Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическая работа

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

Кафедра экономики кино и телевидения

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

по дисциплине «Институциональная экономика»

на тему «Институциональный анализ государственных закупок в России»

Выполнила:

студентка 146 гр.

Аверина Полина

Проверил:

к.э.н.

Смолокуров Е.В.

 

Санкт-Петербург

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3-4

Глава 1.Сущность и структура гос. закупок………………………………..5-14

1.1.Понятие и основные принципы государственных закупок………….…5-10

1.2.Нормативно-правовая база гос. закупок………………………………10-14

Глава 2.Анализ гос. закупок в РФ…………………………………………..15-26

2.1.Анализ госзаказов и основные проблемы гос. закупок………………..15-24

2.2.Пути решения проблем…………………………………………………24-26

Заключение………………………………………………………………..….27-28

Библиография...................................................................................................29-30

 

 

Введение

Данная работа посвящена теме институционального анализа государственных закупок в России. В большинстве стран государство- это один из самых главных закупщиков продукции. Государственные закупки занимают значительное место в расходах бюджета, поэтому они являются действенным инструментом управления экономикой. Госзакупки выступают результатом и заключительной стадией процесса обеспечения общественных потребностей.

В отечественной экономической науке и практике еще остался нерешенным целый ряд проблем организационного и законодательного обеспечение закупок для государственных нужд. Следовательно, данная тема на сегодняшний день, несомненно, является актуальной.

Цель работы заключается в том, чтобы провести институциональный анализ государственных закупок в России, разработать комплекс мер для решения проблем, с которыми приходится сталкиваться при реализации процесса гос. закупок. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.рассмотреть структуру и нормативно-правовую базу гос. закупок,

2.проанализировать государственные заказы и основные проблемы гос. закупок.

Предметом работы является институциональный анализ, а объектом-государственные закупки.

Первая глава данной работы представляет собой теоретическую часть, в которой будут раскрыты такие вопросы, как главные критерии для проведения государственных закупок, более подробное раскрытие процедуры проведения гос. закупок и перечисление законов и других нормативных актов, с помощью которых осуществляется регулирование госзакупок в РФ.

Во второй главе будет проведен анализ существующего состояния государственных закупок в России, выявлены основные проблемы, связанные с их проведением, а также представлены пути решения для совершенствования данной системы.

В конце всей работы будет представлен общий вывод по проделанной работе в сфере институционального анализа государственных закупок в России.

 

 

Глава 1. Сущность и структура государственных закупок.

1.1. Понятие и основные принципы гос. закупок.

За последнее столетие функции государства значительно расширились, особенно в промышленно развитых странах. Если говорить об экономической роли государства, то для ее определения наиболее существенными являются масштабы государственной собственности и доля государственных расходов в ВВП страны. А именно, государственные расходы составляют сейчас почти половину ВВП в промышленно развитых странах и примерно одну четверть- в развивающихся. [1; 14]

Мощным рычагом влияния государства на экономику является система государственных заказов, закупок продукции, работ и услуг для государственных нужд. Госзакупки подразумевают выполнение государством различных функций, ориентированных на повышение централизованной управляемости, предотвращение неконтролируемого нарастания затрат, сокращение расходов государственного бюджета, управление материальными потоками при условии соответствия их рыночным отношениям. [1; 14]

Поскольку государственные закупки занимают значительное место в затратной части бюджета большинства развитых стран, то они являются действенным инструментом управления экономикой. Поэтому всегда являются актуальными проблемы организации государственных закупок. [1; 15]

Государственные закупки- это закупки, т.е. приобретение товаров, работ, услуг для государственных нужд. А нужды у государства могут быть самые разнообразные: это и строительство объектов, и выполнение работ по их обеспечению, и поставка продовольственных и других товаров, и т.д. То есть, спектр товаров (работ, услуг), которые могут быть объектами госзакупок, очень широк. [7]

Эти закупки осуществляются за счет средств налогоплательщиков, аккумулированных в соответствующих бюджетах и внебюджетных фондах. Именно это обстоятельство должно являться решающим при отнесении закупочной деятельности тех или иных субъектов гражданского права к сфере госзакупок. [10]

Государственные закупки осуществляются в соответствии со специально разработанными процедурами и правилами, закрепленными в законодательстве.

