Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дело No5 и No 10




СВЕДЕНИЯо злодеяниях большевиков в отношении Церкви и ее служителей в Ставропольской епархии

I.

При расследовании злодеяний в области гонений на религию, Церковь идуховенство в Ставропольской епархии (Ставропольская губерния и Кубанскаяобласть) установлено, что уже в 1917 году, вслед за февральской революций,наблюдались случаи выступлений против Православной церкви и ее служителей,выражавшихся в удалении икон из некоторых казарм, в грубом обращении слицами духовного звания, в намеренном проявлении неуважения к Церкви в видепоявления в храме в шапке, закуривания папирос от зажженной перед образомсвечи и т. п., однако тогда это были поступки отдельных лиц из наиболеенедоброкачественных элементов общества, из среды преступников, массамиосвобождавшихся из мест заключения, и из среды деморализованных солдат, нони одного не было случая, чтобы такие поступки допускались или тем болеесовершались представителями власти большевиков как нечто систематическое,проводимое в жизнь с невероятной жестокостью и кощунством. Захват власти большевиками в Ставрополе произошел лишь в январе 1918года, и в первые месяцы после этого ставшие у власти представителибольшевизма, занятые делом укрепления своей власти, мало уделяли вниманияЦеркви; при том же эти первые представители большевистской власти былисравнительно умеренные люди (комиссар Пономарев), пытавшиеся удержатькакой-нибудь порядок жизни. Однако, не находя поддержки в здоровых элементахобщества, эти лица очень скоро перестали удовлетворять те группы, на которыеони могли опираться -- деморализованную толпу черни, преступников идезертиров, провозгласивших себя представителями народа; были свергнуты этойтолпой и должны были искать спасения в бегстве; после этого, приблизительнос апреля 1918 года, во главе власти в Ставрополе появляются бывшиекаторжники, матросы из карательных отрядов и т. п. лица, с переходом властик которым проведение в жизнь "новых большевистских" начал стало приниматьуродливые и приводящие в ужас формы. В частности, по выражению одного священнослужителя, "духовенствоместного округа, как и везде на "святой" когда-то Руси, стало переживатьтяжкий период всевозможных над собой гонений и издевательств со сторонылюдей, потерявших веру в Бога и совесть". С весны 1918 года в городах и селениях епархии при производстве обысковособенно тщательно таковые производятся у священнослужителей местных храмов,причем эти обыски повторяются по много раз у одних и тех же лиц,сопровождаются часто вымогательством денег, по большей части полнымразграблением имущества, вплоть до снимания вещей, надетых на обыскиваемых,и всегда глумлением над священнослужителями и членами их семей иуничтожением церковных книг, печатей, штемпелей и бланков. Объясняются этиобыски обыкновенно розыском пулеметов или иного оружия или же производятсябез всякого объяснения причин и без предъявления каких-либо распоряженийцентральной власти. Являющиеся с обыском обычно требуют, чтобы их угощали,иногда приносят с собой спиртные напитки и устраивают оргии, и все этоделается с угрозой пустить в ход оружие при малейшем сопротивлении. Обыскиэти производятся обычно проходящими большевистскими воинскими частями,иногда с участием некоторых из местных жителей; отмечены случаи, когдавместе с красноармейцами являлись на обыски и требовали выдачи им женскогоплатья большевистские сестры милосердия, по большей части, как показываютсвидетели, женщины совершенно непристойного вида и поведения. Производятся обыски в самих храмах, монастырях, причем и тутодновременно проявляются и цели грабительские, и стремление возможно большеподорвать в народе чувство веры и почитания Церкви путем самого циничногоосквернения храмов и священных предметов богослужения. В городах Ставрополеи Екатеринодаре и во многих селах Ставропольской губернии и Кубанскойобласти в период двукратного захвата этих местностей большевиками в первойполовине и затем в октябре 1919 года разграблена бoльшая часть церквей,монастыри, архиерейские дома, ризницы и духовные семинарии и расхищеновсевозможное имущество большой ценности, начиная с запасов продовольствия идров, мебели, книг, платьев, экипажей, лошадей и скота и кончая церковнымиоблачениями, перешивавшимися на платье, на женские юбки и даже на попоны налошадей, и драгоценными предметами церковной утвари. В целом ряде случаевпосле ухода красноармейцев возвращавшийся причт и прихожане находилиразбросанными по всему храму священные облачения, иконы и церковные книги изархива; свечные ящики и кружки для сборов оказывались сломанными, маслопролито, лампады разбиты, свечи истоптаны, кресты, евангелия и другие мелкиепредметы изломаны, исковерканы и свалены в груды по всему храму. Иконы внижнем ярусе иконостасов выбиты, очевидно, ногами. Царские врата были растворены настежь, а в одном случае изрублены(станица