Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема самосознания в рассказах В. Шукшина.






Шукши́ н Василий Макарович (1929 – 1974), русский писатель, режиссёр, актёр.

Рано начал работать – сначала в колхозе, затем грузчиком, ремонтником на железной дороге, строителем. В 1954 г. уехал в Москву, закончил режиссёрское отделение Всесоюзного государственного ин-та кинематографии. Авторский дебют – рассказ «Двое на телеге» (1958). Рассказы Шукшина составили несколько сборников: «Сельские жители» (1963), «Там вдали» (1968), «Земляки» (1970), «Характеры» (1973), «Беседы при ясной луне» (1974); после смерти Шукшина вышли сборники «Брат мой» и «Избранные произведения» (2 т., оба – 1975), которые он успел в основном составить сам.

Многое в характерах героев Шукшина объясняет его признание: «Меня больше интересует „ история души ”, и ради её выявления я сознательно многое опускаю из внешней жизни того человека, чья душа меня волнует». Шукшин выделяет три разновидности рассказа: рассказ-судьба, рассказ-характер, рассказ-исповедь. Писатель открыл множество человеческих типов, «чудиков», неповторимых своей индивидуальностью, открывающих правду жизни, «мастеров», пытающихся осознать красоту мира и человека. Большинство его героев – стихийные мыслители, они стремятся разгадать «вечные» вопросы – как прожить жизнь, в чём её высший смысл, как встретить смерть: «Верую», «Алёша Бесконвойный», «В профиль и анфас», «Как помирал старик», «Мастер», «Залётный», «Обида», «Забуксовал», «Земляки». В основе конфликта рассказов Шукшина лежит столкновение человека-«чудика» с равнодушным, думающим лишь о собственном благополучии человеком; комическое часто сочетается с трагическим, сюжет чреват драмой. Поступки героев определяются стремлением к справедливости, желанием отстоять своё человеческое достоинство, упорядочить мир. Шукшинский герой выступает против насаждаемых стандартов, заявляет о праве человека на внутреннюю свободу, на свои вкусы и привычки. Роман «Любавины» (1965) повествует о классовой борьбе в Сибири послереволюционных лет, о путях и судьбах крестьянства в условиях НЭПа. Роман «Я пришёл дать вам волю» (1971) написан параллельно с киносценарием о Степане Разине, но снять фильм Шукшину так и не довелось. Самое зрелое из крупных произведений Шукшина – киноповесть «Калина красная» (1973): и повесть, и картина, снятая по ней (1974), вызвали большой интерес, оживлённое толкование судьбы героя Егора Прокудина. «Повесть для театра» «Энергичные люди» (1973), повесть «А поутру они проснулись» (1973, не завершена) открыли в Шукшине талант театрального драматурга. В конце жизни Шукшин обращался к жанру философской притчи: повести-сказки «Точка зрения» (1974) и «До третьих петухов: Сказка про Ивана-дурака, как он ходил за тридевять земель набираться ума-разума». Шукшин известен как актёр (роль директора комбината в кинофильме С. Герасимова «У озера», 1971) и режиссёр: «Живёт такой парень» (1964), «Ваш сын и брат» (1966), «Странные люди» (1970), «Печки-лавочки» (1974).

Писатель раскрывает причины драматических противоречий между внутренним миром личности и социальной действительностью. Его волнуют не столько сами проблемы и противоречия, сколько то, как они преломляются в духовном и нравственном мире человека.

Сборник " Сельские жители" – составляют эскизы, зарисовки деревенской жизни, в которых даются герои, еще не потерявшие свою целостность, сохранившие неразрывную связь со своим укладом. Это рассказы " Степкина Любовь", " Солнце, старик и девушка", " Сельские жители", " Ленка", " Светлые души".

