радиотехнических телевизионных устройств и их контроля.

 

Измери́ тельный телевизио́ нный сигна́ л – Measuring television signal – детермини­рованный сигнал, изменяющийся во времени по заранее из­вестному закону и использующийся для контроля и измерения параметров телевизионной и видеоаппаратуры.

Может быть аналоговым с заданными амплитудными и фазовыми соотношениями, дискретным, например, в виде оди­ночного импульса (или пакета импульсов), или цифровым в виде кодовых комбинаций – псевдослучайных последователь­ностей, в частности.

См. также Испытательный телевизионный сигнал.

 

Изображе́ ниеImage – отображение какого-либо объекта с по­мощью его физических параметров (яркости, цветности, коор­динат и др.) на поверхности (плоскости) или в пространстве.

 

Изоко́ н – Izokon – передающая телевизионная трубка типа суперортикон. В отличие от последнего обратный ток луча имеет в изоконе другою полярность модуляции: при передаче темного участка обратный ток минимален. Благо­даря этому шумы в изоконе, определяемые флуктуациями тока луча, меньше, чем в суперортиконе.

 

Иконоско́ п – Iconoscope – передающая телевизинная трубка с односторонне мозаичной фоточувствительной мишенью и разверткой луча быстрых электронов. В трубке использован принцип емкостного накопления зарядов. Наряду с фотоэмисией в иконоскопе наблюдается вторичная электронная эмисия, существенно влияющая на работу трубки. Вторичными электронами на мозайке создаются паразитные сигналы, которые наблюдаются на экране приемной трубки в виде темных или светлых пятен. Иконоскоп обладает сравнительно низкой чувствительностью, и поэто­му при его использовании не могут применяться коротко­фокусные объективы, обладающие большой светосилой и глубиной резкости. Иконоскоп используется для передачи изображений при хорошей их освещенности, а также для передачи кинофильмов.

 

Первая передающая телевизионная трубка, использо­вавшая принцип накопления заряда для преобразования оп­тического изображения в телевизионные сигналы. Иконо­скоп был предложен в 1931 г. независимо друг от друга со­ветским ученым С.И. Катаевым и американским ученым В.К. Зворыкиным. Впервые образцы трубок были выпущены в США в 1932-1933 гг., а в 1934 г. – в СССР.

Однако эффективность накопления заряда в иконоско­пе слишком мала и составляет приблизительно 5 % от тео­ретически достижимой. Для работы трубки необходимо обеспечить освещенность на мишени около 10000 лк.

В настоящее время иконоскоп уступил место более со­вершенным передающим телевизионным трубкам.

Передающая телевизионная трубка, в которой луч, со-

стоящий из быстрых электронов, развертывает светочувст­вительную мозаику обладающую свойством внешнего фо­тоэлектрического эффекта и способностью накопления электрических зарядов.

 

Иконоско́ п – Iconoscope – первая в мире передающая телевизионная трубка, использовавшая принцип накопления электрических зарядов для преобразования оптического изображения в видео­сигнал. Был предложен в 1931 году независимо друг от друга советским ученым С.И. Катаевым и американским ученым (русским эмигрантом) В.К. Зворыкиным.

Однако чувствительность иконоскопа была еще низка, так как эффективность накопления зарядов в нем слишком ма­ла и составляла примерно 5 % от теоретически достижимой. Кроме этого, для нормальной работы трубки требовалась большая освещенность на мишени (примерно 10000 лк.). Тем не менее, иконоскоп сыграл важную роль в развитии электрон­ного телевидения.

 

Иконоско́ п с перено́ сом изображе́ ния – Iconoscope transfer images – передающая телевизионная трубка с пере­носом электронного изображения, односторонней мишенью и разверткой луча быстрых электронов. В такой трубке све­товое изображение объекта проецируется на сплошной по­лупрозрачный фотокатод (работает на просвет). Элементар­ные участки фотокатода эмитируют поток электронов, про­порциональный освещенности участков. Поток переносится на мишень, обладающую большим коэффициентом вторич­ной эмиссии и большим поверхностным сопротивлением, что позволяет создать на мишени более глубокий (по срав­нению с фотокатодом) потенциальный рельеф. Электроны с фотокатода под действием ускоряющего электрического поля «выбивают» из мишени вторичные электроны и ми­шень заряжается положительным потенциалом. При комму­тации мишени пучком быстрых электронов потенциального рельефа мишени происходит разряд элементарных конден­саторов и в цепи сигнального электрода трубки возникает видеосигнал. Прибор из-за ряда присущих ему недостатков (затемнение некоторых участков изображения, трапецеи­дальные искажения растра, недостаточная четкость изобра­жения) находит ограниченное применение.

