Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды социального контакта






 

Субъекты вступают в социальную связь, так как зависят друг от друга в процессе удовлетворения различных потребностей, реализации жизненных целей и установок. Зависимость может быть элементарной или сложной, например, непосредственная зависимость от своего товарища, брата, коллеги, зависимость жизни индивида от уровня развития общества, результативности экономической системы, эффективности политической организации общества. Существуют зависимости между различными общностями людей, например, между работниками умственного и физического труда.

Поэтому, социальная связь – это зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. В социальной связи можно выделить:

- субъекты связи (их может быть двое или тысячи людей);

- предмет связи (по поводу чего осуществляется связь);

- механизм регулирования взаимоотношений.

Социальная связь может выступать в виде социального контакта (связь между людьми поверхностная, мимолетная, партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком).

Мы ежедневно вступаем в бесчисленное множество социальных контактов: у случайного прохожего узнаем, как найти нужную нам улицу, у киоскера покупаем газету и т.д. Контакты могут быть единичными (например, контакт с прохожим) и регулярными (например, контакт с гардеробщицей университета). Социальный контакт – этот единичный акт, скорее соучастие, но еще не взаимодействие. Ожидание, ориентация на другого у каждого из партнеров не простирается далее, чем на данный конкретный контакт. Несмотря на все многообразие и бесчисленное множество контактов, в которые мы вступаем, не они составляют ведущую основу нашей социальной жизни, ее фундамент.

Для вступления между собой в социальные взаимоотношения, индивиды должны, прежде всего, действовать. Из конкретных действий и поступков конкретных людей складывается история общества. Нам представляется, что любое поведение человека – это и есть действие, но это не так. Многие виды поведения не являются действием. Например, когда человек в панике бежит от опасности, не разбирая дороги, - он не действует; здесь речь идет просто о поведении под влиянием аффекта.

Действие – это активное поведение людей, основанное на рациональном целеполагании и направленное на изменение объектов с целью сохранения или изменения их состояния.

Действие отличается от поведения тем, что человек ясно понимает, что и зачем он делает. Аффективные реакции, панику, поведение агрессивной толпы нельзя назвать действиями.

Социологическое изучение социального действия породило две теории – «понимающую» (М.Вебер) и позитивистскую (Т.Парсонс). В основе теории Вебера лежит глубинная смысловая интерпретация действия. Согласно М.Веберу, обратиться к индивидуальному действию означает его «понять». Позитивистская теория рассматривает действие в контексте социальной структуры. В сущности, дискуссия между двумя этими направлениями сводится к проблеме метода социологии и статуса социальной реальности как предмета изучения.

Не всякое действие является социальным. М.Вебер определяет социальное действие так: «Социальное действие соотносится по своему смыслу с поведением других субъектов и ориентировано на него». Другими словами, действие становится социальным, когда в своем целеполагании затрагивает других людей или обусловлено их существованием и поведением.

Субъект социального действия обозначается термином «социальный актор». Под социальными акторами понимают индивидов, исполняющих социальные роли и социальные группы, направляющие ход событий в обществе в соответствии со своими интересами.

Структура социального действия обязательно включает в себя следующие элементы:

- актора;

- потребность актора, выступающую непосредственным мотивом действия;

- стратегию действия (осознанную цель и средства ее достижения);

- индивида или социальную группу, на которые ориентировано действие;

- конечный результат (успех или неудачу).

Российский социолог С.С.Фролов предлагает схему осуществления социального действия (рис.1).

Рис. 1. Механизм социального действия

 

На практике большинство действий представляет собой взаимодействия, или социальные интеракции.

Социальная интеракция (взаимодействие) – это встречно направленное действие двух или более акторов, ориентированные на то, что партнер соотносит свои действия не только с настоящими, но и прошлыми и будущими действиями партнера. Это значит, что социальное взаимодействие содержит элемент прогнозирования. Вступая во взаимодействие с человеком. Мы примерно представляем себе, чего от него можно ожидать в данной ситуации. Учительница, проверяя тетрадь ученика, ожидает найти там решение задачи, а не адресованное ей объяснение в любви.