Рассмотрим далее главные критерии для проведения госузакупок. К этим принципам можно отнести следующее:

1. Справедливость и равенство по отношению к участникам торгов. Это означает, что всем поставщикам, принимающим участие в конкурсе, предоставляются равные права, возможности участия и равный доступ к информации. [11]

2. Открытость и прозрачность. Госзаказчик обязан публиковать всю информацию о ходе проведения торгов на сайте государственных закупок и давать извещение в СМИ о мероприятиях, связанных с закупками. [11]

3. Эффективное использование государственных средств.Товары и услуги должны приобретаться за минимально возможные средства.

4. Ответственность. Должна вестись строгая отчетность по госзакупкам и обосновываться причины, по которым выбран тот или иной исполнитель. В случае сговора ответственность будут нести обе стороны, при этом исполнитель попадает в реестр, где указаны недобросовестные поставщики. Контроль за проведением тендера осуществляет ФАС (Федеральная антимонопольная служба)

5. Подотчётность. Вся письменная отчетность по важным этапам осуществления закупок и принимаемых решений предоставляется заинтересованным органам (проверяющим, общественным организациям, СМИ) [3; 28]

Также, в России существует определенная процедура проведения государственных закупок.

Официальные сайты

В соответствии с действующим законодательством государственные закупки проводятся в виде тендеров (т.е. открытых конкурсов). Вся информация о предстоящих, действующих, а также завершенных тендерах должна размещаться на сайте государственных закупок. У каждого региона страны есть свой сайт. Все сайты устроены абсолютно одинаково. Это, в свою очередь, облегчает поиск для поставщиков. Информация на сайте открыта для всех, она постоянно обновляется и должна быть всегда актуальной. [11]

На сайте, где проводился конкурс, организаторы обязаны опубликовать списки участников, объявить итоги и назвать победителя. Для достижения прозрачности указываются суммы заключенных контрактов и сэкономленных средств. [11]

Способы размещения госзакупок

Сейчас заказы на закупки можно разместить различными способами: конкурсы, электронные торги, запрос котировок или закупки у одного поставщика. Далее, рассмотрим более подробно эти понятия.

Торги — это специфическая форма организации торговли, являющаяся неизбежным следствием рыночных отношений, ког­да отсутствуют твердо фиксированные цены. Торги и служат установлению действительных цен на товар. Они проводятся в форме аукциона или конкурса. [2; 424]

Под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта. Аукцион открытым и закрытым. [2; 424]

Извещение о проведении аукциона публикуется в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе.

Процедура подачи, рассмотрения заявок и допуска участников к аукциону схожа с аналогичными процедурами при поведении торгов в форме конкурса.

Единицей уменьшения цены контракта служит «шаг аукциона», который составляет 5% первоначальной цены. Победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену.

Государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона.

Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

Конкурс может быть закрытым (в случае, если сведения содержат государственную тайну) или открытым. [2, 425]

Извещение о проведении конкурса публикуется в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.

Для участия в конкурсе необходимо подать заявку в срок и по формам, которые установлены конкурсной документацией.

Запрос котировок (для контракта на сумму до 500 тысяч рублей)

Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. [7]

Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Извещение размещается на официальном сайте не менее чем за 7 рабочих дней до истечения срока подачи котировочных заявок, если сумма контракта не превышает 250 т.р. – за 4 рабочих дня.

Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг.

Государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через 7 дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через двадцать дней со дня подписания указанного протокола. [7]

Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

В определенных в законе случаях государственный или муниципальный контракт заключатся с единственным поставщиком. Такое размещение применяется, например, когда представлена только одна заявка на участие в конкурсе, заявка на участие в аукционе или котировочная заявка; осуществляется размещение заказов на приобретение произведений литературы и искусства определенных авторов, в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права на такие произведения и т.д.

Кроме того, есть одноэтапные и двухэтапные тендеры. В ходе проведения одноэтапного тендера требования к госзакупкам остаются неизменными. Во время проведения двухэтапного тендера могут произойти некоторые изменения. Сначала ведутся переговоры с поставщиками и лишь на втором этапе формулируются точные требования к поставкам. [11]

Проведение открытых аукционов в электронной форме

Аукционы в электронной форме представляют все больший интерес. Этот способ не требует больших средств и прост в реализации. В результате проведения аукциона достигается максимальная прозрачность выбора поставщика, потому что госзаказчик не знает, кто предлагает те или иные условия. Поставщики получают через сайт госзакупок зашифрованные наименования, чтобы сохранять анонимность.