Иммерсио́ нная ли́ нза – Immersion lens – электронная линза, у которой потенциал с обеих сторон хотя и постоянен, но имеет различную величину для предметного про­странства и пространства изображения. Простейшим типом иммерсионной линзы является линза, состоящая из двух цилиндров одинакового диаметра.

 

Иммерсио́ нная ли́ нза – Immersion lens – электростатическая линза, по обе стороны которой расположены области разных по значе­нию постоянных потенциалов. Используется для фокусиров­ки электронного пучка в кинескопе.

 

Иммерсио́ нный объекти́ в – Immersion lens – разновидность иммерси­онной линзы, состоящей из катода, модулятора и анода, в ко­торой электрическое поле доходит до катода и захватывает испускаемые им электроны.

 

Иммерсио́ нный объекти́ в – Immersion lens – элек­тронная линза, электростатическое поле которой доходит до катода - источника электронов. В иммерсионном объективе катод входит в систему электродов линзы. Иммерсионный объектив является элементом фокусирующей системы электронного прожектора, электростатических электроннооптических преобразователей и электронных микроскопов.

 

Импульс опо́ рного бе́ лого – The momentum of the reference white – эталонный прямоугольный импульс с но­минальным размахом от уровня гашения до номинального уровня белого, входящий в состав контрольных сигналов испытательных строк, вводимых в аппаратно-студийном комплексе, формирующем передаваемую программу.

 

Импульс опо́ рного бе́ лого – The momentum of the reference white – эталонный прямоугольный импульс с амплитудой от уровня гашения до номинального уровня белого.

 

Импульсно́ -ко́ довая модуля́ ция (ИКМ)Pulse code modulation (PCM) – модуляция, преобразующая аналоговый сигнал в цифровой с помощью трех последовательных операций: дискретизации во времени – выделении через определенные (обычно одинаковые) времен­ные интервалы отсчетов сигнала, квантования (обычно равно­мерного) полученных отсчетов по уровню и кодирования зна­чений этих отсчетов двоичным кодом. В результате последней операции образуются последовательности прямоугольных им­пульсов - кодовые комбинации (слова), состоящие из соответ­ствующего числа битов.

Такая модуляция широко применяется в аудио-, видео- и телевизионной технике.

 

Импульсный электро́ нно-опти́ ческий преобразо­ва́ тель – Light shutter image tube – ЭОП, в котором имеется электронно-оптический затвор.

 

Импульсы централизо́ ванной цветово́ й синхрони­за́ ции – Impulses of the centralized color synchronization – прямоугольные импульсы, фронты которых обозна­чают начало красных строк, предназначенные для синхрониза­ции нескольких кодеров SECAM и PAL.

 

Инве́ рсия фа́ зы цветово́ й поднесу́ щей – Color phase alternation (CPA) – периодическое изменение цветовой фазы одной или нескольких составляющих поднесущей сигнала цветности между двумя установленными значениями.

Примечание. Рекомендуется, чтобы термин «инверсия фазы цветовой поднесущей» употреблялся вместо терминов «смена последовательности цветов» и «периодическое из­менение фазы цветовой поднесущей», которые употребля­лись в том же смысле. См. Неподвижная ось инверсии фазы цветовой поднесущей.

 

Индексная страни́ ца – Index page – страница, на ко­торой содержатся индексы, соответствующие видам ин­формации общего тематического списка службы видеотек- са, индексы поставщиков информации и т.д.

 

Индекс часто́ тной модуля́ цииFrequency modulation index – отношение отклонения максимальной частоты от среднего, значения (девиация частоты) при частотной модуляции, т.е. индекс частотной модуляции m = ω Д /Ω, где ω Д – девиация частоты и – частота модуляции. Чем больше значение m, тем больше амплитуды составляющих спектра частотно-модулированного сигнала и тем сильнее этот спектр отличается от спектра амплитудно-модулированного сигнала.

 

Индивидуа́ льный приём – Individual reception – прием излучений космиче­ской станции с помощью установок, находящихся в индивиду­альном пользовании.

 

Индивидуа́ льный приём – Individual reception – прием радиосигналов со спутников связи с помощью установок, находящихся в инди­видуальном использовании.

