Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-педагогическая поддержка детей и подростков в учреждениях дополнительного образования






Теоретические основы дополнительного образования - одна из наименее разработанных проблем педагогики. К числу дискуссионных вопросов относится проблема цели дополнительного образования. А.Г. Асмолов определил ее, как формирование мотивации ребенка к познанию и творчеству. В.А. Горский в " Концепции дополнительного образования" в качестве цели дополнительного образования выделяет социально-педагогическую поддержку личности ребенка.

Истоки идеи социально-педагогической поддержки личности лежат в концепции педагогики свободы и педагогической поддержки, сформулированной О.С. Газманом. Педагогика свободы, по О.С. Газману, состоит в совместном с ребенком определении его интересов, целей, возможностей, путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранять человеческое достоинство, достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, самореализации. Предметом педагогики свободы является изучение человеком самого себя, определение в соответствии с этим своей позиции по отношению к миру, самореализация Соколова Н.А. Социально-педагогическая поддержка личности ребенка как цель дополнительного образования// Дополнительное образование.- 2004.- №8.- С. 13..

Индивидуализация - деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию того единичного, особого, своеобразного, что заложено в данном индивиде от природы или приобретенного в индивидуальном опыте.

Педагогическая поддержка определяется как педагогическая помощь детям в решении их индивидуальных проблем в сферах общения, обучения, творчества, досуга, здоровья. Задача педагога - поддерживать, развивать личность, самостоятельное движение ребенка, потому главное в педагогической поддержке - саморазвитие ребенка.

Педагогическая поддержка основывается на гуманистических принципах воспитания, сформулированных О.С. Газманом:

ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;

самореализация педагогов - в творческой самореализации ребенка;

всегда принимай ребенка таким, какой он есть;

все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами;

не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;

дети - носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего человека; воспитание - диалог культур;

не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий;

доверяя, не проверяй! Признавай право на ошибку и не суди за нее;

умей признать свою ошибку; защищая ребенка, учи его защищаться.

В педагогике истоки педагогической поддержки можно найти в трудах Ж.-Ж. Руссо с его теорией свободного воспитания, в сформулированных Дистервегом принципах самодеятельности и культуросообразности, работах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и других педагогов-гуманистов. Идея педагогической поддержки опиралась на научные подходы и практический опыт педагогики 80 - 90-х годов: на " педагогику сотрудничества" Ш.А. Амонашвили, A.B. Иванова; на концепции воспитания В.А. Сухомлинского, В.А. Караковского, A.B. Мудрика.

В своей концепции О.С. Газман противопоставляет два процесса: индивидуализацию и социализацию, понимая под последней введение ребенка в мир взрослых, научение жить по нормам и правилам общества. Социализация - относительно новая категория для педагогики. Этот термин был введен Ф.Г. Гидденгсом в 1887 году в книге " Теория социализации", где он определил сущность этого процесса как " подготовку человеческого материала к социальной жизни", " развитие социальной природы...индивида". В настоящее время существует несколько концепций социализации: адаптивная, ролевая, критическая, когнитивная, социального научения, психоаналитическая, психодинамическая. О.С. Газман в своей концепции придерживается позиции адаптивной концепции социализации (Дж. Дьюи, О. Бримм, Т. Парсонс и др.), трактующей социализацию как приспособление личности к существующему образу жизни.

П. Наторп в своей книге " Социальная педагогика" писал: " Возвышение к общности есть расширение своего " я". Самопроизвольность, истинная индивидуальность образования, этому вообще не противоречит. Она - достояние, добытое Сократом, Платоном и Кантом... Закономерности, сообразно которым формируется всякое содержание нашего сознания, а следовательно, и образование, - это закономерности самого сознания; вот в чем неподдельный индивидуализм". И далее: " Представление об окружающем чувственном мире - это общее достояние в самом полном смысле слова; оно - общее достояние не только в том смысле, что у всех оно, в общем, складывается одинаково, но и потому, что оно не могло бы сложиться ни у одного человека без сотрудничества других, а даже у всего ныне живущего человечества - без опыта всего человечества, жившего до сих пор Наторп П. Социальная педагогика.- М: Академия, 2003, с. 45.".

Процесс социализации осуществляется как в результате целенаправленных воспитательных усилий, так и в результате непосредственного влияния среды при активном избирательном, индивидуальном отношении человека к нормам, ценностям своего окружения, к оказываемым воспитательным воздействиям, при активном взаимодействии со своим окружением и самостоятельном воспроизводстве социальных связей.

УДО детей и молодежи, как никакая другая образовательная система, располагает большими возможностями в нахождении ребенком своей индивидуальности, поскольку базируется на его познавательных, творческих интересах и потребностях. Дополнительное образование представляет собой тип образования, объединяющий воспитание, обучение и развитие в единый процесс с целью удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребенка, способствующих самореализации и социализации личности и опирающихся на свободный выбор ребенком видов деятельности. В основе деятельности всей системы дополнительного образования лежит интерес ребенка, который определяет содержание, формы, методы образования. Само дополнительное образование меняется в зависимости от интересов и потребностей детей, родителей, поэтому в учреждении дополнительного образования не только педагог влияет на развитие индивидуальности ребенка, но и сама система.