Прочноокопская, Лабинского округа), завесы с них сорваны, в алтаряхс престолов и жертвенников сняты священные одежды, изломаны ковчег, венцы,рассыпаны святые дары, изрезаны плащаницы, даже антиминсы, похищеныдароносицы, наперсные кресты и многие другие ценные предметы. Во многих случаях изрезанные плащаницы, облачения и тому подобныепредметы навешивались на лошадей в виде украшений. В частности, приразгромлении красноармейцами в октябре 1918 года церкви на хутореНовокавказском, Кубанской области, ими были взяты из алтаря воздух, покров,плащаница, покровцы и другие предметы и частью изрезаны, частью в целом виденавешаны на лошадей; в это время началось наступление на этот хутор отрядовДобровольческой армии, и бежавшие красноармейцы растеряли некоторые извышеупомянутых предметов, причем те из них, которые остались целыми,возвращены в церковь для освещения, найденные же изрезанными плащаница ипокровцы представлены в комиссию и приобщены к производству ее каквещественные доказательства. Священнику Георгию Акимову в Ставрополе одна из прихожанок доставилаантиминс (из Николаевского храма села Надежда, в 9 верстах от Ставрополя) иобъяснила, что красноармейцы, которые были расквартированы в том доме, гдеона жила, передали ей этот антиминс, требуя, чтобы она непременно из негосшила им кисет для табака; по совету священника она передала антиминс ему, аим сшила кисет из подходящей материи. При разгроме Иоанно-Марьинского женского монастыря (близ городаСтаврополя) большевики открыли святые ворота, в которые обычно ходят толькокрестным ходом, и, несмотря на то, что проезд в эти ворота крайне неудобен,так как к ним ведет каменная лестница на три ступени, они проводили черезэти ворота все свои подводы с награбленным имуществом, исключительно с цельюнадругательства над святыней. Были слухи, что красноармейцы въезжали в церкви на лошадях, в шапках ис папиросами во рту, с руганью (станица Новокорсунская, Кубанской области),врывались в храмы, взламывая замки наружных дверей (станица Кирпильская,Батуринская) и внутренних хранилищ для похищения денег и других ценностей. Наконец, отмечен ряд насилий над священнослужителями, когда угрозамимучений их заставляли совершать богослужения, требы и таинства с нарушениемустановленных правил, как, например, венчать без истребованиясоответствующих документов, свидетельствующих о безбрачии желающихвенчаться, или венчать недостигших брачного возраста без испрошенияразрешения архиерея и т. п. По свидетельству священника Троицкого собора вСтаврополе, под 22 октября 1918 г. во время звонка к вечерне в соборворвались человек 70 красноармейцев, ведя перед собой невесту в фате ижениха, и с бранью и криком "венчай сейчас, а то убьем" заставили обвенчать.Иеромонаха из архиерейского дома в Ставрополе насильно увезли в штабкакой-то красноармейской части для служения молебна, повсюдусвященнослужителей требуют часто без всякой надобности "в народные управы",грозя жестокою расправой за неповиновение, обращаются к священникам и дажепишут им официальные бумаги "товарищу такому-то (фамилия)", отобрали во всехпричтах церковную землю, служившую подспорьем в жизни духовенства, вбольшинстве случаев ничем этого лишения не возместив, а в некоторых местахназначив ничтожное по нынешнему времени жалованье (100 рублей). В иных селениях (село Нагуть) местный исполнительный комитет Советасолдатских, крестьянских и рабочих депутатов присвоил себе право совершатьразводы браков и принуждал причт признавать эти разводы и разведенных такимобразом лиц венчать с другими. Запрещали звонить в церквах, запрещалихоронить "контрреволюционеров", издевались над проходившими по улицамцерковными похоронными процессиями. Наконец, представителями той же большевистской власти, провозгласившейсвободу совести, совершены многочисленные и часто бесчеловечные по своейжестокости насилия над целым рядом лиц духовного звания, начиная с ареста ихна дому, при проходе по улицам, при случайном проезде через селения,захваченные большевиками, и даже в церквах при совершении богослужения(Иоанно-Марьинский монастырь и др.). При этом отмечен случай такого насилиянад священнослужителями не только православной, но и инословной Церквей;так, в городе Ставрополе 22 июня, в день католического праздника "ТелаГосподня", во время богослужения в местном римско-католическом костеле быларестован настоятель его ксендз Крапивницкий, которого застали в то время,когда он исповедовал прихожан, едва согласились дать ему возможностьокончить исповедь и причастить исповедовавшихся, причем красноармейцы в этовремя стояли возле него с оружием, в шапках и с папиросами во рту, а затем,не дав ему окончить богослужения, в облачении повели к коменданту, где едваего не убили, хотя ни в чем он не обвинялся, и спасти его удалось толькопольскому консулу, которого известили прихожане. Аресты священнослужителей православных церквей производились почтивезде, где появлялись и задерживались