 

Инерцио́ нная синхрониза́ ция – Inertial synchro­nization – помехоустойчивая синхронизация, при которой осуществляется автоматическая подстройка частоты и фазы задающего генератора строчной развертки в соответствии с сигналом синхронизации. С помощью фазового детектора приходящие импульсы синхронизации сравниваются по частоте и фазе с импульсом, формируемым в телевизион­ном приемнике задающим генератором строчной развертки. С выхода фазового детектора сигнал, пропорциональный разности фаз поступает, на инерционную (интегрирующую) цепь, а затем в виде постоянного напряжения на схему управления частотой задающего генератора. В результате интегрирования (усреднения) сигнала значительно подав­ляются хаотические помехи, так как среднее отклонение фа­зы, вызванное такими помехами, за достаточно большой промежуток времени равно нулю. Инерционная синхрониза­ция применяется в большинстве телевизионных приемников.

 

Инерцио́ нная синхрониза́ ция – Inertial synchro­nization – синхронизация задающего (опорного) генератора, при которой производится автоматическая подстройка его частоты и фазы к частоте и фазе эталонного (синхронизирующего) сигнала.

Используется в канале строчной синхронизации практически во всех аналоговых телевизорах. Выделенные из полного видеосигнала строчные синхронизирующие импульсы (являющиеся эталонными) с помощью фазового детектора сравниваются по частоте и фазе с импульсами, формируемыми задающим генератором строчной развертки и обычно снимаемыми с одной из вторичных обмоток строчного трансформатора. С выхода фазового детектора сигнал рассогласования (ошибки), пропорциональный разности фаз (Δ φ), поступает на инерционную (интегрирующую) цепь, а затем в виде постоянного (при Δ φ = 0) или медленно изменяющегося (Δ φ ≠ 0) напряжения на цепь управления частотой задающего генератора. В результате интегрирования (усреднения) сигнала ошибки значительно подавляются хаотические импульсные помехи, потому что среднее отклонение фазы, вызванное такими помехами, за достаточно большой интервал времени практически равно нулю.

 

Ине́ рционность зре́ нияInertia of sight – способность глаза сохранять зрительное ощущение от видимого изображения в течение не­которого времени после его исчезновения.

 

Интегра́ льная оце́ нка каче́ ства телевизио́ нного изображе́ ния – Integral assessment of the quality of television (TV) in the image – может быть выражена функционалом от откликов – ощущений – зрительной системы, формируемых на каждый параметр изображения.

 

Интегра́ льная чувстви́ тельность передаю́ щей теле­визио́ нной тру́ бки – Integral sensitivity of transferring televi­sion (TV) tube – один из основных параметров передающей телевизионной трубки, который определяется минимально допустимой освещенностью на фотокатоде. При заданном отношении сигнал/помеха интегральная чувствительность передающей телевизионной трубки определяет необходи­мую освещенность объекта передачи.

 

Интегра́ льная чувстви́ тельность приёмника излу­че́ ния – Integral sensitivity of radiation detector – чувстви­тельность приемника к излучению данного сложного спек­трального состава.

 

Интегра́ льная чувстви́ тельность фотокато́ да – Inte- gral sensitivity of photocathode – отношение тока фото­электронной эмиссии катода при заданных условиях его ра­боты к вызывающему его потоку излучения.

 

Отношение фототока фотокатода к световому потоку от стандартного источника света. Измеряется в мкА/лм и определяет интегральную чувствительность фотоэлектрон­ного умножителя.

Интегра́ льная чувстви́ тельность фотоэлек­три́ че- ских преобразова́ телей – Integral sensitivity of photo­electric converter – параметр преобразователей освещенно­сти, характеризующий значение фототока, возникающего при их освещении стандартной лампой накаливания, кото­рая испускает свет с различными длинами волн в относи­тельно широком диапазоне. Интегральная чувствительность выражается в микроамперах или в миллиамперах на один люмен (мкА/лм, мА/лм) светового потока, падающего на рабочую поверхность фотоэлемента, фоторезистора, фото­диода или другого преобразователя освещенности.

 

Интегра́ льная чувстви́ тельность фотоэлектро́ нного умножи́ теля – Integral sensitivity of photoelectron multiplier – определяется произведением интегральной чувствитель­ности фотокатода на коэффициент умножения фотоэлек­тронной эмиссии фотокатода. Измеряется отношением из­менения выходного тока к изменению падающего на фото­катод светового потока от стандартного источника света.

