Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источниками экологического права, образующими экологическое






законодательство России являются следующие документы:

1. Конституция РФ;

2. законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области

природопользования и охраны окружающей среды;

3. указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства

РФ;

4. нормативные акты министерств и ведомств;

5. нормативные решения органов местного самоуправления.

Задачами природоохранного законодательства РФ является регулирование

отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения

природных богатств и естественной среды обитания человека;

предотвращение экологически вредного воздействия хозяйственной и иной

деятельности; оздоровление и улучшение качества окружающей природной

среды; укрепление законности и правопорядка в интересах настоящего и

будущего поколений людей. В основе природоохранного законодательства

РФ лежит Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002). В

законе содержится 16 глав, включающих в том числе вопросы основ

управления в области охраны окружающей среды; нормирование; оценку

воздействий на окружающую среду и экологическую экспертизу; зоны

экологического бедствия; экологический мониторинг; ответственность за

нарушение законодательства, и т.д.

Несколько ранее были опубликованы законы РФ «Об экологической

экспертизе» (1995); «Об особо охраняемых природных территориях» (1995);

«Об охране атмосферного воздуха» (1999); «О радиационной безопасности

населения» (1995); «Об отходах производства и потребления» (1998); «О

недрах» (1992); «О животном мире» (1995), и т.д.

В нашей стране имеются специальные органы выполняющие

природоохранные задачи. В 1988 году был создан Государственный комитет

по охране природы СССР. В 1991 году функции охраны природы передаются

в Министерство экологии и природных ресурсов РСФСР, впоследствии

переименованное в Министерство охраны окружающей среды и природных

ресурсов России. В 2000 году функции по рационализации

природопользования и охране окружающей среды переданы Министерству

природных ресурсов РФ.

Выделяют два основных типа экологического сознания:

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – основывается на представлениях о

«человеческой исключительности», противопоставлении человека

природе.

ЭКОЦЕНТРИЗМ – основывается на понимании необходимости

коэволюции человека и биосферы. Для экоцентризма характерно: __ 1. ориентироваться на экологическую целесообразность, отсутствие

противопоставления человека природе;

2. восприятие природных объектов как полноправных субъектов,

партнеров по взаимодействию с человеком;

3. баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с

природой.

Международное сотрудничество решает задачи уменьшения

экологической опасности и снижения международной напряженности в мире.

Среди наиболее известных правительственных и неправительственных

природоохранных организаций выделяют следующие:

1. ЮНЕСКО – организация объединенных наций по вопросам

образования, науки и культуры, - возглавляет разнообразные

программы с 1946 года. Именно ЮНЕСКО организовала в Стокгольме

первую международную конференция по вопросам охраны

окружающей среды. Ее результат межправительственная программа

ООН по окружающей среде ЮНЕП, которая координирует усилия по

решению наиболее острых проблем разрушения биосферы человеком

(опустынивание, деградация почв, исчезновение лесов, загрязнение

океана);

2. МАГАТЭ – международное агентство по атомной энергии –

способствует более широкому использованию атомной энергии,

контролирует соблюдение на АЭС норм ядерной безопасности;

3. ФАО – продовольственная сельскохозяйственная организация

Объединенных Наций – содействует улучшению питания и

повышению уровня жизни людей, занимается вопросами повышения

продуктивности сельского хозяйства, рыбоводства и лесоводства;

4. ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения – усилия направлены

на борьбу с особо опасными болезнями. Сотрудники изучают и

контролируют влияние на здоровье человека различных видов

загрязнений;

5. ГЭФ – Глобальный экологический фонд – содействует выполнению

национальных программ перехода к устойчивому развитию;

6. МСОП – международный союз охраны природы и природных ресурсов

(создан при ЮНЕСКО) – издает «Красные книги»;

7. WWF –Всемирный фонд дикой природы –проводит фундаментальные

исследования, учреждает заповедники и организует там режим охраны;

финансирует и занимается просветительской деятельностью в сфере

охраны природы (приведено по Миркин, Наумова, 2006).

