Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Апологетика






 

Мизи Т., Хабермас Г. Зачем верить? Бог есть!

Гайслер Н. Непоколебимые основания.

Рик Корнеш. Краткие очерки апологетики.

Сергей Головин. Введение в систематическую апологетику.

Стробел Ли. Создатель под следствием.

Стробел Ли. Христос под следствием.

Стробел Ли. Христианство под следствием.

 

СЕМИНАРЫ. 1. Написать ессее (к среде!).

 

Апологетика – рациональная защита христианской веры.

греч. Апология – защищаться в суде – речь адвоката.

 

Линия жизни. На каждом этапе нужна апологетика.

   
Эллин Иудей Младенец во Христе Верный
       

 

1) Эллин – плотской человек, язычник, до которого «не достучаться».

2) Иудей – принимающие истину, но маловерующие

- обращение ко Христу, покаяние -

3) Младенец во Христе – начинающий

4) Верные – верующие во Христа и способные к вере приводить других людей

 

Апологетика – эффективное благовестие. Благовестие – эффективная апологетика.

Цель апологетики: передать неверующим людям христианское убеждение.

 

Апологетика – это совокупность теоретических знаний и практических навыков логического обоснования и эффективной передачи христианских убеждений. Систематический подход. Не защита, а передача информации.

 

Апологетом руководит любовь к неверующим и смирение. Апологетика – образ жизни. Апологетика строится на абсолютных моральных принципах – бескорыстие, чистота и любовь.

 

Типы апологетики:

  1. классическая апологетика оперирует доказательствами существования (бытия) Бога, использует исторические свидетельства в поддержку Христианства (блаж. Августи, Фома Аквинский, Уильям Пери, Уильям Крейг, Нормал Гайстлер и др.);
  2. элиденциальная апологетика (свидетельства) использует различные свидетельства в поддержку Христианства, в том числе свидетельства обычных верующих людей (Джордж МакДауэлл «Неоспоримые свидетельства», «Свидетельства достоверности Библии», Бернард Ран, Уильям Пери);
  3. историческая апологетика оперирует историческими свидетельствами (официальными) как доказательство существования христианства (Климент Александрийский, Ариген, Гарри Хабермас «Исторический Иисус»);
  4. экспириентальная апологетика – религиозный (субъективный) опыт, каждый верующий может стать свидетелем и апологетом;
  5. пресупозиционная апологетика – предпосылки – защита в пользу христианства должна начинаться с обоснования с одной основной предпосылки (как правило, утверждение об истинности христианства), затем апологет несколькими способами доказывает, что христианство – единое истинное средство мировоззрения; подвиды:

а) пресупозиционизм откровения – триединый Бог явил себя в священном писании и только поэтому мы способны осознать смыслы вселенной, жизни и истории; предпосылка – открытое откровение;

б) рациональный пресупозиционизм – отталкивается об утверждении триединства Бога, явленном через священное писание, которое проверяется на состоятельность посредством закона непротиворечивости, далее утверждается, что христианство истинно, поскольку не содержит внутренних противоречий;

в) пресупозиционизм систематического соответствия предполагает не только внутренне непротиворечивость системы (христианской), но рассматривает также и её соответствие известным фактам – христианство единственная философская система, выдерживающая любую критику;

г) прагматический пресупозиционизм – ложные системы не жизнеспособны, жизнеспособно только христианство

  1. систематическая апологетика отличается систематическим подходом в апологетика, состоящий из 4 шагов:

1) определение области нахождения твердынь (препятствий)

2) изучение метода этой области, в которой находится твердыня

3) выделение истинных предположений в представления оппонента (нужно акцентироваться не на ложных предположениях оппонента, а на истинных)

4) освобождение и очищение мировоззрения оппонента от ложных идей посредством его же собственных истинных мировоззрений

 

Необходимость апологетики. Апологетика заповедана Богом. Опирается на здравый смысл.

 

АПОЛОГЕТИКА И ФИЛОСОФИЯ

 

Фундаментальный вопрос любого мировоззрения: существует ли библейский Бог?

