Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Групповая динамика






 

Размер групп как структурный компонент оказывает влияние на характер взаимодействий. Чем меньше группа, тем больше возможностей получает индивид для того, чтобы узнать других людей и установить с ними тесные связи. Группы, состоящие из двух человек – диады, создают условия для существования наиболее тесных и влиятельных взаимоотношений, включая отношения между родителем и ребенком и между мужем и женой.

Чувства и эмоции, как правило, играют большую роль в диадах, чем в группах больших размеров. Этот фактор сказывается на достаточно хрупком характере отношений в диадах: между сторонами существует шаткий баланс, потому что если один из участников группы разочаруется в партнере, то взаимосвязь между ними полностью разрушится. Отношениям в группах из двух человек свойственны большая напряженность и меньшая открытая враждебность в отношении прочих взаимосвязей.

Добавление к группе третьего члена – образование триады – коренным образом меняет социальную ситуацию. Становятся возможны коалиции, когда два члена группы объединяются против ее третьего члена. При туком положении один из членов группы может оказаться в положении «самозванца» или «постороннего».

Исследования групп малого размера показывают, что оптимальной, наиболее эффективной считается группа из 5-7 человек. В этом случае тупиковая ситуация невозможна из-за нечетного количества членов группы. Поскольку такие группы имеют тенденцию раскалываться на большинство в три члена и меньшинство в два члена, оказаться в меньшинстве в такой группе не означает оказаться в изоляции, как это имеет место в триаде. Группа из 5-7 человек достаточно велика для того, чтобы ее члены могли легко меняться ролями и любой член группы имел возможность выйти из неловкого положения без обязательной необходимости в формальном пересмотре проблемы. Такая группа достаточно велика для того, чтобы люди ощущали, что могут свободно выражать свои эмоции и даже вступать в противоречия друг с другом, но достаточно мала для того, чтобы ее члены могли неуважительно относится к чувствам и потребностям друг друга. По мере увеличения группы люди уже не говорят друг с другом, а обращаются к другим с формальными речами.

Важнейшим фактором, обеспечивающим эффективную деятельность группы как целого является деятельность лидера. Функция лидера – это постоянное, регулярное осуществление и отслеживание задач, интересов группы как единого целого. Он непосредственно несет ответственность за престиж, сплоченность, интегрированность группы. Его деятельность, полномочия, права и обязанности в первую очередь выражает именно эту групповую солидарную задачу, функцию.

Не имея лидера, группа представляет собой лишь объединение людей с совпадающими целями, нормами, критериями, которое обречено на распад.

В неформальной группе лидер неформальный. Его полномочия, форма реализации привилегий, власти носит, как правило, достаточно расплывчатый характер (например, лидер компании друзей). В формальной группе зачастую существует проблема соотношения формального, официально наделенного властью руководителя и неформального авторитета, выразителя групповых мнений и интересов. Формальный руководитель всегда вырабатывает цель, принимает решения, сообразуясь со множеством различных обстоятельств, далеко выходящих за рамки данной группы. Руководитель всегда осмысливает группу в более широком контексте, осуществляет свои полномочия, опираясь на официальные нормативы, организует официальную структуру взаимоотношений между сотрудниками.

В социологии различают следующие основные стили лидерства, которые мы представим как некие «идеальные типы»:

· авторитарный, который строится на безусловном авторитете лидера, принимающего единоличные решения, подавляющего инициативу других, осуществляющего абсолютный контроль над подчиненными;

· демократический – стремление вовлечь участников группы в управление, поощрение инициативы, совместного обсуждения и принятия решений, контроль присутствует, но не приоритетен. Демократический тип целесообразен и возможен в условиях высокоразвитого личностного развития, высокой организованности индивидов;

· попустительский стиль не является стилем руководства в полном смысле слова, роль лидера крайне снижена – он ограничивается тем, что подписывает документы и присутствует на заседаниях. Группа же фактически остается без руководства. Солидарные связи снижены, фактически имеется не группа, а агрегация людей.

Обладая властью, авторитетом, лидер в немалой степени способен сформировать новые образцы поведения в группе, создать определенную культуру организации общества. Поддерживая людей, поведение которых пусть в чем-то непривычно для группы, но более адекватно новым условиям, формируя во многом культуру группы, лидер тем самым формирует «дух группы, деловую и организационную культуру ее членов».

Важное условие функционирования группы как системы солидарных связей – формирование групповых деиндивидуализированных норм отношений и группового контроля за их осуществлением.

В различных группах формируются различные нормы солидарного поведения. Степень реализации взаимопомощи, взаимной поддержки, готовности руководителя защитить своего работника, готовности быть верным своим обычаям и т.д. в решающей степени зависит от группового контроля за личностью, соответствием ее поведения определенным нормам, стандартам.

Групповой контроль оказывается главным условием развития конформизма. Конформизм – коррекция ценностей, поведения отдельных членов группы в соответствии с нормами, традициями, требованиями группы. Мы понимаем конформизм как вынужденное или добровольное усвоение индивидом принятых в группе оценок, идей, ценностей, норм. Соответственно, конформизм может проявляться в тех случаях, когда индивид в угоду группе меняет свою точку зрения, свои стандарты поведения, и в тех случаях, когда человек, не имевший своей точки зрения на то или иное событие, своего мнения, перенимает позицию, сложившуюся в группе, и в тех случаях, когда личность, отдавая приоритет групповым интересам, стремясь укрепить группу, в знак солидарности осознанно принимает мнение группы, ее нормы. В последнем случае речь идет о добровольном, сознательном изменении своей точки зрения, а не под давлением группы или из-за опасения такого давления.

Конформизм обеспечивает ощутимое единообразие мыслей, отношения членов группы к решению важнейших проблем ее развития, ее отношений с конкурирующими группами, норм поведения в группе. Конформизм является необходимым условием обеспечения целостности группы, ее способности выступать как единое целое.

Ряд научных экспериментов показал, что личность под давлением группы может согласиться с ее мнением, если даже оно не совпадает с его собственным мнением.

Конформизм имеет как положительное, так и отрицательное стороны. С одной стороны, конформизм усиливает целостность, интегрированность группы. С другой стороны, он таит в себе немало опасностей, поскольку ошибочное мнение группы, ее лидеров, инициативных членов приобретает статус «священной коровы». Может ли ошибаться коллектив, класс, народ? Учитывая, что выработка коллективного мнения включает и механизмы конформизма, можно ответить утвердительно.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.