Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исторические предпосылки возникновения социологии.






ТЕМА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ

Цель – сформировать представление о становлении социологии как науки и развитии на примере видных социологов.

Время 4 часа

 

План

1. Исторические предпосылки возникновения социологии.

2. Позитивистская социология О.Конта и Г. Спенсера

3. Классическая социология ХХ века

4. Современные социологические теории

5. Социология в России

6. Становление и развитие социологической мысли в США

 

Основная литература

1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов/Под ред. В.И. Добренькова/ – М.: ГАРДАРИКИ, 2001.

2. Казаринова Н.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Батыгина / - М., 2000.

3. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для вузов. – М., 1994.

4. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1996.

5. Основы социологии. Курс лекций / Отв. Ред. Эфендиев А.И. М., 1993.

6. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

7. Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. М.. 1997.

 

Дополнительная литература

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

2. Бхаскар Р. Общества // Социология, № 1, 1993.

3. Вебер М. Избранное: Образ общества. М., 1994.

4. Голосенко И.А. История русской социологии 19-20 вв. М., 1995.

5. Гофман А.Б. Семь лекций по истории русской социологии. М., 1995.

6. История социологии в Западной Европе и США / Отв. Ред. Г.В. Осипов, М., 1999.

7. Кукушкина Е.И. Русская социология ХIХ – начала ХХ века. М., 1993.

8. Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2004.

9. Медушевский А.И. История русской социологии. М., 1993.

10. Осипов Г.В. Социальное миротворчество и социальная практика. М., 2000.

11. Современная западная социология: словарь М., 1990.

12. Шамшурин В.И. История русской социологии и интеллектуальная история // Социс. 1995, № 3.

Исторические предпосылки возникновения социологии.

Определенные представления об обществе развивались в течение многих столетий. Развитие учения об общественной жизни мы находим уже в античной философии IV века до н.э. в работах Платона «Законы», «О государстве», в «Политии» Аристотеля и др. Ещё активнее эта проблема разрабатывается в Новое время в работах Макиавелли, Руссо, Гоббса и др. Можно ли считать, что уже тогда существовала социология как самостоятельная наука? Вероятно, нет. Здесь более уместно говорить о социальной философии, как предшественнице социологии.

Первых социологов античности называют социальными философами. Среди них выделяются Платон (ок. 429 – 347 до н. э.) и Аристотель (384 – 322 до н. э.) Они, как и современные социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции и давали рекомендации по усовершенствованию общества. Поскольку в античности «общество» и «государство» не различали, то эти понятия употреблялись в качестве синонимов.

Платон создал первый в истории труд по «общей социологии» – «Государство». В своем труде Платон подчеркивал особую роль разделения труда и создал первую в мире теорию стратификации, согласно которой любое общество делится на три класса:

- высший – состоящий из мудрецов, управляющих государством:

- средний – воины (т.к и в древности военно-промышленный комплекс играл не последнюю роль), охраняющие государство от смуты и беспорядка;

- низший – ремесленники и крестьяне.

Высший класс наделен огромными привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью. Чтобы этого не происходило, знать необходимо лишить частной собственности, которая, согласно Платону, развращает нравы людей. К управлению обществом следовало допускать людей, достигших 50 лет, высокообразованных и талантливых. Они должны вести аскетичный образ жизни и не предаваться земным утехам. У воинов должны быть общие жены, а дети — воспитываться не в семье, а государством.

В плохом государстве над всеми стоят правители, в разумном - над всеми стоят законы. Закон призван ограничивать как власть правителей, так и свободу управляемых. На страже законов стоит правосудие. К отправлению правосудия должны быть причастны все граждане государства.

У Аристотеля опорой порядка и государства выступал средний класс. Кроме него существуют еще два класса — богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Государство лучше всего управляется в том случае, если:

1) масса бедняков не отстранена от участия в управлении;

2) эгоистические интересы богатых ограничены;

3) средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.

Аристотель различает два вида справедливости: уравнительную и распределительную. Первая является простым, «арифметическим равенством», она действует в области гражданско-правовых сделок (возмещение ущерба). Вторая - «геометрическим равенством», она предполагает распределение благ пропорционально вкладу в общее дело (от каждого - по способностям, каждому - по труду).