 

Интегра́ льная чувстви́ тельность фотоэле́ мента –Integral sensitivity of photocells – световая характеристика, отражающая прямую пропорциональность между световым потоком и фототоком и определяющая величину потока, возникающего в результате облучения фотоэлемента свето­вым потоком в 1 лм независимо от его спектрального соста­ва. Определяется тангенсом угла наклона световой характе­ристики.

 

Интегра́ льная чувстви́ тельность фоточувстви́ тельного прибо́ ра с перено́ сом заря́ даIntegrated sensitivity of the photosensitive device with charge transfer – отношение изменения выходного сигнала ФППЗ к вызвавшему его изме­нению освещенности, энергетической освещенности, световой экспозиции или энергетической экспозиции в заданном спек­тральном диапазоне.

 

Интегра́ льный шу́ м – Integrated noise – шум в канале обратного направ­ления, состоящий из теплового шума, интермодуляционного шума и радиопомехи с равномерной спектральной плотностью мощности.

 

Интегри́ рованный моде́ м – Integral modem – модем, являющийся неотъемлемой частью декодера и исполь­зуемый исключительно для обмена сигналами видеотекса.

 

Интеллектуа́ льный абоне́ нтский термина́ л – Inte- lligent user terminal – терминал, имеющий в своем соста­ве программные средства для выполнения вычислительных операций.

 

Интенси́ вность светово́ го излуче́ ния – The intensity of light emission – величина, пропорциональная квадрату амплитуды световых колебаний.

Интеракти́ вная видеогра́ фияInteractive videogra- phy – видеография но запро­сам абонентов с использованием телефонной сети (канала) общего пользования.

 

Интеракти́ вное цифрово́ е телевизио́ нное веща́ ние – Interactive digital television (TV) broadcasting – цифровое телевизионное вещание, осуществля­емое с использованием обратной связи от потребителя инфор­мации к ее поставщику.

 

Интеракти́ вное цифрово́ е телевизио́ нное веща́ ние – Interactive digital television (TV) broad­casting – цифровое телевизионное вещание, в котором исполь­зуется обратная связь от потребителя информации к ее по­ставщику. При этом данная информация может передаваться, например, по обычной телефонной или специальной кабельной линии.

 

Интерва́ л обра́ тного хо́ да – Return interval – интер­вал, соответствующий направлению развертки, неисполь­зуемому для воспроизведения изображения.

См. также Время обратного хода.

 

Интерва́ л прямо́ го хо́ да – Trace interval – интервал, соответствующий направлению развертки, используемому для получения изображения.

См. также Время прямого хода.

 

Интерви́ дение – Intervision – единая сеть телевизион­ного вещания, охватывавшая Советский Союз и социали­стические страны Европы.

Организационно-техническая система международно­го обмена телевизионными программами бывших стран со­циалистического содружества и ассоциированных членов (Финляндия). Несмотря на территориальную отдаленность в систему интервидения входила Куба. Интервидение обме­нивалась программами с Евровидением, в частности орга­низовывала прямую трансляцию наиболее значимых обще­ственно-политических и культурно-массовых мероприятий (визиты, соревнования и др.)

 

Интерне́ т протоко́ л – Internet Protocol (IP) – межсете­вой протокол пакетной передачи, который:

a) работает с 32-битовыми адресами;

б) обеспечивает адресацию и маршрутизацию пакетов в сети;

в) работает без установления соединения;

г) не обеспечивает сохранение порядка следования па­кетов;

д) не гарантирует доставку пакетов;

 

Интерне́ т-протоко́ л – Internet Protocol (IP) – межсетевой протокол пакетной передачи, работает с 32-битовыми адреса­ми, обеспечивает адресацию и маршрутизацию пакетов в сети; работает без установления соединения, не обеспечивает сохра­нение порядка следования пакетов, не гарантирует доставку пакетов.

 

Интерне́ т-телевизно́ нное веща́ ние – Internet broad- cast­ing – цифровое телевизионное вещание, в котором для достав­ки телевизионных и мультимедийных программ потребителю используют глобальную телекоммуникационную сеть Интер­нет.

Интерне́ т-телевизно́ нное веща́ ние – Internet broad- casting – цифровое телевизионное вещание, в котором используют глобальную телекоммуникационную сеть Интер­нет для доставки телевизионных и мультимедийных программ.

