Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примерная тематика рефератов по специальности 17.00.05 – кино-, теле- и другие экранные виды искусства






1. Кино как объект междисциплинарного исследования.

2. Киноведение как наука.

3. Проблема художественного пространства в киноискусстве.

4. Проблема художественного времени в кино.

5. Изображение и образ в киноискусстве.

6. Современная кинодраматургия и проблема преодоления сюжетной одномерности.

7. Проблема стиля в кино. Стиль и метод. Стиль и направление.

8. Понятие жанра и жанрообразующих принципов в киноискусстве.

9. История теорий кино как научная дисциплина.

10. Кино как синтез искусств.

11. Свет как доминирующее средство кинематографического выражения.

12. Кино как универсальный язык человечества.

13. Актер как «модель» кинематографической семантики.

14. Специфические черты отечественного киноавангарда и принципиальное отличие от авангарда западноевропейского.

15. Монтаж как универсальный метод в киноискусстве.

16. Идейное наследие Дз. Вертова и его значение для современного кино.

17. Теоретическое наследие С. Эйзенштейна и его значение для современного кино.

18. В. Пудовкин о природе кино.

19. А. Довженко и эстетика «поэтического» кино.

20. Теория остранения и киноискусство.

21. Влияние идей русской формальной школы на мировой кинематограф.

22. Влияние идей С.Выготского и М. Бахтина на современныекинотеории.

23. Основные концепции теории кино послевоенного периода.

24. «Онтология кино» А. Базена.

25. Влияние философии А. Бергсона на трактовку времени в кино.

26. «Эстетика невмешательства»: основные положения.

27. З. Кракауэр и «реабилитация физической реальности».

28. Р. Арнхейм и проблемы теории кино.

29. Анализ знаковой природы кино в работах отечественных исследователей.

30. Становление и развитие семиотики кино как научной дисциплины.

31. Теоретическая разработка проблем киноискусства в работах советских кинематографистов.

32. Становление и развитие науки о кино в трудах отечественных киноведов 60-х – 80-х гг.

33. Социология кино.

34. Кино как вид искусства и как средство массовой коммуникации.

35. Социальные функции кино в эпоху модерна и постмодерна.

36. Функции кино в эпоху глобализации.

37. Роль кино в диалоге между цивилизациями.

38. Место телевидения в ряду современных масс-медиа.

39. Этапы развития телевидения (мирового и отечественного).

40. Влияние массовой культуры на ТВ и значение данного процесса для художественной культуры.

41. Роль телевидения в становлении «общества спектакля» (Г.-Э. Дебор).

42. Коммуникативная теория М. Маклюэна и его оценка ТВ.

43. Первая отечественная теория ТВ (Вл. Саппак); ее оценка в свете современного состояния телевидения.

44. Кино и телевидение: соотношение феноменов.

45. Проблема художественного пространства и времени на ТВ.

46. Хроникально-публицистическая, художественная и образовательная составляющие телевидения; их взаимовлияние.

47. Особенности жанровой системы телевидения.

48. Искусство ли телевидение? Современный взгляд на проблему.

49. Телевизионные «личности» как особый феномен культуры.

50. Влияние на ТВ масс медиа нового поколения – Интернета.

 

Рекомендуемая литература:

История зарубежного и отечественного искусствознания

2. Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней. – М.: 1994 - 528 с.

  1. Искусствознание Запада об искусстве ХХ века. – М., 1988.
  2. История европейского искусствознания: от античности до конца XVIII в. / Отв. ред. Б.Р. Виппер, Т.Н.Ливанова. – М., 1963.
  3. История европейского искусствознания: первая половина XIX в. – начало ХХ в. / Отв.ред. Б.Р.Виппер, Т.Н.Ливанова. Кн. 1, 2 – М., 1969.
  4. Шпет Г. К вопросу о постановке научной работы в области искусствоведения // Вопросы искусствознания. Вып. 1. – М., 1997. – С. 492.
  5. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. – М.: Прометей, 1994. – 352 с.
  6. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусство: Проблема эволюции стиля в новом искусстве. – СПб.: МИФРИЛ, 1994. – 428 с.
  7. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изобр. искусство, 1985. – 288 с.
  8. Габричевский А.Г. Морфология искусства. – М., 2002.
  9. Гомбрих Э.Х. О задачах и границах иконологии. – Советское искусствознание. Вып.25, М, 1989.
  10. Дворжак М. История искусства как история духа. – СПб.: Акад.проект, 2001. – 336 с.
  11. Зедльмайр Г. Искусство и истина: Теория и метод истории искусства. – СПб.: Аксиома, 2000. – 272 с.

