Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторические аспекты.

Общетеоретические основы музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.

 

Исторические аспекты.

В 19 веке - ограниченное количество дошкольных учреждений, поэтому и вопросами музыкального дошкольного ваоспитания занимались немногие теоретики и педагоги.

На развитие дошкольного воспитания оказали влияние идеи социал-демократов – Н.Г. Чернышевского (подчеркивал решающую роль общественных условий в воспитании), В.Г. Белинского (отмечал особое значение музыки и поэзии для эстетического развития детей именно на первых этапах жизни).

К 80-ым годам 19 века стали появляться отдельные детские сады, использовавшие систему немецкого педагога Н.К. Фребеля. В области музыкального воспитания в ней были серьезные недочеты – исключалась инициатива детей, не создавались условия для музыкального развития.

Педагоги-музыканты конца 19 – начала 20 века. А.Н. Карасев (книга «Методика пения») считал, что музыкальное развитие детей сводится к простому подражанию. А.Л. Маслов, наоборот, большое внимание придавал воспитанию интереса к музыке, творческого воображения, творческой активности

Распространены были и идеи свободного воспитания К.Н. Вентцеля, который критиковал шаблон и рутину в музыкальном воспитании в детском саду. Он придавал большое значение саморазвитию, творческому самовыражению ребенка, но недооценивал роль педагога.

После октябрьской революции. В «Положении о единой трудовой школе» (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, 1918.) подчеркивается мысль о необходимости всеобщего детского музыкально-эстетического воспитания детей.

В 20-40 годы. Первая специальная работа по дошкольному музыкальному воспитанию – «Музыка в детском саду» (1917, 1919, 1923) профессора, члена Академии пед. наук РСФСР, основоположника системы музыкально-эстетического воспитания Валентины Николаевны Шацкой. Среди психологических исследований - С.Н. Беляева-Экземплярская «Музыкальное переживание в дошкольном возрасте» (1925).

Возрос интерес к детскому музыкальному творчеству – академик-музыковед, композитор, педагог Борис Владимирович Асафьев, музыковед, пианист, педагог Болеслав Леопольдович Яворский, разрабатывались вопросы музыкально-ритмического воспитания и пения – Тотеш Симовна Бабаджан (методист, будучи женой композитора М.Р. Раухвергера, стала автором текстов песенок на его музыку, многочисленных игр с музыкой – «Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях», 1930), Николай Афанасьевич Метлов (один из первых создателей системы музыкального воспитания в детском саду, гармонично сочетющей слушание, пение, движение, игру на инструментах, кандидат педагогических наук – «Музыка – детям», «Песни для детского сада», «Музыкально-ритмическое воспитание»).

В 40-е годы 20 века – психологическая работа Бориса Михайловича Теплова «Психология музыкальных способностей» (1947), заложившая основы рассмотрения проблем музыкальных способностей дошкольников.

С 50-ых годов разработка вопросов музыкального воспитания дошкольников неразрывно связана с деятельностью доктора пед. наук, профессора Натальи Алексеевны Ветлугиной (1909-1995). Доказала уникальное значение музыкальной деятельности в развитии ребенка, заложила фундамент музыкальной педагогики от теоретических оснований до практических технологий. Автор программ и методических пособий для детского сада, пед. училищ и институтов. Работы: «Музыкальное воспитание в детском саду», «Музыкальные занятия в детском саду» (совместно с И.Л. Дзержинской и Л.Н. Комиссаровой), «Музыкальное развитие ребенка», «Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр», «Детский оркестр», «Музыкальный букварь», «Художественное творчество и ребенок», «Самостоятельная художественная деятельность дошкольников» и др. Создатель научной школы, среди ее учеников: И.Л. Дзержинская, А.И. Катинене, Э.П. Костина, Л.Н. Комиссарова, К.А. Линкявичус, М.Л. Палавандишвили, О.П. Радынова, А.И. Ходькова, Н.А. Чичерина и др. Александра Владимировна Кенеман разрабатывала проблему использования музыкальных игр (в основном подвижных).

