Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IX.Преступность, наказание, исправление.






Истоки преступности видят в социальных условиях, но это не главная причина. Христианство все неустройства видит в человеке, а не во внешних причинах. (Преступниками становятся не только из бедных семей, но и из богатых.) Истоком преступности христианство считает духовно – нравственное разложение человека. Духовная болезнь души является источником преступности в мире.

Есть 2-а пути борьбы с преступностью:

а) Христианский – когда человек обратится к голосу своей совести. Это путь свободы личности и ее исправления. Наказание же Церковь понимает не как месть, а как средство для внутреннего очищения согрешившего.

б) Антихристианский – когда человек не сможет совершить преступления, т. к. будет связан по рукам и ногам. Это путь деспотии и рабства.

Двойственно освещен вопрос о смертной казни. В Ветхом Завете казнь была установлена. Вопрос об отмене смертной казни не затронут ни в Новом Завете, ни в Свящ. Предании. Но в наше время отмена смертной казни открывает поле для пастырской деятельности и дает возможность для духовного исправления осужденного. Казнь пожизненного заключения не дает должного воспитательного значения.

Психологи сделали вывод, что когда человек оказывается пред лицом своей смерти, с ним происходят изменения. Смертный приговор дает человеку осмыслить смысл своей жизни, у него может зародиться покаяние «метания (греч.). Человек, приговоренный к пожизненному заключению, стремится освободиться, сбежать, он живет надеждой оказаться на свободе, на это направлены все силы его души. Такой человек не задумывается о смысле жизни. Ни Ветхий Завет, ни Новый Завет, ни Свящ. Предание не дают оснований для отмены смертной казни. (Точка зрения А. И. Осипова). В вопросе о смертной казни собору не удалось прийти к единому мнению.

 

X. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности.

Основное внимание обращено на то, что человек – есть и мужчина и женщина.

Нужно различать между собой брак и церковное таинство брака. Брак существовал изначально, таинство – благодатный дар, а не просто священнодействие, который человек получает через последнее – стало возможно только с приходом Спасителя. Брак рассматривается ап. Павлом как брак честен и ложе не скверно, т. е. брак ни в коем случае не может быть предметом нарицаний. Искажения возникли по причине смешения понятий брака и таинства брака. Браком, по сути, является согласие мужчины и женщины на совместное сожительство и принимают на себя все обязательства, проистекающие из этого. По слову Златоуста брак – это таинство любви, это вечное единение во Христе.

В вопросе брака, Церковь осуждает сожительство, а не брак в собственном (правильном) понимании слова. Нельзя разводить, если одна из сторон не желает венчаться (1Кор. 7. 14).(На Западе брак понимается как некий юридический акт).

Один из важных моментов – равноправие мужа и жены. В Ветхом Завете муж считался господином жены, Сарра так называла Авраама. Жена находилась в полном подчинении, была бесправным существом. У языческих народов существовал обычай умерщвлять жен после смерти мужей. Христианство впервые заявило, что женщина тоже является образом Божиим. Но, в тоже время ап. Павел говорит, что «муж – глава жены», «жена да боится своего мужа». Семья – это малая Церковь, а у Церкви одна глава – Христос. Поэтому многоначалие может привести к безвластию и беспорядку.

Особое внимание уделяется браку, заключенному между Православным и инославным. Такой брак не считается блудным сожительством, хотя и не получает церковного освящения. Дети, рожденные в этом браке, должны воспитываться в Православии. При этом обязательно исповедание Бога как Троицы. При заключении династических браков было не обязательно переходить в другую веру, исключение было одно – супруга наследника престола должна принять Православие.

Церковные условия расторжения брака:

1. Прелюбодеяние.

Само по себе расторжение брака (или лишение сана) является только констатацией факта епископом. Человек сознательно может изгнать Духа Божия из своей души, и это собственно и констатируется. При расторжении брака констатируется два факта:

а) Нет самого брака.

б) Нет дара благодати, вспомоществующей браку.

Собор 1918г. дополнил условия, при которых брак может быть расторгнут:

2. Вступление одной из сторон в новый брак.

3. Отпадение одной из сторон от Православия.

4. Противоестественные пороки.

5. Неспособность к супружеству до брака.

6. Сознательное самокалечение.

7. Заболевание проказой или тяжелыми венерическими заболеваниями.

8. Длительное безвестное отсутствие.

9. Осуждение с лишением всех прав на имущество.

10. Посягательство на здоровье супруги или детей.

11. Сводничество, снохачество, извлечение выгод из непотребств супруга.

12. Душевная болезнь одного из супругов.

Собор 2000г. добавил:

13. Заболевание одной из сторон СПИДом.

14. Медицински засвидетельствованные (хронические) алкоголизм или наркомания.

15. Совершение женой оборта без согласия мужа.

Брак в Кане Галилейской есть свидетельство того, что брак не является скверной. Иначе Христос не почтил бы брак Своим присутствием.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.