Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация опыта освоения образовательной области






Ориентация детей в образовательной области

О чем узнают дети

Дети различают цвета спектра — красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый, используют в своей речи 3—4 из них.

Знают фигуры и их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест), 3—4 могут назвать сами.

При поддержке взрослого используют простейшие способы обсле­дования: рассматривают, дотрагиваются до предмета, гладят его, про­водят ладонью, пальцами по контуру, трясут, прокатывают, нюхают, бросают и слушают звук.

С помощью взрослого сравнивают предметы по 1—2 признакам, вы­деляют сходство и отличие. Подбирают пары, группируют по заданному предметно образцу и по слову (по цвету, форме, размеру, материалу).

Ориентируются в пространстве групповой комнаты, на участке детского сада, понимают слова, указывающие направления: впереди, вверху, сзади, внизу, сбоку, справа, слева.

 

Организация опыта освоения образовательной области

Что осваивают дети

В процессе практических действий с игрушками, предметами вос­питатель формирует у детей обобщенные способы обследования пред­метов, направленные на выявление однородных признаков (сопостав­ление, сличение объектов). Овладевая сопоставлением предметов по их свойствам путем подбора предметов с одинаковыми свойствами, дети сначала накладывают предметы друг на друга, сравнивая их по форме или величине, прикладывают вплотную друг к другу при сопо­ставлении по цвету, устанавливая совпадение контуров предметов в пространстве или слияние цвета. Овладев внешними приемами сопо­ставления, переходят к сопоставлению на глаз. Подбирая предметы, ребенок учится использовать любой из них в качестве образца.

В процессе освоения обследовательских действий воспитатель по­казывает детям само действие, называет его и то чувственное впечат­ление, которое было результатом обследования (нажала на предмет, он твердый). Затем предлагает детям повторить обследование предме­та, точно воспроизводя показанное действие, назвать и действие, и то качество, которое выделено в результате. Используется прием сравне­ния данного качества с противоположным. Например, после того, как ребенок смял мягкий предмет, ощутил мягкость, определил действие и качество словами, ему предлагается смять твердый предмет и отве­тить на вопрос, мягкий ли он.

Для ознакомления с геометрическими формами воспитатель пока­зывает прием обведения контура фигуры, проведения ладонью по ее поверхности. В условиях группировки каждая фигура сопоставляется с рядом предметов сходной с ней формы, предметы (или их изображения) группируются вокруг соответствующих фигур («Найди такой же», «Все одинаковые — в домик»).

Воспитатель побуждает детей использовать для оценки размера прием наложения или приложения, с последующим переходом к срав­нению предметов по размеру «на глаз» и с постепенным увеличением количества предметов до 3—5, между которыми устанавливается соот­ветствие по размеру (от самого длинного к самому короткому, от самого большого к самому маленькому).

Для совершенствования глазомера воспитатель постепенно усложня­ет задачи сравнения. Например, простой глазомерной задачей, доступ­ной для детей четвертого года жизни, является выбор на глаз большего (или меньшего) предмета из двух, затем — выбор предмета по образцу, когда из двух предметов нужно выбрать на глаз тот, который равен третьему. Разница между сравниваемыми предметами также постепенно уменьшается (от 7—9 см в начале освоения умения до 3—5 см).

Организуя опыт цветовосприятия, воспитатель создает условия для группировки детьми предметов, различающихся по форме, величине, назначению, но имеющих одинаковый цвет.

Формирование у детей умения обследовать предметы педагог осу­ществляет в определенной последовательности:

— сначала организует восприятие целостного облика предмета;

— затем вопросами направляет восприятие детей на выделение главных частей предмета и определение их свойств (форма, вели­чина, цвет, материал и т.д.);

— после этого обращает внимание на пространственные взаимо­отношения частей относительно друг друга (выше, ниже, слева);

— далее выделяет мелкие детали (части), их величину, соотноше­ние, расположение, форму, цвет;

— затем организует повторное целостное восприятие предмета. Эффективен прием, когда признак в представлении малыша соот­носится с реальным предметом, для которого данный признак явля­ется характерным (например, предмет круглой формы — «как шарик», треугольная призма — «как крыша», предмет красного цвета — «как ягодка или помидор», желтого — «как цыпленок»).

Для развития сенсорной культуры младших дошкольников воспита­тель использует дидактические игры, практическую предметную деятель­ность обследования и сравнения, а также разные виды детской деятель­ности, особенно рисование красками, карандашами, мелками, лепку, му­зыкальные и конструктивные игры, двигательную деятельность. В повседневной жизни педагог фиксирует внимание детей на таких сен­сорных свойствах, как горячее и холодное, легкое и тяжелое, кислое, сладкое, горькое. Практическим путем, в деятельности экспериментиро­вания малыши знакомятся со свойствами снега, воды, бумаги, песка.

Обогащая опыт восприятия разнообразных свойств, воспитатель учит детей выделять такие сенсорные свойства предметов, как твер­дость, мягкость, хрупкость, пластичность. Предоставляет детям разно­образные игрушки и предметы с самыми различными сенсорными качествами и свойствами. Заворачивая куклу в ткань, малыш быстро усваивает, что в жесткую ткань не завернешь — она плохо прилегает к предметам, а в мягкую пеленать легко.

Содержание сенсорного воспитания в младшей группе можно представить в виде ряда тем, предполагающих использование педаго­гом специальных образовательных ситуаций, игр, продуктивных видов деятельности, экспериментирования, чтения художественной литера­туры и рассматривания картин.

Примерные темы

«Разноцветный мир». Цели: развивать зрительное восприятие, по­знакомить с цветами спектра, черным и белым цветом; учить сравне­нию предметов по цвету, выделять сходство цвета в разных предметах.

«Карлики и великаны». Цель — формировать умения определять размер предмета в сравнении с образцом и по представлению, упоря­дочивать предметы по размеру.

«Что есть на свете круглое?» Цели: способствовать освоению гео­метрических фигур как эталонов формы; обогащать чувственный опыт детей.

«Загадки». Цель — развивать умение самостоятельно обследовать предмет и определять его свойства с опорой на какой-либо орган чувств (обоняние, осязание, слух, вкус).

«В мире звуков». Цель — учить различать звуки по виду (звуки речи, музыкальные звуки, шумы), громкости, высоте, длительности.

 

Итоги освоения содержания образовательной области

Достижения ребенка (Что нас радует)

ü Ребенок проявляет интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам, рассматривает, обследует предметы, по-разному дей­ствует с ними по предложению взрослого или по собственной ини­циативе в течение 3—5 минут.

ü С удовольствием включается в деятельность экспериментирова­ния, организованную взрослым, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность в процессе познания свойств и качеств предметов.

ü Способен целенаправленно наблюдать за объектами в процессе организованного восприятия, внимателен к словам взрослого, дей­ствует по правилу.

ü Умеет выполнять простейший сенсорный анализ, выделяя с помо­щью взрослого наиболее ярко выраженные в предметах качества и свойства.

ü Понимает слова, обозначающие свойства предметов и способы об­следования, пытается использовать их в своей речи.

ü Стремится адекватно передать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

ü Отсутствие интереса у ребенка к исследованию предметов, наблю­дению за окружающим.

ü Недостаточно владеет обследовательскими действиями и не учиты­вает сенсорные признаки предметов и материалов в практической деятельности.

ü Ребенок испытывает большие трудности в сравнении и группиров­ке предметов по общим признакам, без помощи взрослого не ори­ентируется на эталон.

ü Не владеет словами, обозначающими основные свойства предметов и обследовательские действия.

 

Развитие математических представлений

Делаем первые шаги в математику.

Исследуем и экспериментируем

 

Задачи воспитания и развития детей

1. Привлекать внимание детей к освоению свойств предметов (формы, размера), отношений идентичности (такой же, как), по­рядка, равенства и неравенства, простых зависимостей между предметами в повседневных видах детской деятельности и к ис­пользованию освоенных умений с целью совершенствования игр, разнообразных практических действий.

2. Развивать активность и самостоятельность познания, поощрять проявление элементов творческой инициативы.

3. Осваивать и применять познавательные и речевые умения по выявлению свойств и отношений, речевых высказываний в жизнен­ных ситуациях, рисовании и лепке, природоведческих играх, констру­ировании.

Освоение задач математического развития детей осуществляется в повседневных видах деятельности: в бытовых процессах (одевании на прогулку, умывании, питании), в играх с различными материа­лами, игровых, развивающих ситуациях, развлечениях. С этой целью педагог помещает в игротеку игры на сопоставление и противопо­ставление, выбор по свойствам и отношениям (форме, размеру, рас­положению в пространстве, окраске), направленные на развитие по­знавательных способностей.

Это игры.

ü на освоение умений соотносить предмет с изображением, конту­ром или силуэтом («Найди такой же», «Рамки-вкладыши»);

ü выбор таких же элементов при составлении целого из частей («Сложи квадрат», «Составь картинку», игры с пазлами);

ü на объемное моделирование — сооружение простых построек из элементов (серии игр «Кубики для всех», конструкторы);

ü на воссоздание узоров, изображений по образцам или по замыслу («Уникуб», «Сложи узор»);

ü на освоение умений группировать по форме («такие же», «столько же», «все квадратные»), по форме и размеру (круглые большие), пользуясь логическими блоками Дьенеша, другими материалами.

Интеграция в группе детей 3—4 лет состоит в использовании обследования, группировки, действий по увеличению и уменьше­нию по количеству, отображению как в овладении математическими умениями, так и речевыми (называние свойств, отношений, про­стых зависимостей); умениями конструирования, изображения форм, величин (в рисовании, лепке, аппликации).

Интеграция осуществляется прежде всего в играх (особенно в играх с водой и песком), практической деятельности, в ситуациях, развлечениях. Педагог организует интеграционные упражнения, си­туации («Накормим кошку Мурку», «Круг, квадрат, снова круг, квадрат, а потом...»).

Ориентация детей в образовательной области О чем узнают дети

Ребенок 3—4 лет осваивает умения пользоваться предэталонами («как кирпичик»), эталонами форм — шар, куб, круг, квадрат, тре­угольник. Это расширяет возможности познания им окружающего мира.

Дети проявляют интерес к играм и материалам, с которыми можно практически действовать: накладывать, совмещать, раскла­дывать с целью получения какого-либо «образа», изменять полу­ченное.

Дети осваивают простые связи и отношения: что больше (мень­ше) по размеру, количеству, одинаковые и разные по цвету и размеру, уравнивают группы предметов (столько же), увеличивают иуменьшают, проявляют интерес к сосчитыванию небольших групп предметов.

Ребенок четвертого года жизни овладевает умением воспри­нимать и обобщать группу предметов по свойствам (все боль­шие; все квадратные и большие), что создает предпосылки для ос­воения равенства и неравенства двух количественных групп. Ос­воение приемов наложения и приложения способствует осмыслению сущности взаимнооднозначного соответствия двух множеств.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.