Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 21. Система образования в России






 

Не все одинаково пригодно для всех.

Цицерон

 

1. Принципы государственной политики в области образования.

2. Система образования в Российской Федерации и органы управления
образованием.

3. Образовательные учреждения, их типы и организационная структура.

Базовые понятия: органы управления образованием, принципы государ­ственной политики, образовательное учреждение.

 

1. Принципы государственной политики в области образования

В статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» установле­ны основные положения государственной политики в области образова­ния. По существу, это исходный пункт, основа государственной концепции образования.

Государственная политика в области образования основывается на сле­дующих принципах:

1)гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свобо­дам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2)единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, регио­нальных культурных традиций и особенностей в условиях многонацио­нального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитан­ников;

4)светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6)демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Государственная политика в сфере образования понимается как концент­рированное выражение воли многонационального народа России, направ­ленной на удовлетворение запросов личности и потребностей развития гражданского общества, государства, семьи (с учетом экономических воз­можностей государства). Она предполагает направленность деятельности государственных и общественных институтов на всемерное развитие личности. Государство, решая те или иные задачи социально-экономической! развития страны, ориентирует систему образования таким образом, чтобы обеспечить образовательную поддержку (сопровождение) проводимым в стране преобразованиям (перепрофилирование экономических структур, решение проблем занятости, повышение уровня правовой культуры насе­ления и т. д.).

Механизмом реализации государственной политики в сфере образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом.

Пункт 1 ст. 2 Закона «Об образовании» РФ включает несколько позиций, отражающих в совокупности общую тенденцию гуманизации образования в мире. Они отвечают духу и букве Всеобщей декларации прав чело века, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1948 г. Часть 2 ст. 26 Декларации утверждает, что «образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам». Эти позиции закона созвучны и принципам Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 1959 г., где принцип 7 гласит, что ребенку «должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному разви тию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества».

Тенденция гуманизации образования находит отражение и в тексте п. 2 ст. 9 комментируемого Закона, где рассматривается содержание образова­ния в контексте образовательных программ, которые направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.

Гуманистический характер образования. По общенаучному философскому определению гуманизм в широком смысле — это исторически изме­няющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности — желаемой нормой отношений между людьми.

В соответствии с принципом гуманизма гуманистический характер об­разования предполагает, что в центре образовательного процесса находится развивающийся человек. Этот принцип в образовании определяется как принцип гуманизации. Он рассматривается в настоящее время наряду с принципами демократизации, индивидуализации, технологизации, автономизации и др. Цель гуманистически направленного образования, основывающегося на принципе гуманизации, состоит в развитии человека, его гражданском, нравственном воспитании, его общекультурном становлении как личности. Гуманистический характер образования означает уважение всех участников образовательного процесса к человеку, ребенку как лично­сти, доверие к нему, принятие его интересов, жизненных целей, запросов, уважение его достоинства. Достоинство человека есть смыслообразующая общей системы личностных ценностей человека. В настоящее время разграничиваются понятия общечеловеческого, национального, гражданского, профессионального и личностного достоинства человека. Каждое из этих проявлений достоинства является объектом направленного воспитания в семье, школе, институте, в жизни.

Гуманистический характер образования означает не только личностную ориентированность на обучающегося, но и предполагает субъектно-субъектную схему педагогического взаимодействия, в процессе которого ученик выступает как самостоятельный, активный, свободный деятель, субъект и партнер общения, а не как пассивный объект обучения.

Гуманистический характер образования меняет саму природу образова­тельной педагогической среды, наполняя се духом сотрудничества, сотвор­чества, развития человека. Воспитывающая функция учителя становится ведущей по отношению к таким его функциям, как обучающая, информа­ционная, контролирующая.

Гуманистический характер среднего и высшего профессионального об­разования предполагает системное включение дисциплин гуманистиче­ского цикла в естественно-научное и техническое образование, т. е. его гу­манитаризацию. В то же время гуманизация гуманитарного образования предусматривает включение дисциплин естественно-научного цикла в под­готовку специалистов гуманитарного профиля. Подобный процесс гумани­зации профессионального образования способствует формированию у бу­дущих специалистов более полной и адекватной картины мира, что соот­носится с общей целью образования человека (развитием личности) и результатом образования — общей образованностью, общей и профессио­нальной культурой специалиста.