Интерполя́ ция – Interpolation – нахождение промежу­точных значений функции (кривой, графика) по некоторым известным ее значениям, например, с целью графического построения всей функции.

 

Интерполя́ ция телевизио́ нного изображе́ ния – Interpolation of the television image – восстановление искаженного или потерянного телевизионного изображения или фрагментов цифрового теле­визионного изображения, основанное на использовании про­странственной и временной корреляций между элементами изображения соседних кадров или полей.

Интерфе́ йс – Interface – стандартизованная или рекомендуемая со­вокупность параметров сигналов в точке стыка.

 

Интерфе́ йс ба́ зового до́ ступа – Basic Rate Interface (BRI) – интерфейс доступа на базовой (основной) скорости к цифро­вым сетям с интеграцией служб (услуг) (ЦСИС – ISDN).

Формула для базового доступа: 2B+D, т.е. два B -канала плюс один D-канал.

 

Интерфе́ йс перви́ чного до́ ступа – Primary Rate Inter- face (PRI) – интерфейс доступа на первичной скорости к сетям ЦСИС (ISD).

Формула для первичного доступа: 30B+D т.е. тридцать B -каналов плюс один D -канал.

Интерференциа́ льный фи́ льтр (дихроическое зерка­ло) – Interference filter (dichroic filter) –

1. Полупрозрачное зеркало, которое избирательно от­ражает некоторые длины волн более, чем другие, и также избирательно пропускает.

2. Фильтр, пропускающий две узкие области спектра.

 

Информацио́ нная ба́ за управле́ ния – Management In­formation Base (MIB) – база, содержащая характеристики управляемых устройств и данные об их состоянии. Доступ к базе обеспечивается через простой протокол управления сетью (SNMP).

 

Информацио́ нный по́ иск – Information retrieval – ме­тоды и процедуры службы видеотекса, посредством кото­рых абонент получает информацию в процессе диалога с базой данных.

 

Инфракра́ сное излуче́ ние – Infrared radiation – излучение в диапазоне волн от 0, 74 мкм (видимый красный свет) до 100 мкм (невидимое коротковолновое радиоизлучение). Используется в устройст­вах дистанционного управления видеоаппаратурой. Дальность действия определяется прямой видимостью и практически ог­раничивается несколькими метрами.

 

Инфраструкту́ ра – Framework – унифицированные ин­терфейсы пользователя, методы доступа к базам данных и средства организации взаимодействия между прикладными программами.

 

Ио́ нная лову́ шка – Ion trap – приспособление в кине­скопе, состоящее из системы антиионных диафрагм, кото­рые задерживают несфокусированный и расходящийся ион­ный пучок и пропускают сфокусированный и движущийся к экрану по спирали электронный пучок. Электронная пушка (прожектор) в кинескопе устанавливается в этом случае под некоторым углом относительно оси трубки.

 

Устройство, задерживающее отрицательные ионы, вы­летающие из термокатода и образующие ионное (темное) пятно на экране электронно-лучевой трубки (ЭЛТ). В ион­ной ловушке электроны и ионы сначала летят под некото­рым углом к оси ЭЛТ. Внешним магнитным полем электро­ны отклоняются и далее летят вдоль оси электронного про­жектора; более тяжелые ионы продолжают двигаться в том же направлении и задерживаются одним из электродов ион­ной ловушки. В современных кинескопах с алюминирован- ным экраном необходимость в ионной ловушке отпала.

 

Ио́ нная лову́ шка – Ion trap – устройство, которое задерживает (улавливает) несфокусированный и расходящийся пучок от­рицательно заряженных ионов, вылетающих из термокатода, и пропускает сфокусированный и движущийся к экрану кине­скопа по спирали электронный пучок.

Сначала ионы и электроны летят в общем потоке под некоторым углом относительно оси трубки. Затем электроны под действием внешнего магнитного поля отклоняются и ле­тят вдоль оси трубки, а более тяжелые ионы продолжают двигаться в первоначальном направлении и задерживаются одним из электродов ионной ловушки. Электронный прожек­тор в этом случае должен быть установлен под определенным углом к оси кинескопа.

Попадание ионов на люминофорный экран приводит к появлению на нем темного (ионного) пятна. Другой, более эффективный, способ борьбы с этим явлением – алюминиза- ция люминофорного покрытия, что используется во всех со­временных кинескопах.