Данный способ имеет ряд преимуществ. Во-первых, не требуется разрабатывать документацию, информация о тендерах уже содержится на сайте. Во-вторых, госзакупки могут быть проведены в кратчайшие сроки. И в-третьих, достигается максимальная экономия средств. [11]

Когда победитель тендера определен, необходимо четко обговорить условия контракта. Все заключенные контракты попадают в реестр, который размещен на сайте государственных закупок.

1.2. Нормативно-правовая база государственных закупок

Государственные закупки в России регулируются с помощью:

I.Конституция РФ

II.Федеральное законодательство (далее будут рассмотретрены основные законы этого законодательства)

Федеральный закон от 18 июля 2011 года №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [10]

Данный Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к их закупке.

1. государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов; [14]

2.дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 настоящей части юридическим лицам;

3.дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 настоящей части дочерним хозяйственным обществам.

Федеральный закон №94-Ф3 от 2107.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [10]

Главная цель закона состоит в том, чтобы создать в России единое экономическое пространство с конкурентными процедурами, которое обеспечит выполнение государством своих функций через государственные и муниципальные закупки. Закон о закупках товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд устанавливает единый порядок закупок на бюджетные деньги на условиях развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Он был принят Государственной Думой 8 июля 2005 года, затем одобрен Советом Федерации 13 июля 2005 г. и, наконец, вступил в силу с 1 января 2006 года.

Федеральный закон от 6 апреля 2011 года №630Ф3 «Об электронной подписи»

Данный закон осуществляет правовое регулирование отношений в области использования электронных подписей:

1.Отношения в области использования электронных подписей регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также соглашениями между участниками электронного взаимодействия. Если иное не установлено федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или решением о создании корпоративной информационной системы, порядок использования электронной подписи в корпоративной информационной системе может устанавливаться оператором этой системы или соглашением между участниками электронного взаимодействия в ней.

2.Виды электронных подписей, используемых органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, порядок их использования, а также требования об обеспечении совместимости средств электронных подписей при организации электронного взаимодействия указанных органов между собой устанавливает Правительство Российской Федерации.

Федеральный закон от 26 июля 2006 года №135-Ф3 «О защите конкуренции»

1.Настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

-монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

-недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. [14]

2.Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Федеральный закон от 10 января 2002 года №1-Ф3 «Об электронной цифровой подписи»

Целью настоящего Федерального закона является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. [14]

Также, существует проект закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг». Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу формирования федеральной контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг, принципы, этапы и круг ее участников, способы закупок и условия их применения. [15]

III. Гражданский кодекс РФ

IV.В-четвертых, Бюджетный кодекс РФ

V.Постановление Правительства РФ.

Например, постановление Правительства РФ от 21 Июня 2012 г №6 616 об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.

Существует ряд других постановлений, которые были направлены на установление начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на определение официального сайта РФ в сети и Интернет для размещения информации о проведении торгов и т.д. [15]

VI.Приказы ФАС России

Приказ ФАС России №180 от 19 ноября 2004 года о перечне должностных лиц территориальных органов федеральной антимонопольной службы (ФАС России), управомоченных оставлять протокол об административном правонарушении.

VI.Приказы МЭРТ России (Минэкономразвития РФ)

Сюда можно отнести приказы об условиях допуска товаров, происходящих от иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд и т.д.

Следовательно, в данной главе было рассмотрено понятие государственных закупок и их основные принципы. К ним относятся: справедливость и равенство по отношению к участникам торгов, открытость и прозрачность ответственность, эффективное использование государственных средств и подотчётность. А также, были рассмотрены способы размещения госзакупок и нормативно-правовая база.

 

 

Глава 2. Анализ государственных закупок в России.

2.1. Анализ государственных заказов и основные проблемы государственных закупок

По данным 2011 года в госзакупках участвовали 300 тыс. госзаказчиков и 80 тыс. поставщиков. Объем российского рынка госзакупок оценивается в 6 трлн. рублей, а с учетом закупок госкомпаний и госмонополий – в 13 триллионов рублей. Объем госзаказа в год равен 13% российского ВВП. Закупки государственного сектора - это около 1/5 всего внутреннего спроса.(17)

На рис. 2.1 представлена диаграмма, в которой указаны основные заказчики за 2012 год. Цена контракта является начальной, т.е. максимальной.