хотя бы на несколько днейкрасноармейские части. Аресты эти никогда не оканчивались так благополучно,как в вышеописанном случае с ксендзом римско-католического костела. Заправославных священников некому было заступиться, и их аресты в лучшемслучае кончались заключением в тюрьму, а в худшем -- смертью, причем и втом, и в другом случае священнослужители подвергались беспримернымоскорблениям и издевательству. Обычно предъявлялись обвинения в"контрреволюционности", в приверженности "к кадетам" и "буржуям", впроизнесении проповедей, осуждающих советскую власть, в служениинапутственных молебнов проходившим частям Добровольческой армии, впогребении "кадетов" и т. п., и этого было достаточно для того, чтобыпредать служителей Церкви смерти с жестокими мучениями. Так, в станице Барсуковской весной 1918 года священник ГригорийЗлаторунский, 40 лет, был убит красноармейцами за то, что служил молебен попросьбе казаков об избавлении от красноармейцев. В станице Попутной протоиерей Павел Васильевич Иванов, 60 лет,прослуживший в этой станице 36 лет, был заколот красноармейцами за то, что впроповедях указывал, что они ведут Россию к гибели. В станице Вознесенской священник Троицкой церкви Алексей Ивлев, 60 слишним лет, был убит на площади за то, что сам происходил из казаков икогда-то служил в гвардии. Священник станицы Владимирской Александр Подольский, 50 с лишним лет,окончивший университет по юридическому факультету, был зверски убит за то,что служил молебен перед выступлениями своих прихожан-казаков противкрасноармейцев. Перед тем, как его убили, его долго водили по станице,глумились и били его, и потом вывели за село, изрубили его и бросили насвалочных местах, запретив кому бы то ни было его хоронить. Один пожилойприхожанин, желая оградить тело покойного от растерзания его собаками, ночьюпрошел туда и стал его закапывать, но был замечен пьяными красноармейцами,был тут же изрублен и брошен там же. В станице Удобной священник Федор Березовский, более 50 лет, убиткрасноармейцами также с запрещением погребать его тело за то, что онотзывался неодобрительно о большевиках. Священник станицы Усть-Лабинской Михаил Лисицын, около 50 лет, убит,причем перед убийством ему накинули на шею петлю и водили по станице,глумились и били его, так что под конец он уже сам, падая на колени, молилпоскорее с ним покончить. Жене его пришлось заплатить 600 рублей, чтобы ейразрешили его похоронить. Священник станицы Должанской Иоанн Краснов, 40 лет, убит за служениемолебна перед выступлением прихожан против большевиков. Священник станицы Новощербиновской Алексей Малютинский, 50 лет, убит заосуждение красноармейцев в том, что они ведут Россию к гибели, и служилмолебен перед выступлением казаков-прихожан. Священник станицы Георго-Афонской Александр Флегинский, 50 лет слишним, после того как был избит, с бесконечным глумлением выведен застаницу и убит. Тело его было найдено много времени спустя. Священник станицы Незамаевской Иван Пригорский, 40 лет, направлениякрайне левого, в великую субботу выведен из храма на церковную площадь, гдес руганью набросились на него красноармейцы, избили его, изуродовали лицо,окровавленного и полуживого вытащили за станицу и там убили, запретивхоронить. В селе Бешнагырь красноармейцы явились в дом священника ДмитрияСеменова, потребовали еды и после угощения обещали, что священник будет цел,и ушли, но затем прислали за ним, после чего на утро его тело было найденоброшенным за селом. Таких и более ужасных по подробностям случаев запротоколировано оченьмного, но изложить их в краткой записке не представляется возможности. В настоящее время, благодаря расстройству способов сообщения сотдаленными местностями обследуемой епархии, благодаря страшнойтерроризованности населения и опасений с его стороны нового приходабольшевиков, нет возможности собрать сведений о всех случаях насилия иубийствах священнослужителей, но уже теперь в распоряжении комиссии имеетсяматериал об убийствах в пределах этой сравнительно небольшой территории 32священников, 4 дьяконов, 3 псаломщиков и 1 ктитора, и есть полное основаниеутверждать, что общее число погибших значительно больше. Все вышеописанные тяжкие гонения на Церковь и ее служителей, такпротиворечащие провозглашенному официально большевистской властью принципусвободы вероисповеданий и так возмущающие душу не только верующих, но вообщелюдей, уважающих чужие мнения и верования, побудили екатеринодарскую Церковьсоставить обращение к христианским церквам всего мира, указывая на огромнуюопасность для христианства со стороны большевизма, обольщающего темные массыобещанием земного рая, с одной стороны, а с другой -- по справедливым словамэтого обращения - являющегося лютым врагом Спасителя и всего христианства.Копия этого обращения при сем прилагается. Обращение Церкви Екатеринодарской к христианским Церквам всего мира



Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал