Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос №21. И.Бунин. Философско-нравственные проблемы смысла жизни в рассказах «Господин из Сан-Франциско» и «Братья». Композиция, символические образы.






Бунин в своем творчестве поднял все значительные темы и вопросы, которые всегда волновали русскую литературу: человеческая жизнь и смерть, их смысл, судьбы России, сущность русского народа, любовь во всех ее проявлениях. Тема смерти очень сильно и пронзительно звучит в бунинской прозе 1905—1915 годов. В ней нет никаких утешений вроде поэзии труда или радостей семейной жизни — быт бесконечно скучен, труд тяжел, люди бесповоротно чужды друг другу и, приходя в эту жизнь, сразу же устремляются к ее концу. Мы рассмотрим два рассказа этого периода, ясно его характеризующие: рассказ «Братья» и «Господин из Сан-Франциско».

В рассказе «Братья» бедный цейлонский рикша убивает себя, узнав, что его возлюбленную соблазнил кто-то из белых». Другой герой этого рассказа на первый взгляд полностью противопоставлен первому — это богатый англичанин, нанявший рикшу. Этот англичанин — хозяин жизни, который «в Японии покупал девочек, в месячные жены, в Китае бил палкой по головам беззащитных обезьяноподобных стариков, на Яве и на Цейлоне до предсмертного хрипа загонял рикш». Но как оказывается, герой страдает не только потому, что мучается печенью: он так же несчастен и неуверен в этой жизни, так же постоянно чувствует дыхание смерти и так же уязвим, как и нищий рикша, покончивший с собой. Разница между ними заключается только в том, что рикшу уже настигло то, чего еще боится англичанин, но что также однажды настигнет и его самого. Англичанина волнуют хрупкость и абсолютная случайность всего на свете — собственно, и жизнь, и смерть так же случайны и возможны, как и все остальное в этом мире. Герои вроде бы противопоставлены по своему положению и своим судьбам, но в действительности очень близки в своей глубинной сути. Ни одному, ни другому не открыт смысл жизни, оба не застрахованы от случайностей, которые могут так легко прервать человеческую жизнь, над обоими давлеет смерть и одинаковый финал ждет обоих: настигшая рикшу смерть также настигнет «хозяина жизни», только, возможно, в другой форме. Не случайно он сравнивает жизнь с бурным океаном, на горизонте которого тает след одинокого судна, чья неизбежная гибель — только вопрос времени. Описываемые события вырастают до символа, а сам рассказ звучит как притча.

Мир — бездна, пучина, трясина, и гибель —.лишь вопрос совпадения. Человеческая жизнь совершенно ничтожна по сравнению с миром, а сам человек беспомощен и слаб, независимо от того, что он собой являет с точки зрения социальной иерархии. Так развертывается проблема жизни и смерти в рассказе «Господин из Сан-Франциско» — одном из самых известных рассказов Бунина.

Богатый американец отправляется в путешествие в Италию на роскошном пароходе, но так и не получив удовольствия от поездки, он внезапно умирает. Его смерть мучительна и безобразна, так что «хозяин жизни» начинает вызывать сострадание. Герой отнюдь не являет собой образец духовных добродетелей и высот, но все окружение, независимо от социального положения, оказывается совер­шенно под стать ему, ничем не лучше его. После его смерти все демонстрируют брезгливое равнодушие к произошедшему, стремясь лишь сохранить разнузданное истерическое веселье. Даже танцующая пара оказывается нанятой за деньги. В мире оказывается все фальшивым и иллюзорным: любовь, богатство, высокое положение. Но отнюдь не иллюзорной и, пожалуй, единственной реальностью в жизни человека оказывается смерть.

Здесь основной темой становится не проблема вопиющих разрывов в социальном положении, а мимолетность и случайность человеческой жизни. Герой, вызывающий жалость личностной ущербностью, совершенно не противопоставлен всем остальным персонажам парохода. То, что случилось с господином из С-Ф могло произойти с кем угодно из присутствующих на корабле. Примечательно и название корабля «Атлантида»: это символ неизбежно идущих к краху, к смерти всех персонажей, веселящихся теперь на корабле.

Огромное значение для понимания рассказа имеет избранный Буниным эпиграф из Апокалипсиса: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий».

Бунин противопоставляет друг другу две силы — силу человеческого гения и силу природной стихии. Если первая воплощена в командире, то вторая нашла свое художественное воплощение в описании «океана». Это противопоставление двух сил —• человеческой дерзости и силы стихии — является движущей силой всей повести. «Океан, ходивший за стенами, был страшен, но о нем не думали, твердо веря во власть над ним командира...» — говорится в начале повести.

И. Бунин дает почувствовать эту другую мощь, всеразрушающую силу слепой стихии, о которой стараются не думать, но присутствие которой тяготеет над всеми. Но эту последнюю минуту «гибели Вавилона» не хотел показать нам Бунин. Наоборот, он с необычайной художественной силой заполнил определение, которое дано Вавилону в Апокалипсисе. За стенами этого города протекает наша человеческая, слишком человеческая, жизнь, с ее радостями и горестями, с очарованием первой любви, не все ли равно чем пробужденной в юной душе, со страшным призраком смерти, неожиданно, всегда врасплох нас застающей. Но кто-то издали следит за нашим заумным миром, погруженным в океан стихии, и только некоторым нет-; нет и послышится голос сирены: «Горе тебе, Вавилон крепкий».

Г. — один из многих пассажиров большого корабля «Атлантида», похожего «на громадный отель со всеми удобствами, — с ночным баром, с восточными банями, с собственной газетой». Океан, уже давно ставший в мировой литературе символом жизни в ее изменчивости, грозности и непредсказуемости «Сирена» — символ мирового хаоса, «музыка» — спокойной гармонии. В конце рассказа Бунин повторно описывает блестящую и легкую жизнь пассажиров корабля, в том числе танец пары нанятых влюбленных: и никто не знал их тайну и усталость от притворства, никто не знал о теле Г. «на дне темного трюма, в соседстве с мрач­ными и знойными недрами корабля, тяжко одолевавшего мрак, океан, вьюгу...». Этот финал можно трактовать как победу над смертью и в то же время как подчиненность извечному кругу бытия: жизнь — смерть.

Писателя до самой смерти интересовала сущность человеческой жизни, ее хрупкость и изначальная обреченность на смерть, которая всегда по большому счету только случайность, но случайность, фатальная для человека. И вывод, к которому приходит Бунин, можно сформулировать следующим образом: сама жизнь, которая дается человеку по никому, кроме Бога, не понятным причинам, и смерть, обрывающая эту жизнь, все оказывается делом случая, и, более того, жизнь, любовь и смерть оказываются взаимосвязанными и взаимообусловленными, порой просто «неразводимыми». Именно этому феномену и посвящена яркая проза писателя.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.