Исследования 60-80 гг. связаны с проблемами приобщения детей к разным видам деятельности, развития способностей, средств и форм музыкального воспитания. Среди них диссертационные исследования. И.Л. Дзержинская: Формирование восприятия музыки у дошкольников, 1962; А.Н. Зимина: Музыкально-ритмическое воспитание детей 5-6 лет в детском саду, 1964; Р.Т. Зинич-Слепцова: Развитие музыкального слуха и певческого голоса у нечисто интонирующих детей, 1968; Т.В. Волчанская: Формирование самостоятельности в пении детей 5-го года жизни, 1972; М.Л. Палавандишвили: Формирование чувства ритма у детей 5-7 лет на занятиях по ритмике в детском саду, 1972; А.И. Катинене: Педагогические условия формирования певческой деятельности детей 5-7 лет, 1974; А.И. Ходькова Формирование песенного творческого процесса у детей 6-7 лет, 1974; Л.Н. Комиссарова: Наглядные средства и методы музыкального воспитания детей 6-7 лет, 1980; А.И. Шелепенко: Формирование первоначальных щнаний о музыке у детей 5-6 лет, 1981; Э.П. Костина Музыкально-дидактические игры как средство сенсорного воспитания детей 4-7 лет, 1983; К.А. Линкявичус: Содержание и методы приобщения дошкольников (4-7 лет) к игре на детских музыкальных инструментах, 1983; О.П. Радынова: Профессиональная направленность фортепианного обучения студентов факультутов дошкольного воспитания, 1985; Н.А. Чичерина: Формирование предпосылок музыкального вкуса у детей 5-6 лет, 1987; С.В. Акишев: Активизация творческих проявлений в танце старших дошкольников, 1988; Е.Ф. Корой: Вариативность типов занятий музыкой как условие активизации развития детей старшего дошкольного возраста, 1988;

Психологическое исследование К.В. Тарасовой «Онтогенез музыкальных способностей», 1988.

В 1990 - 2000 годы. Исследователи в России: О.П. Радынова (прогамма «Музыкальные шедевры»), А.И. Буренина (программа «Ритмическая мозаика»), К.В. Тарасова (программа «Синтез»), Э.П. Костина (программа «Камертон»), А.Н. Зимина, Р.М. Чумичева, А.Г. Гогоберидзе и др.

Ученые в Беларуси: Л.С. Ходонович, Г.А. Никашина.

 

 

Основным общетеоретическим подходом к музыкальному воспитанию дошкольников сегодня является гуманитарный подход.

Гуманитарный подход — совокупность культуроориентированных и человекоориентированных взглядов. Идеи гуманитаризации есть идеи культурной обусловленности развития человека. Гуманитарный подход с точки зрения педагогики это подход, понимающий и изучающий ребенка как субъекта, интегрирующегося в человеческую культуру и одновременно обогащающего ее.

Гуманитарный подход — методологическая основа педагогики, ориентированной на человека. Реализация данного подхода на практике предполагает рассмотрение:

· ребенка как субъекта культурного саморазвития;

· педагога как посредника между ребенком и культурой, способного поддержать индивидуальное самоопределение личности в ценностях культуры;

· педагогического процесса как культурного процесса, успешность протекания которого определяется личными смыслами его субъектов, их диалогом и сотрудничеством.

Гуманитарный подход в условиях музыкального воспитания — это принятие идеи о том, что ребенок развивается, накапливая музыкальный опыт, музыкальные впечатления и одновременно активно преобразует музыкальную культуру, внося в нее элементы своей субкультуры; становится субъектом разных видов музыкальной деятельности.

Правомерно возникает вопрос — можно ли рассматривать ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности и субъекта культуры?

Исследования второй половины XX в. утвердительно ответили на этот вопрос. Петербургская научная школа, возглавляемая А. М. Леушиной и В. И. Логиновой, внесла существенный вклад в решение данной проблемы. Доказано, что ребенок в дошкольном возрасте, при определенных педагогических условиях, становится субъектом детских видов деятельности (игровой, трудовой, художественной).

Поэтому создание условий ребенку как субъекту музыкальной культуры и музыкальной деятельности можно рассматривать в качестве ведущего фактора, обеспечивающего целостность его развития в культуре.

 

 

В связи со спецификой задач музыкального воспитания дошкольников музыкальное воспитание дошкольников – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие творческих способностей детей с целью становления творческой личности ребенка. Музыкальное воспитание включает и обучение – это основной путь музыкального воспитания детей, обеспечивающий эффективность развития музыкальности, творческих способностей, формирования музыкальной культуры.

Термин музыкальное образование определяет процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимых для музыкальной деятельности. Выделяют общее (достаточное для любителей) и специальное музыкальное образование, подготавливающее к профессиональной музыкальной деятельности (композиторской, исполнительской, педагогической, научной).

Под музыкальным образованием дошкольников (в условиях дошкольного учреждения) подразумевают «первые шаги» в этой области, цель которых – раскрытие содержания элементарных сведений о музыке, способах музыкальной деятельности.

Под музыкальным развитиемдошкольников понимается процесс становления и музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования творческой активности ребнка от протейших форм к более сложным.

Все эти понятия тесно связаны. Их связь выражается и в том, что эффективность музыкального развития ребенка зависит от организации музыкального воспитания, включая обучение и образование.

       

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Решите логическую задачу | Анатомия опорно-двигательного аппарата.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.