Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов.
За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее.
✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать».
Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами!
Глава 5.
С жарких лугов и цветущих гречишных полей пахло медом. Стрекозы, с
легким жужжанием, неподвижно висели в воздухе. Данилка стоял в высокой
траве, сжимая в потной ладошке щекотно скребущегося кузнечика. Кузнец уже
высунул голову с удивленно округлыми глазами и, сердито разводя челюсти,
старался вырваться на волю. Данилка был в затруднении. Конечно, можно было
отломать кузнецу задние лапки, по тогда он перестанет прыгать, а интересно
было, чтоб кузнечик был и целый, и свой. Поэтому он, высунув от усердия
язык, уже который раз запихивал вылезающего кузнеца обратно, стараясь
вместе с тем, чтобы он не цапнул за палец, а в непрерывно двигающиеся, с
капелькой желтого яда, челюсти совал длинную травинку, и кузнец, глупо
тараща глаза, тотчас перекусывал ее пополам.
Иногда ветер задувал с озера, и тогда враз обдавало влажной
свежестью, вздрагивали повисшие в воздухе стрекозы, рядами наклонялись
метелки высоких, уже выколосившихся трав, шуршал прошлогодний бурьян на
склонах, и начинали трепетать на вешалах вынутые из ларей, ради летнего
погожего дня, дорогие праздничные одежды. Солнечные зайцы отскакивали от
золотого шитья наручей, парчи и аксамита, искрился жемчуг, густел или
светлел в пробегающих складках фландрский бархат, что привозили к ним по
вёснам богатые новгородские купцы, колыхалась над кланяющимися былинками
легкая переливчатая персидская камка.
Оттуда, от вешал, доносится сдержанный говор - пришлые бабы умиляются
на княжескую красоту - и, временами, громкое: " Кышь, кышь, кышь,
проклятая! " - это дворовая девка отгоняет хворостиной настырную сороку,
что с самого утра, вновь и вновь выныривая откуда-то сбоку, подбирается к
вешалам, норовя клюнуть полюбившееся ей жемчужное ожерелье материной
выходной собольей душегреи.
Данилку, впрочем, все это не интересовало. Уж куда занятнее смотреть,
когда дядья, братья и тетки, надевши все эти наряды, торжественные,
непривычно строгие, готовятся к празднику, приему гостей или выходу в
церковь.
Мамка давно уже высматривала княжича и не пораз звала его с высокого
крыльца, но мальчик, всецело занятый кузнецом, только досадливо поводил
шеей, когда до него доносилось очередное ласковое: " Данилушка! " - и не
трогался с места. Не видел он и крестьянина, карабкавшегося к нему по
склону Клещина-городка с шапкой в руках. Мужик, большой, черный,
неожиданно упал в траву перед ним, и Данилка, выронив кузнечика и уже не
разбирая, что выкрикивал ему вслед страшный мужик, опрометью кинулся к
терему, взлетел на крыльцо и с маху вцепился в спасительный мамкин подол.
- Блажной, блажной! Бесстужий! Робенка до смерти испугал! Ужо
князю-то докажу! Да не ветром ли тя носит, как и подобрался-то?
Данилка, уже оправившись от первого страха, опасливо выглядывал из-за
мамки, теперь уже с любопытством разглядывая мужика, который и вовсе не
был страшный, и даже не черный, а светлый и очень растерянный. Мамка
ругала его на чем свет стоит, а он только виновато кивал головой.
- Смилуйся, суда просить пришел! Опять княжевски косари наши пожни
отымают!
- К суду, дак к боярину иди! Блажной и есь! - ярилась мамка. - Ништо
тя дите оправит?!
- Чево он? - насмелился спросить Данилка, когда мужик, совсем повеся
голову и не переставая виниться, попятился от крыльца.
- Пожни, вишь, у них княжевские мужики отняли! Деревни рядом,
покумились, почитай, все, переженились, на беседы друг к другу ходят, а
пожен век поделить не могут! Ходит и ходит... С Кухмеря он. Уж меря, дак
меря и есь, совсем безо смыслу! К ребенку ему нать...
