Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Итоговое сочинение 02 декабря 2015 года






1. «ВРЕМЯ»

1. «Крутые у них времена».

2. «Воистину железный век».

3. «Какое, милые, тысячелетье на дворе?».

4. «Время-это простор для развития способностей».

5. «Время не любит, когда его тратят впустую».

6. «Время – самое драгоценное из всех средств».

 

Примерные темы Произведения
Остановись, мгновенье! Ты прекрасно И. Гёте В. Крупин «Сбрось мешок!» Стихотворения С.Есенина. Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями» Озорного, непоседливого Селюжонка однажды в пионерском лагере разбудили соловьи. Рассердившись, с камнем в руке, он решает расправиться с птицами, но замирает, завороженный пением соловья. Что- то стронулось в душе мальчика, ему захотелось увидеть, а потом и изобразить лесного волшебника. И пусть вылепленная им из пластилина птица даже отдаленно не напоминает соловья, Селюжонок испытал животворящую силу искусства. Когда соловей снова разбудил его, он поднял с кроватей всех ребят, чтобы те тоже услышали волшебные трели. Автор утверждает, что постижение красоты в природе ведет к постижению красоты в искусстве, в себе. В книге «Письма о добром и прекрасном» известный русский публицист Д.С.Лихачев рассуждает о необходимости ощущения счастья для человека. Лихачев считает, что необходимо сохранять радостное отношение к жизни при любых обстоятельствах.
Счастливые часов не наблюдают. Грибоедов А. С О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно. И.А.Бунин М. Булгаков «Мастер и Маргарита» А. Куприн «Суламифь» Царь Соломон силой своей любви превратил Суламифь, простуюдевушку из виноградника, в царицу
«У влюбленных обыкновенно часы бегут вперед» Уильям Шекспир
«Единственной мерой времени является память» Владислав Гжегорчик Человека, не помнящего родства своего, потерявшего память, Чингиз Айтматов назвал манкуртом («Буранный полустанок»). Манкурт — человек, насильно лишённый памяти. Это раб, не имеющий своего прошлого. Он не знает, кто он, откуда родом, не ведает своего имени, не помнит детства, отца и матери — одним словом, не осознаёт себя человеческим существом. М. Булгаков «Мастер и Маргарита» Сила добра, человеческая сила, которую воплощает в себе Иешуа, в том, что он видит душу другого, понимает его и старается ему помочь. Именно этим прежде всего поражает Пилата арестант. Иешуа совершил величайшее чудо: дал место в своей душе человеку, который угрожает его жизни, может стать его палачом, " — он его полюбил! И того, и другого человечество помнит, только по разным причинам
Мера жизни не в длительности, а в том, как вы ее использовали. М. Монтень А.П. Чехов «Крыжовник» Чимша-Гималайский, мечтая об усадьбе с крыжовником, недоедает, отказывает себе во всем, женится по расчету, одевается словно нищий и копит деньги. Он практически уморил голодом свою жену, но мечту осуществил. Как жалок он, когда со счастливым, самодовольным видом поедает кислый крыжовник!
История – самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики. И. Ганди М. Цветаева пишет: Братья, вот она Ставка крайняя! Третий год уже Авель с Каином бьется… Люди становятся оружием в руках власти. Разбиваясь на два лагеря, друзья становятся врагами, родные — навсегда чужими. М.М.Шолохов «Донские рассказы» Шолохов – один из тех, кто заговорил о Гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжёлые последствия. Гражданская война для Шолохова – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей. Но, видимо, у истории, действительно, плохие ученики, и снова гражданская война
Какой патриот, какому народу ни принадлежал бы он, не хотел бы выдрать несколько страниц из истории отечественной? П. Вяземский А.Т.Твардовский в поэме “По праву памяти” призывает к переосмыслению печального опыта тоталитаризма. Приговор государственной системе, основанной на несправедливости и лжи, выносит А.И.Солженицын в рассказе “Один день Ивана Денисовича” А.А. Ахматова «Реквием» Шолохов «Донские рассказы» В " Донских рассказах" Шолохов выразил все своё отношение к страшным событиям гражданской войны, явившейся трагедией русского народа.Война губительна для обеих сторон вообще и втройне трагична, когда брат воюет против брата, сосед против соседа, друг против друга. Для нации гражданская война - большая трагедия, поскольку никакого положительного прогрессивного результата, как например, национальные освободительные войны, она не приносит. Такая война приносит лишь невосполнимые потери, калечит души, разъединяет родных людей на " своих" и " врагов", которым может стать член собственной семьи - отец, сын, брат, приносит бессмысленную, ничем не оправданную жестокость, всплеск самых жестоких, темных и мрачных эмоций.
История — свидетельница времени, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни, вестница старины. Марк Туллий Цицерон А.Т.Твардовский в поэме “По праву памяти” призывает к переосмыслению печального опыта тоталитаризма. А.А. Ахматова «Реквием» эта поэма – свидетельство реальных событий, «свет истины» А. Твардовский знал о войне не понаслышке, но всю жизнь чувствовал свою вину перед теми, кто не вернулся. Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они – Кто старше, кто моложе – Остались там, И не о том же речь, Что я их мог, Но не сумел сберечь, - Речь не о том, но всё же, всё же, всё же … Это стихотворение о погибших на фронтах Великой Отечественной. Но разве это имеет значение? Главное, что на войне, на финской ли, германской, чеченской или какой другой, гибнут люди. Это ли не предостережение для человечества? «Последний рассказ о войне» О.Ермаков. Побывав на войне, герой рассказа Мещеряков не научился убивать, но война все же отравила его жизнь. Она прочно заняла место в его памяти, воспоминания о ней не покидали ни на минуту В рассказе И. Бунина «Антоновские яблоки» ярко и красочно представлен образ деревни, которая ассоциируется с «ранним, свежим, тихим утром». Мысли автора обращены к прошлому, в котором остался «большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад» с «кленовыми аллеями», где можно насладиться «тонким ароматом опавшей листвы и запахом антоновских яблок, запахом меда и осенней свежести…»
История — свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего. Мигель де Сервантес Сааведра И.С. Тургенев «Муму» При чтении рассказа перед нами встают яркие страницы прошлого нашей страны Распутин В.Г. «Прощание с Матёрой» древнее село наделено исторической памятью, утрата которой равносильна смерти для жителей. Этот роман – сигнал об опасности, угрожающей человеку, человечеству от гипертрофированной власти машин и власти государства - все равно какого. Е.3амятин Счастье в Едином Государстве видится как насаждаемое сверху тем аппаратом управления, которым руководит Благодетель и его помощники Хранители, которые ревностно стерегут людей от истинных чувств. Тотальная слежка, пытки, казни – необходимые атрибуты Единого Государства. В финале романа все подвергаются Великой Операции – удаляется Фантазия, последний реликт души, атавизм.
Согласны ли вы с утверждением, что личность может быть бессмертна, благодаря своим творениям и деяниям? А.С. Пушкин писал в " Медном всаднике"...Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно... Эти строки были написаны про Петра Первого. Он - человек изменивший ход истории, один из наиболее выдающихся государственных деятелей, определивших направление развития России в 18 веке. Пётр развернул масштабные реформы российского государства, изменил общественный уклад: обрезал боярам рукава и бороды. Он построил первый русский флот, тем самым защитив страну с моря. Вот он, тот человек, та личность, которая совершила в своей жизни много великого и героического, творила историю А. С. Пушкин посвятил свои строки В. А. Жуковскому: Его стихов пленительная сладость Пройдёт веков завистливую даль… А. Куприн написал рассказ «Чудесный доктор», основанный на реальных событиях. Мерцалов, измученный нищетой, готов в отчаянии покончить жизнь самоубийством, но с ним заговаривает оказавшийся рядом известный доктор Н.И.Пирогов. Он помогает несчастному, и с этого момента жизнь несостоявшегося самоубийцы и жизнь его семьи изменяется caмым счастливым образом. Эта история красноречиво говорит о том, что поступок одного человека может повлиять на судьбы других людей. В романе «Война и мир» Л. Н. Толстого одной из центральных проблем является проблема роли личности в истории. Александр Первый, Наполеон, Кутузов – вот неполный список исторических личностей, показанных в романе. Кто же из них может претендовать на роль творца истории, великого человека? По мнению Толстого, великий человек носит в себе нравственные основы народа и ощущает свою моральную обязанность перед людьми. Александр Первый не всегда может понять, что в данный момент важнее всего для народа, страны. Честолюбивые претензии Наполеона выдают в нем человека, не понимающего значения событий, которые происходят. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды», — такой приговор Наполеону выносит Толстой. Кутузова он называет великим человеком, так как целью своей деятельности тот поставил интересы всего народа. Он выражает народную душу и патриотизм. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Подлинной причиной преступления Раскольникова было желание проверить свою теорию. Суть её заключалась в том, что всех людей Раскольников делил на тех, кто» право имеет» и «тварей дрожащих». Первые живут в послушании, вторые — преступают закон, разрушители. Ликург, Магомет, Солон, Наполеон – все эти великие люди были преступниками, пролившими много крови. Именно такие люди, по теории Раскольникова, «двигают мир и ведут его к цели». Несостоятельность теории главного героя романа Достоевский развенчал всем ходом действия, тем, что самая униженная и оскорбленная героиня, Сонечка Мармеладова, оказалась по духу выше остальных, тем, что, проверяя свою теорию на деле, Раскольников подверг себя страшным нравственным мукам.
Не дайте проскользнуть жизни меж пальцев. И.С.Тургенев. Г.Р.Державин. В «Последних стихах» великого поэта ХVІІІ века мы читаем о «реке времени». Время, несясь вперёд, оставляет вечности «все дела людей». Было бы грустно, если б наши потомки забыли деяния своих предшественников. Но человек обладает памятью, поэтому в его сердце останутся жить на веки «чрез звуки лиры и трубы» «народы, царства…» Проблема времени неразрывно связана с жизнью и смертью, молодостью и старостью.   Эти мотивы объединяют «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева.   Л.Н.Толстой «Война и мир». Князь Андрей - незаурядный, умный, честный, благородный человек. Он ищет счастья и смысла жизни, правда, только для себя. Ему недоставало самоотрешённости, самоотвержения, но, всё же, мечтая о подвиге и славе для себя, он желает стране победу. Жизненные искания приводят нас к постижению смысла жизни. Да, к счастью или к сожалению, жизнь быстротечна. Это миг, и поэтому нельзя дать жизни «проскользнуть меж пальцев».

 

 

2. «ДОМ»

План к сочинению (примерный вариант)

1. Мотив Дома в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия».

2. Смерть матери. Завещание.

3. Семья Турбиных после смерти матери.

4. Мирная жизнь прервана. Историческая катастрофа в романе.

5. Опасения в семье.

6. В чём Турбины видят спасение?

7. Что несут Турбины во внешний мир?

8. Что даёт семье, дому Турбиных этот мир?

9. «Всё пройдёт... А вот звёзды останутся…»

 

 

3. «ЛЮБОВЬ»

 

№п\п Абзацы сочинения
  Вступление к сочинению.
  Любовь – высокое, чистое и прекрасное чувство, облагораживающее и возвышающее человека. Ни посчитать, ни вычислить любовь нельзя. Любовь - вечная тема мировой художественной литературы. Сегодня мы можем обратиться ко многим произведениям, чтобы осмыслить, что же такое любовь.
  Первый литературный аргумент (анализ рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
  Хочется вспомнить замечательное произведение Куприна «Гранатовый браслет». В основу рассказа положен сюжет, произошедший с матерью Куприна, которая была в такой же ситуации, в какой оказалась героиня «Гранатового браслета». Вера Николаевна Шеина на день рождения получает подарки от близких. В этот же день её тайный лет вздыхатель Желтков присылает ей письмо и гранатовый браслет. Это молодой человек, тридцати-тридцати пяти, мелкий чиновник. Его чувство к Вере Николаевне длится восемь лет. Автор показывает безответную любовь. Герой собирает вещи, которые принадлежали его возлюбленной, они ему очень дороги. Любовь Желткова порывистая, страстная, очень сильная. Он никак не может с собой ничего поделать, никак не может выкинуть из головы Веру Николаевну. Единственный выход из ситуации - только смерть. После смерти Желткова душа Веры Николаевны пробудилась, она ощутила, что это тот самый человек, который был ей нужен. Символизирует любовь героя соната Бетховена. Любовь так же, как и музыка, непредсказуема и увлекательна Какова же концепция любви у Куприна? Какую любовь он показывает в «Гранатовом браслете»? Автора интересует такая любовь, ради которой можно совершить подвиг, даже отдать жизнь за неё. Муж Веры Николаевны, увидев своего соперника, говорит: «разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь?» Сила любовного чувства и максимальная душевная открытость сделали Желткова уязвимым, беззащитным. А.И. Куприн благоговейно и целомудренно прикасается к теме любви. Сам автор плакал над рукописью своего рассказа.
  Таинственная и загадочная любовь в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник». Второй литературный аргумент (анализ рассказа).
  И. А. Бунин написал много произведений о любви. Среди них -рассказ «Чистый понедельник» из сборника «Тёмные аллеи», в котором тридцать восемь произведений. А. П. Чехов писал: «Какое это огромное счастье - любить и быть любимым». Любовь подарила герою Бунина мгновения ликующей радости, дала возможность понять, что значит быть счастливым.Он навсегда запомнил, как «закрывал глаза от счастья, целовал мокрый мех её воротника и в какой восторженности летел к Красным воротам. И завтра, и послезавтра будет …всё та же мука и всё то же счастье…» Герой и героиня молоды, здоровы, богаты. настолько хороши собой, что все в ресторане и на концертах их провожают взглядами. Главное психологическое состояние героя- ослепительная влюблённость. Но он не пытается и не хочет понять возлюбленную, не хочет увидеть, какая внутренняя борьба происходит в женской душе.» Он старался не думать и не додумывать». Герой не понимает характер и натуру любимой. Она не верит в возможность счастья и брака. В чистый понедельник героиня принимает решение, очень важное для себя -отойти от мирской жизни и стать монахиней. Какова концепция любви у Бунина в этом рассказе? В любви должно быть полное взаимопонимание, влюблённые должны тонко чувствовать друг друга и полностью доверять друг другу.
  Заключение по теме сочинения
  А.П. Чехов правильно заметил: «Всякая любовь-великое счастье». И правильно утверждал А. С. Пушкин: «Любви все возрасты покорны». Поэтому очень хочется верить в то, среди наших современников - старых и малых и молодых будет больше влюблённых и счастливых людей»

 

 

4. «ПУТЬ»

Примерные темы Произведения
Человек свободен, потому что пути Божьи неисповедимы и человеку дано выбрать свой путь. Владимир Микушевич (по сути –это выбор нравственного пути. Прим. автора О.Уайльд. " Портрет Дориана Грея". Главного героя уничтожают человеческие пороки: жажда наживы, высокомерие, безнравственность, убийство. Все совершённые им поступки отражаются на его портрете, ровно как и его возраст. Но неизбежна та минута, когда человеку придётся отвечать за свой выбранный жизненный путь. Дориан одинок: у него нет ни семьи, ни любимого человека рядом, нет настоящих друзей. В конце романа он умирает одиноким и мгновенно постаревшим. Василь Быков. «Сотников». Сотников делает свой выбор, признавшись, что он партизан, тем самым обрывая свой жизненный путь, и Рыбак тоже делает выбор, пытаясь пойти на сделку с собственной совестью. Василь Быков. «Обелиск»: учитель Мороз, имея выбор остаться живым или погибнуть вместе с учениками, которых всегда учил добру и справедливости, выбирает смерть, оставшись нравственно свободным человеком. М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» В этом уникальном произведении каждый из героев в какой-то момент оказывается на нравственной «развилке», «перепутье». Особенно хорошо это видно на примере Понтия Пилата
К Богу приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники. Владимир Набоков У каждого своя дорога к Богу. У большинства эта дорога вымощена страданиями. Иван Бездомный оказывается способным преобразиться, отказавшись от прошлых воинствующе-атеистических взглядов, но чтобы обрести веру, ему пришлось пережить и переосмыслить многое. Именно в психиатрической больнице решается Иван Бездомный не писать больше своих жалких стихов и обретает «своего» Бога, свою веру. Н.С.Лесков. «Очарованный странник». Иван Северьянович Флягин проходит долгий и трудный путь, чтобы прийти к Богу
Когда наступит Судный день, нас в первую очередь спросят: «Путешествуя по большим дорогам и обходным тропинкам своей жизни, пытался ли ты помочь другим людям?» Шарп Джеймс Б. Екимов «Ночь исцеления» Подросток Гриша, герой рассказа, приехал на каникулы к бабушке, которая по ночам часто кричит, плачет, молит о помощи: ей каждую ночь снится, что она потеряла карточки и голодными останутся ее дети. Гриша не кричит бабушке: «Молчать!», как советовала сделать его мать, он состраданием и любовью излечил её от страшных воспоминаний. Б. Екимов «Просто — соседи» Нюру в 30-е годы уволили из детского сада, где она работала уборщицей, как жену врага народа. Она осталась без работы, без средств к существованию с девятилетним сыном на руках. От голодной смерти спасла их соседка, портниха, которая три года каждый день платила Нюре деньги за пришитые пуговицы, несложную помощь. А. Приставкин «Золотая рыбка» Повествователь рассказывает о сестре Люсеньке, которая во время войны жила в детдоме и о том, как её спасли от голодной смерти девочки, которые жили с ней в одной комнате. Л. Улицкая «Перловый суп» мать героини рассказа, в страшные тридцатые годы не осталась равнодушной к чужой беде: она помогала нищим, кормила их, прощаладаже ложь и предательство. Перловый суп, который она варила для несчастных, — это напоминание и о равнодушии людей, и о бескорыстной сердечной теплоте самой Мариночки.