 

 

Рис. 2.1 Заказчики 2012 г. (в млрд. руб.)

Таким образом, можно выявить лидеров данной сферы. К ним относятся департамент города Москвы по конкурентной политике (204, 6 млрд. руб.), а также департамент строительства Москвы (163, 9 млрд. руб) Общая сумма заказа составила 1027, 1 млрд.руб.

Аналогичные данные так же есть по текущему 2013 году. На рис. 2.2 представлены заказчики за 2013 год.

 

Рис. 2.2 Заказчики 2013 (в млрд. руб.)

В данном случае основными лидерами из числа заказчиков за прошедший период являются гос. корпорация по атомной энергии «Росатом» (97, 6 млрд. руб) и Министерство промышленности и торговли РФ с суммой заказа 33, 3 млрд. руб. Также, можем заметить, что многие из заказчиков 2012 года, стали заказчиками и 2013 года. Например, Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств и Министерство промышленности и торговли РФ.

Анализируя ситуацию только за март 2013 года, можно наблюдать аналогичную ситуацию. В данном случае, повторными заказчиками стали Департамент строительства города Москвы; Федеральное государственное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Центральная Россия» Федерального дорожного агентства»; Министерство Здравоохранения РФ. [16]

 

 

 

Рис. 2.3 Заказчики месяца (в млрд.)

Следовательно, проанализировав статистические данные, можно сделать вывод, что в большей мере заказы осуществляются на строительство, торговлю и промышленность, закупку вооруженной техники, на дороги, а также на здравоохранение РФ.

Далее рассмотрим динамику закупок для государственных нужд. Для этого обратимся к таблице 2.1.

 

Таблица 2.1

Динамика закупок для гос. нужд

       
Федеральный бюджет (расходы), млрд. руб.      
ВВП, млрд. руб.      
Государственные закупки, млрд. руб.      
Объем закупок в % к расходам бюджета 40, 0% 53, 6% 49, 0%
Объем закупок в % к ВВП 6, 4% 9, 0% 7, 9%

 

Следовательно, динамика рынка государственных закупок характеризуется устойчивым ростом объема закупок. Из-за кризиса 2008 г. рост объема закупок был замедлен, но после него можно наблюдать дальнейшую тенденцию к росту.

При этом, самым популярным способом размещения государственного заказа, по данным 2010 года, стал открытый аукцион. Об этом свидетельствует таблица 2.2, представленная ниже.

Таблица 2.2

Способы размещения гос. заказа на 2010 год. (тыс. руб)

Открытый конкурс 37 191
Открытый аукцион 30 193
Запрос котировок 326 295
Открытый аукцион в электронной форме  

 

В настоящее время, все большую популярность набирает и электронные торги. По данным ЗАО «Сбербанк-АСТ», опубликованным в статье «По объему госзакупок Россия обогнала Англию», приведенной на сайте госзакупок и электронных торгов для госзаказов, представлено высказывание председателя совета директоров: «В начале двухтысячных годов электронные аукционы только завоевывали пространство на территории России. Однако за 10 лет в этой области произошла настоящая революция. С учетом принятия 94 закона, мы оказались впереди планеты всей.» [8]

По данным, сайта единой электронной торговой площадки всего было объявлено 11 506 процедур на общую сумму 78 784 379 471 руб. В таблице 2.3. выявлены основные категории, по которым осуществляется в настоящее время электронные аукционы. [4]

 

Таблица 2.3

Основные категории электронных аукционов

Категория классификатора Кол-во торгов, шт. Объем торгов, руб.
Военная промышленность, самооборона   159 291 959
Здоровье, медицина, фармацевтика   9 243 635 453
Информационные технологии и телекоммуникации   2 587 137 017
Наука, образование культура и ис-во   191 430 909
Транспорт, топливо, логистика   7 982 923 465
Продукты питания, организация питания   1 367 458 160
Промышленное, производственное и торговое оборудование   1 8860 649 625

 

Таким образом, больше всего торгов на электронных аукционах было произведено в сфере медицины, и объем этих торгов составил 9 243 635 453 руб. Если же выделять категорию-лидер по объему торгов, то таким является строительство и ремонт, общий объем которого составил 53 115 749 871 руб.