Новеллистичность художественного мира (то есть преобладание жанра рассказа, новеллы) писателя обусловлена двумя принципиальными моментами: 1) изображением распавшегося мира, в котором нет цельных героев (их он будет искать в романах " Я пришел дать вам волю" и " Любавины"), и 2) изображением множественности вариантов и разных моментов личностного самоопределения. Эта доминанта в эстетике писателя связана с волей человека, с его личным импульсом, поэтому В. Шукшин показывает не судьбу в целом, а миг духовного слома, ситуацию, определяющую судьбу. В целом концепция человека совпадает с общей линией в литературе национального самосознания: человек отпал от рода и прежней цивилизации, но должен обрести связь с общими началами обнаружившейся " другой" жизни.

Можно говорить о нескольких этапах освоения этой проблематики в творчестве В. Шукшина. Поначалу его герой – чудик из одноименного рассказа. Рассказ " Чудик" (1967) повествует об особом творческом складе русского человека. Герой рассказа, сельский киномеханик Василий Егорыч Князев, которого жена называла Чудиком, – взрослый человек, но его миропонимание странно и необычно для общества, в котором он живет. Фабульно этот рассказ о поездке тридцатидевятилетнего сельского киномеханика Василия Князева на Урал в гости к брату. В поведении героя отсутствуют стереотипы. Герой рассказа, став взрослым, сумел сохранить в себе непосредственное детское отношение к людям, к миру, ко всему, что его окружает, " детскость" своей души, то есть открытое и доверчивое отношение к окружающему миру, к природе, к людям. Каждую жизненную ситуацию, в которую он попадает, Князев пытается решить творчески, проиграть, как маленький спектакль, что часто воспринимается неоднозначно и неадекватно зрителями, поэтому с ним " постоянно что-нибудь случалось. Он… то и дело влипал в какие-нибудь истории – мелкие, впрочем, но досадные". Мы видим несколько таких анекдотичных ситуаций (сцена в магазине, на почте, в гостях у брата). Драматичность ситуации заключается в том, что общество не захотело и не сумело понять таланта Князева, не оценило поэтичности и красоты его натуры, поэтому герой получает свое прозвище: герой рассказа остался не понят ни своей женой, ни братом, ни его женой.

В дальнейшем все герои рассказов В. Шукшина будут называться чудиками, и это определение обретет немного другой смысл. Слово " Чудик" будет означать отличие героя В. Шукшина от других людей, его выделение из общества, его непохожесть на других людей. Причиной этому может стать не обязательно талант героя и его уникальность, а характер героя, его восприятие жизни, его миропонимание. Такая метаморфоза в более поздней прозе В. Шукшина произойдет с изменением его внутреннего мира и восприятия жизни. В ранних же рассказах В. Шукшин любуется своим героем, восхищается его талантом и умением.

Герой рассказа " Классный водитель" (1962) шофер Пашка Холманский происходит из старого кержацкого рода, но оторван от родовой системы ценностей: " …решительно ничего не усвоил из старомодного, неповоротливого кержацкого уклада". Герой вынужден искать свою форму жизни, но это оказывается непросто. Шукшин показывает извечную любознательность и любопытство русского человека: " Пашка такие моменты любил, неведомое, незнакомое, недружелюбное поначалу волновало его. Больше всего, конечно, волновали девки". Это любопытство подчеркивается событийно: Холманский знакомится в клубе с библиотекарем Настей, которую пытается покорить. На виду у всех Настя отказывается от приглашения на танец, это задевает самолюбие Пашки, рождает в нем поиск варианта самоутверждения. Герой идет в библиотеку, где работает Настя, играет в шашки с ее женихом, пытаясь доказать свое превосходство над ним. Когда это не удается, Пашка, как и многие герои писателя, прибегает к крайним средствам – похищению Насти. Объяснение с ней позволяет ему понять собственную несостоятельность: " Всегда у него так: как что чуть посерьезнее, поглубже – так не его". Писатель показывает, что Пашка способен признать эту несостоятельность, что и определяет его внутреннее благородство, выраженное в фабуле рассказа – он возвращает Настю ее жениху.

Вместе с тем уже в рассказах 1960-х годов противоречия между внутренним миром сельского жителя и средой осознаются писателем как драматические (рассказы " Мастер", " Обида").






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.