С позиций защиты частной собственности, семьи и прав гражданина Аристотель критиковал предлагаемое Платоном обобществление имущества, жен и детей, поскольку оно ведет к уничтожению государства. Так же, как и Платон, Аристотель худшими формами правления считал олигархию, демократию и тиранию.

Никколо Макиавелли (1469—1527), итальянский политик и дипломат, первым из мыслителей нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение «Государь» (1513 г.) как бы продолжает основную линию рассуждения платоновского «Государства», но акцент поставлен не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Он впервые вывел государственно-политические вопросы из-под сферы влияния религии и морали. В работах Макиавелли социология и политология обрели новое измерение, стали наукой о поведении людей в обществе.

Макиавелли говорил, что правитель, желающий добиться успеха, должен знать мотивы поведения людей и руководствоваться в своей деятельности тремя основными принципами (законами):

- человеческими действиями правят честолюбие и мотив власти. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедняками — страсть приобрести то, чего их лишили;

- умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Ведь и подданные не очень спешат с выполнением своих обязательств. Добиваясь власти, можно расточать обещания, но, придя к ней, не обязательно их выполнять, иначе попадешь в зависимость от подчиненных. А где зависимость, там нерешительность, малодушие и легкомыслие;

- творить зло надо сразу, а добропостепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах. Единовременная жесткость переносится с меньшим раздражением и считается более справедливой, чем растянутая во времени (хвост собаке лучше отрубать сразу, а не по частям).

В «Государе» Макиавелли нарисовал образ идеального правителя и политическую технологию удержания власти. Прообразом такого правителя для него был Цезарь, чьи жестокость и коварство долгое время считались непревзойденными.

Следующий шаг в развитии социологии сделал английский философ Томас Гоббс (1588—1679). Он разработал теорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе. У животных нет борьбы за почести и звания, поэтому у них нет ненависти и зависти — причины мятежей и войн. У людей все это есть. Неверно думать, будто люди от рождения склонны к сотрудничеству. Если бы человек любил другого по естественному побуждению, то он искал бы общения со всеми в равной мере. Но каждый из нас предпочитает общество тех, кто ему полезнее. Именно человеческая, природа толкает искать не друзей, а почета и выгод.

Людей побуждает создавать общество страх. Взаимный страх удерживает людей от безудержной погони за господством. Он объединяет людей в группы, помогая выжить в конкуренции. Но объединившись, люди преследуют вовсе не общественное благо, а стремятся даже из этого извлечь себе выгоду либо достичь уважения и почестей. Общество стабильно, если слава и почет возданы всем. Но так не бывает. Обойденным оказывается всегда большинство, почет достается немногим, следовательно, общество со временем обязательно распадется. Страх смерти, инстинкт самосохранения не разъединяют, а объединяют людей, вынуждают заботиться о взаимной безопасности. Государство — наилучший способ удовлетворить такую потребность. Поэтому причина возникновения стабильного, длительно существующего общества — взаимный страх, а не любовь и расположение.

Французский философ Шарль Луи Монтескье (1689—1755) писал, что мудрый законодатель заботится не столько о наказаниях за преступления, сколько о предупреждении преступлений. Основным средством предупреждения преступлений он считал воспитание, которое — пусть и самое трудное, но зато самое верное средство. Главными субъектами воспитания являются семья и государство.

Кроме идеи предупреждения, Ш.Монтескье заложил основы «теории факторов». Он считал, что поведение людей, в том числе и преступное, определяется разного рода факторами. К таким факторам он относил образ правления, законодательство, климат, качество почвы, образ жизни, религию, численность населения, обычаи и т. д. Ликвидация нищеты и бесправия, повышение образовательного и культурного уровня населения, со­циальный мир — вот главные средства снижения и ликвидации преступности. Теория факторов сыграла огромную роль в становлении криминологии как науки, она была господствующей методологией на ранних этапах развития криминологии, да и в настоящее время она имеет своих сторонников.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.