Прокомментируем далее каждую из включенных в п. 1 ст. 2 Закона по­зиций, определяющих гуманизацию образования в этом контексте.

Приоритет человеческих ценностей означает определение того, что вы­ступает в качестве таких ценностей для всего человечества. Наиболее общим является определение, согласно которому общечеловеческими признаются такие ценности, которые принимаются и развиваются всеми людьми в усло­виях любых общественно-исторических изменений цивилизационного раз­вития человечества. Со времен глубокой древности и до наших дней точное определение этих ценностей общественного сознания каждого народа, их количества является одной из проблем, требующих дальнейшего решения. Понятие добродетели соотносится людьми с понятием общечеловеческих ценностей так же, как и прозвучавшие во времена Великой французской революции ценности свободы, равенства и братства. Общечеловеческими ныне также являются такие ценности, как жизнь, добро, истина и красота (гармония).

Приоритет общечеловеческих ценностей в образовательном процессе означает, что они должны лежать в основе ценностного отношения человека к миру, которое формируется в этом процессе. В качестве такой основы мо­гут выступать общечеловеческие ценности жизни, добра, истины, красоты.

Ценность жизни, бытия означает отношение к космосу, Земле, природе, другим людям как носителям бытия. Эта ценность лежит в основе подлин­ного экологического сознания, развитие которого также является одной из целей образования.

Такая ценность, как «добро», означает альтруистическую направлен­ность человека, его сострадание и милосердие как проявление его высшей человеческой способности — любви. Призыв «спешите делать добро» ста­новится определенным жизненным принципом организации социальных отношений, который противостоит тенденции насилия, разрушения, зла.

Общечеловеческая ценность истины — это ценность познания, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность проникновения в суть явлений предметной и высшей реальности, понимания лежащих в основе природных и социальных явлений закономерностей и есть базисная цен­ность познания. Формирование приоритетности знания, ценности познания, установление истины является одной из важных задач образования.

Общечеловеческая ценность красоты, гармонии лежит в основе этическо­го воспитания человека. Это ценность совершенства, гармонизации, приве­дения в соответствие с идеалом, стремление к нему, что соотносится с афо­ризмом «красота спасет мир». Общечеловеческие ценности общественного сознания, будучи интернационализированы индивидуальным сознанием че­ловека, определяют национальные ценности, ценности общества, семьи, труда, образования и т. д., формируя в образовательном процессе человека-гражданина, человека нравственности и культуры, человека-созидателя.

Приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности определяет первостепенность создания в образовательной системе условий для нормальной жизнедеятельности обучающегося; охрану здоровья всех субъектов образовательного процесса; соблюдение норм физиологически и психологически допустимой нормы учебной нагрузки. Воспитание физи­чески и психологически здорового человека есть основа формирования специалиста.

Воспитание гражданственности направлено на осознание человеком себя членом общества, представителем народа, страны, гражданином. Гражданин страны, гражданин России — это означает, что человек прини­мает на себя ответственность за соблюдение законов этой страны и пользу­ется всеми правами, предоставляемыми ее Конституцией.

Гражданственность есть чувство и состояние принадлежности к стране рождения, воспитания, жизни человека, это знание основных законов сво­ей страны, понимание их роли в развитии общества и обязанности их со­блюдения. Формируемое с самых ранних лет в семье чувство гражданствен­ности человека целенаправленно развивается образовательной средой, всей системой общественно-исторических и правовых учебных дисциплин и внешкольной, внеаудиторной работой.

Воспитание гражданственности означает привитие человеку с самых ранних лет жизни интереса к истории своей страны, ее жизни, к ее народу. Стержнем гражданского воспитания является патриотизм. Организация освоения культуры своей страны в общем контексте мировой культуры, понимание и уважение народных традиций и обычаев наполняют конкрет­ным патриотическим содержанием воспитание гражданственности в образовательном процессе. Кроме того, важно отметить, что воспитание гражданственности соотносится с формированием политического мышления и политической культуры, с одной стороны, и правового сознания и право вой культуры — с другой.

Воспитание трудолюбия основывается на удовлетворении собственной человеческой потребности в труде как естественном условии человеческой жизни. Воспитание и развитие этой потребности с раннего дошкольного возраста является одной из основных воспитательных задач. Включение ребенка в непосредственное бытовое обслуживание себя, помощь другим формирует основные трудовые действия, создает предпосылки позитивного отношения к труду, вырабатывает привычку трудового взаимодействия. Овладевая трудовыми действиями сначала в игре, а затем в учебной дея­тельности, учебном труде, будущий взрослый человек учится разграничи­вать цель, средства, результат труда. Различные посильные формы трудо­вого обучения (в процессе художественно-изобразительной и собственно технологической деятельности), такие как лепка, вышивание, починка предметов и др., развивают желание и умение трудиться, приносят радость от полученного результата и положительной оценки. Особую роль в разви­тии трудолюбия играет учебная деятельность, в процессе которой ребенок формируется как субъект организованной, целенаправленной деятельно­сти, обладающий такими важными для развития трудолюбия качествами, как организованность, ответственность, целеустремленность, самостоя­тельность. Воспитание трудолюбия представляет собой сложный, много­плановый и многоуровневый процесс, достижение положительного резуль­тата которого есть функция согласованного взаимодействия семьи, самого ребенка, школы и всех форм дошкольного образования.

Адаптивность системы образования подразумевает не ограничение твор­чески преобразующего действительность потенциала личности, а усвоение индивидом культурно-исторических традиций своего народа, ценностей и общественных норм человеческого общежития в контексте развития обще­мировой цивилизации. Адаптивность системы образования может пони­маться и как соответствующим образом представленное содержание обра­зования, отличающее его от научного знания.

Светский характер образования означает свободу государственного, му­ниципального образовательного учреждения от прямого религиозного (конфессионального) воздействия. Светский характер образования основы­вается на свободе совести граждан, а также на том, что ч. 1 ст. 14 Конститу­ции РФ предполагает светский характер государства.

Воспитание уважения к правам и свободам человека основывается на по­нимании цели воспитания прежде всего как воспитания свободы и ответ­ственности. Свобода человека определяется свободой воли, тем, насколько его намерения и поступки обусловлены и связаны с внешними факторами. Это философско-этическая проблема самоопределяемости, или детермини­рованности, человеческого поведения. Общепринятым является положе­ние, что свобода всегда относительна, она всегда соотнесена с необходимо­стью. Свобода человека есть осознанная (в той или иной степени) необхо­димость действовать в соответствии с нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по своей социальной сути является чело­век. Абсолютной свободы человека, живущего в обществе, полного своево­лия не может быть. Свобода одного человека есть всегда ограничение сво­боды другого (других). У человека есть свобода выбора, свобода действия в рамках закона, свобода определения жизненного пути — свобода быть са­мим собой. Уважение другого как человека, который также свободен быть самим собой, есть уважение самого себя. Права человека и его обязанности, т. е. ответственности и обязанности, закрепленные в Конституции России, являются предметом правового целенаправленного воспитания в школе. Свобода человека связана с его ответственностью перед самим со­бой, семьей, обществом. Ответственность есть реализация чувства долга и обязанности. Воспитание уважения ребенка к этим правам начинается в раннем дошкольном возрасте в семье с формирования чувства признания и принятия другого как личности.

Воспитание любви к окружающей природе основывается на общечелове­ческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой (растительной и животной) и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и жизни человека. Любовь к природе означает переживание чув­ства красоты, гармонии. Любовь к природе означает сохранение и приум­ножение ее богатства. Достижения научно-технического прогресса, интен­сивная эксплуатация ресурсов Земли создают реальную угрозу для сохране­ния природы, сохранения самой нашей планеты. Угроза экологической катастрофы приобретает реальное звучание. В этих условиях воспитание любви к окружающей природе есть воспитание борьбы за нее, воспитание потребности активного участия в экологических движениях. В настоящее время любовь к природе есть не пассивное созерцательное отношение к ней, а действенная, активная работа по ее сохранению и улучшению, ра­бота по формированию экологического сознания. Воспитание любви к окру­жающей природе начинается в семье с формирования доброго и бережного отношения к домашним животным, растениям в процессе ухаживания за ними, помощи им. Оно продолжается в школе, в жизни как осознание оп­ределяющей роли природы в жизни человека, необходимости ее сохране­ния — это основа экологического сознания.

Воспитание любви к Родине основывается на воспитании гражданствен­ности, патриотизма. Любовь к Родине — это активная гражданская пози­ция гордости и, может быть, страдания за то, что не соответствует пред­ставлению человека о Родине. Любовь к Родине — это знание ее истории и умение использовать это знание в качестве аргумента в процессе анализа тех или иных исторических событий; готовность защищать ее от любых по­сягательств, беззаветно служить ей. Воспитание любви к Родине есть пат­риотическое воспитание, которое включает особую атрибутику (государ­ственные символы — флаг, герб, гимн и др.), духовную стойкость, честь и национальное достоинство человека. Патриотическое воспитание не про­тиворечит интернациональному, космополитическому — оно есть целена­правленное воспитание человека, уважающего себя как гражданина России, как человека Вселенной, в которой Земля, Россия — только микрочастица.

Воспитание любви к семье является одним из важнейших направлений всего образовательного процесса. Семья является первой и самой значимой для развития ребенка образовательной средой. Формирование эмоциональ­но-позитивного, доверительного отношения к семье есть ценность благода­рения, ценность добра. Вступая в жизнь, ребенок вступает в две системы взаимосвязанных отношений «ребенок — предмет, предметный мир, мир вещей» и «ребенок — взрослый». Семья служит моделью этих отношений и сама целенаправленно формирует их, организуя и направляя познаватель­ную творческую активность ребенка в предметных, сюжетных и ролевых играх. Семья создает атмосферу свободного творческого развития ребенка. В семье формируется отношение человека к себе — его самооценка на ос­нове оценки взрослых. Общение со взрослыми является основой развития понятийного мышления ребенка, его речевого развития, его личностного становления, формирования Я-концепции. Любовь ребенка к своей семье воспитывается прежде всего самой семьей, всей системой семейных отно­шений. В силу этого воспитание любви ребенка к своей семье начинается с воспитания родителей, формирования у них чувства ответственности за ребенка.

Роль семьи как источника формирования человека не уменьшается в период школьного детства человека — она трансформируется в роль со­ветчика, помощника, в роль дружеской, доверительной поддержки. Соот­ветственно, расширяется и изменяется глубина и эмоциональная насыщен­ность отношения человека к семье, его любви к близким.

Все рассмотренные выше позиции раскрывают и детализируют гуманис­тический характер образования в целом.

 

2. Система образования в Российской Федерации

и органы управления образованием

Согласно Закону РФ «Об образовании» (ст. 8) система образования представляет собой совокупность взаимодействующих:

• преемственных образовательных программ и государственных обра­зовательных стандартов различного уровня и направленности;

• сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

• органов управления образованием и подведомственных учреждений и организаций.

Цель системы образования — обеспечить право человека на образование. Критерием эффективности деятельности такой системы является уровень образованности граждан — воспитанности и обученности. Право на обра­зование — основное и естественное право человека — реализуется им всю жизнь. С помощью образования возможно максимальное развитие огром­ного интеллектуального потенциала человека.

Право на образование имеет целью удовлетворение потребности чело­века в информации и непосредственно в обучении и воспитании. Потреб­ности в информации и образовании стоят на одном уровне с первичными потребностями человека: физиологическими, в обеспечении безопасности и защищенности.

Все компоненты системы образования постоянно изменяются, развива­ются. Одно из важных изменений — развитие Государственных образова­тельных стандартов (ГОС). В числе разрабатываемых законопроектов нахо­дится проект закона «О государственных минимальных социальных стандар­тах», в которые планируется включить и стандарты в области образования: набор общедоступных и бесплатных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями; нормы и нормативы предельной наполняемости классов и групп в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; нормы и нормативы социальной поддержки обучающихся; нор­матив числа студентов, получающих бесплатное высшее профессиональное образование в государственных высших учебных заведениях; уровень обя­зательного образования, который должен получить каждый гражданин страны.

Содержание образования определено, как известно, в общеобразова­тельных (основных и дополнительных) и профессиональных (основных и дополнительных) программах (ст. 9).

Образовательные программы осваиваются с учетом потребностей и воз­можностей личности в следующих формах; очной, очно-заочной (вечер­ней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстер­ната. Допускается сочетание различных форм получения образования. Не­зависимо от форм получения образования для объективной оценки уровня образования используются Государственные образовательные стандарты, которые устанавливаются федеральным законом. Следует обратить внима­ние на то, что строгое соблюдение принципа преемственности между образовательными программами разных уровней обеспечивает целостность и непрерывность всей системы образования в России и отсутствие в образовательном пространстве этой системы тупиковых образовательных ветвей.

Образовательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим Государственным образовательным стандартом (ст. 7).

Важнейшими ролевыми участниками (субъектами) в процессе управленческого взаимодействия являются учредители, заказчики, пользователи, представители властных структур, партнеры, конкуренты.

Основным заказчиком образовательных учреждений выступает государ­ство и его ведомства, которые:

• формируют образовательную политику;

• регистрируют, лицензируют, аттестуют, аккредитуют образовательные учреждения;

• определяют Государственные образовательные стандарты;

• проводят экспертизу подведомственных им учреждений. Учредителями образовательных учреждений согласно Закону РФ «Об образовании» (ст. 11) могут являться:

• органы государственной власти и регионального (местного) самоуправления;

• отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (фонды, союзы, ассоциации);

• общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ;

• граждане Российской Федерации и иностранные граждане. Учредители образовательных учреждений наделены широкими правами

и полномочиями. В случае реорганизации органов государственной власти, органов управления образованием и (или) органов местного самоуправле­ния права учредителя переходят к соответствующим правопреемникам.

Учредителем образовательных учреждений всех типов и видов, реали­зующих военные профессиональные образовательные программы, может быть только Правительство Российской Федерации.

Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения за­крытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опас­ным) поведением могут быть только федеральные органы исполнитель­ной власти и (или) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» федеральные органы го­сударственной власти и органы управления образованием должны:

• формировать и осуществлять федеральную политику в области обра­зования;

• регулировать правовые отношения в области образования;

• разрабатывать и реализовывать федеральные и международные про­граммы развития образования с учетом социально-экономических, демо­графических и других условий и особенностей;

• формировать федеральные государственные и ведомственные орга­ны управления образованием;

• согласовывать назначение руководителей образовательных учрежде­ний федерального подчинения (если иное не предусмотрено законом и ти­повыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов);

• устанавливать порядок создания, реорганизации и ликвидации обра­зовательных учреждений;

• устанавливать перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование;

• разрабатывать и утверждать типовые положения об образовательных учреждениях;

• устанавливать порядок лицензирования, аттестации и государствен­ной аккредитации образовательных учреждений;

• регулировать трудовые отношения и др.

В ведении субъектов Российской Федерации в области образования нахо­дятся (ст. 29):

• определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике РФ в области образования;

• законодательство субъектов Российской Федерации;

• определение особенностей порядка создания, реорганизации, лик­видации и финансирования образовательных учреждений;

• осуществление федеральной политики в области образования;

• разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования;

• формирование государственных органов управления образованием и руководство ими;

• создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений соответствующего подчинения, лицензирование образовательных учреж­дений;

• установление национально-региональных компонентов Государ­ственных образовательных стандартов;

• формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования;

• установление местных налогов и сборов на цели образования;

• установление республиканских, региональных нормативов финанси­рования образования;

• организация финансирования местных органов управления образо­ванием и образовательных учреждений;

• организация подготовки, переподготовки, повышения квалифика­ции педагогических работников;

• обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования и контроль исполнения Государственных образова­тельных стандартов;

• издание нормативных документов в пределах своей компетенции и др.

Органы местного самоуправления (ст. 31) ответственны за реализацию права граждан на получение установленного настоящим Законом обяза­тельного основного общего образования; ежегодную публикацию средне­статистических показателей о соответствии федеральным и местным требо­ваниям условий осуществления образовательного процесса в образователь­ных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях.

К исключительной компетенции в области образования органов мест­ного самоуправления относятся:

• планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образова­тельных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;

• формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования;

• обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих терри­ториях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;

• регулирование в пределах своей компетенции отношений собствен­ности в системе образования;

• создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образова­тельных учреждений;

• создание и ликвидация местных (муниципальных) органов управле­ния образованием и (или) самоуправляемых школьных округов, определе­ние их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласова­нию с государственными органами управления образованием руководите­лей местных органов управления образованием;

• назначение руководителей муниципальных образовательных учреж­дений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образова­тельных учреждениях соответствующих типов и видов или решением орга­на местного самоуправления;

• строительство зданий и сооружений муниципальных образователь­ных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

• контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов соб­ственности образовательными учреждениями;

• использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования и др.

