Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные различия психики животных и человека.






 

сравнение психики животных и человека:

История сравнительных исследований даланемало примеров того общего, что обнаруживается в психике человека и животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых вэтих исследованиях, такова, что в них между человеком и животными со временем выявляется всебольше сходства, так что животныепсихологически как бы наступают на человека, отвоевывая унего привилегии одну за другой, ачеловек, напротив, отступает, без особогоудовольствия признавая в себе наличиевыраженного животного и отсутствие преимущественного разумного начала.

Примерно до середины XVII в. многие думали, что между человеком и животными нет ничего общего ни в анатомо-физиологическом устройстве, ни в поведении, ни тем более в происхождении. Затем была признана общность механики тела, но оставалась разобщенность психики и поведения (XVII—XVIII вв.).

В прошлом столетии теория эволюции Ч.Дарвина шатким мостиком эмоциональной экспрессии перекрыла психологическую и поведенческую пропасть, веками разделявшую эти два биологических вида, и с тех пор начались интенсивные исследования психики человека и животных. Поначалу под влиянием Дарвина они касались эмоций и внешних реакций, затем перекинулись на практическое мышление.

В начале текущего столетия исследователей заинтересовали индивидуальные различия в темпераменте среди животных (И.П.Павлов), и, наконец, последние несколько десятилетий XX в. оказались связанными с поисками идентичности в коммуникации, групповых формах поведения и механизмах научения у человека и животных.

Казалось бы, в психике человека к настоящему времени уже почти не осталось ничего такого, чего нельзя было бы обнаружить у животных. На самом деле это не так. Но, прежде чем выяснить существующие между человеком и животными принципиальные различия, необходимо ответить на вопрос о том, для чего педагогу необходимо знать результаты подобного рода исследований.

Почти все, что имеется в психологии и поведении животного, приобретается им однимиз двухвозможных путей: передается по наследствуили усваивается в стихийном процессе научения. То, что передаетсяпо наследству, обучениюи воспитанию не подлежит; то, что появляется у животного спонтанно, может возникнуть и у человека без специального обученияи воспитания. Это, следовательно, также не должновызывать повышенного беспокойства состороны педагогов.Внимательное изучение психологиии поведения животных, их сравнение с психологией и поведением человека позволяют установитьто, о чем нет необходимости проявлять специальную заботупри обучении и воспитании людей.

У человека кроме наследуемого и стихийного прижизненно приобретаемого опыта есть еще сознательно регулируемый, целенаправленный процесс психического и поведенческого развития, связанный с обучением и воспитанием. Если, изучая человека и сравнивая его с животными, мы обнаруживаем, что при наличии одинаковых анатомо-физиологических задатков человек в своей психологии и поведении достигает большего, чем животное, уровня развития, значит, это является результатом научения, которым можно сознательно управлять через обучение и воспитание. Таким образом, сравнительное психолого-поведенческое исследование человека и животных позволяет более правильно, научно обоснованно определять содержание и методы обучения и воспитания детей.

Первое отличиевсякой деятельностиживотных от деятельности человека состоит в том, чтоона являетсядеятельностьюнепосредственно биологической. Иначе говоря, деятельность животного возможна лишь по отношению к предмету, жизненнойбиологической потребности, всегда оставаясь в пределахихинстинктивных, биологических отношений к природе.Это общий закон. В связис этим и возможностипсихического отражения животными окружающейих действительности такжеявляютсяпринципиально ограниченными, так как включают лишь стороны и свойства предметов, связанные с удовлетворениемих биологическихпотребностей. Поэтому у животных в противоположностьчеловеку не существует устойчивого объективно предметного отражения действительности.Таким образом, для животного всякий предмет окружающей действительности всегда выступает неотделимо от его инстинктивной потребности.

Еще одна особенность, которая отличает сознательную деятельность человека от поведения животного, заключаетсяв том, что подавляющее большинствознаний и умений человека формируются путем усвоения общечеловеческого опыта, накопленного в общественнойистории и передающегося в обучении. То есть подавляющеебольшинство знаний, умений и приемов поведения, которыми располагает человек, не является результатомего собственного опыта, а приобретается усвоением общественно-историческогоопыта поколений, чтокоренным образом отличает сознательную деятельностьчеловека отповеденияживотного.

 

19. Основные различия психики животных и человека.