Наш жизненный путь усеян обломками того, чем мы начинали быть и чем мы могли сделаться. Анри Бергсон Обломов, главный герой романа И. Гончарова «Обломов», при всех его положительных задатках и способностях, так и не смог из-за лени реализовать себя, превратился в живой труп. Карьера не удалась, книги не прочитаны, письмо старосте не написано. А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Главный герой романа, образованный, интересный человек, но не сумевший построить свою жизнь так, чтобы быть полезным и нужным Отечеству, людям, близким. М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени».: «Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных»
Почему именно воспитание в семье является определяющим фактором для жизненного пути человека? Р. Брэдбери «Вельд». Венди и Питер, герои рассказа, совершают чудовищный по своей бесчеловечности поступок: убивают собственных родителей. И это убийство неслучайно: оно результат воспитания, когда детей безмерно балуют, потакают их прихотям А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Наставления отца помогли Петру Гриневу даже в самые критические минуты оставаться честным, верным себе и долгу. Н.В.Гоголь «Мёртвые души» Чичиков всю жизнь старался выполнять наказ отца: «Пуще всего береги копейку»
Всяк, кто живет, уйдет, бессмертен только тот, кто славу добрую при жизни обретет. Саади В. Быков «Обелиск» Учитель Мороз стал для учеников образцом во всем, он даже погиб вместе с ними, считая, что учитель всегда должен быть со своими учениками. Л.Н.Толстой. «Война и мир» Образ Кутузова
Что значит выражение: «Оставь за собой след»(Ральф Уолдо Эмерсон)? Достается не дешево Счастье трудных дорог, Что ты сделал хорошего, Чем ты людям помог? Этой мерой измеряются Все земные труды, Может вырастишь деревце На земле Кулунды. Может, строишь ракету? Гидростанцию? Дом? Согреваешь планету Своим мирным трудом Иль под снежней порошей Жизнь спасаешь кому? Делать людям хорошее - Хорошеть самому. Л. Татьяничева   Следы. Рождаясь, человек не видит линий Идет вперед неведомой судьбой И главное для человека в жизни Какой он след оставит за собой Один идет прямой стрелой дороги Сквозь грязь и серость окружающей толпы Другой, согнувшись, втягивая плечи В любой момент готов шмыгнуть в кусты Одни следы не могут затеряться Как след Данко, презревшего свой страх Совсем другой оставить собирался После себя завистник Герострат Свой след Христос оставил на Голгофе С креста кровавого прощающий сквозь стон И сделал шаг испуганный Иуда Свой гонорар считающий тайком Оставил след в веках великий Пушкин Раскручивая слога карусель И смог Дантес свой черный след оставить С поэтом соглашаясь на дуэль..... Один лишь шаг, как трудно он дается Спокойно жить, иль побороть свой страх Но выбирать однажды всем придется И сделать в жизни самый важный шаг Владислав Старостин.   Мы все умрем, людей бессмертных нет, И это все известно и не ново. Но мы живем, чтобы оставить след: Дом иль тропинку, дерево иль слово. Не все пересыхают ручейки, Не все напевы время уничтожит, И ручейки умножат мощь реки, И нашу славу песня приумножит. Расул Гамзатов






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.