Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь терминов. диагностика социальная –комплексное исследование социального явления с целью выявления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений






 

диагностика социальная – комплексное исследование социального явления с целью выявления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития.

институализация социологии социальной работы – процесс становления науки как особой отрасли социологического знания.

информация социальная – знания, сообщения, сведения об отношениях людей, состоянии и характере социальных процессов

качество социальной работы – показатель, отражающий компетентность профессионалов и специалистов государственной системы; социально-ответственную деятельность негосударственных сообществ; труд самоорганизованных, неформальных сообществ; общественную активность отдельного человека.

компетентность – владение, обладание человеком определеннойкомпетенцией.

компетенция – способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении определенных задач.

методология научного исследования – учение о системе научных принципов, форм и способов исследовательской деятельности.

мониторинг - систематический процесс отслеживания и анализа происходящих изменений под влиянием различных переменных.

объект социологии социальной работы – в самом широком смысле слова – социальная сфера жизни общества.

понятийно-категориальный аппарат - совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые данной наукой, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей. Понятия и категории социальной работы как научной теории можно свести в три группы: понятия, отражающие сущностный аспект; понятия, отражающие технологический аспект; понятия, характеризующие качественное состояние социальной работы.

предмет социологии социальной работы - область социологического знания, изучающая социальную работу во всем многообразии ее связей с экономическими, политическими, идеологическими и другими социальными институтами общества.

профессиограмма – описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к человеку.

профессия – исторически возникшая в ходе разделения труда, необходимая обществу форма трудовой деятельности, для выполнения которой у человека должны быть способности, профессионально значимые качества и определенная сумма знаний и навыков.

социальная проблема – это несоответствие существующим и необходимым (желаемым) состоянием в массовом поведении и действиях людей, уровне удовлетворенности их потребностей, затрудняющее жизнь социальных групп, общностей и общества в целом и требующее коллективных усилий по их преодолению.

социальная сфера - это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа. Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними.

социологическое обеспечение анализа управленческой деятельности – использование результатов социологических исследований для анализа управленческой деятельности. При этом выделяются два уровня анализа. Первый связан с оценкой состояния деятельности в целом или ее отдельных направлений и участков, второй – с оценкой степени ее эффективности.

 

 

социология - наука об обществе, закономерностях его функционирования и развития, социальных группах и общностях, социальных институтах и отношениях.

социология социальной работы - область социологического знания, изучающая социальную работу во всем многообразии ее связей с экономическими, политическими, духовными и другими социальными институтами общества.

сфера общественной жизни – определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Это крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

социология эмпирическая – совокупность исследований, основанных на методических и технических приемах и методах сбора, обработки и анализа первичной социологической информации.

ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

эксперимент (социальный) - способполучения информации о наличии причинно-следственных связей между показателями функционирования, деятельности, поведения социального объекта и воздействующими на него некоторыми управляемыми и контролируемыми факторами.

эксперт – опытный человек; специалист, обладающий профессиональными знаниями, опытом, независимостью суждений и развитой интуицией.

экспертиза социальная – комплексное исследование, включающее диагностику состояния объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей среде, прогнозирование его последующих состояний, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений.


 

 

Вопросы к экзамену

 

  1. Социология как методология социального исследования.
  2. Объект и предмет социологии социальной работы.
  3. Основные функции социологии социальной работы.
  4. Место социологии социальной работы в системе социологического знания.
  5. Теоретические и эмпирические источники формирования социологии социальной работы.
  6. Процесс институализации социологии социальной работы, его основные этапы и персоналии.
  7. Основная проблематика социологии социальной работы и ее категориально-понятийный аппарат.
  8. Отечественный и зарубежный опыт подготовки социономов: социологический анализ.
  9. Вклад социологов в развитие теории социальной работы, ее основных категорий.
  10. Роль эмпирических исследований в развитии социологии социальной работы.
  11. Социологические подходы к определению сущности понятий «социальная сфера», «социальная проблема».
  12. Социологические критерии качества и эффективности социальной работы.
  13. Социологические методы измерения качества и эффективности социальной работы.
  14. Сущность и основные функции социологической экспертизы.
  15. Проблемы подбора экспертов, методов экспертизы.
  16. Социологические методы проверки надежности экспертных оценок.
  17. Основные требования к подготовке экспертного заключения.
  18. Роль социологического эксперимента в оценке эффективности и качества социальной работы.
  19. Понятие профессионализма и компетентности социального работника.
  20. Социологический анализ требований современного рынка труда к личности социального работника.
  21. Общекультурные и профессиональные компетенции социального работника, проблемы их формирования в процессе обучения.
  22. Социологические методы разработки профессиограммы социального работника.
  23. Изучение в социологии мотивации профессиональной деятельности социального работника.
  24. Социологические методы изучения ценностных ориентаций личности.
  25. Основные приемы измерения социальных установок.
  26. Социологический анализ причин и последствий профессионального выгорания социального работника.
  27. Макро-и микросоциология семьи, современная проблематика.
  28. Социологический анализ проблем трансформации института брака и семьи.
  29. Современные социологические методы изучения проблем семьи.
  30. Неполная семья и социологические методы диагностики ее состояния.
  31. Социальные проблемы молодой семьи.
  32. Особенности исследования проблем пожилых людей (социологический анализ).
  33. Социологические методы исследования гендерных проблем.
  34. Опыт исследования социальных проблем российских женщин.
  35. Социологический анализ причин и форм девиантного поведения.
  36. Оценка эффективности профилактики девиантного поведения молодежи (на федеральном, региональном или местном уровне).
  37. Социологический анализ роли государства в решении социальных проблем населения.
  38. Роль региональных органов власти в решении социальных проблем (социологический анализ).
  39. Социологический анализ проблем социальной адаптации (безработных, девиантов и др. групп).
  40. Социологический аспект понятия «благополучие» и его критерии.
  41. Проблемы организации и проведения социологических мониторингов важнейших социальных проблем.
  42. Перспективы развития социологии социальной работы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.