Речь о взаимодействии может идти только тогда, когда между партнерами существует согласие в отношении непосредственной цели действия. Это не исключает возможности того, что акторы будут преследовать различные, возможно. Даже противоположные цели. Например, интересы продавца и покупателя на рынке противоположны в том, что продавец хочет продать дороже, а покупатель – купить дешевле. Но между ними существует согласие в отношении цели – оба хотят, чтобы состоялся акт товарообмена.

В целях удовлетворения своих решающих потребностей человек входит в глубокое, возобновляемое взаимодействие с другими людьми, обществом в целом. И труд, и образование, и здравоохранение, и многое другое, без чего мы не можем жить, базируются на скоординированных, взаимообязывающих, надежных и устойчивых связях – взаимодействиях. Происходит глубокое, образно говоря, социальное взаимопроникновение, которым индивид в своих же интересах не может пренебречь, от которого он, по сути, не может уклониться.

Актор и его партнер, вступая в социальную связь, стремится удовлетворить свои потребности. Поэтому социальная связь предполагает взаимные ожидания каких-то услуг, ресурсов, которые каждому из партнеров необходимы. Другими словами, социальную связь можно представить себе как обмен материальными, моральными, эмоциональными и другими услугами и ресурсами.

Все отношения обмена предполагают получение вознаграждения в обмен на плату – издержки. Необходимость компенсировать получение благ, чтобы по-прежнему получать их, и являются «пусковым механизмом» социального взаимодействия.

Социальные взаимодействия как обмен могут иметь несколько разновидностей:

· обмен на основе определенных договоренностей, которые могут быть оформлены в виде договора, контракта, устава, закона, предполагает, что обязательства сторон, объем услуг строго оговорены;

· диффузный (нежесткий) обмен, когда точная плата за услуги, форма и сроки оплаты могут не оговариваться.

Социальная жизнь представляет собой постоянное переплетение, взаимодополнение договорных и диффузных форм социального обмена.

Договорные формы наиболее отчетливо проявляются в экономической сфере. Ценник на сыре – это не что иное, как открыто заявленная цена услуги, при соблюдении которой владелец готов произвести с вами обмен.

Диффузность (нежесткость) в чистом виде проявляется в обменах, имеющих, прежде всего, морально-этическое содержание: дружба, соседство, взаимоотношения родителей и детей, партнерство и т.п.

Взаимодействия могут быть как простыми, непосредственно-двухсторонними, так и сложными, опосредованно-косвенными, когда взаимодействия осуществляются через три-четыре лица и т.п.

Так, между учителем и учеником (его семьей) может осуществляться простой, прямой обмен (плата за репетиторство и т.п.) или сложный обмен (учитель преподает в государственной школе, но государство выплачивает ему заработную плату из суммы налогов, в которую входят и налоги, выплаченные родителями учеников).

В современном обществе доля косвенных интеракций очень велика. Актор, как правило, вознаграждает одних, а расплачиваются другие. В этом случае речь идет о взаимодействии индивида с социальной группой, социальными организациями, обществом.

Преподаватели вузов как социально-профессиональная группа могут высказать неудовлетворенность той платой, которую общество в лице государства предоставляет им за их труд. Демонстрации, митинги, забастовки есть не что иное, как проявление неудовлетворенности данных социально-профессиональных групп вознаграждением, получаемым ими за свой труд.

Таким образом, социальные взаимодействия выступают в виде социальных отношений. Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействия между партнерами, имеющая самовозобновляющийся характер.

Социальное взаимодействие почти всегда сопровождается коммуникацией – общением с прямым обменом информацией между акторами. Однако в некоторых случаях (например, в экстремальных ситуациях) взаимодействие происходит без коммуникации. Например, два случайных прохожих могут оказаться вовлеченными в ситуацию оказания неотложной помощи утопающему или попавшему в аварию человеку. Оба, не сговариваясь и не вырабатывая совместного плана действия. Бросаются на помощь. Распределение действий между ними происходит чисто ситуативно: один добежал или доплыл первым, другой подключился позднее. Однако цель у них общая – спасти человека, и они учитывают действия друг друга – не пытаются делать одно и тоже, отталкивая один другого. А каждый из них старается делать то, что лучше умеет, и то, что еще не успел сделать другой. Таким образом, коммуникации нет, но взаимодействие налицо.

 

Ключевые понятия:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.