Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Абстракционизм






(от лат. abstractio – отвлечение), беспредметное искусство, одно из самых влиятельных художественныхнаправлений 20 в., возникшее в нач. 1910-х гг. В основе творческого метода абстракционизма – полныйотказ от «жизнеподобия», изображения форм реальной действительности. Абстрактная картина строитсяна соотношениях цветных пятен, линий, штрихов; скульптура – на комбинациях объёмных и плоскихгеометризованных форм. При помощи отвлечённых построений художники хотели выразить внутренниезакономерности и интуитивно постигаемые сущности мира, Вселенной, скрытые за видимыми формами.

Датой рождения абстракционизма считают 1910 г., когда В. В. Кандинский выставил в Мюнхене первое вистории искусства абстрактное произведение (акварель) и написал трактат «О духовном в искусстве», вкотором обосновывал свой творческий метод открытиями науки. Вскоре абстракционизм становитсямощным движением, в рамках которого возникают различные направления: лирическая абстракция (картиныКандинского и мастеров объединения « Синий всадник » с их текучими, «музыкальными» формами иэмоциональной выразительностью цвета) и геометрическая абстракция (К. С. Малевич, П. Мондриан, отчасти Р. Делоне, композиции которых построены на сочетаниях элементарных геометрических фигур: квадратов, прямоугольников, крестов, кругов). Программным произведением Малевича стал его знаменитый«Чёрный квадрат» (1915). Свой метод художник назвал супрематизмом (от лат. supremus – наивысший).Стремление оторваться от земной реальности привело его к увлечению космосом (Малевич был одним изавторов знаменитого спектакля «Победа над солнцем»). Свои абстрактные композиции художник называл«планитами» и «архитектонами», символизирующими «идею всемирного динамизма».

 

 

ФОВИЗМ

(от франц. fauve – дикий), авангардное направление во французском искусстве нач. 20 в. (1905—07).Фовистами («дикими») называли группу художников, в которую входили А. Матисс, А. Марке, А. Дерен, М. Вламинк, за «кричащую» выразительность цвета в их картинах. Позднее к фовистам присоединилисьК. Ван Донген, Ж. Руо, Ж. Брак и др.
Художники не имели чётко сформулированной программы, их объединяло стремление к использованиюяркого открытого цвета. Смело брошенные на холст пятна чистых красок, мощные контрасты, разнообразие фактуры захватывали, ошеломляли зрителя невиданной ранее энергией звучания цвета. Так, в «Краснуюкомнату» А. Матисса (см. илл. на с. 324) введено такое количество красного цвета, какого не было преждени в одной картине.

Живопись фовистов отличает плоскостность форм, насыщенность чистых цветов, отказ от светотеневоймоделировки и линейной перспективы.
Фовизм зародился в кон. 1890-х – нач. 1900-х гг. в результате живописных экспериментов, которымизанимался со своими учениками (в числе которых был Матисс) символист Г. Моро. Группа заявила о себе наПарижском салоне (1905), где художники выставили свои картины в отдельном зале, в центре которогостояла статуя работы ренессансного скульптора Донателло. Восклицание критика Луи Вокселя: «Донателло среди диких!» – дало название новому направлению в живописи. Однако за маской дикаряскрывался рафинированный, образованный художник, стремившийся своим искусством дать спокойствие иотдых усталому современному человеку (манифест 1908 г.). Фовисты экспонировали свои работы также навыставках 1906 и 1907 гг.
После 1907 г. группа начала распадаться, каждый из художников пошёл своим путём. Впоследствии изфовизма вырос экспрессионизм.

 

КУБИЗМ

(франц. cubisme, от cube – куб), направление в искусстве, зародившееся во Франции в 1907 г. исуществовавшее до нач. 1920-х гг. Наивысшего расцвета достигло в 1911–18 гг. Для произведений кубистовхарактерно «разложение» фигур и предметов на составляющие их плоскости, уподобление форм видимогомира элементарным геометрическим телам (кубам, конусам, шарам и т. д.), преобладание прямых линий, острых граней. Кубизм, опираясь на завоевания постимпрессионистов, провозгласил принцип отказа отжизнеподобия. Образы выстраивались из отдельных, вырванных из естественного контекста элементовреальности. Объект изображался одновременно со многих точек зрения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.