Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура раннего западноевропейского Средневековья






Занятие 1. Образование в средневековой Европе

 

План

1 Античное наследие: система «семи свободных искусств».

2 Система образования в империи Карла Великого. Значение Каролингского Возрождения.

3 Церковные и монастырские школы раннего средневековья.

4 Монастырские скриптории.

 

 

Методические указания

Д

 

анная тема является одной из ключевых для понимания эпохи перехода от античности к средневековью. Она дает возможность оценить роль переходного периода для сохранения элементов античной системы образования, значение наследия деятелей культуры этого времени. Важнейшим вопросом темы является состояние образования в начальный период средних веков (V–VIII вв.), во взаимосвязи с социально-экономическими и политическими изменениями, произошедшими в этот период в Западной Европе, с влиянием Церкви. Оценивая роль Церкви в организации системы образования в этот период, следует отметить историческое значение христианства для усвоения и передачи средневековому обществу античного наследия, охарактеризовать отношение христианских мыслителей к светскому знанию и системе семи свободных искусств, ставшей основой учебных планов средневековых школ. Особое внимание в этой связи следует обратить на Каролингское Возрождение, благодаря которому окончательно оформилась система средневекового школьного образования.

Студенты должны иметь четкие представления о «придворной Академии» Карла Великого, о деятельности Павла Дьякона, Теодульфа, Алкуина, Храбана Мавра, Эйнхарда и др. Особое внимание следует уделить творчеству англосакса Алкуина, рассмотрев содержание его учебников по дисциплинам семи свободных искусств. Оценивая значение Каролингского Возрождения, необходимо подчеркнуть, что оно способствовало распространению просвещения, увеличению количества школ, числа грамотных клириков и скрипториев – мастерских по переписке книг. Последние имели важное значение для развития средневековой культуры, особенно после создания нового типа письма – каролингского минускула.

При изучении вопроса «Церковные и монастырские школы раннего средневековья» нужно использовать источники (отрывки из хроник, писем и королевских распоряжений), приведенные в «Хрестоматии по истории средних веков», а также в сборнике «Средневековье в его памятниках». Студенты должны представлять себе организацию епископских школ, их структуру, учебные планы и т. д.

Деятельность монастырских скрипториев рассмотрена в исследованиях О. А. Добиаш-Рождественской, А. Д. Люблинской, Л. И. Киселевой. Изучив эту литературу, определите, где, когда и кем были созданы монастырские скриптории, обратите при этом особое внимание на деятельность ирландских монахов. На примере важнейших монастырских скрипториев (Виварий Кассиодора, Луксей, Боббио, Сен-Галлен, Корби) студенты должны представлять, в какой обстановке создавались рукописные книги, как была организована работа, какие задачи ставились перед переписчиками кодексов; каков был репертуар книг, переписываемых в мастерских. Изучение вопроса требует знакомства с латинской палеографией. Обратите внимание на то, что тип и характер письма, пунктуация, орфография, украшения, система линования, складывание листов в тетради, применение сигнатур в каждом скриптории были различны.

В заключение оцените значение деятельности монастырских школ и скрипториев в развитии средневекового просвещения и культуры.

 

ИСТОЧНИКИ

 

1. Алкуин. Письмо к государю королю // История средних веков / Сост. М. М. Стасюлевич. СПб, 1999. С. 428–429.

2. Алкуин. Письмо к Карлу Великому (796 г.) // Там же. С. 425–427.

3. Алкуин. Разговор об истинной философии // Антология педагогической мысли христианского Средневековья / Сост. и ред.: В. Г. Безрогов, О. И. Варьяш. М., 1994. Т. 1. С. 302–304.

4. Алкуин. Словопрение высокороднейшего юноши Пипина с Альбином Схоластиком // Там же. С. 307–310.

5. Алкуин. Энхиридион, или о грамматике // Там же. С. 304–306.

6. Боэций. Наставления к музыке // Там же. С. 236–242.

7. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты М., 1990.

8. Григорий Великий. Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души // Антология педагогической мысли христианского Средневековья / Сост. и ред.: В. Г. Безрогов, О. И. Варьяш. М., 1994. Т. 1. С. 299–300.