Среди всех ответов на этот вопрос можно выделить два ответа:

1) «да, Бог есть» – теистическое мировоззрение (христианство, ислам, иудаизм), Бог – это высшая реальность абсолютная мера всего в мире. Следствия:

предназначение человека определяется замыслом творца

истина абсолютна

мораль абсолютна

жизнь имеет смысл и ценность

2) «нет, Бога нет» – человек – это высшая реальность, абсолютная мера всего – гуманистическое (секулярный) мировоззрение,

всё в этом мире – порождение случайности (поскольку Бога нет)

предназначение не существует

истина относительна

мораль относительная и ситуационна

жизнь не имеет смысла и ценности

 

New age (совр. пантеистическая оккультная философия) – человек не понимает, что он божественен. Каждая личность уникальна.

 

Теистическое мировоззрение. Бог бесконечен и личностен, трансцендентен и имманентен, всеведущ, всеблаг и обладает верховной властью. Бог сотворил вселенную из ничего, чтобы всё в ней действовало в открытой системе по естественным законам. Человек создан по образу Божьему, обладает личностной природой, собственной трансцендентностью, разумом, нравственностью, способностью к общению и творчеству. Люди могут постигать мир и Бога, поскольку Бог дал такую способность и сам с нами деятельно общается. Нравственность имеет трансцендентную природу и основывается на характере Бога, существа святого и любящего.

 

Деистическое мировоззрение. Бог есть, трансцендентен, первопричина всего, творец, представлен сам себе, после создания вселенной от неё отстранился. Людям не имманентен, не имеет верховной власти в человеческих делах. Космос имеет строго определённую структуру, чудо в нём невозможно. Этика определяется тем, что дано в общем откровении.

 

Натуралистическое мировоззрение. Материя существует вечно и собой являет всё, что может быть. Человек – «сложная машина», а личность человека – совокупность химических и физических свойств, которые ещё не изучены до конца. Этика относительна.

 

Пантеистическое (манизм) мировоззрение. Теос (Бог) + Пан (всё). Отождествление Бога и мира. Атман (частичка каждого человека) есть брахман (вселенский абсолют, душа мира). Всё едино. Все религиозные пути ведут к единому. Осознавая собственное единство с космосом мы выходим за пределы нашей личности, добра и зла, познания, времени. Смерть – это конец личного и индивидуального существования. Мир – это иллюзия (майя).

 

Аргументы в пользу бытия Бога (классические):

  1. Онтологический. Известен давно (при Платоне). Систематизировал Анселмь архиеп. Кентольберийский (схоластик). Аргументы:

1) Бог это высшая сущность. Высшая сущность должна быть всесовершенна. Бытие (существование) одно из совершенств. Следовательно, Бог должен обладать бытием.

2) По определению Бог – это сущность, выше которой ничего невозможно представить. Существование безвозможной альтернативы несуществования выше, чем существование с такой альтернативой. Таким образом, высшее существо, которое ничто не может не превзойти, не может не существовать.

Чарльз Харстхорн (американский апологет) пытался переосмыслить выводы:

1) Любая мысль должна опираться на нечто, по крайней мере, возможное вне себя.

2) Необходимое существование необходимой Сущности, по крайней мере, возможно. Потому что нет ничего противоречивого в представлении о сущности, которой не может не быть.

3) У необходимой Сущности, какое-либо возможное существование неотделимо от фактического существования. Необходимая Сущность не может обладать просто возможным существованием. Потому что: а) Бог по определению является независимым существованием и в отличии от других возможных сущностей не может быть создан другой сущностью; б) Бог вечен и значит он не мог возникнуть подобно тому, как могут возникнуть возможные сущности. Следовательно, Первопричина обязательно обладает как возможным, так и обязательным существованием.

Рене ДеКарт (франц) основатель рационализма: Мы мыслим Бога всесовершенным существом, но откуда мы узнали о том, что есть Бог:

1) мы и есть сущность;

2) мы творцы сущности;

3) необходимая Сущность существует, и она (Бог) нам сама о себе сообщила.