Ио́ нное пятно́ – Ion burn – участок люминофорного экрана при­емной телевизионной трубки, мишени или фотокатода пере­дающей телевизионной трубки с измененными под воздейст­вием бомбардировки его отрицательными ионами (вылетаю­щими из катода вместе с электронами) свойствами. Внешне проявляется в виде темного круглого пятна в центре экрана.

Магнитные поля отклоняющих и фокусирующих кату­шек практически не изменяют траектории движения ионов. Поэтому ионный пучок распространяется в определенном телесном угле и имеет у поверхности экрана большой диа­метр.

В кинескопах первых выпусков ионное пятно устраняли с помощью ионных ловушек. В настоящее время для этой це­ли используют алюминирование люминофорного покрытия.

 

Ио́ нное пятно́ – Ion burn – разрушение активного ма­териала (люминофора) люминесцентного экрана в результа­те бомбардировки его поверхности отрицательными иона­ми, вылетающими из катода вместе с электронами; внешне проявляется в виде темного пятна в центре экрана. Магнит­ные поля отклоняющих и фокусирующих катушек почти не отклоняют ионных лучей. Вследствие этого пучок ионов почти неподвижен и имеет у экрана большой диаметр. Ион­ное пятно в кинескопах устраняется ионными ловушками или применением алюминированного экрана.

 

Искаже́ ния ра́ стра – Distortion of the raster – нели­нейные (масштабные) и геометрические искажения. Иска­жения первой группы появляются в том, что отдельные уча­стки растра сужаются или расширяются; искажения второй группы – в искривлении вертикальных и горизонтальных линий и в нарушении прямоугольности растра. Одновре­менное и совместное воздействие нелинейных и геометри­ческих искажений может привести к значительным относи­тельным смещениям на экране приемной телевизионной трубки отдельных элементов изображения.

 

Искаже́ ния ра́ стра – Distortion of the raster – искажения телевизионного растра, проявляющиеся в сужении или расширении отдельных его фрагментов (при нелинейных искажениях) или искривлении вертикальных и/или горизонтальных линий и нарушении его прямоугольности (при геометрических искажениях). Одновре­менное (совместное) воздействие нелинейных и геометриче­ских искажений может приводить к заметным относительным смещениям на экране воспроизводящего устройства отдельных элементов телевизионного изображения, т.е. нарушению коор­динат передаваемых элементов.

 

Искаже́ ния телевизио́ нного изображе́ ние ти́ па ступе́ ньки – Crossover distortions – искажения, визуально наблю­даемые на телевизионном изображении в виде ступенчатых линий на вертикальных или горизонтальных границах блоков телевизионного изображения.

 

Испо́ льзуемая напряжённость по́ ля исп) – Used intensity of a field – напряжен­ность поля, принятая при планировании границ зоны обслужи­вания радиотелевизионной станции, где медианные значения напряженности поля не ниже минимально используемых.

 

Испыта́ тельная телевизио́ нная табли́ ца – Television (TV) test table – специальная таблица для проверки качества изображения на экране телевизионного приемника или ви- деоконтрольного устройства. В СНГ применяется испыта­тельная телевизионная таблица, построенная с учетом раз­вертки изображения на 625 строк и при отношении строк кадра 3: 4. При помощи испытательной телевизионной таб­лицы можно проверить четкость изображения, число града­ций яркости, точность синхронизации при чересстрочной развертке, ее линейность, а также частотные и фазовые ис­кажения в телевизионном тракте. Для проверки качества цветного изображения используются шахматные таблицы.

Испыта́ тельное напряже́ ние – Testing voltage – наи­большее напряжение, при котором ЭОП должен кратковре­менно работать.

 

Испыта́ тельный телевизио́ нный сигна́ л – Testing television the signal – полный (полный цветовой) ТВ сиг­нал специальной формы, используемый для измерений тех­нических характеристик звеньев и отдельных устройств тракта изображения.

Полный видеосигнал специальной формы, который используется для измерений параметров звеньев и отдель­ных устройств телевизионного тракта.

 

Исхо́ дное (опо́ рное, этало́ нное) бе́ лое – Reference white – свет от неизбирательно рассеивающего отражателя, на который падает нормальное освещение сцены.

Примечание 1. В нормальное освещение не включается освещение, создаваемое для специальных эффектов.

Примечание 2. При воспроизведении материалов запи­си (например, фотографии) слово «сцена» относится к пер­воначальном сцене.

