Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный строй России в 1-ой пол. XIX в.






В 1-ой пол. XIX века Россия по форме правления оставалась абсолютной монархией. Кризис крепостничества, рост капиталистических отношений, усиление классовой борьбы в стране- всё это заставляло царизм уделять значительное внимание укреплению государственного аппарата, приспосабливать его к новым условиям.

Центральные органы власти и управления. Во главе громадного и разветвлённого гос. аппарата по-прежнему стоял император, наделённый всеми атрибутами абсолютного монарха. В этот период получил дальнейшее развитие совет при императоре. Это был совещательный орган с узким составом членов. Государственный совет был учреждён царским манифестом в 1810 г. И просуществовал с некоторыми изменениями до 1917г. Членами Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии, дел царства Польского.

Со 2-ой четверти XIX в. Законопроекты стали разрабатываться в царской канцелярии, министерствах, специальных комитетах. «Собственная его величества канцелярия» постепенно приобретала особое значение, оттесняя на второй план Гос.совет.

Роль Сената уменьшилась. За Сенатом в основном сохранялась роль высшего судебного учреждение с граны. Его департаменты превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губерний.

Тенденция дальнейшей централизации и бюрократизации гос. аппарата усиливалась. Коллегиальная система не обеспечивала нужное царизма управление страной. В начале из них были новыми и не имели предшественников – это просвещения. В соответствии с манифестом министры должны были ежегодно представлять в сенат отчёт о своей деятельности. Число министерств и приравненных к ним учреждений увеличивалось.

С созданием министерств начал оформляться и новый орган – Комитет министров. в 1812 г. Комитет министров получил законодательное оформление. Временные комитеты являлись секретными, их создание практиковалось во 2-ой четверти XIX в.

Местные органы управления в 1-ой пол. XIX в. Почти не подвергались изменениям. В 1837-1828 гг.было упорядочено управление гос-ыми крестьянами; в губерниях были учреждены палаты гос.имуществ; в уездах- окружные управления гос-ых имуществ, которым подчинялись выборные волостные правления.

Судебные органы. В 1-ой пол. XIX в. Были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа. С 1808 г. Стали создаваться коммерческие суды, которые рассматривали весельные дела, дела о торговой несостоятельности и т.д.

Армия продолжала служить классовым целям феодально-крепостнического гос-ва - держать в повиновении и подавлять протест угнетённых масс трудящихся, выполнять важную роль в реализации внешней политики правящих кругов царской России.

Армия строилась в основном на организационно-правовых началах, заложенных ещё законодательством Петра 1. в 1-ой пол. XIX усились палочная дисциплина и муштра.

Полиция. В 1837 г. В связи с делением уездов на более мелкие административно-территориальные единицы – станы – появилась специальная полицейская должность станового пристава.

Специальные карательные органы. В России карательные функции в той или иной мере выполняли почти все звенья гос аппарата, в особенности армия, полиция и суд. Кроме того, в этот период для борьбы с крестьянскими волнениями и революционным движением был создан ряд особых карательных органов. В 1801г Тайная экспедиция была упразднена, но в 1802г создано Министерство внутренних дел, которое наряду с другими функциями возглавляло деятельность местных административно-полицейских учреждений.

Тюрьмы были одним из орудий самодержавия в борьбе с революционным движением в стране. Несмотря на довольно разветвлённую сеть тюрем, какого-либо законодательства о них долго не было, что усиливало произвол тюремщиков.

Управление зависимыми народами. Территории, входившие в состав России, находились на разных ступенях социально-экономического развития. В конце 18в царизм ликвидировал самостоятельность органов местного управления ряда окраин, которой они ранее располагали и распростронил на них губернскую реформу 1775г. Местные феодалы были уравнены в правах с русскими дворянами.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.