Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дополнительный материал (словари, глоссарии)






Правовой менталитет (от лат. mens – ум) - элемент правовой сферы духовного мира общества, совокупность исторически сформировавшихся наиболее типичных и устойчивых базовых коллективных представлений, готовностей, предрасположенностей реагирования на различные явления государственно-правовой реальности, присущих многочисленной социальной группе или нации в целом. Правовой менталитет включает представления о действующем и идеальном праве, государственной власти, легитимности частной собственности, субъективных правах и юридических обязанностях, законности и справедливости, правосудии и правоохранительных органах, о принципах регламентации гражданско- и уголовно-правовых отношений.

Бинарность правового менталитета – один из его признаков, выражающийся в сочетании рациональных и архетипических компонентов в структуре менталитета, а также динамичности и консерватизма.

Историческая детерминированность правового менталитета – типологическая черта, означающая, что базовые ментальные установки, реализующиеся в различных моделях правового поведения граждан, формируются в течение длительного исторического времени и обусловлены спецификой государственно-политического, правового и социально-экономического развития.

Коллективный характер правового менталитета означает, что в качестве его субъектов выступают либо социальные общности, либо нация в целом (в отличие от правосознания, субъектами которого может вступать и отдельная личность).

Политико-правовая природа правового менталитета означает взаимообусловленность политических и правовых представлений, так как характер восприятия действующего правопорядка в значительной степени определяется представлениями о государственной власти.

Правовое сознание – совокупность идей, взглядов, представлений, отношений, чувств, возникающих как относительно действующего, так и желаемого права. Под правосознанием следует понимать сферу общественного сознания, выражающую понимание, объяснение, отношение, поведенческие и эмоциональные реакции человека, социальной группы, общества в целом по поводу явлений правовой действительности, на основе которых выстраиваются цели, формы, способы правовой деятельности.

Массовое правосознание – особый тип правосознания, несводимый к общественному, совокупная форма концентрации и обобщения исторического правового опыта масс; доминирующий в обществе тип правовых представлений коллективных субъектов, находящихся в конкретных исторических политико-правовых условиях. Это форма выражения инвариантной сущности правового менталитета, опосредованного конкретными политико-юридическими реалиями. Специфика массового правосознания как автономного правокультурного явления состоит в следующем:

  1. оно включает совокупность представлений, идей, чувств, переживаний, реакций, импульсов, имеющих массовидно-типичный характер для данного общества конкретной исторической эпохи;
  2. в качестве его коллективных субъектов выступают социальные группы, национально-этнические общности или общество в целом;
  3. массовому правосознанию присуща ярко выраженная историческая детерминированность, так как оно аккумулирует сформировавшиеся в течение длительного хронологического периода стереотипизированные образцы правоаксиологических ориентаций и представлений;
  4. его качественное состояние обусловлено, с одной стороны, особенностями правового менталитета, степенью развития имманентно присущих ему духовно-психологических структур, с другой – политико-правовыми реалиями;
  5. массовое правосознание синкретично по своей природе;
  6. оно детерминируется социально-правовой психологией, коренящейся в менталитете, но несводимо к ней. Правовая психология и правовая идеология образуют эмоционально-интеллектуальное единство в структуре массового правосознания;
  7. массовое правосознание формируется преимущественно в сфере обыденного опыта. На уровне обыденного сознания в результате взаимодействия эмоциональных и рациональных компонентов возникает оценка действующей правовой системы, формируется отношение к государственной власти, позитивному праву, правоприменительной и правоохранительной деятельности, законности и правопорядку в целом. Обыденное правосознание несводимо к психологии, так оно имеет свой уровень понятийности. Его нельзя отождествлять с массовым правосознанием, так как в качестве его субъекта может выступать и отдельный индивид.

Правовой нигилизм – черта правосознания, предполагающая негативное, пренебрежительное отношение к праву, его недооценку в качестве эффективного инструмента регулирования общественных отношений. Это одна из наиболее дискуссионных проблем в современной теории права, особенно в аспекте изучения национального правосознания и правового менталитета.

Правовой инфантилизм – одна из деформаций правосознания, означающая недостаточный уровень развития правовой культуры, отсутствие развитых правовых представлений о праве, государстве, законности, нормативности, неприкосновенности частной собственности, субъективных правах и юридических обязанностях и т.д.