Система госзакупок находится пока в самом начале становления. Поэтому в ней огромное количество проблем. Она недостаточно проработана, существует не в том виде, которого требуют современное общество и современная экономика. Далее, рассмотрим основные проблемы в системе госзакупок:

1. Одна из глобальных проблем государственных закупок России- это коррупция. Статистика 2011 года показывает, что:

– не состоялись 64 % всех аукционов, 57% конкурсов;

– 59% закупочного бюджета составили закупки у единственного поставщика, то есть без проведения торгов [17]

При этом, возможность коррупции можно наблюдать в каждом способе размещения госзаказа.

Какие коррупционные схемы есть в запросе котировок.

-фирма, участвующая в сговоре всегда успеет подать заявку на сумму заведомо ниже, чем у всех остальных участников;

-сроки выполнения работ- выставляются минимальными, заведомо не выполнимыми для участников «с улицы»;

-объемы работ – выставляются очень большие, заведомо не выполнимые за указанную сумму (часто в строительстве, разработке сайтов – например, к разработке сайта добавляют создание видео роликов, проведение маркетинговых исследований, услуги которые сложно проверить по итогу работы);

- указываются огромные сроки оплаты за выполненные работы, например “через 45 дней после подписания актов выполненных работ, при условии поступления денег из Федерального Бюджета”. Посторонних заказчиков, это часто пугает. Реальные сроки окончательной оплаты фирма, участвующая в сговоре, знает всегда. [5]

Какие коррупционные схемы есть в открытом аукционе:
Все тоже самое, что и в запросе котировок, за исключением подтасовки заявок с ценами. А также:
— максимально не допускают сторонних подрядчиков до аукциона на основании законных и не законных требований;
— обеспечение исполнения госконтракта только деньгами, отсеивает фирмы с недостатком денежных средств.

Какие коррупционные схемы есть в открытом конкурсе:
Тут ко всем перечисленным схемам добавляется оценка подрядчика по непрозрачным критериям. [5]

1. К следующей проблеме можно отнести нецелесообразность закупок

В этом можно убедиться, рассмотрев статью, приведенной на сайте «Феномен. Бухгалтерские услуги» анализ заказов на содержание приюта для бездомных собак в Восточном округе в 2012 году. Его общая стоимость 160 млн. руб., и он является одним из самых дорогих (заказчик — Департамент города Москвы по конкурентной политике). Проведя вычисления, были обнаружены следующие интересные факты: одна собака в питомнике «съедает» 4900 бюджетных рублей в месяц. Для сравнения (табл. 2.4)

Таблица 2.4.

Сравнительная характеристика месячных показателей (тыс.руб.)

Показатель (в месяц) До 2012 года С 2012 года
Пособие на ребенка (от 1, 5- до 3 лет)    
Размер максимального пособия по безработице 4 900 4 900
Прожиточный минимум российского пенсионера   4 961 (с 7 января)

 

Данная таблица является ярким примером неэффективности использования денег на госзаказ.

Еще один яркий пример, из статьи «Деньги на госзаказ спускают как на ветег», приведенной на том же сайте: 30 сентября 2011 года был объявлен открытый аукцион в электронной форме «на право заключения гражданско-правового договора на выполнение работ по уборке сухостойных и упавших деревьев с дроблением пней и утилизацией порубочных остатков» на территории ПКиО «Фили». Победителем стало ООО «Зеленые насаждения», которое вызвалось провести работы за 17, 3 млн. руб. к 15 декабря 2011 года. [12]

В смете был прописан огромный объем работ — подобрать с земли пять тысяч деревьев, вывезти за город 4, 3 тыс. тонн щепы. Однако через некоторый промежуток времени никаких уборочных работ так и не наблюдалось.

Подрядчик заявил, что «выполнение мероприятий было затянуто в связи с мелкими бюрократическими проволочками». А замдиректора ПКиО «Фили» сообщил, что «уже идет приемка работы». Между тем на территории парка особых изменений так и не произошло. [12]

И таких ситуаций в нашей стране существует огромное множество.

3. Увеличение количества контактов, заключенных с «единственным поставщиком», то есть без проведения каких-либо конкурентных процедур

4. Отсутствие контроля планов закупок, открывающих возможности для осуществления закупок, не отвечающих интересам государства, в том числе закупок товаров с «ненужными» характеристиками

5. На конференции, посвящённой проблемам в области государственных закупок, которая была проведена в 2011 году, управляющий ЗАО консалтинговой группой «Ценный совет» Чайка Евгений Валентинович выдвинул еще две основные проблемы госзакупок в России.