Технические виды искусства: кино

а) теоретические исследования.

  1. Бодри Жан Луи. Эффект кино. Сборник ВНИИК, 1982
  2. Вайсфельд И. Искусство в движении. М.: Искусство, 1981.
  3. Васильков И. Искусство кинопопуляризации. М.: Искусство, 1982.
  4. Гинзбург С. Очерки теории кино. М.: Искусство, 1974.
  5. Дебрекс Ж. Основы киноискусства. Сборник ВНИИК, 1982
  6. Делёз Ж. Кино. М., 2004.
  7. Дробашенко С. Пространство экранного документа. М.: Искусство, 1986
  8. Жабский М. Методология прикладного социологического исследования. М., 1976.
  9. Ждан В. Эстетика фильма. М.: Искусство, 1982.
  10. Зайцева Л.А. Киноязык: опыт мифотворчества. Монография. М.: ВГИК, 2010.
  11. Козинцев Г. Собр. сочинений в 5-ти томах, т.1. Л.: Искусство, 1982-1986
  12. Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М.: Искусство, 1974
  13. Кулешов Л. Основы кинорежиссуры. М.: ВГИК. 1997
  14. Лебедев Н. Внимание: кинематограф! О кино и киноведение. Статьи. Исследования. Выступления. М.: Искусство, 1974
  15. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. М.: Искусство, 1973
  16. Маклюен М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003
  17. Морен Э. Кино или воображаемый человек. Сборник ВНИИК, 1982
  18. Муссинак Л. Избранное. М.: Искусство, 1981
  19. Оливье-Вийон Р. Проблема смысла в кино. Сборник ВНИИК, 1983
  20. Пудовкин В. Собр. сочинений в 3-х томах. М.: Искусство, 1974-1976
  21. Разлогов К. Искусство экрана. Проблемы выразительности. М.: Искусство, 1982
  22. Ромм М. Избр. произведения в 3-х томах. М.: Искусство, 1980-1982
  23. Фрейлих С. Теория кино. М., 2002
  24. Шкловский В. За 60 лет. Работы о кино. М.: Искусство, 1985
  25. Эйзенштейн С. Избранные произведения в 6-ти томах. М.: Искусство, 1964-1970
  26. Юткевич С. О киноискусстве. Избранное. М.: АН СССР. 1962
  27. Ямпольский М. Язык – тело – случай: кинематограф и поиски смысла. М., 2004

б) работы по истории отечественного кино

  1. Аннинский Л. Шестидесятники и мы. Кинематограф, ставший и не ставший историей. М.: ВПТО «Киноцентр», 1991
  2. Белова А. Очерки истории советской кинодраматургии. М.: Искусство, 1978
  3. Документальное кино эпохи реформаторства. М.: НИИК РФ, Материк, 2001
  4. Зоркая Н. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900-1910 годов. М.: наука, 1976
  5. История советского кино 1917-1967, в 4-х томах. М.: Искусство, 1969-1978
  6. Кинематограф оттепели. Книга первая. Росгоскино, НИИК. М.: Материк, 1996
  7. Кинематограф оттепели. Документы и свидетельства. Составление, комментарии В.И. Фомин. НИИ Киноискусства, Госкино РФ. М.: Материк, 1998
  8. Лебедев Н. Очерк истории кино СССР. Немое кино. М.: Искусство, 1965
  9. Медведев А. Территория кино. М.: Вагриус, 2001
  10. Юренев Р. Краткая история советского кино. М.: БПСК, 1979

в) работы по истории зарубежного кино.