Патернализм – от лат. paternus – отцовский, отеческий. Это черта правосознания, которая предполагает наличие правовых представлений о роли государства как попечителя своих подданных, которому необходимо подчиняться. Следствием подобных представлений, как правило, является персонификация в массовом сознании самого государства и носителей верховной государственной власти.

Этатизм – от фр. еtat – государство. Это направление общественной мысли, рассматривающее государство как высшую ценность, преувеличивая его значение в процессе исторического развития и отстаивающее приоритет государственных интересов по отношению к интересам отдельной личности.

Эгалитаризм – концепция всеобщего равенства как принципа организации общественной жизни. Как черта национального правосознания сформировался в условиях многовекового существования общинной организации, что предполагало отсутствие частной собственности на землю и принцип равного землепользования и равного социально-правового статуса.

Синкретизм массового правосознания – особенность национального правосознания, предполагающая переплетение правовых, морально-нравственных, религиозных представлений.

Регулятивная функция правового менталитета – заключается в регулировании правового поведения. Она осуществляется посредством осознанных и неосознанных правовых установок, ценностно-правовых ориентаций.

Аксиологическая функция правового менталитета заключается в том, что он способствует формированию соответствующей оценки явлений государственно-правовой действительности.

Коммуникативная функция правового менталитета – заключается в том, что он транслируется от одного поколения к другому, обеспечивая преемственность правоаксиологических установок на различных этапах государственно-правового развития.

Структура массового правосознания как сложно структурированного правокультурного феномена включает эмоционально-чувственные (психологические или эмоционально-образные компоненты); абстрактно-логические (рациональные или когнитивно-рациональные) компоненты; иррациональные, архетипические, смыкающиеся с правовым менталитетом.

Интегративная юриспруденция – один из методологических подходов к правосознанию и праву в целом, предполагающий пересмотр позитивистских парадигм и функционально-структурных характеристик правосознания. Это понятие было введено в научный оборот в 50-е гг. XX в. американским исследователем Дж. Холлом. Среди апологетов синтезированной юриспруденции назовем А. Ященко, П. Виноградова, Б. Кистяковского, П. Сорокина, В. Графского, В. Лазарева, Ж.-Л. Бержеля, Дж. Бермана. Синтезированная, интегральная юриспруденция воспринимает право как комплекс семиотических образований, как сложноорганизованный и многофакторный объект познания, находящийся в состоянии динамики и постоянного обмена познавательными ресурсами и обобщения между различными правоведческими подходами. Интегральный уровень правового осмысления и обобщения связан с использованием антропологического и духовно-культурологического подходов к правосознанию и праву в целом.

Духовно-культурологический подход к правосознанию интерпретирует его как феномен духа, что ставит его на особое место в системе юридических феноменов. Оно предстает ментально-психологическим явлением, которое образует специфическую нишу в социальном сознании, выполняя в нем роль центра юридической рефлексии и интенциональности. В данном контексте право есть элемент культурологического строя социума; нормативно-институциональный выразитель и носитель адекватных определенному типу правосознания представлений, идей, идеалов, моделей возможного и желаемого поведения, эталонов обязанности и ответственности, социальных стереотипов мышления и действия субъектов; часть (компонент) духовной сферы общества, сегмент универсальной и национальной духовной матрицы, где выражены общие и конкретные представления о справедливости. Данный подход позволит исследовать преемственность глубоко укорененных на ментальном уровне правовых представлений, выявить соотношение динамичных и константных слоев массового правосознания, его конструктивного и деструктивного потенциала в обозначенные хронологические рамки.

Антропологический подход к правосознанию исходит из примата существования конкретного человека над его абстрактной сущностью. Традиционный исторический анализ, исчерпывавшийся историей общественных классов и иных социальных групп, общественных отношений и конфликтов, обогащается здесь за счет исследования человеческой субъективности, духовного мира людей, который становится неотъемлемой составной частью истории. Это научное направление восходит к 20-30 гг. XX в., когда представители французской школы «Анналов» обосновали необходимость перенести центр исторических исследований от объективных социально-экономических отношений к анализу структур духовной жизни, к поиску фундаментальных устойчивых структур сознания. Представителями антропологического направления являлись Л. Февр, М. Блок, Ж. Дюби, Ж. Ле Гофф, Ф. Бродель, Р. Мандру, Ф. Ариес и др.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.