Выделяют следующие направления международного сотрудничества:

 сотрудничество __________в международных организациях;

 сотрудничество по линии международных конвенций и соглашений;

 сотрудничество на двусторонней основе__В 1970 году на ХУ1 сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО была

принята международная программа «Человек и Биосфера» (МАБ). На первом

этапе эта программа включала 14 научно-исследовательских направлений по

важнейшим проблемам экологии. Вот некоторые из них:

 экологическое воздействие деятельности человека на тропические и

субтропические экосистемы;

 экологическое воздействие различных видов землепользования и

практики хозяйствования на леса умеренной зоны и Средиземноморья;

 влияние деятельности человека на горные и тундровые экосистемы;

 сохранение природных территорий и содержащегося в них

генетического материала;

 изучение загрязнения окружающей среды и его воздействия на

биосферу, и т.д.

Ученые более 20 стран (в том числе и СССР) приняли активное участие в

разработке 14 актуальных экологических проблем и получили

многочисленные экспериментальные данные по антропогенному

воздействию на биосферу Земли. В дальнейшем процессе работ,

проводившихся по этой программе более 20 лет стало очевидным, что МАБ

должна быть расширена за счет введения четырех новых направлений

научных исследований:

1/ функционирование экосистем при антропогенном воздействии различной

интенсивности;

2/ управление ресурсами, испытывающими антропогенное воздействие, и их

восстановление;

3/ человеческие затраты и использование ресурсов;

4/ реакция человека на экологические стрессоры, которыми, по мнению,

секретаря программы МАБ Б. фон Дроста, необходимо охватить следующие

семь экосистем и физико-географических районов Земли:

а) городские экосистемы;

б) внутриматериковые водоемы и болотные угодья;

в) островные и прибрежные экосистемы;

г) высокогорные экосистемы;

д) умеренные, средиземноморские, бореальные экосистемы;

е) аридные и семиаридные территории;

ж) тропические и субтропические экосистемы.

Особую роль в этих исследованиях призваны играть биосферные

заповедники.

Разработке наиболее острых экологических проблем, стоящих перед

человечеством – ухудшению качества и уменьшению количества пресной

воды на земле, загрязнению океана, опустыниванию земель, деградации

почв, обезлесиванию и т.д. была посвящена Межправительственная

программа-2 ООН по окружающей человека среде (ЮНЕП). Она была

предложена на Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде в

1972 году, и в 1973 году утверждена решением Генеральной АссамблеиООН. В работе программы участвовали ученые из 58 стран, в том числе из

республик СССР: России, Белоруссии, Украины.

В 1979 г в Женеве подписана Конвенция о трансграничном загрязнении

воздуха на большие расстояния. Документ стимулировал разработку 5

специализированных программ международного сотрудничества, среди

которых: Европейская программа мониторинга переноса воздушных

загрязнений; Программа лесного мониторинга; Программа интегрального

мониторинга.

В 1982 г Генеральная Ассамблея ООН приняла Всемирную Хартию

Природы, принципы которой гласят:

1). Природа должна охраняться, а основные процессы в ней не нарушаться;

2). Генетическое разнообразие на Земле не должно ставиться под угрозу;

3). Принципы охраны природы должны распространяться на всю Землю – на

сушу, и на океан;

4). Все экосистемы и природные ресурсы должны использоваться так, чтобы

сохранялась оптимальная устойчивая продуктивность;

5). Природа должна быть застрахована от деградации, связанной с военными

действиями.

Угроза быстрого ухудшения экологической обстановки на планете и

сокращения биологического разнообразия организмов биосферы широко

обсуждалась на Конференции ООН по окружающей среде и развитию,

состоявшейся в 1992 году в Рио-де-Жанейро (Бразилия). В работе

конференции приняли участие 178 правительственных делегаций. На

конференции был утвержден ряд важных документов, определяющих

стратегию реализации устойчивого развития в странах мирового сообщества.