9. Капитулярий о занятиях науками (787 г.) // Там же. С. 315–316; См. также: История средних веков / Сост. М. М. Стасюлевич. СПб., 1999. С. 421.

10. Кассиодор. Наставления в науках божественных и светских // Антология педагогической мысли христианского Средневековья / Сост. и ред.: В. Г. Безрогов, О. И. Варьяш. М., 1994. Т. 1. С. 243–294.

11. Просвещение при Карле Великом // Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. Н. П. Грацианского и С. Д. Сказкина. 2-е изд. М., 1949. Т. 1. С. 129–134; 3-е изд. М., 1953. Т. 1. С. 137–143.

12. Рассуждения Григория Великого о науках (Письмо к одному из епископов, ок. 600 г.) // История средних веков / Сост. М. М. Стасюлевич. СПб, 1999. С. 209.

13. Средневековье в его памятниках / Под ред. Д. Н. Егорова. М., 1913. С. 260–273.

14. Храбан Мавр. О воспитании клириков // Антология педагогической мысли христианского Средневековья / Сост. и ред.: В. Г. Безрогов, О. И. Варьяш. М., 1994. Т. 1. С. 318–341.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Антонова Е. В. Формирование средневековой системы образования (Каролингское Возрождение) // Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. М., 1989. С. 71–85.

2. *Безрогов В. Г., Варьяш О. И. Педагогика Средневековья // Антология педагогической мысли христианского Средневековья / Сост. и ред.: В. Г. Безрогов, О. И. Варьяш. М., 1994. Т. 1. С. 11–28.

3. Бликштейн Л. С. Материалы к изучению педагогического наследия выдающихся мыслителей раннего и развитого средневековья // Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. М., 1989. С. 25–57.

4. Бродская П. С. Кассиодор и его трактат «Наставление в науках Божественных и светских» // Школа и педагогическая мысль средних веков, Возрождения и начала Нового времени: исследования и материалы. М., 1991.

5. Герцман Е. В. Боэций и европейское музыкознание // Средние века. М., 1985. Вып. 48. С. 233–243.

6. Дворецкая И. А. Италия на рубеже эпох: судьбы образования на заре средневековья // Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. М., 1989. С. 5–21.

7. *Добиаш-Рождественская О. А. Духовная культура Западной Европы IV–XI вв. // Она же. Культура западноевропейского средневековья. Научное наследие. М., 1987. С. 156–214.

8. Добиаш-Рождественская О. А. История письма в средние века. М.; Л., 1936.

9. Добиаш-Рождественская О. А. Мастерские письма на заре западноевропейского средневековья и их сокровища в Ленинграде. Л., 1930.

10. *Добиаш-Рождественская О. А. Техника книги в эпоху феодализма // Она же. Культура западноевропейского средневековья. Научное наследие. М., 1987. С. 93–115.

11. Зверева В. В. Аллегории в каролингской культуре (на примере сочинений Рабана Мавра) // Карл Великий: реалии и мифы. М., 2001. С. 94–105.

12. *Киселева Л. И. О чем рассказывают средневековые рукописи. Л., 1978.

13. Корсунский А. Р. Религиозный протест в эпоху раннего средневековья в Западной Европе // Средние века. М., 1981. Вып. 44. С. 48–75.

14. Лозовская Н. М. Энциклопедическое знание раннего средневековья (Храбан Мавр «О природе вещей»). М., 1988.

15. Люблинская А. Д. Значение трудов О. А. Добиаш-Рождественской для развития латинской палеографии в СССР. К 25-летию со дня смерти чл.-кор. АН СССР О. А. Добиаш-Рождественской // Средние века. М., 1966. Вып. 29. С. 173–178.

16. *Люблинская А. Д. Латинская палеография. М., 1969.

17. Мурьянов М. Ф. Фрагменты латинских рукописей VIII–X вв. из коллекций Академии наук СССР // Средние века. М., 1966. Вып. 29. С. 208–220.

18. Неретина С. С. Из истории каролингского минускула в Северной Франции в середине IX в. // Средние века. М., 1966. Вып. 29. С. 191–207.