Мамка повела княжича кормить, пора была ехать учиться.
Встречу, из горничного покоя, спускался дородный боярин, дядя
Тимофей, ключник брата Дмитрия.
- А ко мне мужик приходил сена просить! - похвастался Данилка, глядя
снизу вверх на широкое, в холеной бороде, лицо Тимофея. Боярин, как и
должно, улыбнулся. (Данилка привык, что все радовались, глядя на него.)
- Что ж, дал ты ему сена?
- Не-е-е...
Данилка потупился, застеснялся, вспомнив свой испуг, хотел было
сказать " я убежал", но застыдился и сказал иное:
- Меня мамка позвала!
- Кухмерьской, - вмешалась мамка, - с княжевскими все пожен не
поделят. Да вон и по сю пору стоит под крыльцом! Как и на гору залез,
прости Господи!
Боярин нахмурился и, проворчав: " В покое не оставят! " - двинулся на
крыльцо.
Данилка, капризно увернувшись от мамкиных рук, побежал за ним, и
мамка, семеня, заспешила следом за княжичем.
- Ну, ты, подь-ко! - позвал боярин.
- Смилуйся! - слезливо начал мужик, но боярин гневно прервал его:
- Сказано вам не раз! От Кухмерьской реки по старым росчистям да по
берегу до борового лесу - то и ваше; от граней, которые я велел награнить
самим, полюбовно, с княжевецкими и с купаньскими... Ну? Помню! На вражке,
на березе грань, а с той березы на вяз, и вяз на вражке, где раменной лес,
а оттоль на Козий брод, и у Козьего брода дуб, и на дубе грань, и дале, до
озера, до черного лесу, к Усолью, и у озера на липках грань же!
- Дак тамо как косить - пропастина вязка...
- Пропастина! Сами и того не выкашиваете, знаю я вас! А княжевски
отколь сено на себе волочат? С тоя ж пропастины да с черного лесу бабы
саками носят на горбу!
- Дак у княжевских кони добры...
- А не у кажного и конь! Ратные мужики навозят хоть с Семина, хоть с
Усольской реки, а вдовы-ти как?
- Исстари те пожни наши были...
- Исстари! Ты ещо князя Юрия вспомни! Допрежь тута одне вы да медведи
и жили... Исстари! Сами делили, сами грани гранили, а теперича: " Помоги,
княже, чутко добро воротить! " Как меряно, так и будет! Я вам не потатчик!
Все!
Отчитав мужика, он поворотился, вновь разгладив гневные складки на
лбу, потрепал Данилку по волосам:
- Грамоту постигашь ли?
- Постига-а-ю! - протянул, зарумянившись, Данилка.
- Постигай, постигай. Княжеская наука! Да гляди! Вырастешь - самому
придет суд править, а приволокется такой вот: других ограбь, а ему
отдай...
Данилка, начавший уже было жалеть мужика, смутился. У взрослых все
было как-то непросто!
Взрослые вообще часто говорили одно, а делали другое, и, наверно, так
и нужно было для чего-то, но когда и как - Данилка еще не всегда умел
постичь и частенько попадал впросак.
Однажды старший брат Дмитрий с дядей Ярославом, великим князем,
заспорили, кто лучше косит. Принесли две горбуши, дядя и брат скинули
зипуны и, засучив рукава рубах, склонясь, пошли по лугу, взмахивая вправо
и влево свистящими кривыми ножами горбуш и в лад покачивая плечами. Брат
обкосил-таки дядю и весело смеялся, когда они оба, мокрые, тяжело дыша,
скинув рубахи, плескались, поливаясь ковшом из бадьи, и растирали широкие
груди и мускулистые руки посконью, а слуги уже стояли со свежими сорочками
в руках, ожидая, когда господа оболокутся.
- Я тоже научусь так косить! - восхищенно заглядывая Дмитрию в глаза,
прокричал тогда Данилка. Но брат лишь насмешливо взъерошил ему волосы, от
затылка вверх, и бросил небрежно:
- Чего захотел - косить! Мужичьей работы! Князем рости!
И слуги заулыбались снисходительно, так что вогнали Данилку в жаркий
румянец стыда.