 

Исхо́ дный сигна́ л основно́ го цве́ та – The initial signal of the base color – сигнал, несущий информацию о яркости изображени я в одном из основных цветов цветовой коорди­натной системы телевизионного приемника или датчика те­левизионного вещания.

Примечание. К основным цветам относятся: красный, зеленый и синий.

 

Исхо́ дный сигна́ л я́ ркости – Source luminance signal – сигнал, несущий информацию о яркости передаваемого изображения.

 

Исхо́ дный сигна́ л я́ ркости – Source luminance signal – видеосигнал на выходе преобразователя свет-сигнал, несущий информацию о ярко­сти элементов передаваемого изображения, мгновенные зна­чения которого находятся в диапазоне от уровня черного до уровня белого. Сигнал формируется в процессе телевизион­ной развертки во время прямого хода, т.е. во время активных интервалов строк и полей.

Ка́ бельная распредели́ тельная се́ ть (КРС)Cable distributive network – совокуп­ность технических средств (ТС), устройств головной станции (ГС) и линейной сети (ЛC), осуществляющая передачу радио­сигналов в системе кабельного телевидения. Входом КРС яв­ляется вход головной станции, выходом – выход абонентской розетки. В сети используют коаксиальные и оптические кабе­ли. Примеры структурных схем распределительных сетей си­стем кабельного телевидения приведены на рис. 3.1...3.4.

Кабельная распределительная сеть должна обеспечивать распределение радиосигналов вещательного телевидения в прямом направлении в стандартных телевизионных каналах по ГОСТ 7845, а также в специальных каналах ниже и выше III частотного телевизионного диапазона и в каналах выше V ча­стотного диапазона (см. Специальные каналы).

Сеть КРС также должна предусматривать подключение сетей низшего порядка к сетям более высокого порядка (домо­вых сетей к магистральной сети, магистральных сетей к транс­портной сети).

 

Ка́ бельная распредели́ тельная се́ ть (КРС)Cable distributive network – совокупность технических средств (ТС), устройств головной станции (ГС) и линейной сети (ЛС), осуществляющая передачу радиосигналов в системе кабельного телевидения. Входом КРС является вход головной станции, выходом – выход абонентской розетки. В сети используют коаксиальные и оптические кабели. Примеры структурных схем распределительных сетей систем кабельного телевидения приведены на рис. 1…4

 

Кабельная распределительная сеть должна обеспечивать распределение радиосигналов вещательного телевидения в прямом направлении в стандартных телевизионных каналах по ГОСТ 7845, а также в специальных каналах ниже

 

 

 

Рис. 3.1. Структурная схема системы кабельного

телевидения СКТ-1

 

 

 

 

Рис. 3.2. Структурная схема системы кабельного

телевидения СКТ-2

 

 

 

Рис. 3.3. Структурная схема системы кабельного телевидния СКТ-3

 

 

Рис. 3.4. Варианты структурных схем системы кабельного телевидения СКТ-4:

 

ЦГС – центральная головная станция; ГС – головная станция; ОУ –оптический узел; МС и ДС – магистральная и домовая сети соответственно

и выше III частотного телевизионного диапазона и в каналах выше V частотного диапазона (см. Специальные каналы).

 

Сеть КРС должна обеспечивать подключение сетей низ­шего порядка к сетям более высокого порядка (домовых сетей к магистральной сети, магистральных сетей к транспортной сети).

 

Сеть КРС выполняют коаксиальными или оптическими кабелями.

 

Головная станция кабельной распределительной сети и элементы линейной сети, выполненной на коаксиальном кабе­ле, должны иметь несимметричные входы и выходы номи­нальным сопротивлением 75 Ом.

 

Полоса частот от 40 до 1 ООО МГц предназначена для распределения радиосигналов в прямом направлении, полоса ча­стот от 5 до 30 МГц – для передачи радиосигналов в обратном направлении. Допускается расширение полосы частот обрат­ного направления за счет полосы частот прямого направления.

Ка́ бельное телеви́ дение – Cable Television (CATV) – телевидение, в котором передача и распределение (доставка) телевизионных сигналов от их источника (радиотелевизионно­го передающего центра) большому числу абонентов (телевизо­ров) происходит по проводным линиям связи — коаксиальнооптическим кабелям.