Психика даже высших животных способна отражать лишь пространственно-временные связи и отношения меж­ду предметными компонентами среды, но не глубокие причинно-следственные связи. Психика же человека пря­мо или косвенно отражает также и общественные связи и отношения, деятельность других людей, равно как ее ре­зультаты, и это позволило человеку постигнуть даже недо­ступные наблюдению причинно-следственные связи. На этой основе стало возможным отражение в мозгу человека предметной действительности вне непосредственного от­ношения к ней субъекта, т.е. в сознании человека образ действительности уже не сливается с переживанием субъек­та, а отражаются объективные, устойчивые свойства этой действительности.

Определяя человеческое мышление как общественно обусловленную познавательную деятельность, С.Л.Рубин­штейн подчеркивал, что «мышление, в собственном смысле слова, без языка невозможно. Абстрактное мыш­ление — это языковое, словесное мышление... Человеческое познание есть историческая катего­рия. Оно не сводимо к моментальному акту, в котором знание возникает, чтобы тут же угаснуть. Познание в соб­ственном смысле слова предполагает преемственность при­обретаемых познаний и, значит, возможность их фиксации, осуществляемой посредством слова»8. Животные лишены возможности словесного общения, а тем более словесной фиксации приобретаемых познаний и их передачи потомст­ву с помощью языка. Этим определяется предел мышления животных, равно как их коммуникативных возможностей, и одновременно характеризуется биологическая, чисто приспособительная роль их общения. Ведь для осуществле­ния этой роли не нужны слова, благодаря которым «впер­вые появляются абстрагируемые от вещей идеальные объекты мышления как " теоретической" деятельности и вместе с ними и эта последняя»9.

Итак, мы подошли к тому рубежу, когда на фоне филогенетической общности происхождения четко выри­совывается коренное различие между интеллектом живот­ных и сознанием человека, а тем самым и грань между животным и человеком вообще. Переход через эту грань стал возможен и необходим в результате активного, в корне иного воздействия на природу при осуществлении трудовой деятельности. Осуществляемая с помощью орудий труда, эта деятельность опосредовала отношения ее исполнителя к природе, а это послужило важнейшей предпосылкой для преобразования досознательной психики в сознание.

Элементы опосредованного отношения к природе, к ее предметным компонентам встречаются уже в манипу-ляционной активности обезьян, особенно при компенса­торном манипулировании и в орудийных действиях, а также при демонстрационном манипулировании. Однако, как уже отмечалось, при сложном манипулировании, когда обезьяна воздействует одним объектом на другой, ее внимание направлено лишь на изменения, происходящие в аналоге орудия («первом объекте»), но не в объекте воздействия («втором объекте»). Подлинные же орудийные действия ситуационно обусловлены, и соответственно их познава­тельная ценность предельно ограничена конкретным, чи­сто приспособительным значением этих действий, как об этом свидетельствуют и приведенные раньше примеры. Свое всемерное развитие и полноценное познавательное значе­ние опосредованные действия получают только тогда, когда после слияния компенсаторного манипулирования с ору­дийными действиями внимание переключается на обраба­тываемый («второй») объект, что с необходимостью и происходит при трудовой деятельности. Именно такое и только такое опосредованное отношение к природе позво­лило человеку вскрыть недоступные непосредственному наблюдению существенные, внутренние взаимозависимо­сти и закономерности природы.

Не менее существенным для преобразования досозна-тельной психики в сознание являлось то, что опосредо­ванное отношение к природе формировалось в ходе установления трудовых связей между работающими, через их общение друг с другом при выполнении трудовых опе­раций. Именно таким образом возникала одновременно с сознанием в процессе трудовой деятельности членораздель­ная речь, послужившая средством обусловливания инди­видуального сознания общественным.

Как указывал К. Маркс, сознание людей было перво­начально непосредственно вплетено в их материальную деятельность и материальное общение.

О коренном отличии исторического развития че­ловечества от биологической эволюции животных, куль­турного типа развития поведения от биологического Л.С.Выготский писал, что «развитие высших психических функций происходит без изменения биологического типа человека, в то время как изменения биологического типа являются основой эволюционного типа развития. Как из­вестно и как неоднократно указывалось, эта черта составляет и общее отличие исторического развития человека». У человека, продолжает Выготский, «на первый план выс­тупает развитие его искусственных органов -- орудий, а не изменение органов и строения тела»10.

Но именно биологическая эволюция животных, весь ход филогенеза позвоночных, а еще ниже — беспозвоноч­ных создали биологическую основу и предпосылки для этого небывалого в истории органического мира перехода на совершенно новый уровень развития.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.