Теперь он уже различал, что была мужичья работа, а что нет. Пахать,
например, это была мужичья работа, хотя и дядья и братья все умели пахать,
как и косить, хорошо. Но об этом не говорилось и этим не хвастались. Зато
запрячь коня, а паче того оседлать и красиво проехать верхом - этим
гордились один перед другим уже не таясь. Это была наука княжеская. Князю
даже и зазорно было ходить пешком, разве в церковь на своем дворе, в
Переяславле.
Ученье, впрочем, тоже было делом княжеским, о чем ему кстати напомнил
Тимофей. Поэтому Данилка, уже не отвлекаясь, резво побежал на женскую
половину, где он жил, по младости лет, в особней горнице вместе с мамкой,
которую видел много чаще, чем родную мать, то и дело уезжавшую на чьи-то
свадьбы, поминки, крестины, похороны, то мирить родичей, то на богомолье.
Уписывая за обе щеки пшенную, сваренную на молоке кашу, он силился
вспомнить сегодняшний урок, но от урока мысли перепрыгнули к брату
Дмитрию, что поехал воевать в Новгород, а от Дмитрия к другим братьям, и
он спросил, как всегда, вдруг:
- Мамка, а Василий тоже уехал на войну?
- Какой Василий?
- Старший брат.
Мамка пробормотала что-то, возясь у поставца с посудой. О Василии
здесь не говорили.
- Мамка, Василий тоже уехал на войну?! - капризно переспросил
Данилка.
- Василий на войну не ездит, - нехотя отозвалась старуха.
- Почему?
- Батюшка твой так заповедал... Ешь-ко! Опоздашь!
Здесь была тайна, которую Данилка силился разгадать и не мог. Он
поздно узнал, что у него есть еще один старший брат, которого зовут так
же, как и костромского дядю, Василием. Но на него рассердился покойный
батя и сослал его на Низ, в город на Волге. Бати уже не было на свете, но
брат жил и все как бы находился в опале, и вроде было непонятно, кто же на
него сердится сейчас?
Однажды Данилка, забежав в терем, увидел там высокого дядю в богатом
зипуне, странно похожего на брата Дмитрия. Казалось, это Дмитрий, которого
слегка подсушили всего и состарили. Дядя вгляделся в мальчика и вдруг,
наклонившись, спросил странно дрогнувшим голосом:
- Данилка? Не узнаешь? Я твой старший брат!
Данилка смутился и растерялся. Его ждали сверстники идти в лес,
искать птичьи гнезда, и было некогда. К тому же он не знал, как приехал к
ним этот чужой и не чужой человек, звал ли его кто-нибудь? И потому он
ответил первое, что пришло в голову:
- Не-е-е, старший брат - Митя!
И в наступившем неуютном молчании прибавил:
- Меня робятки ждут!
- Ну иди, иди... - как-то сникнув, уступил приезжий, и Данилка
выбежал, испытывая разом и стыд, и облегчение. А вечером, воротясь из
лесу, он услышал в столовой палате многие голоса, прокрался и, осторожно
приотворив дверь, зашел. Гость сидел за столом с братом Дмитрием и боярами
и о чем-то серьезно разговаривал. По лицам Дмитрия и прочих Данилка сразу
понял, что гость его не обманул, но на него, Данилку, Василий уже не
поглядел, быть может, намеренно не заметив мальчика, в обиде за давешнее.
И Данилка, которому теперь очень хотелось поговорить с незнакомым братом,
помявшись у дверей, тихо вышел, испытывая раскаяние за свою утреннюю
грубость.
Мысли о Василии приходили к нему изредка и, как теперь, ни к селу ни
к городу. Впрочем, Данилка привык, что взрослые, даже мать, отмалчивались
при вопросах о старшем брате.
- Мамка, квасу налей малинового! - потребовал княжич, управившись с
кашей. - Пирогов побольше наклади! - приказал он, видя, что мамка собирает
ему в холщовую сумку завтрак.
- Всех не укормишь! - пробурчала мамка в ответ, однако пирогов
добавила.