Среди них нужно выделить следующие:

1. Конвенция ООН по изменению климата. В ней шла речь о

необходимости ограничения выбросов в атмосферу парниковых газов;

2. Конвенция ООН о биологическом разнообразии. В конвенции

подтверждаются права государств на свои биологические ресурсы и

возлагается ответственность за их сохранение и устойчивое

использование;

3. Конвенция ООН по сохранению лесного покрова планеты;

4. Повестка дня на ХХ1 век. Представляет собой программу по

подготовке мирового сообщества к решению тех проблем, с которыми

наша цивилизация столкнется, вступая в ХХ1 век.

Устойчивое развитие предполагает с одной стороны повышение качества

жизни, с другой – обеспечение безопасности жизни, которая в свою очередь

предполагает сохранение здоровья населения и качества окружающей

природной среды.

В Рио-де-Жанейро был подписан новый международный закон, так

называемая «Конвенция о биологическом разнообразии» (Convention on

Biological Diversity –CBD). К декабрю 1993 года 128 стран ратифицировали

Конвенцию, тем самым, взяв на себя обязательства работать над

исполнением всех статей закона. В 1997 году число стран подписавших__Конвенцию достигло уже 162. Среди этих стран была и Россия. Фактически с

1992 года новая концепция биоразнообразия приобрела глобальное значение.

Ее целью было сохранить биологическое разнообразие организмов на Земле,

включая все растения, животных, грибы и микроорганизмы, населяющие

биосферу. Согласно Конвенции под биологическим разнообразием

понимается три его составляющие компонента: внутривидовое разнообразие,

видовое разнообразие и разнообразие экосистем. Кроме сохранения

биоразнообразия, среди задач Конвенции для стран-участниц

устанавливались еще две: длительное использование на устойчивой основе

всех трех компонентов биологического разнообразия, а также, равномерное

или справедливое распределение выгод (доходов) от использования

генетических ресурсов, включая гарантию доступа к ним, перенос

технологий и наличие соответствующих фондов. Одной из особенностей

Конвенции по биоразнообразию, отличающих ее от других международных

законов было наличие статей 12 и 13, - имеющих прямое отношение к

образованию в области биоразнообразия. Очень важно то, что в статье 12

напрямую связаны исследования и обучение в области экологии,

систематики, биогеографии, ботанике и другим направлениям биологии.

Статья 13 устанавливает для стран-участниц в качестве приоритетной

следующую задачу: «осуществлять образование населения и развитие

экологического просвещения, через разработку образовательных программ,

способствующих усвоению учащимися понятия «биоразнообразие» и

осознания ими необходимости сохранения биоразнообразия».

В 2002 году в Йоханнесбурге (ЮАР) состоялся Всемирный форум по

устойчивому развитию (World Summit on Sustainable Development –WSSD).

В документах Форума, наряду с 8 основными задачами, направленными на

продвижение идей устойчивого развития, подчеркивалась огромная роль

образования и приводилась рекомендация Генеральной Ассамблеи ООН

объявить период с 2005 по 2015 гг. декадой «образования для устойчивого

развития». Следует отметить, что еще в 1987 году в Докладе Международной

Комиссии по Охране окружающей среды и развитию (МКОСР) было

сформулировано определение устойчивого развития, понимаемого как

«…развитие, которое удовлетворяет потребностям сегодняшнего дня, не

угрожая возможности будущих поколений удовлетворять их потребности в

будущем». Это определение послужило основой Концепции «Образование

для устойчивого развития», широко используемой сегодня

государственными и общественными организациями, а также средствами

массовой информации в разных странах мира. Две авторитетные

международные организации дали следующие определения этой концепции:

«Образование для устойчивого развития –это динамичная концепция,

которая открывает новый взгляд на образование, и направлена на то, чтобы

дать возможность людям всех возрастов проявить ответственность за

создание устойчивого будущего (ЮНЕСКО, 2004)», и «Образование для

устойчивого развития стимулирует, вооружает и вовлекает человека и

социальные группы в размышления о том, насколько правильно мы живем и__работаем, а также принимаем обоснованные решения для создания путей к

более устойчивому миру (Комиссия по образованию и коммуникациям

Всемирного союза охраны природы - IUCN, 2004).

