Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика социологического анализа личности






ТЕМА 6 ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Цель - сформировать представление о личности как об объекте социологического анализа, уяснить сущность процесса социализации и содержание понятий социальная роль и социальный статус.

Время: 2 часа

План.

1. Специфика социологического анализа личности

2. Социализация как процесс приобщения индивида к обществу

3. Социальные статусы и роли

 

Основная литература

 

1. Волков Ю.Г. Социология: Лекции и задачи: Учебник. – М.: Гардарики, 2003.

2. Казаринова Н.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Батыгина / - М., 2000.

3. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.

 

Дополнительная литература

1. Бхаскар Р. Общества // Социо Логос, № 1. 1993.

2. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994.

3. Жуков В.И. Что такое ИРЧП? К вопросу о «человеческом потенциале». Социс. № 4. 1996.

4. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

 

 

Специфика социологического анализа личности

 

В обыденном сознании нередко отождествляют такие понятия, как «человек», «индивид», «личность». В социологии, однако, эти понятия чаще всего не рассматриваются как синонимы и достаточно четко различаются при всей из близости и взаимосвязи.

Социологию человек интересует, прежде всего, как продукт общества, а не как продукт природы, и для нее важнейшее значение имеет категория «личность».

Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы значимых черт и качеств данного общества. Неотъемлемыми характерными чертами личности является самосознание, ценностные ориентации, социальные отношения, известная автономность в отношении к обществу, ответственность за свои поступки.

Отсюда ясно, что личностью не рождаются, а становятся. Только что появившийся на свет ребенок – человек. Но еще не личность, хотя в нем уже заложена, запрограммирована реальная возможность последующего превращения в личность. Следовательно, не всякий человек – личность. Но с другой стороны, любой человек (а не только гениальные и великие, одаренные и яркие люди), являющийся носителем важнейших социальных качеств своего общества и выступающий как соответствующий субъект социальной жизни, должен рассматриваться как личность. Поэтому понятие «человек» целесообразно использовать тогда, когда нужно выделить принадлежность лица к человеческому роду (homo sapiens), обладание им всеобщими для всех людей чертами. Когда же надо подчеркнуть, что речь идет не о всем человечестве, не о всех людях, не о любом, а конкретном человеке, тогда используется понятие «индивид». От этого необходимо отличать понятие «индивидуальность» как выражение своеобразия, неповторимости и даже уникальности конкретной личности.

Наряду с этой, преобладающей точкой зрения на понятие личности имеет место и такая, согласно которой любой человек представляет собой личность и поэтому исключается деление людей на личности и неличности. В этом случае под личностью понимается совокупность тех особенностей, которыми, наряду с общими, обладает каждый конкретный человек, т.е. по сути дела, ее индивидуальность. Это то. Что Э.Дюркгейм называл «индивидуальной сущностью» - совокупность качеств человека, обусловленных неповторимой комбинацией врожденных способностей, темперамента, психической конституции и следствий приобретенного в индивидуальной истории человека опыта. Все это в совокупности составляет индивидуальный полюс личности. Индивидуальность – это критерий неповторимости каждой личности, воплощение ее права на свободный выбор и самоопределение.

Однако индивидуальным полюсом личность не исчерпывается. В ней присутствует еще и социальный полюс – то, что человек неизбежно приобретает. Система социальных отношений всегда по-своему преломляется в каждой личности, вызывая в нем определенные изменения и сказываясь на ее социальном поведении. Все мы знаем, как меняется человек после длительной травмирующей ситуации, безработицы, войны, плена, как преображает его социальный успех, стремительная карьера, резкое обнищание или внезапное обогащение, наконец, насколько отличается личность, сформировавшаяся в закрытом идеологизированном обществе, от личности, воспитанной в условиях свободного правового государства. Социальный полюс личности отражает присутствующее в ней коллективное начало, качества, привычки, склонности, особенности поведения, присущие данному человеку не как индивиду, а как члену группы.

Социальный полюс личности включает в себя также совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку свободно функционировать в своей социальной среде, не шокируя окружающих.

Социальный полюс личности – это также мнения, верования, установки, предрассудки, которые сформированы в человеке окружающей средой и принятыми в ней нормами.

Наконец, социальное в личности – это то, что позволяет ей осуществлять социальную (групповую) идентификацию, отождествляя себя со своей профессиональной группой, социальным слоем, классом, нацией и т.п.

На протяжении всей жизни индивидуальное и социальное в личности развивается параллельно и испытывает взаимное влияние. Они взаимосвязаны и неотделимы друг от друга как две стороны одной монеты.

Таким образом, личность – структурированный комплекс врожденных и приобретенных благодаря включенности в социальные отношения качеств, развивающихся и проявляющихся во взаимодействии с другими людьми.

Известный социальный антрополог Р.Линтон ввел понятия модальной и нормативной личности.

Нормативная личность – это как бы идеал личности данной культуры.

Модальная личность – более распространенный тип отклоняющегося от идеала варианта личности. Чем нестабильнее общество, тем больше людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. И, наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах и поведении все меньше и меньше отрывается от «идеального» стереотипа.

Таким образом, в макросоциологии личность понимается как социальный тип, отвечающий данной культуре и адаптирующийся к ней.

В частности, по мнению американского исследователя современного общества Г.Маркузе, постиндустриальное общество Запада формирует социальный тип «одномерного человека» в результате направленного воздействия рекламы и массовой пропаганды, превращающего человека в потребителя, лишенного каких-либо высших «многомерных» интересов и потребностей. Одновременно общество навязывает человеку «ложные потребности» чрезмерного потребления, превращая их в средство манипуляции индивидуальным сознанием.

Многие другие исследователи утверждают, что современный человек становится «актером», который способен к постоянным перевоплощениям и играет множество ролей, но не принимает их всерьез. Несчастен тот, кто вживается в роль; он становится невротиком, ибо не может соответствовать меняющимся требованиям, выдвигаемым разнообразным окружением общностей, в которые он структурно вписан.

Обилие ролей, исполняемых человеком в современном обществе, очень остро ставит проблему личностной и социальной идентификации.

Личностная идентификация – это установление и сохранение в себе постоянного и неизменяемого ядра личности, о котором человек может сказать: «Это Я». В противном случае личность растворится в множестве своих ролей.

Социальная идентификация – это отождествление себя по общим проблемам, жизненным интересам и социальным симпатиям с определенной социальной группой.

Социальная идентификация может быть национальной, классовой, возрастной, профессиональной и т.п. Центральное место в социальной идентификации занимает менталитет. Менталитет – это совокупность усвоенных знаний и навыков, присущая всем членам данной группы. Они служат человеку постоянными ориентирами в его восприятии вещей и оценке фактов, помогая строить свое поведение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.