Одна из таких проблем заключается в том, что в нашей стране главное закупить экономно, а не эффективно. Это, в свою очередь, совершенно разные понятия.

Вторая проблема- отсутствие единой информационной базы, что является особенно затруднительным для малого бизнеса.

6. Так получается, что значительная часть торгов объявляется ближе к середине года, пока принимается бюджет, пока госзаказчик согласует тематику конкурсов внутри ведомства, пока напишет техзадание и т.д. В том числе поэтому многие заказчики вынуждены неформально договариваться с подрядчиками о начале работ заранее (такая практика до принятия 94 закона была особо популярна и конечно сейчас она существует) и потом уже в меру своих возможностей госзаказчик обеспечивает «правильный конкурс»

7. Финансовое обеспечение и штрафы, которые взимают госзаказчики в случаях, когда поставщики нарушают свои обязательства, нередко перечисляются не напрямую в бюджет, а деньги уходят непосредственно самому заказчику. [14]

8. Проблема сговора. Например, Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Москве в настоящее время расследует более 100 эпизодов с целью выявления признаков сговоров. [9]

9. Сложность процедур участия в госзакупках, что является очень проблемным для обоих сторон.

Таким образом, все возможные коррупционные схемы в большинстве случаев применяются на практике.

2.2. Пути решения проблем

Для решения выделенных проблем необходимо осуществить следующие меры:

1. Необходимо ввести штрафные санкции за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту. Когда поставщик просрочил исполнение своих обязательств, предусмотренных государственным или муниципальным контрактом, то заказчик вправе потребовать уплату неустойки. Причем, полученные деньги должны идти непосредственно в бюджет государства. За этим необходимо установить особый контроль.

2. Более эффективное использование средств государственного бюджета. А именно, рационально оценить нужды государств, и тратить средства бюджета на первостепенные нужды.

3. При установлении такого факта, как коррупция со стороны фирмы-поставщика необходимо принять надлежащие меры. А именно, занести данную фирму в «черный список» неблагонадежных фирм. Также, этот документ должен быть свободно доступным, особенно в Интернете.

4. Проводить больше тендеров с целью сокращения монополизации.

5. Не менее важно, смотреть на качество приобретаемой продукции, товаров и услуг. Не всегда то, что дешево обладает хорошим качеством. Для этого, должно быть еще больше расширено количество работ и услуг, в отношении которых при отборе заявок на участие в конкурсе, можно применять квалификацию. Таким образом, существенно повысится качество выполняемых работ и услуг. Особенно это важно в таких сферах, как медицинское обслуживание и строительство.

6. Обеспечить еще большую прозрачность и гласность заказов

7. Необходимо подготавливать квалифицированных специалистов в области госзакупок

8. Выстраивание правильной процедуры планирования конкурсов. Это значительно повысит эффективность закупок. Все подготовительные работы должны быть проведены госзаказчиком еще на этапе формирования бюджета. Плановые конкурсы должны быть обязательно объявлены еще в первые месяцы года. [9]

9. В итоге, все сводится к том, что необходимо совершенствовать нормативные основы. Наша страна обладает огромной территорией. Отраслевые особенности размещения госзаказа в отдельных сферах деятельности создают условия для дифференциации подходов к регулированию размещения заказов, что впоследствии также потребует изменения законодательства. Таким образом, процесс совершенствования нормативных правовых основ в сфере размещения государственных заказов должен находиться в постоянной динамике. И государство должно приложить все усилия для обеспечения прозрачности, справедливости и действенности процедуры госзакупок, что является важнейшим фактором эффективного функционирования системы государственных закупок в России.

Все эти меры так или иначе помогут в борьбе с коррупцией.

В этом и заключаются основные пути решения для преодоления проблем в государственных закупках, которые существуют на сегодняшний день в России.

В данной главе был проведен анализ самых частых государственных заказов за 2012 и начало 2013 г.г. Также была рассмотрена динамика закупок для государственных нужд и рейтинг самых популярных по размещению госзаказов. Далее были приведены все основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться при совершении государственных закупок и предложены пути решения данных проблем.

 

Заключение

На основе проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1. Государственные расходы составляют сейчас почти половину ВВП в промышленно развитых странах и примерно одну четверть- в развивающихся.

2. Государственные закупки- это закупки, т.е. приобретение товаров, работ, услуг для государственных нужд.

