Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационно-методический раздел. Данный курс является обязательным и читается для всех студентов психологического факультета УРАО






Данный курс является обязательным и читается для всех студентов психологического факультета УРАО. Рассчитан на один семестр. Промежуточный контроль: контрольные работы. Форма итогового контроля: экзамен.

В качестве основных методов изучения дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология» используется анализ литературы и источников. Используемые в курсе организационные формы занятий – лекции.

По завершению изучения курса «Зоопсихология и сравнительная психология» студент должен:

- Уметь сформулировать роль и значение науки зоопсихологии в системе психологических знаний, основные понятия и категории;

- уметь использовать навыки сравнительно-психологического метода для исследования психики;

- знать и понимать специфику, свойства и характеристики основных стадий развития психики животных в филогенезе;

- уметь описать основные аспекты индивидуальных взаимоотношений субъекта со средой в онтогенезе;

- знать и понимать сущность и значение прикладных задач зоопсихологии;

- овладеть практическими навыками метода наблюдения и протоколирования поведения животных.

 

 

Тематический план

№ п/п Тема Лекции
  I. Введение в зоопсихологию  
  Предмет и задачи зоопсихологии.  
  Методы исследования в зоопсихологии.  
  II. Общая характеристика психики животных  
  Проблема происхождения психики  
  Проблема инстинкта и научения  
  III. Врожденное и приобретенное в поведении животных  
  Инстинктивное поведение  
  Научение  
  IV. Эволюция психики  
  Стадия элементарной сенсорной психики  
  Стадия перцептивной психики  
  Эволюция психики в антропогенезе  
  V. Развитие психики животных в онтогенезе  
  Перинатальный период  
  Ранний постнатальный период  
  Ювенильный (игровой) период  
  VI. Эволюция психики человека в филогенезе  
  Сравнение психики животных и человека.  
  VII. Этология как одно из направлений изучения психики животных  
  Проблемы интеллекта животных  
  Итого  

 

Основное содержание учебного курса

Раздел I. Введение в зоопсихологию

Тема 1: Предмет и задачи зоопсихологии.

Психика и поведение у животных. Психическая деятельность животных. Методологический принцип познания психических процессов животных через анализ их поведенческой активности в конкретных условиях жизни. Определение зоопсихологии и сравнительной психологии. Необходимость изучения психики в развитии. Зоопсихология и сравнительно-психологический метод исследования. Связь зоопсихологии с другими психологическими науками и науками о биологии поведения.

 

 

Тема 2: Методы исследования в зоопсихологии.

Специфика зоопсихологического метода исследования поведения животных, его отличие от биологических методов исследования. Субъект как единица исследования в зоопсихологии. Качественные различия экспериментальных методов и метода наблюдения.

Метод наблюдения, его специфика, составные части, средства и методические приемы, необходимость овладения искусством наблюдения и протоколирования.

Метод эксперимента, его суть, содержание, психологический анализ результатов, возможности, сложности и ограничения.

Виды экспериментальных методов в зоопсихологии: лабораторный, естественный и формирующий эксперименты.

Основные экспериментальные методики, применяющиеся для изучения психики животных.

Раздел II. Общая характеристика психики животных

Тема 3: Проблема происхождения психики

Различные точки зрения на происхождение психики: панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм, антропопсихизм.

Условия возникновения психической формы отражения в эволюции. Анимальное питание и анималистическое движение. Возникновение чувствительности. Раздражимость и чувствительность. Чувствительность как критерий психического. Теоретическое и экспериментальное обоснование возникновения ощущения как субъективного переживания биологически нейтральных свойств объекта.

Требования организма к среде и потребности. Критерий появления потребностно-мотивационной сферы.

Тема 4: Проблема инстинкта и научения

История представлений о психической деятельности животных. Взгляды на психические способности животных у античных мыслителей: материалистов, идеалистов, стоиков и др. Вклад Аристотеля в развитие знаний о животных. Изучение поведения животных в XVIII веке, работы Э.Б.Кондильяка, Ш.Ж.Леруа, Ж.Л.Бюффона и др. Эволюционные учения Ж.Б.Ламарка и Ч.Дарвина. Вклад этих авторов в развитие зоопсихологических знаний. В.А.Вагнер – основоположник зоопсихологии в России, его труды и взгляды. Проблема инстинкта и научения в свете эволюционного учения. Современное представление о проблеме инстинкта и научения. Исследование психики животных в XX веке в рамках различных психологических школ, а также данные смежных наук: физиологии, этологии и др. Теоретическое и экспериментальное развитие зоопсихологии на современном этапе.

Раздел III. Врожденное и приобретенное в поведении животных

Тема 5: Инстинктивное поведение

Определение инстинкта. Инстинкт как основа жизнедеятельности животного. Структура и характеристика инстинктивных действий. Мотивация инстинктивного поведения. Внутренние факторы: отклонения гомеостаза и нарушение внутренних ритмов организма. Внешние факторы – три вида ключевых раздражителей: растормаживающие (пусковые), настраивающие и направляющие. Врожденные пусковые механизмы. Супероптимальные реакции. Врожденные формы общения между животными. Демонстрационное поведение, ритуализованные движения и др. Психический компонент инстинктивного поведения.

Тема 6: Научение

Общая характеристика проблемы научения. Определение научения. Примитивные формы научения: привыкание, зачатки ассоциативного научения.

Основная форма научения – навык: определение, характеристика. Фиксированные и лабильные навыки, сложные навыки. Научение и общение, подражание. Дрессировка животных.

