Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совершенствование внимания






 

Сосредоточение внимания необходимо для успеха любой деятельности. Чтение же при рассеянном внимании вообще невозможно. Это как раз тот случай, когда мы смотрим в книгу, а видим... бог знает что. А дело в следующем.

Всякий познавательный процесс имеет две фазы.

Первая - это физиологическое возбуждение мозгового центра под влиянием импульсов, поступающих от рецепторов. В результате первой фазы формируется готовность центра к восприятию информации, но не более того (экран светится, а изображения на нем нет).

Вторая фаза - это привлечение к доминантно возбужденному мозговому центру избирательной активности внимания, доставка и отражение в нем символического содержания раздражителя. Только после этого в сознании появляется образ-копия воспринимаемого предмета или явления. Таков механизм непроизвольного или, как его еще называют, непреднамеренного внимания.

Произвольное внимание отличается от непроизвольного только тем, что возбуждение мозгового центра (первая фаза) происходит не по инициативе " дежурного" рецептора, а под влиянием сознательно-волевых импульсов. Но и в том, и в другом случае для проникновения информации в сознание нужна вторая фаза, иначе все так и заканчивается бессодержательным, несистематизированным возбуждением соответствующего центра. Вот почему, с точки зрения культуры чтения и культуры учебного труда в целом, научиться быть внимательным - одна из главных задач.

В психологии принято различать следующие качества внимания: концентрация, объем, переключение, распределение и устойчивость. Приведем их дефиниции.

Концентрация - степень сосредоточенности внимания на объекте.

Объем - количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно.

Переключение - преднамеренный перенос внимания с одного объекта на другой (непреднамеренный переход называют отвлечением).

Распределение - возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов.

Устойчивость - длительность сосредоточения внимания на объекте.

Навык беглого чтения требует хорошего развития всех этих качеств. Однако может оказаться, что некоторые из них у вас уже сформированы. Но какие? Для ответа на этот вопрос рекомендуем воспользоваться психодиагностическим комплексом, помещенном в приложении 1. Самодиагностика свойств внимания поможет вам целенаправленно выбирать развивающие упражнения, а повторные обращения к тесту - судить об эффективности проделанной работы.

Приводим некоторые из упражнений, применяемых в психотехнике для развития внимания.

 

Упражнение 14. Закройте рисунок 2 листом бумаги, сосредоточтесь и откройте его на 3 - 4 секунды. Постарайтесь запомнить столько изображений, сколько сможете. Запишите на листе бумаги запомнившиеся изображения, а затем сверьте свою запись с рисунком. Проделывайте аналогичные упражнения всякий раз, как только представляется такая возможность. Вы должны научиться с первого предъявления запоминать 9 - 10 деталей.

 

 

 

Рисунок 2. Сколько изображений на этом рисунке?

Упражнение 15. Посмотрите внимательно на прямоугольник, помещенный на рис. 3. За две минуты вы должны определить, сколько всего в него вписано треугольников. Учтите, что только в маленький прямоугольник, который находится в центре большого, вписано 16 треугольников.

 

 

Рисунок 3. Сколько здесь треугольников?

 

 

Упражнение 16. За 10 минут найдите путь в лабиринте (рис.4), пройдя от его нижней части к кругу, расположенному в центре. Направление движения указано стрелками. Проложив путь в лабиринте, постарайтесь сократить его, отыскав кратчайший вариант. На это дается еще 5 минут.

 

Рисунок 4. Лабиринт.

 

Упражнение 17. Тренируйте способность сосредоточиваться, быть внимательным. Устройтесь поудобнее и выберите напротив себя любую точку (сучок, пятно, выключатель, рисунок на обоях и т.п.). В течение одной минуты думайте только об этой точке: зачем она, кто ее поставил, хорошо это или плохо, красиво или не красиво, можно ли без нее обойтись и т.д. Если внимание переключается на другие объекты, усилием воли возвращайте его обратно.