  1. Из истории французской киномысли. М.: Искусство, 1988
  2. Кино Европы. Актерская энциклопедия. Госкино РФ – НИИ киноискусства РФ. М.,
  3. Кино Италии. Неореализм. 1939-1961. М.: Искусство, 1989
  4. Кино США. Режиссерская энциклопедия. Госкино РФ – НИИ киноискусства РФ. М.: Материк, 2000
  5. Колодяжная В., Трутко И. История зарубежного кино, т.2. М.: Искусство, 1970
  6. Комаров С. Великий Немой. Из истории зарубежного киноискусства (1895-1930) М., 1994
  7. Садуль Ж. Всеобщая история кино. М.: Искусство, 1963 (тома 1-3), 1982 (тома 4, 5)
  8. Теплиц Е. История киноискусства. М.: Прогресс, т.т.I-IV, 1968-1974
  9. Трошин А. Время останавливается. Кино – театр – телевидение – жизнь М., 2002
  10. Утилов В. Очерки истории мирового кино. ВИППК – МП «ВиКинГ», М., 1991
  11. Юренев Р. Кино Японии послевоенных лет. ВГИК, М., 1993

Технические виды искусства: телевидение.

  1. Богомолов Ю., Вильчек В., Воронцов Ю. Телевидение и художественная культура. М., 1987
  2. Богомолов Ю. Хроника пикирующего телевидения. 2000-2002; М., 2004
  3. Вильчек В. Под знаком ТВ. М., 1987
  4. В зеркале критики. Из истории изучения художественных возможностей массовой коммуникации. М., 1985
  5. Документальный видеофильм: этапы становления. Сборник статей. М., 1982
  6. Дмитриев Л. Теория драматургии телевизионных программ. М., 1990
  7. Ефимов Э. Учебное телевидение. М., 1977
  8. Лакан Ж. Телевидение. М., 2000
  9. Липков А. Проблемы художественного воздействия: принцип аттракциона. М., 1990
  10. Массовые виды и формы искусства. М., 1985
  11. Методологические проблемы изучения средств массовой коммуникации. М., 1985
  12. Орлов А. Духи компьютерной анимации. Мир электронных образов и уровни сознания. М., «МИРТ», 1993
  13. Прохоров А. Из истории теории новых медиа в России, 1980-е – 90-е года
  14. Средства массовой коммуникации в художественной культуре ХХ века. Т.1-4, М., 2001-2003
  15. Экранные искусства и литература. Т.1-4. М., 1992-2000
  16. Юровский А. Телевидение – поиски и решения. Очерки истории и теории телевизионной журналистики. М., 1975.

Тема реферата должна быть согласована с научным руководителем диссертации и специалистом в области «История и философия науки» (лектором данного курса).

Подготовленный реферат визирует научный руководитель диссертации, который и осуществляет первичную экспертизу. Проверку и оценку реферата осуществляет специалист в области «истории и философии науки», читающий данный курс и руководящий подготовкой рефератов аспирантами. Реферат оценивается по системе «зачтено», «не зачтено». При наличии оценки «не зачтено» аспирант не допускается к сдаче экзамена по истории и философии науки.

Требования к оформлению реферата.

Реферат должен быть написан и оформлен в соответствии с основными требованиями, предъявляемыми к научным исследованиям. Его структура включает титульный лист, план (содержание) работы, введение, основную часть, заключение и список использованной литературы (библиография).

Титульный лист является первым листом реферата и заполняется по образцу (См. Приложение).

План (содержание) включает наименование глав, разделов с указанием страниц.

Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы, дается характеристика степени её разработанности; формулируются цели и задачи работы.

Основная часть включает в себя от двух до пяти разделов, в которых последовательно раскрывается тема. Важно продемонстрировать различные точки зрения на проблему и дать им оценку.

В Заключении подводятся итоги рассмотрения темы, формулируются основные выводы и предложения о перспективах дальнейшего изучения данной темы.

Страницы реферата должны быть пронумерованы.

Ссылки на источники даются внизу страницы, на которой они приводятся.

Список использованной литературы дается в алфавитном порядке и должен содержать не менее 5 источников.

Рекомендуется использовать текстовый процессор Microsoft Word, шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14, интервал – 1, 5.

Объем реферата – 15-20 страниц.

 

 

Для подготовки к экзамену предлагаются следующие контрольные вопросы:

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.