3. Выделяют следующие основные принципы госзакупок: справедливость и равенство по отношению к участникам торгов, открытость и прозрачность, эффективное использование государственных средств, ответственность, подотчётность

4. Объем российского рынка госзакупок оценивается в 6 трлн. рублей, а с учетом закупок госкомпаний и госмонополий – в 13 триллионов рублей

5. Сейчас заказы на закупки можно разместить различными способами: конкурсы, электронные торги, запрос котировок или закупки у одного поставщика.

6. Самым популярным способом размещения, по данным 2010 года, стал открытый аукцион

7. Государственные закупки в России регулируются с помощью Федерального законодательства, постановлений правительства РФ, приказов ФАС и приказов Минэкономразвития РФ.

8. К основным проблемам госзакупок в России можно отнести коррупцию; нецелесообразность закупок; сговоры; отсутствие должного внимания качеству продукции; увеличение за последние года количества контактов, заключенных с «единственным поставщиком»; отсутствие контроля плана закупок; кража денежных средств и сложность процедур участия в госзакупках.

9. Для решения проблем необходимо осуществить важные меры: подготовить квалифицированных специалистов в области госзакупок, выстроить правильные процедуры планирования конкурсов, более эффективно использовать средства государственного бюджета, проводить больше тендеров с целью сокращения монополизации, уделять должное внимание просмотру качества приобретаемой продукции. В итоге все сводится к тому, что необходимо совершенствовать нормативные основы.

Таким образом, рынок государственных закупок в России с каждым годом будет только расти. Основная проблема-это коррупция, которая присуща всем сферам общественной жизни, и решать ее необходимо глобально, а не в отдельно взятом секторе.

Следовательно, цель данной работы была достигнута, а именно, был проведен институциональный анализ государственных закупок в России.

 

Библиография

1. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/ Под общей ред. проф. Г.Л.Багиева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.- 231 с.

2.Жилинский С.Э. Учебник для вузов. Правовая основа предпринимательской деятельности. Изд. 8-е., пересмотренное и дополненное, Москва: НОРМА, 2007г. -944с.

3.Логистика государственных закупок: учебно-методическое пособие/ В.А. Галанов, О.А. Гришина, С.Р. Шибаев.-М.: ИНФРА-М, 2010.

4.Официальный сайт единой электронной площадки [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://etp.roseltorg.ru/ (дата обращения: 17.03.13 в 19: 16)

5.Официальный сайт газеты Моя газета [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://mygazeta.com/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F/goszakupki-problemy-i-korruptsionnye.html

6.Официальный сайт Риановости [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://ria.ru/trend/government_order_30032010/

7.Официальный сайт портала предпринимателей smallbusiness.ru [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://smallbusiness.ru/start/goshelp/1105

8.Официальный сайт госзакупок, электронных торгов для госзаказа torg94 [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://torg94.ru/news.php3? dummy=1& nID=456 (дата обращения: 17.03.13 в 19.02)

9. Официальный сайт госзакупок, электронных торгов для госзаказа torg94 [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://torg94.ru/stat.php3? dummy=1& nID=2813 (дата обращения: 14.03.13. в 11: 01.)

10.Официальный сайт госзакупок [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://triatrade.narod.ru/basics/basics.htm

11. Официальный сайт госзакупок, электронных торгов для госзаказа torg94 [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://torg94.ru/zak.php3

12.Официальный сайт бухгалтерских услуг Финомен [Электронный ресур].-Режим доступа: https://www.finomenov.ru/economy/37512-dengi-na-goszakaz-spuskayut-kak-na-veter.html

13.Официальный сайт информационно-аналитического портала Funds Hub.ru [Электронный доступ].-Режим доступа: https://www.fundshub.ru/market/regulation/12035.php

14.Официальный сайт общественного портала госзакупок [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://www.gov-zakupki.ru/zakon/

15.Официальный сайт Госзаказ Росси [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://www.gos-zakaz.com/law/ (дата обращения: 13.03.13. в 14: 36)

16.https://www.3akupki.ru/charts (дата обращения: 14.03.13. в 16.26)

17.Официальный сайт Закупки-тендеры. РФ [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://zakupki-tendery.ru/articles/item/149-federalnaya-kontraktnaya-sistema-perspektiva-razvitiya-sistemy-goszakupok-v-rossii (дата обращения: 14.03.13)

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Подари себе молодость и здоровье | Шкода яловичини




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.