Раздел IV. Эволюция психики

Тема 7: Стадия элементарной сенсорной психики

Низший уровень. Виды животных этого уровня, их характеристика. Способность к движению. Тропизмы как движения (рост) растений. Кинезы – элементарные инстинктивные движения простейших. Таксисы как врожденные механизмы пространственной ориентации двигательной активности. Виды таксисов, низшие таксисы. Основная проблема сенсорной стадии - возникновение психики. Характеристика психического отражения на данном уровне. Ранние формы научения: привыкание, зачатки ассоциативного научения.

Высший уровень. Виды животных этого уровня, их характеристика. Формы нервной системы у низших многоклеточных. Способность к движению. Органы чувств у низших беспозвоночных, плюро- и унимодальность. Появление высших таксисов. Зачатки предметного восприятия.

Активный поиск положительных раздражителей. Зачатки сложных форм инстинктивного поведения – охоты, конструктивной деятельности. Элементы общения: ритуализация, агрессивное поведение.

Научение в виде привыкания. Возможность формирования истинных условных рефлексов.

Тема 8: Стадия перцептивной психики

Низший уровень. Виды животных этого уровня, их характеристика. Способность к движению. Предметность психического отражения и ориентировка на отдельные свойства предметов. Соотношение инстинктов и научения. Положительное таксисное поведение. Развитые формы сложного инстинктивного поведения: общение, ритуализация, групповое поведение. Полноценное территориальное поведение. Способность к научению. Характеристика животных, их образа жизни и поведения на низшем уровне перцептивной стадии развития психики на примере муравьев, пчел и головоногих моллюсков.

Высший уровень. Виды животных этого уровня, их характеристика. Способность к движению. Позы сна, покоя, комфортные движения. Сенсорные способности. Подверженность иллюзиям. Способность к зрительному обобщению. Наличие представлений. Нахождение обходных путей. Сложность процессов общения. Средства коммуникации различных модальностей: ольфакторные, тактильные, оптические, акустические. Инстинктивные компоненты общения: ритуализация, импонирование, запугивание и др.

Соотношение инстинктивного поведения и научения. Научение в виде формирования навыков, как фиксированных, так и лабильных. Сложные навыки. Переучивание, перенос, обобщение навыка.

 

 

Тема 9: Эволюция психики в антропогенезе

Проблема происхождения трудовой деятельности. Эволюция гоптических и сенсорных функций высших млекопитающих. Предметная, предтрудовая деятельность млекопитающих. Орудие, функциональное значение орудия. Проблема зарождения общественного взаимодействия. Появление и развитие речи. Язык животных и язык человека.

Раздел V. Развитие психики животных в онтогенезе

Тема 10: Перинатальный период

Врожденное и приобретаемое в перинатальном периоде. Созревание и развитие. Сензитивные, или критические, периоды. Периодизация онтогенеза: революционные периоды (оплодотворение, рождение, половая зрелость, смерть), эволюционные периоды (эмбриогенез, постнатальный период, ювенильный, взрослый период).

Перинатальное развитие сенсорных способностей и элементов общения. Эмбриогенез и развитие психического отражения. Развитие врожденных элементов поведения в эмбриогенезе. Эмбриональное научение. Появление сенсорных нервных элементов и рефлекторных ответов. Появление зрения и слуха. Характеристика психики эмбриона.

Тема 11: Ранний постнатальный период

Постнатальное развитие поведения животного. Зрело- и незрелорождающиеся животные. Появление инстинктивных движений и ранний опыт. Врожденное узнавание. Научение. Облигатное: определение, характеристика. Импринтинг. Реакция следования. Половое запечатление. Факультативное научение: определение, характеристика. Раннее формирование общения. Исследовательское поведение. Появление элементарных ориентировочных реакций. Манипулирование.

Тема 12: Ювенильный (игровой) период

Игра. Основные теории игры (К.Гроос, Ф.Бойтендийк, Д.Б.Эльконин, К.Э.Фабри и др.). Общая характеристика игры у животных. Первые действия игрового типа. Манипуляционные игры. Игровое общение. Виды совместных игр. Сигнализация в игровом общении. Познавательная функция игровой активности. Игры высшего типа.

Раздел VI. Эволюция психики человека в филогенезе

Основные принципы изучения развития психики в филогенезе:

1. Принцип примата функции над органом. 2. Принцип опережения развития структуры деятельности по отношению к содержанию отражения, 3. Принцип трансформации структуры деятельности и дифференциации форм регуляции деятельности в эволюции. Развитие психического отражения в филогенезе. Дифференциация структуры деятельности и форм ее регуляции в филогенезе. Стадии психического развития по А.Н.Леонтьеву (определение).

Тема 13: Сравнение психики животных и человека.

Антропогенез человека и приматов. Антропогенетически значимые черты в психике и поведении животных (на примере шимпанзе). Орудийная деятельность животных. Основные исторические вехи становления и развития человека, его орудий и культуры. Основные отличия психики человека от психики животных.

Раздел VII. Этология как одно из направлений изучения психики животных

Тема 14: Проблемы интеллекта животных

Мышление как один из функциональных компонентов системы психики. Различные точки зрения на критерии интеллектуального поведения (В.Келер, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Ладыгина-Котс, Л.В.Крушинский и др.). Общая характеристика интеллектуального поведения животных. Современные данные по проявлениям мышления у животных: экстренное улавливание закономерности, реорганизация навыков, выявление алгоритма, обобщение и абстрагирование, операции логического вывода и др. Наиболее общий и существенный признак интеллекта – оперирование мысленными представлениями об условиях задачи.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.