" Надо Федьке дать для сестренки, - думал между тем Данилка,
опоясываясь. - Кажись, именины у ней". Для именин пирогов было мало. Он
поискал глазами, что бы еще - " Куклу нать бы! ". Вспомнил, что у него
валялась в коробьи кукла, привезенная ему когда-то матерью из Владимира.
- Мамка, куклу ищи! - потребовал он.
- Окстись, пошто?
- Так. Приятеля сестренке. Живо! - Он топнул от нетерпения.
- Дороги подарки делашь! - пожалела мамка, когда кукла в крохотном
парчовом саяне перекочевала из коробьи в холщовую сумку княжича.
- Тебя не спросил.
Данилка запихал куклу в суму вместе с псалтирью и побежал к выходу.
На бегу подумал, что обидел мамку ни по что, и прокричал уже с крыльца:
- Они мне-ко подарки дарят, а я что - хуже? Я - князь!
Старый ратник с конем уже ждал его у крыльца, чтобы на седле отвезти
в училище.
По нынешним неуверенным временам во Владимир отправлять мальчика не
стали и учили дома, в Переяславле, при Никитском монастыре, где Данилка
учился чтению, церковному пению, счету и письму и куда его каждый день
возил из Клещина-городка пожилой ратник, ожидавший потом княжича в
монастырской гостинице. Тут был старый спор, в котором Данилка пока еще не
добился успеха. Он уже умел ездить на лошади самостоятельно, но в училище,
как ни просился, верхом его не пускали и по-прежнему, как маленького,
возили на седле. Некоторым утешением было то, что конь был хорош:
настоящий боевой конь, темно-гнедой, рослый, с длинною гривой и хвостом,
крутошеий, широкогрудый, - конь прямо из сказки. Садясь, Данилка втянул
ноздрями густой конский дух и погладил коня по морде. Конь, мотнув
головой, ответил на ласку.
- Поехали!
От крыльца взяли рысью. Запаздывать в монастырь не полагалось.
Спустились под угор, обогнав медленный крестьянский воз, мимо яблоневых
поспевающих садов, мимо зарослей дубняка и орешника, на нижнюю, приозерную
дорогу. Миновали длинные, уходящие в озеро причалы, где дремали несколько
рыбацких лодок. (По весне в этом месте, на мелководье, строгой бьют щук,
что ходят в тине у берега с молосниками, а ночами даже ползают по траве,
на самом берегу.) Обогнали еще несколько возов, наверно, из Кухмеря или
даже из Купани (лошади были незнакомые), и, подымаясь на взъем, опять
густо заросший дубняком и кустами, у самого монастыря нагнали княжевских
ребят, что тоже торопились в монастырь, в училище. Те весело окликнули
Данилку, он так же весело отозвался.
- Приятели? - спросил ратник, когда мальчики остались позади.
- Угум. С Княжева села один, а другой с Криушкина. У того вон, что с
Княжева, у Степки, батя вместе с Митей уехал в Новгород, на войну.
- Это какой же? А! Прохора сынок! Знаю, мы с им, с Прохором, вместях
от татар спасались.
- Побили вас татары?
- Татары, они всех бьют! От его и не ускачешь, на ровном-то ежели...
К примеру, в степи... Да.
- А зарубить? Топором: ррраз!
- Зарубить - с им съехаться нать, а ён как бес, и тут и там. Кони
резвы у их, страсть! И из луков садят на скаку без промаха... Тут и
заруби! Самого прежде на аркане поволокут...
О чем еще спросить, Данилка не знал. Очень не вязался рассказ с теми
татарами, которых он знал в Переяславле. Те ходили вперевалку, в богатом
платье, а ездили хоть и хорошо, но всегда неспешно: гордились убранством
коней. Главный татарин жил в Переяславле, в тереме, на княжем дворе. Для
него и для его хана, который был далеко, в Золотой Орде, в городе Сарае,
собирали дань, ордынский выход. С Данилкой татары были добрые, зазывали к
себе, выспрашивали, учили словам татарским, угощали вареной кониной. Но
мамка каждый раз уводила его и долго вычитывала, запрещая ходить к
" баскакам" и " нехристям", как называла она татар. И прочие взрослые тоже
старались прятать Данилку от " нехристей" (почему и держали обычно на
Клещине-городке, подальше от переяславского баскака), а после посещений
ордынского двора тревожно выспрашивали; о чем это с ним говорили у татар?