19. *Петрова М. С. Марциан Капелла (просопографический очерк) // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. М., 2000. Вып. 2. С. 110–141.

20. Рамм Б. Я. К вопросу об источниках по истории школы в Каролингскую эпоху // Учен. зап. / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Л., 1948.

21. Рамм Б. Я. «Каролингское Возрождение» и проблемы школьной образованности в раннем средневековье // Учен. зап. / Ленингр. пед. ин-т им. М. Н. Покровского. Л., 1940. Т. 5.

22. Рамм Б. Я. Неизвестная раннесредневековая миниатюра с изображениями «добродетелей» // Средние века. М., 1966. Вып. 29. С. 221–227.

23. Ронин В. К. Воспитание молодого аристократа в Каролингское время // Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. М., 1990. С. 3–21.

24. *Уколова В. И. Античное наследие и культура раннего средневековья (конец V – середина VII в.). М., 1989.

25. Уколова В. И. Исидор Севильский и античная философия // Средние века. М., 1985. Вып. 48. С. 27–37.

26. *Уколова В. И. «Последний римлянин» Боэций. М., 1987.

27. Уколова В. И. Человек, время, судьба в трактате Боэция «Об утешении философией» // Средние века. М., 1973. Вып. 37. С. 9–27.

28. Фортунатов А. А. Алкуин как деятель Каролингского Возрождения // Учен. зап. / Моск. гор. пед. ин-т. М., 1941. Т. 3. С. 26–46.

29. Фортунатов А. А. Возникновение средневековой школы // Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. М., 1990. С. 45–74.

30. Фортунатов А. А. К вопросу о педагогической литературе раннего средневековья // Там же. С. 75–108.

31. *Шкаренков П. П. «Variae» Кассиодора в контексте позднеантичной интеллектуальной культуры //Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. М., 2000. Вып. 2. С. 95–109.

 

 

Занятие 2. Философско-теологическая мысль раннего Средневековья

План

1. Концепция мира и человека в учении Аврелия Августина.

2. Учение о разуме и вере Иоанна Скотта Эриугены.

3. Философия истории в трудах Иеронима и Августина. Раннесредневековая историография.

 

Методические указания

 

Н

ачиная изучение этой темы, необходимо вспомнить (см. тему 5 «Христианская Церковь на рубеже античности и средневековья») основы христианского вероучения и обрядности, сложившиеся в раннее средневековье.

Огромное влияние на христианскую идеологию оказали труды отцов Церкви, в частности, Аврелия Августина. Особый интерес представляет его концепция «града Божьего» и «града земного», оставившая глубокий след в духовной жизни средневековья. Выясните ее этическое содержание, составляющее существенную часть богословского учения Августина, а также охарактеризуйте его взгляды на свободу воли и божественное предопределение.

Второй вопрос плана посвящен философии Иоанна Скотта Эриугены, стоящей в философской и богословской мысли раннего средневековья особняком. Философия Эриугены представляет собой яркий пример влияния античной культуры на средневековье. Воспитанный на позднеантичной неоплатонической философии, мыслитель развивал в своих трудах пантеистические представления о Боге (слиянии Бога с природой), позднее осужденные Церковью. Особенно ценны для позднейшего развития философии рационалистические тенденции его учения, утверждение примата природного разума над авторитетом и верой. Философское наследие Эриугены изучают по его сочинениям, отрывки из которых помещены в «Антологии мировой философии».

Христианство принесло с собой новую концепцию исторического развития, разработанную преимущественно в трудах Иеронима Стридонского и особенно Аврелия Августина. Она во многом предопределила развитие средневековой историографии. Анализируя эту концепцию, рассмотрите характерную для нее идею исторического прогресса, не характерную для античной исторической мысли. Дайте характеристику периодизации истории, предложенной Августином и Иеронимом, которая долгое время использовалась средневековыми историками. На примере трудов раннесредневековых историков (Григорий Турский, Видукинд Корвейский и др.) определите отличия средневековой историографии от античной, а также черты преемственности. Обратите внимание на характерное для раннесредневековых историков понимание истины и ярко выраженный провиденциализм их творчества.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.