Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель субъективных предпочтений






 

Исходными данными для шкалирования предпочтении является матрица размерностью P x N, содержащая N строк — по одной для каждого субъекта, присваивающего номера Р объектам по степени предпочтения: от 1 — самому предпочитаемому до Р — наименее предпочтительному.

Соответствии с моделью предпочтений каждый субъект характеризуется идеальным объектом, а степень предпочтения стимула определяется его отли­чием от идеала. Дистанционная модель предпочтений основана на предположении, что субъекты могут быть охарактеризованы координатами идеальных точек в едином пространстве. Это пространство задается шкалами, которые трактуются как критерии, по которым осуществляются предпочтения. Координата то значение признака к, которое считает идеальным субъект s. Все значения К признаков определяют набор характеристик идеального объекта соответственно, номер или ранг предпочтения определяется как степень отличия данного объекта от идеала — . Чем больше ранг предпочтения, тем меньше нравится объект, то есть тем дальше он от идеала.

Формально неметрическая дистанционная модель предпочтений предполагает выполнение следующих соотношений:

для всех (i, j) субъекта s (18.3)

Первое соотношение обозначает, что для каждого субъекта есть своя монотонная функция fs, что избавляет от необходимости приписывать субъектам единую шкалу для субъективных предпочтений. Второе соотношение ограничивает координаты объектов xik и идеальных точек х, к в искомом пространстве так, чтобы сохранить порядковую информацию о соотношении объектов для каждого субъекта. Такой анализ называется условным по строке (строки соответствуют субъектам), в отличие от безусловного ограничения (по стро­кам столбцам), применяемого в неметрическом шкалировании данных об индивидуальных различиях.

Программа неметрического шкалирования ALSCAL, включенная в состав SPSS, может выполнять и неметрический анализ предпочтений, если задать прямоугольную матрицу (rectangular) с количеством строк (row), соответству­ющим количеству субъектов, но не менее 4. Дополнительно необходимо за­дать «условность по строке» (Conditional: Row) в соответствии с требованием выражения 18.3.

Критерии качества координатного представления объектов и правила вы­бора числа координат при анализе предпочтений те же, что в модели немет­рического МШ данных о различиях. Однако матрица координат объектов включает в себя и координаты идеальных точек для каждого субъекта. Ины­ми словами, конечный результат анализа предпочтений — это групповое про­странство признаков (шкал), в котором наряду с объектами предпочтения размещены идеальные точки субъектов. Интерпретация этих результатов ана­логична интерпретации результатов анализа различий.

ПРИМЕР 18.4


В упоминавшемся исследовании отношений студентов к учебным предметам (Лященко С, Наследов А., 2001) изучались и их предпочтения. В одной из серия исследования студентам предлагалось упорядочить 14 предметов по степени пред­почтения стиля их преподавания. Исходные данные для 73 студентов обрабаты­вались при помощи многомерного шкалирования предпочтений. Результат 3-шкального решения использовались для составления структурированных ин­тервью. Таким образом были выделены основные критерии предпочтений учебных курсов с точки зрения стиля их преподавания. Ими оказались: 1 — «акаде­мичный — эмоциональный» стиль изложения материала; 2 — «диалогичный - монологичный» характер контакта с аудиторией; 3 — «доступная — сложная» ма­нера изложения материала.

ПРИМЕР18.5


Исследовались критерии предпочтения студентами различных психологически; концепций. Каждому из четырех студентов было предложено ранжировать по степени предпочтения 6 концепций: 3. Фрейда, М. Вертгеймера, А. Адлера, Р. Кеттел ла, Г. Айзенка и К. Левина (табл. 18.6), присваивая 1 наиболее и 6 наименее пред почитаемой концепции.

 

Таблица 18.6






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.