УДО строят свою деятельность в тесном контакте с научными, культурными, общественными учреждениями и объединениями, используя их возможности для выполнения своей миссии. Соколова Н.А. определила условия эффективности процесса социально-педагогической поддержки личности ребенка в условиях УДО детей и молодежи.

Первое педагогическое условие - субъект-субъектные отношения педагога и ребенка - которое понимается как педагогическая поддержка ребенка в его индивидуальном саморазвитии. Личность ребенка не только субъект, но и субъект приоритетный. Он является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели. Это и есть основная идея сферы дополнительного образования, где ребенок добровольно выбирает вид занятий, содержание образования, педагога и сам (при поддержке педагога) развивает себя.

Второе педагогическое условие - вариативность образования, то есть возможность образования поискового, предоставляющего выбор содержания, предмета, форм образования, педагога, формирующего у ребенка такую картину мира, которая обеспечивает ориентацию личности в любых жизненных ситуациях, стимулирующего процесс саморазвития.

Третье педагогическое условие - создание многоуровневой развивающей социокультурной, психолого-педагогической среды. В основу функционирования многоуровневой психолого-педагогической и социокультурной среды положена идея УДО как системы развивающих сред, призванных обеспечить оптимальные условия для реализации интеллектуальных, творческих, личностных способностей каждого ребенка. Многоуровневый подход к деятельности позволяет выстроить непрерывные связи образования: от уровня формирования интереса детей к избранному виду деятельности до уровня профессионально-ориентированной индивидуальной работы по формированию творческой самостоятельности. Реализация этой идеи предполагает предварительную управленческую работу, способную обеспечить все вышеперечисленные виды деятельности административными, кадровыми, материальными, финансовыми ресурсами.

Четвертое педагогическое условие - создание ситуации выбора и успеха для каждого ребенка - возможно лишь при реализации всего, о чем говорилось ранее: вариативности образования, субъект-субъектных отношений педагога и ребенка, наличия многоуровневой психолого-педагогической, социально-культурной среды.

Можно выделить следующие критерии социально-педагогической поддержки личности ребенка, по которым можно судить об эффективности реализации процесса:

1. Когнитивный, предполагающий познание ребенком самого себя, своих способностей и возможностей, окружающего мира, поиск своего места в социуме, жизненного пути, т.е. самоопределение.

Педагог должен выстраивать товарищеские отношения с ребенком, предполагающие равноправие субъектов общения, уважение достоинства, права выбора и действия, самостоятельность, независимость ребенка, приверженность диалоговым формам общения. Такой педагог должен быть профессионально готов к работе в режиме социально-педагогической поддержки, владеть соответствующими педагогическими технологиями и методами работы, быть способным к самоанализу, иметь адекватную самооценку, эмпатийность, гибкость.

Мотивационно-ценностный, заключающийся в осознании духовных, нравственных ценностей познания и творчества и формировании в соответствии с этим мотивов деятельности.

Личностно-деятельностный, позволяющий ребенку реализовать свою индивидуальность в предметной сфере, сфере общения. Важно наличие многоуровневой психолого-педагогической, социокультурной среды в образовательном учреждении, позволяющей удовлетворить в деятельности разнообразные потребности и интересы личности от уровня формирования интереса, потребности до уровня профессионально-ориентированной индивидуальной работы, формирования творческой самостоятельности.

Таким образом, социально-педагогическая поддержка есть социокультурный процесс индивидуального развития личности ребенка, осуществляемый педагогом и опосредованный педагогическими условиями дополнительного образования детей.

Существует несколько точек зрения на цель дополнительного образования детей. А.Г. Асмолов считает, что целью дополнительного образования детей является формирование мотивации к познанию и творчеству. В.А. Горский в качестве цели рассматривает социально-педагогическую поддержку личности ребенка. В первом случае мы, взрослые, определяем, что существенно и необходимо ребенку, - мотивация к познанию и творчеству - и свою позицию обозначаем как приоритетную для развития дополнительного образования. Безусловно, развитие мотивации к познанию и творчеству очень важная цель, но природа дополнительного образования прежде всего идет от потребностей и интересов ребенка. Задача педагога - определить потребности и интересы, возможности и способности ребенка и способствовать их развитию.

Социально-педагогическая поддержка личности ребенка как цель дополнительного образования, на наш взгляд, в большей степени соответствует сущности дополнительного образования, поскольку предоставляет ребенку возможность свободного выбора содержания, форм образования, общения, досуга. Социально-педагогическая поддержка ставит весь педагогический процесс в зависимость от интересов и потребностей ребенка. И в дополнительном образовании, и в социально-педагогической поддержке интерес ребенка является системообразующим элементом. Именно поэтому социально-педагогическая поддержка как цель дополнительного образования представляется наиболее оптимальной и соответствующей самой природе дополнительного образования детей и молодежи Соколова Н.А. Социально-педагогическая поддержка личности ребенка как цель дополнительного образования// Дополнительное образование.- 2004.- №8.- С. 13..






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.