  1. Космологический. А может ли из ничего возникнуть нечто? Ответы:

1) Известная нам вселенная вечна и, следовательно, может нам объяснить собственное существование;

2) Существует Нечто вне физической вселенной, вне пространства и времени, это Нечто вечно и оно объясняет существование вселенной.

Наличие зависимого ограниченного и конечного бытия во физической вселенной доказывает существование Бог.

Фома Аквинский выводил существование Бога из причинности бытия: «В мире существуют эффективные (производящие результат) причины. Ничто не может являться эффективной причиной самого себя, а иначе было бы логическое противоречие. Бесконечная последовательно эффективных причин невозможна, потому что если отсутствует первопричина ряда, то сам ряд не имеет причины. Следовательно, должна существовать первая беспричинная эффективная причина всей эффективной причинности в мире». «Есть сущности, которые начинают существовать и прекращают своё существование (возможные сущности – человек, напр.). Но все сущности не могут быть возможными, потому что только то, что уже существует, может дать начало существованию чему-либо ещё. Следовательно, должна быть сущность, чьё существование необходимо (возможной сущности). Бесконечная последовательность необходимых сущностей, каждая из которых имеет свою необходимость, зависимая от другой необходимости, невозможна по причине того, что: а) бесконечная последовательно независимых причин невозможна; б) необходимая сущность не может быть зависимой сущностью. Следовательно, должна быть первопричина, необходимая сама по себе, и независимая от других в своём существовании (Бог)».

Норманн Гайслер:

1) существует некая ограниченная меняющаяся сущность

2) причиной каждой ограниченной меняющейся сущности является другая сущность

3) бесконечная последовательность причин существования сущностей невозможна

4) Следовательно, должна быть Первопричина нынешнего существования бытия этих сущностей. Эта первопричина должна быть бесконечной, необходимой, вечной, простой, неизменной и единственной – это Бог христианской традиции.

Аргумент арабских философов калам (беседа) – это беседа учителя с учеником. Вопрос: 1) Имел ли мир начало? 2) Имело ли начало причину? 3) Была ли причина личностной? Ответы:

1) Никогда невозможно достичь действительной бесконечности (по элементу), следовательно, если до настоящего момента прошла бесконечность, нынешний день не может наступить, следовательно, раз сегодняшний день наступил, то до него прошло конечно время, следовательно, мир имел начало.

  1. Телеогический. Традиционный аргумент в философии.

Телеология (греч. телеос – конец, цель + логос – изучение) – изучение свидетельств замыслов в природе, гармонии во Вселенной.

Уильям Пейли (христ богослов) – аргумент часовщика. Если простое приспособление – часы – созданы человеком и самостоятельно не появились, то и Вселенная не могла появится сама по себе. У Вселенной не может не быть архитектора, Творца.

Др. греч. философии данный аргумент применяли. Сократ, Фома Аквинский…

Антропный принцип – Вселенная так устроена, что удобна для человека, изначально создана для него.

Аргумента Майкла Биххи – «сложность, не поддающаяся снижению».

1) Функциональные органы живых организмов представляют собой устройства, не поддающиеся снижению сложности.

2) Следовательно, они должны были иметь завершённую функционирующую конструкцию изначально. Должны были иметь конструктора.

Пример. Мышеловка – деревянное основание, скоба, пружина, крючок,. Упрощению не поддаётся.

4. Этический/нравственный. И.Кант «Все мы стремимся к высшему благу, только высшее благо у всех своё. Наивысшее благо ( счастье ) заключается в единстве нравственного долга и счастья человека ( мысли, желания и деяния совпадают )». «Его достижения обусловлены предположением, что каждая человеческая личность бессмертна и располагает вечностью для нравственного роста». Хотя это продемонстрировать нельзя, оно является следствием априорного, безусловного, значимого практического закона. Это требует истины следующего – мы должно постулировать бытие Бога, как неотъемлемое условие возможности высшего блага. Т.е. этот аргумента основан на существовании морали и отношении к ней. Объективно существующая мораль предлагает веру в Бога.