Татар не любили все взрослые, но при встречах были очень ласковы с ними, а
мужики низко кланялись главному татарину, и это было совсем непонятно - он
же не князь?!
- А они нехристи? - спросил погодя Данилка.
- А всякие есть! Есть и такие, что крестятся по-нашему, только не
поймешь у их, словно бы и не русская вера...
Подъезжали к монастырю. Данилка привычно нагнулся. В низких воротах
въездной башни, казалось, головой можно было задеть бревенчатый свод.
Сразу после ворот, под деревьями у поварни, он спрыгнул с седла и,
разминая ноги, побежал к табунку разномастно одетых ребятишек, что ожидали
учителя, отца Софрония, стоя на папёрках монастырской островерхой церкви,
из открытых дверей которой доносилось стройное монашеское пение. " Да
исполнятся уста наша хваления твоего, Господи, яко да поем славу твою...
аллилуйя, аллилуйя". Был уже конец службы.
Мальчики горячо спорили о чем-то, а тут, завидя княжича, утихли,
только продолжали поталкивать один другого, кулаками разрешая словесный
спор. Данилка, торопясь обрадовать друга, подбежал к Феде и передал тому
куклу и пшеничные пироги. Ребята тотчас остолпили их, разглядывая куклу, а
Федя застенчиво и грубовато постарался поскорее отобрать у товарищей и
спрятать дорогой подарок. Дружба с княжичем была трудна для него, вызывая
то зависть, то насмешки сверстников, прозывавших его за глаза " московским
боярином".
- Выбирают! Выбирают! - раздался снова громкий шепот в толпе.
- Сопли подотри!
- Выбирают!
- Княжича, вон, спроси!
До появления Данилки у ребят шел опор о новгородском правлении:
выбирают ли там князя сами горожане или нет?
О Новгороде вообще говорили много. Иные из ребят были дети
новгородских выходцев, пришедших сюда с князем Александром. Были в округе
деревни новгородцев, переселившихся под Переяславль с незапамятных времен,
как, например, Мелетино, но твердо помнивших свое новгородское прошлое и
сохранивших родной говор. По веснам приплывали в Переяславль богатые
новгородские купцы, тревожа воображение рассказами о дальних полуночных
землях и заморских городах. А нынче, когда переяславская дружина ушла с
князем Дмитрием под Новгород, воевать с немцами, разговорам и спорам не
было конца.
Теперь ребята приступили к княжичу, требуя разрешить спор: природный
ли князь в Новгороде или его выбирают сами горожане, как хотят?
Данилка сам знал о Новгороде немного. Туда ездили и брат и дядя,
говорили про Новгород то со злобой, то с обожанием, но на его настойчивые
вопросы - правда ли, что там каменные терема и храмов больше, чем во
Владимире, что епископа и князя горожане выбирают жеребьями? - бросали
только:
- Брешут!
Либо:
- Вырастешь, узнаешь!
Брат Дмитрий о выборах князя по жеребью сердито отверг:
- Великий князь надо всей землей и над Новгородом тоже! Отец им воли
не давал!
Однако самого Дмитрия новгородцы отослали. Впрочем, пригласили дядю
Ярослава, великого князя.
Данилка пересказал ребятам слова Дмитрия (сомневаться в княжеских
правах перед ними он не хотел), и разом посыпалось:
- На вот! Выкуси!
- А мне батька баял!
- Князь Митрий Саныч лучше твово батьки знат!
- А нонеча его пригласили, да? Пригласили, да?! - не сдавался
спорщик, которому уже пару раз нахлобучивали шапку на глаза и награждали
тумаками и щипками.
- Они, верно, позвали, дак того и зовут, кто великий князь! -
постарался смягчить спор Данилка, хотя не очень понимал сам, как это
происходит: брат Митя не был великим князем, однако его позвали старшим
над ратью, а дядя Ярослав, говорили, гневался, но тоже послал полки от
себя, из Твери.
Пели уже " Многая лета". Ребята подобрались, стали посторонь, чтобы не
мешать выходу из церкви. Резче стало видно, кто - чей. Многие были дети
священников и дьяконов. Эти были свои в монастыре и стояли вольнее.
Боярчата, одергивая платье, выступили вперед. Кто попроще - дети купцов
или простых ратников, вроде Федьки из Княжева, бедно одетые, в лаптях или
кожаных опорках, - те отступили, невольно пряча драные рукава долгих, не
больно чистых рубах.
Разная судьба ожидала их после училища. Одни, кое-как научась
разбирать буквы, уйдут, если не окажут великого прилежания, на счастье
родителям. По талану через книжное научение и из бедности можно выйти в
люди. Другие потом заступят место родителей, станут дьяконами и
священниками. Боярчатам и княжичу придется еще учить " Мерило праведное",
" Правду Русскую" и " Номоканон" - книги законов; читать летописи, постигая
историю родной земли, а также еллинскую хронику Иоанна Малалы,
еврейско-римскую Иосифа Флавия и всеобщую Георгия Амартола, по которым,
как и по Библии, познавали историю мира. Этим, окончив ученье, предстояло
началовать землею, править суд, собирать подати, водить рати.
Пока же они были все одинаковы перед учителем и, когда не в меру
баловались, перед тростью наставника.
Данилка в окружении сверстников не величался, был как и все. О
княжеском достоинстве ему чаще, как сегодня, напоминали другие, чем он сам
вспоминал. Бегал вместе со всеми на деревню и в лес; весною с мальчишками
таскал солому из загат, когда на Ярилиной горе жгли Масленицу и взапуски
прыгали через огонь.
Учился он неровно. Петь по псалтири начал сразу: наслушался в церкви
и голос имел верный. Буквы же поначалу складывал с трудом. И рассказы
священника запоминал по-разному. Что мог себе представить, то легко.
Например, про Иону, которого проглотил кит, такая большая рыба. В
Клещине-озере, сказывали рыбаки, есть щуки, что тоже могут проглотить
человека. Им уже лет по триста, живут в глубине, все белым мохом обросли.
Только у щук зубы, а у кита, наверно, зубов нет, иначе бы он разжевал
Иону. А чего иного Данилка долго не понимал: про Авраама и Исаака или про
то, как фараон разгневался на евреев и Бог за то насылал на него казни, а
затем потопил все войско фараоново. Тут была опять какая-то неясность, как
и все у взрослых. Почему, если Бог был за них, евреи не победили фараона и
не захватили сами страну Египет? Вот на русских разгневался Бог и наслал
татар, и уж сидят тут, не уходят! И почему фараон так упорно хотел их
удержать, зачем ему нужны были евреи, если сам же он не хотел их иметь в
Египте? Ушли бы - и хорошо! Ну, что они золото унесли, дак из-за золота
все войско губить и весь свой народ тоже не стоило!
Учился он, впрочем, прилежно, почти не баловался, разве уж когда тело
затечет от долгого неподвижного сидения. Нравилась тишина в монастыре,
суровая простота и благолепие. Тут и он и другие дети уже были не княжич,
не боярский, посадский ли отрок, а все как бы равны и никто ни над кем не
величался.
Монастырь был сплошь деревянный, и уже не раз сгорал дотла. Говорили,
что в пору Неврюева разоренья погибло много книг, но книг было много и
теперь. Их хранили в келье настоятеля и на хорах церкви. И там можно было,
пробравшись узкой лестницей, поглядеть на темные кожаные корешки,
потрогать медные или серебряные пластины и накладки дорогих напрестольных
евангелий, вдохнуть душноватый запах кожаных книг, ни на что больше не
похожий, запах, напоминающий чем-то суровые лики святых праведников на
иконах в церкви.
Отец Софроний вышел из церкви последним, строго оглядел ребят и повел
их гуськом через монастырский сад. (Кельи стояли кружком вдоль ограды
монастыря и были полускрыты деревьями.) Училище помещалось в келье
наставника, разгороженной пополам. В одной половине жил он сам, а в другой
учил детей.