Особенности и преимущества кабельного телевидения по сравнению с обычным (эфирным) телевидением: обеспечение телевизионными программами, в том числе и платными, толь­ко тех абонентов, которые имеют кабельное подключение к сети; возможность одновременной передачи заметно большего числа телевизионных программ (до 100 и даже выше); более высокое качество принимаемых телевизионных сигналов; воз­можность организации обратного канала и, следовательно, ре­ализации интерактивного телевидения; возможность дистан­ционного контроля и автоматизации процесса управления.

Ка́ бельное телеви́ дение – Cable Television (CATV) – телевизионная система, в которой сигналы от их ис­точника (радиотелевизионного передающего центра) к потре­бителям (абонентам) передаются по кабельной линии реали­зованной на коаксиальном и волоконно-оптическом кабелях.

Преимущества КТВ по сравнению с обычным эфирным телевидением: более высокое качество передаваемой визу­альной информации, возможность одновременной передачи заметно большего числа телевизионных программ, двухнаправленность передачи (интерактивность). Особенностью КТВ является обеспечение информацией только тех потребителей, которые имеют кабельное подключение к этой системе.

Ка́ бельное цифрово́ е телевизио́ нное веща́ ние – Cable digital television (TV) broadcasting – цифровое телевизионное вещание, реализуемое с помощью кабельных распределительных сетей.

 

Ка́ бельное цифрово́ е телевизио́ нное веща́ ние – Cable digital television (TV) broadcasting – цифровое телевизионное вещание, осуществляемое с использованием ка­бельных сетей.

 

Ка́ бельное цифрово́ е телевизио́ нное веща́ ние – Cable digital television (TV) broadcasting – цифровое телевизионное

вещание, осуществляемое с исполь­зованием кабельных се-

тей.

Ка́ бельный моде́ м – Cable modem – элемент системы кабельного теле­видения, обеспечивающий цифровую модуляцию и демодуля­цию радиосигнала.

 

Кадмико́ н – Cadmicon – передающая телевизионная трубка типа видикон, мишень которой изготовлена на основе селенида кадмия.

 

Кадр – Frame – изображение, фрагмент видеосигнала, либо ин­тервал времени, соответствующие однократному обходу рас­тра развертывающим элементом, который начинается и закан­чивается в одной и той же точке.

 

Кадр – Frame – телевизионное изображение, формируемое за один полный цикл кадровой развертки (включая нечетные и четные поля при чересстрочном разложении).

 

Кадр – Frame – изображение, передаваемое за один полный цикл кадровой развертки (включая, четные и нечет­ные поля).

 

Однократная развертка всей площади изображения. При строчно-перемежающейся развертке с коэффициентом перемежения 2: 1 кадр состоит из двух полей.

 

Двумерное множество информации изображения, пе­редаваемое в течение периода кадра, созданное процессом развертки, или сигнал, передаваемый в течение периода кадра.

Примечание. Считают, что период кадра начинается с кадрового (вертикального) гасящего импульса и поэтому он включает синхросигналы, предшествующие интервалу изо­бражения.

 

Полная площадь, занимаемая изображением, которая развертывается в то время, когда сигнал изображения не га­сится.

 

Кадр видеоте́ кса – Frame videotex – информация в ви­де единого целого, представленная на экране терминала вследствие однократно осуществленного абонентом ин­формационного поиска. Эта информация может занимать всю площадь экрана или только ее часть и может обнов­ляться.

 

Ка́ дровая видеоза́ пись – Frame video record – видеозапись, при которой на одной строчке записи записывают один кадр видеосигнала.

 

Ка́ дровая кату́ шка – Frame coil – отклоняющая катушка, предназна­ченная для отклонения электронного пучка кинескопа в верти­кальном направлении (по кадру).

 

Ка́ дровая развёртка – Frame scan – развертка, при которой разверты­вающий элемент (электронный пучок) или строка в фотоэлек­трических преобразователях свет-сигнал или сигнал-свет со­вершают периодические линейные перемещения в вертикаль­ном направлении, т.е. по кадру (отсюда другое ее название – вертикальная развертка). Скорость движения в этом направле­нии должна быть намного меньше скорости движения по гори­зонтали (строке) с тем, чтобы наклон строк был практически незаметным. Соответственно, частота кадров (полей при черес­строчном разложении) должна быть во много раз меньше частоты строк (fcmp). В соответствии с отечественным стандар­том частота полей fпол = = 50 Гц, f

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Перлы» от заказчиков. | СРС 2. Восточное Средиземноморье




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.