Клайв Льюис.

1) Должен быть некий универсальный нравственный закон, потому что на лицо поразительное сходство между нравственными законами разных народов и культур. Человек может осуждать моральные устои той или иной культуры.

2) Нравственные устои не ограничиваются лишь тем, что общество считает правильным – нравственный закон не может быть просто стадным инстинктом (иначе всегда бы выигрывало более сильное побуждение) – мораль не может быть и тем, чему мы учимся от нашего общества, не имеющего абсолютного в основании. Нравственный закон не является одним из законов природы.

Вывод: Нравственный закон обязателен для всех, и объяснить его иначе нельзя. Необходим абсолютный Законодатель, давший нам закон, и ожидающий от нас его исполнения. Мораль трансцендентна, от нас не зависит, не зависит от общества и пророды. Нравственный закон для всех обязательный, т.к. имеет основание в лице Бога и Господь ожидает от нас исполнения этого закона.

Иов – человек который любил Бога и был верующим человеком, но сатана упросил Бога его искусить

 

АПОЛОГЕТИКА И ИСТОРИЯ

 

Христианство построено на исторических фактах. Ислам же не считает историю важным фактором.

История занимается объективными фактами, но сама по себе субъективна, так как каждый историк рассматривает её по-разному.

История совокупность как фактах, так и документов, фиксирующих эти факты.

Особенности исторического исследования:

1) в историческом описании всегда присутствует субъективный фактор (Татцет римский историк, на его труда оказали влияния аристократические течения, приписывал речи тем, кто их никогда не произносил, не точно сознательно передавал детали сражений; Геродот выдавал легенды и анекдоты за истину; Все писали о событиях задолго до своего существования, не были свидетелями);

2) история – это индуктивная наука, присущ элемент вероятности (не существует определенной схемы, как развивается история, нет принципов развития до того, как то или иное событие произошло; произошедшие события не определяют будущее);

3) события, подтвержденные историческими исследования, являются доказанными фактами, если не существует находок, доказывающее и указывающее обратное.

Задача историка выстроить свою теорию на основании свидетельства очевидцев, письменных документов, археологических находок

Метод исторического исследования:

1 этап – накопление данных (первичных и вторичных). Первичные – наиболее важные, из первых рук, современны изучаемому событию (свидетельства очевидцев в разных формах). Вторичные должны подтверждать первичные (учебники, монографии, сборники, пересказы), помогают объяснить имеющийся первичный материал. Литературные (письменные документы: официальные и неформальные) и нелитературные (фотографии, устные придания, исторические находки, памятники).

2 этап – систематизация и критический анализ данных. Критика исторического документа (внешняя и внутренняя критика). Внешняя – высшая и низшая. Высшая критика определяет подлинность документа в отношении авторства, даты, место написания, обстановки, цели написания. Низшая критика определяет достоверность самого текста, насколько имеющийся текст соответствует оригиналу, большое значение при этом придаётся тому, когда был написан оригинал (время произошедшего события и момент зафиксирования события – чем меньше разницы во времени, тем достовернее). Количество копий имеет значение для сравнения с копиями и оригиналом. Внутренняя критика определяет достоверность документа на основании доверия автору (способность у автора отличать факты от чувств, мнений и других фактор, должен быть последователен и не противоречить самому себе).

3 этап – выводы исторического исследования

 

Достоверность текстов священного писания. Три ступени исследования достоверности Нового Завета:

1) Достоверен ли сам текст как единое целое. Новый Завет отличается многочисленностью ранних списков. Оригиналы книг не сохранились, но сразу после написания автографов делалось значительное число копий. Копий Нового Завета найдено в Греции около 5 000 (самое большое иное произведение по копиям – эллиада Гомера – 600 копий). Промежутки времени между написаниями оригинала и копии – для фрагмента 25 лет, для полного текста 100-150 лет, для полного сборника 250 лет (для античной классики – от 500 до 1600 лет). Сохранность материала – ни одна из книг не имеет недостающих частей, пробелов (римская история Ливия – 142 книги, сохранилось – 35; анналы Тацета – 15 книг, 2 сохранились, 2 частично).