Принципы перехода к устойчивому развитию России изложены в указе

Президента РФ «Концепция перехода РФ к устойчивому развитию».

Согласно этому документу в стране должно быть на перспективу обеспечено

комплексное и сбалансированное решение социально-экономических

проблем при сохранении благоприятной окружающей среды и природных

ресурсов, а также при удовлетворении потребностей настоящих и будущих

поколений людей.

Основные направления перехода РФ к устойчивому развитию

заключаются в следующем:

 создание правовой системы перехода к устойчивому развитию,

включая совершенствование современной правовой базы и

существующего законодательства, включая экономические механизмы

регулирования ООС и рационального природопользования;

 оценка потенциальных возможностей различных экосистем для

хозяйственного использования и определения границ допустимого

антропогенного воздействия;

 разработка асдней. Важнейшая роль отводится следующим направлениям международного

сотрудничества:

1. Базельская конвенция о контроле над трансграничной перевозкой

опасных отходов и их удалением (1989);

2. Киотский протокол (1997) важнейшее соглашение, регламентирующее

выбросы в атмосферу техногенного углерода, который является одной

из причин потепления климата (данный документ создал предпосылки

для торговли квотами на выбросы);

3. Монреальский протокол (1987) – регламентирует выбросы в атмосферу

газов, разрушающих озоновый слой;

4. Вашингтонская конвенция - СИТЕС (1973) о международной торговле

видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой

исчезновения;

5. Рио-92 – конвенция о сохранении биоразнообразия.

В настоящее время футурологи предсказывают разные варианты развития

человеческого общества. Начало прогностическим моделям развития

цивилизации положила группа ученых, собравшаяся в Риме в 1968 году и

получившая название «Римский клуб». С того же года этими учеными

начала издаваться серия публикаций под названием «Доклады Римского

клуба».

Первый доклад «Пределы роста» был подготовлен в 1972 году под

руководством супругов Д. и Д. Медоуз (США). В докладе на результатах

моделирования было показано, что при сохранении современных

экономических и политических методов промышленный рост и потребление

ресурсов и энергии будут продолжать увеличиваться до тех пор, пока не

будет достигнут некий предел. Затем произойдет катастрофа. Главными ее

причинами является увеличивающийся рост численности населения планеты.

Второй доклад: «Человечество на перепутье» был подготовлен М.

Месеровичем и Э. Пестелем (США и ФРГ). В нем авторы выразили мысль о

том, что пассивное следование стихийному развитию ведет к гибели,

поэтому мир не должен развиваться стихийно. Стихийное развитие

увеличивает пропасть между человеком и природой.

Третий доклад: «Перестройка международного порядка» был

подготовлен голландским экономистом Я. Тинбергеном, в нем он и его

соавторы показывали, что сочетание локальных и глобальных целей

возможно.

Четвертый доклад: «Цели для глобального общества» был составлен

философом Э. Ласло и освещал два вопроса: в чем заключаются цели

человечества и согласны ли мы предпочесть материальному росту развитие

духовных человеческих качеств?

«Римский клуб» первым среди остальных перешел от анализа и

диагностики ситуации к поиску средств и путей выхода из сложившегося

положения вещей и предполагаемого итога развития общества__В 1991 году была принята Всемирная стратегия охраны природы. Этот

документ получил название «Забота о Земле – стратегия устойчивого

существования». Стратегия дает основные ориентиры и ставит две задачи:

выживание человечества и философское определение смысла жизни

человека. В Стратегии также сформулировано понятие «духовности»

(приведено по И. Щукину, 2004).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.