Они сидели все вместе, на низеньких скамьях, положив раскрытые книжки
(у кого были) на левое колено, и слушали.
- Кто первые перед Господом? - строго спрашивал священник и сам же
отвечал: - Последние здесь тамо будут первые. Блаженни нищие духом, яко
тех есть царствие небесное. Что есть нищета духовная? Смирение перед
Господом! Паки и паки надлежит знать, что все, нам дарованное, от Бога и
ничего доброго не возможем мы свершить без него! И плоды земные от божьего
изволенья произрастают, человек же лишь надежду имеет на божий промысел,
кидая зерна в землю. И всякое дело торговое: возможет ли купец наперед
уведать судьбу свою? И сама жизнь наша, живота скончание, в руце божьей.
Кто знает о дне и часе своем? Пото и надлежит каждодневно быти готову к
отшествию в мир иной, не возноситься разумом и гордынею, любить ближнего и
Господа своего! Могут ли богатые быть нищими духом? - еще строже говорил
он, глядя уже теперь на одного Данилку, и отвечал: - Могут, ежели
помыслят, что видимое богатство есть тленное и скоропреходящее и отнюдь не
заменяет скудости благ духовных!
После наставительного слова отец Софроний обыкновенно давал детям
передохнуть, а потом начиналось пение. Пению иногда учил дьякон Евтихий,
большой, с большим, густым голосом. Евтихий указывал палочкой (пели строго
в лад), когда следовало кому вступать, а при нужде и пребольно щелкал
неслуха той же палочкой: не зевай!
Воротясь из монастыря, Данилка снова попадал в сложный мир взрослых.
Старшие братья, Дмитрий и Андрей, приезжали то веселые, то хмурые, злые;
походя ласкали его или супились, и каждый раз было непонятно, отчего.
Ссорились из-за уделов, бранили ростовских и смоленских князей, деятельно
собирали казну, а потом ездили на поклон к татарскому царю, в Орду, и
увозили скопленное серебро. Были ли они нищими духом? Мать, приезжая
домой, баловала, задаривала сластями и игрушками. Данилка долго после
раздаривал сверстникам расписных коней, глиняные свистульки, изюм и
печатные пряники. Бояре, походя, звали его " московским князем" и, говоря
так, щурили глаза и добродушно-насмешливо поглядывали на мальчика. Он еще
не догадывался о жарких спорах, разгоревшихся вокруг уделов после смерти
Александра, ни о том, что дадут ли ему вправду Москву - еще далеко не
решено. Чуялось, впрочем, и тут что-то непростое, что пока еще мало
занимало мальчика. В Москве он не был ни разу. Ездили туда старшие.
Говорили скупо: " Охота там хорошая! " Где-то под Москвою ломали камень еще
при князе Юрии Долгоруком. (Князь Юрий строил Переяславль и белокаменный
собор на площади. Князь Юрий был еще до татар, давно, и о нем, как и обо
всем, что было до татар, вспоминали с уважением.) Теперь уже не ломали
камень и соборов не строили, не до того было.
Доходы с Москвы пока шли в казну великого князя. Но на прямые вопросы
мальчика ему неизменно отвечали, что Москву заповедал ему сам батюшка,
покойный князь Александр, а как он решил, так и будет. Со смерти
Александра прошло всего пять лет, но уже стали преданием скорбные слова
митрополита Кирилла: " Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской
земли". Об Александре вспоминали, как о хозяине, при котором все шло как
надо и каждый был на своем месте, указанном его властною рукой. Когда
ссорились старшие братья, Дмитрий с Андреем, тоже всегда поминали батю.
Андрей кричал: " Паче отца хощешь быти! " И это был укор, всем понятный.
Паче отца не мог быть никто, даже дядя Ярослав, великий князь.
Данилка отца совсем не помнил. Силился представить, и не мог. Но
твердо знал, что отец его был " солнце земли Русской", и этим очень
гордился.
|
Данная страница нарушает авторские права?
|