Текстовые свидетельства Нового Завета. Всего найдено более 25 000 манускриптов, рукописей. Цитаты ранних отцов церкви могут собрать полностью текст Нового Завета не прибегая к копиям.

Самые достоверные Египетские и Александрийские копии.

Отрывки рукописи открытые Джоном Райлендом (18 глава от Иоанн) – 125 год. Папирусы археолога Батмера содержится большая часть от Иоанна – 150-200 годы. Диатессорон и Татиана – гармония 4 Евангелий – 160 год. Папирусы коллекционера Честера Битти – большая часть Нового Завета – 200 год. Синайский кодекс и Ватиканский кодекс – 325-350 годы.

Достоверность содержания Нового Завета. О Христи и христианах говорится и в других нехристианских источниках – их 17 письменных документов – 50-180 годы – содержат более 50 подробностей о жизни и смерти Христа и ранних христиан. Группы источников: а) римские (Татцит, Святоний, Галл, чиновник Плиний Младший, императоры Троян и Андриан); б) иудейские (Иосиф Флавий, Талмуд); в) греческие (историк и поэт Лукиан); г) сирийские (Марра Бар-Серопион); д) гностические, смешивавшие христианство с язычеством, подделывали книги Нового Завета (псевдоэпиграфы у протестантах, опографы у православных). В этих источниках пророчества, жизнь, проповеди, подробности распятия Христа, последование учеников.

Археологические находки подтверждают об информации о культурном фоне, происходившем в том времени. Древнейшие переводы – на старо-латинский и сирийский языки – 150 год. Большие цитаты в своих трудах приводили критики и противники христианства подтверждали достоверности.

Свидетельства манускриптов, переводов… подтверждает целостность и достоверность об Иисусе Христе и Новом Завете

2) Что известно об авторах, включая их честность и надёжность, и о датах написания отдельных книг. Документы были написании при жизни очевидцев Евангельских событий. Матфей и Иоанн – личные свидетели. Марк – со слов Петра. Лука – на основании свидетелей очевидцев.

Первые христиане очень внимательно относились к преданиям о жизни и учении Христа. Евангелия объединяют свидетельства очевидцев. Невозможно заподозрить автор в неискренности и лживости. Христос представлен одинаковым образом во всех 4 Евангелиях.

Историчность Воскресения Иисуса Христа. Факты: а) Иисус умер в мучениях и распят на кресте; б) был похоронен; в) в результате его смерти ученики потеряли надежду и пришли в отчаяние; г) несколько дней спустя гробница оказалась пустой; д) ученики на самом деле испытали то, что они считали настоящим, истинным явлением воскресшего Христа; е) это превратило учеников из перепуганных последователей, боящихся даже признать себя его учениками, смелых проповедников, провозглашающих его смерть и Воскресение, даже готовых умереть за свою веру; ж) весть о Воскресении занимала центральное место в ранних христианских проповедях; з) распространялась особенно в Иерусалиме, где Христос умер незадолго до этого; и) утвердилось и росла христианская церковь; к) Воскресенье стало основным днём недели для богослужения; л) Иоаков скептически настроенный брат Иисуса Христа принял христианскую веру; м) подобным образом принял христианство и Савл, и Старса, известный гонитель церкви, которой стал свидетелем воскресшего Христа.

3) Существует ли стандарты, по которым можно определить достоверность определённых отрывков

 

 

НАУЧНАЯ АПОЛОГЕТИКА. ЕСТВЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

 

Наука – методи объяснение природного мира. Наука – знать, знание.

Науки: физические (физика, астрономия…) и социальные (психология, социология, философия…). Ни одна из научных (естественных, физических) теорий не дают определённых ответов на существование Бога, потому что метод естественных наук индуктивный.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.