Ежедневно тренируйтесь таким способом. К концу недели доведите время тренировки до трех, а затем до пяти минут.

 

Упражнение 18. Вам предлагается два задания. Каждое из них вы должны закрывать листом бумаги сразу после прочтения. Читать задания надо так быстро, как только вы можете. Затем надо будет ответить на вопросы.

Задание 1. Жена попросила мужа купить масло, мыло, мясо, капусту. Муж купил капусту, мыло, масло, сало.

Ответьте на вопросы:

- Что муж забыл купить?

- Что он купил лишнего?

Задание 2. В комнате 235, в правом ящике шкафа, который стоит рядом с письменным столом, лежит книга В.Ф.Вормсбехера и В.А.Кабина " 100 страниц в час". Принесите ее.

Ответьте на вопросы:

- Где именно (в шкафу или в столе) лежит книга?

- Вас просили пойти в комнату 325, 235 или 435?

- Где стоит шкаф?

- Книга лежит в верхнем или нижнем, в правом или левом ящике?

- Кто авторы книги?

 

Упражнение 19. Учитесь концентрировать внимание и противостоять монотонности. Сядьте поудобнее, переплетите пальцы кистей так, чтобы большие пальцы оставались свободными. В течение 10 минут вращайте большие пальцы один вокруг другого, сосредоточив внимание только на них. Постепенно увеличивайте длительность упражнения сперва до 15, затем до 20 минут. Следите за постоянством скорости и направлением движения пальцев, не допуская касания их друг о друга. Попробуйте выполнять упражнение в условиях помех.

Упражнение " верчение пальцев" обладает широким спектром действия. При длительном исполнении его могут наступить сонливость, нарушение схемы тела и другие состояния. Научитесь преодолевать или, по крайней мере, не обращать на них внимание.

 

Упражнение 20. Формируйте навык переключения внимания. Напишите любые две цифры одну под другой, сумму этих цифр напишите на верхней строчке второго ряда, а верхнюю цифру первого ряда перенесите на нижнюю строчку второго ряда. Постройте по этому принципу 10 рядов. Десятки при суммировании отбрасываются. Это выглядит так:

 

2 7 9 6 5 1 6 7 3 0...

5 2 7 9 6 5 1 6 7 3...

 

Снова напишите две любые цифры одну под другой, но теперь сумму первого ряда пишите внизу второго, а нижнюю цифру первого ряда - наверху, и так до 10 рядов. Например:

 

3 2 5 7 2 9 1 0 1 1...

2 5 7 2 9 1 0 1 1 2...

 

А теперь попробуйте чередовать первый способ со вторым.

 

1 3 1 5 1 7 1 9 1 1...

2 1 4 1 6 1 8 1 0 1...

 

Упражнение 21. Если вы регулярно выполняете упр. 3, то можно считать, что отработку навыка распределения внимания на две деятельности вы уже начали. Для закрепления этого навыка попросите кого-нибудь из знакомых прочитать вам небольшую заметку из газеты и сделать одновременно 30 - 40 ударов по столу. Ваша задача - запомнить содержание текста и подсчитать количество ударов.

 

Совершенствовать навык распределения внимания на 2, 3 и даже на 4 деятельности вам помогут таблицы, помещенные на рис. 5.

 

 

 

Рисунок 5. Таблицы для совершенствования навыка распределения внимания.

 

Просматривая строку за строкой, фигуру за фигурой, вы должны вести одновременный подсчет разных фигур. Например, первая строка: круг белый - один, круг черный - один, круг белый - два, круг белый - три, круг черный - два, круг белый - четыре, круг черный - три и т.д. По мере подсчета фигуры закрываются листом бумаги.

Если вам уже не составляет труда распределять внимание на две деятельности, переходите к следующему блоку, который состоит из набора трех разных фигур. Третья строка: круг белый - один, круг черный - один, квадрат белый - один, квадрат белый - два, круг белый - два, круг белый - три, круг черный - два, квадрат белый - два, круг белый - четыре и т.д.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.