Компетенция и ответственность образовательного учреждения (ст. 32) со­стоят в том, что оно самостоятельно в осуществлении образовательного про­цесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Россий­ской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении со­ответствующих типа и вида и Уставом образовательного учреждения.

К компетенции образовательного учреждения относятся:

• материально-техническое обеспечение и оснащение образовательно­го процесса;

• привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом данного образовательного учреждения, дополнительных источни­ков финансовых и материальных средств;

• представление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;

• подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;

• организация и совершенствование методического обеспечения обра­зовательного процесса;

• разработка и утверждение образовательных программ и учебных

планов;

• разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дис­циплин;

• разработка и утверждение по согласованию с органами местного са­моуправления годовых календарных учебных графиков;

• установление структуры управления деятельностью образовательно­го учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязан­ностей;

• установление ставок заработной платы и должностных окладов ра­ботников образовательного учреждения в пределах собственных финансо­вых средств и с учетом ограничений, установленных федеральными и мест­ными нормативами;

• установление надбавок и доплат к должностным окладам работни­ков образовательного учреждения, порядка и размеров их премирования;

• разработка и принятие Устава образовательного учреждения;

• разработка и принятие правил внутреннего распорядка образова­тельного учреждения;

• самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспи­танников;

• самостоятельное осуществление образовательного процесса;

• осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения;

• контроль за своевременным предоставлением отдельным категориям обучающихся, воспитанников дополнительных льгот и видов материально­го обеспечения;

• обеспечение в образовательном учреждении интернатного типа ус­ловий содержания воспитанников не ниже нормативных;

• создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обу­чающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

• содействие деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений;

• координация в образовательном учреждении деятельности обще­ственных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом, и др.

Образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за:

• невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

• реализацию не в полном объеме образовательных программ в соот­ветствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество обра­зования своих выпускников;

• жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников обра­зовательного учреждения во время образовательного процесса;

• нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работни­ков образовательного учреждения;

• иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется на основе Закона РФ «Об образовании» и Ус­тава соответствующего образовательного учреждения. Управление строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и др.

Непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель соответ­ствующего образовательного учреждения.

Представим основные функциональные обязанности некоторых руко­водителей образовательных учреждений.

Директор общеобразовательного учебного заведения выполняет следую­щие функциональные обязанности:

• руководит образовательным учреждением совместно с советом шко­лы в соответствии с Уставом школы, законодательством Российской Феде­рации, нормативно-правовыми актами;

• обеспечивает государственную регистрацию школы, лицензирование образовательной деятельности, государственную аттестацию и аккредита­цию школы;

• создает атмосферу единого понимания и совместного формулирова­ния целей, ценностей и задач, перспектив развития образовательного уч­реждения всеми участниками образовательного процесса, формирует внутришкольную педагогическую культуру, ответственность за общую работу и ее результаты. Регулирует отношения в коллективе, поддерживает благо­приятный морально-психологический климат, поощряет и стимулирует творческую инициативу работников;

• несет ответственность перед государством и обществом за соблюде­ние требований охраны прав детей, планирует и организует учебно-воспи­тательный процесс, осуществляет внутришкольный контроль, отвечает за качество и эффективность работы учебного заведения;

• представляет интересы учебного заведения в государственных и об­щественных органах;

• осуществляет подбор и расстановку педагогических кадров учебного заведения, прием детей в школу, увольняет педагогический, администра­тивный, учебно-воспитательный и обслуживающий персонал учебного за­ведения;

• организует в установленном порядке рациональное использование выделяемых учебному заведению бюджетных ассигнований;

• координирует управленческую деятельность своих заместителей, ру­ководителей структурных подразделений школы, распределяет функцио­нальные обязанности между ними;

• утверждает учебные планы, образовательные программы, расписа­ния занятий, экзаменов, педагогическую нагрузку и графики работы педа­гогов и технического персонала школы;

• курирует состояние преподавания и результаты обучения и воспита­ния учащихся;

• руководит деятельностью педагогического совета школы;

• принимает меры по безопасной эксплуатации зданий, оборудова­ния, соблюдению правил внутреннего распорядка, охраны труда, норм са­нитарно-гигиенического режима, техники безопасности и противопожар­ной защиты;

• совместно с медицинскими работниками организует деятельность по оздоровлению детей и взрослых, оптимизации режима труда и отдыха;

• обеспечивает своевременное и правильное ведение делопроизвод­ства, бухгалтерского учета, статистической отчетности.

Указанные функциональные обязанности директора школы существен­но дополняются в Уставе школы в зависимости от типа школы, террито­риального расположения, состава учащихся и особенностей педагогическо­го коллектива, сложившейся системы в. работе с родителями и обществен­ностью и др.

Заместители директора по учебно-воспитательной работе отвечают за организацию педагогического процесса, за выполнение образовательных программ и Государственных образовательных стандартов; осуществляют контроль за качеством знаний учащихся и их поведением; составляют рас­писание занятий; руководят методической работой в школе.

Характеризуя основные направления управленческой деятельности, не­обходимо отметить, что в последние годы произошло разграничение ком­петенции между школой и органами управления. В школах отмечается:

• повышение уровня автономности;

• появление возможности формулировать свою миссию, стратегию, переходя от позиции пользователя действующих систем управления к по­зиции проектировщика и создателя новых систем;

• высвобождение творческой энергии, инновационного потенциала работников образования;

• развитие плюрализма;

• привлечение квалифицированных специалистов из вузов;

• получение дополнительных источников финансирования;

• изменение штатного расписания.

Данные направления представлены в различных моделях самоуправле­ния. Наряду с традиционными органами общешкольного управления (пед­совет, родительский комитет, ученический совет) в настоящее время по­явились: Совет школы, Попечительский совет, Орган разработки стратеги­ческого развития школы, Совет учредителей, Инновационный совет, Экспертный совет, Приемная комиссия (отборочная), Научно-методиче­ский совет, Совет лицеистов, Совет гимназистов, Школьный парламент и др. Состав этих органов в разных типах школ и масштаб их деятельности неодинаков, степень участия членов и органов школьной организации так­же неравнозначна. Но именно этими управленческими звеньями разраба­тывается и утверждается стратегия развития школы.

Развивающие школы, реализуя стратегические планы, перестраивают структуру управления на основе поиска «золотой середины» между центра­лизацией и децентрализацией управления. В развивающих школах введены группы нововведений, проектные группы, группы разработчиков, эксперт­ные группы. Внедрение в школе элементов менеджмента содействует про­цессу демократизации и гуманизации школьной жизни, эффективному управ­лению школой, педагогическим и ученическим коллективами.

 

3. Образовательные учреждения, их типы и организационная структура

Согласно ст. 12 Федерального закона образовательными учреждениями являются такие, в которых осуществляется образовательный процесс (реа­лизуется одна или несколько образовательных программ; обеспечивается содержание и воспитание обучающихся, воспитанников).

Общеобразовательное учреждение является юридическим лицом и мо­жет быть по организационно-правовым формам государственным, муници­пальным; негосударственным (частным, учреждением общественной и ре­лигиозной организации).

Если деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных уч­реждениях, утвержденными Правительством Российской Федерации, то для негосударственных образовательных учреждений они являются при­мерными.

Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и кате­гория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уров­нем и направленностью реализуемых им образовательных программ) уста­навливается при его государственной аккредитации. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его до­веренности осуществлять полностью или частично правомочия юридиче­ского лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные сче­та в банковских и других кредитных организациях.

Образовательные учреждения вправе создавать образовательные объ­единения в целях развития и совершенствования образования. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регу­лируется законом.

Права и обязанности учреждений дополнительного образования рас­пространяются и на общественные организации, основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.

Согласно Федеральному закону (ст. 13) в уставе образовательного уч­реждения указываются:

1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;

2) учредитель;

3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;

4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;

5) основные характеристики организации образовательного процесса,

в том числе:

• язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;

• порядок приема обучающихся, воспитанников;

• продолжительность обучения на каждом этапе обучения;

• порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;

• система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;

• режим занятий обучающихся, воспитанников;

• наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставле­ния (на договорной основе);

• порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (закон­ных представителей);

6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:

• использования объектов собственности, закрепленных учредителем за образовательным учреждением;

• финансирования и материально-технического обеспечения деятель­ности образовательного учреждения;

• источников и порядка формирования собственности образователь­ного учреждения;

• осуществления предпринимательской деятельности;

7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:

• компетенция учредителя;

• структура, порядок формирования органов управления образователь­ного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;

• порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;

• порядок изменения устава образовательного учреждения;

• порядок реорганизации и ликвидации образовательного учрежде­ния; права и обязанности участников образовательного процесса;

8) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других
актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегули­рованной законодательством Российской Федерации, разрабатывается им самостоятельно и утверждается его учредителем. Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его Уставу.

Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения из­ложены в ст. 16 Федерального закона «Об образовании». Учредитель уста­навливает порядок приема в государственные и муниципальные образова­тельные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования. Прием граждан в государственные и муниципальные образовательные уч­реждения для получения среднего профессионального, высшего професси­онального и послевузовского профессионального образования проводится на конкурсной основе по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование. Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются:

• дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

• дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях;

• граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя — инвалида I группы;

• граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответ­ствующие образовательные учреждения на основании рекомендаций ко­мандиров воинских частей, участники боевых действий и инвалиды боевых действий.

К образовательным относят учреждения следующих типов:

• дошкольные;

• общеобразовательные (начального общего, основного общего, сред­него (полного) общего образования);

• учреждения начального профессионального, среднего профессио­нального, высшего профессионального и послевузовского профессиональ­ного образования;

• учреждения дополнительного образования взрослых;

• специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

• учреждения дополнительного образования;

• учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения ро­дителей (законных представителей);

• учреждения дополнительного образования детей;

• другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Реализация общеобразовательных программ (ст. 17) осуществляется в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).

Образовательные программы специальных (коррекционных) образова­тельных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии разрабатываются на базе основных общеобразовательных про­грамм с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников.

Образовательные программы дошкольного, начального общего, основ­ного общего и среднего (полного) общего образования являются преем­ственными. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу пре­дыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени об­щего образования.

Дошкольные учреждения — ясли, детские сады создаются с целью помощи семье в воспитании и развитии детей (в возрасте от одного года до шести лет). В дошкольных учреждениях предусматривается сенсорное развитие ре­бенка, отработка двигательных навыков, развитие пространственной ориен­тировки и коммуникативных качеств личности, обучение навыкам культурно­го поведения, укрепление здоровья, физической, психологической и мотивационной готовности детей к школе. Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуаль­ного развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в вос­питании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность обра­зовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех сло­ев населения. Органы местного самоуправления организуют и координиру­ют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образова­ние (ст. 19) включает три ступени. Они соответствуют уровням образова­тельных программ:

• начальное общее;

• основное общее;

• среднее (полное) общее образование.

Общеобразовательные учреждения соответствуют трем основным перио­дам развития ребенка: детству, отрочеству, юности.

Начальная школа призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие его способностей. В ней учащиеся приобретают необ­ходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, пись­му, счету, овладевают элементами теоретического мышления, нормами по­ведения, основами личной гигиены, вырабатывают привычку здорового об­раза жизни.

Учебные предметы на этой ступени школы имеют характер интегриро­ванных курсов, которые закладывают первоначальные представления о природе, обществе, человеке и его труде. В начальной школе могут вводиться факультативные занятия по физическому, эстетическому и трудово­му воспитанию, иностранным языкам.

Возраст, с которого допускается прием граждан, и продолжительность их обучения на каждой ступени образования определяются Уставом обра­зовательного учреждения. По согласию родителей (законных представите­лей) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования. По решению органа управления образовательным учреждением за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения Устава образовательного уч­реждения допускается исключение из данного образовательного учрежде­ния обучающихся, достигших возраста четырнадцати лет.

Общеобразовательные учреждения могут проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разреше­ния) на указанный вид деятельности.

Основная школа должна закладывать прочный фундамент общеобразова­тельной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образова­ния, его полноценного включения в жизнь общества. Для глубокого усвое­ния основ наук и формирования научного мировоззрения, помимо обяза­тельных предметов, охватывающих 75—80% учебного времени, вводятся дополнительные предметы по выбору, факультативные курсы, разноуров­невые программы.

Основная школа является обязательной. Ее выпускники могут продол­жить обучение как в средней школе, так и в профессиональных учебных заведениях различного профиля или в вечерних (заочных) средних общеоб­разовательных школах. Для стимулирования самообразовательной работы учащихся обязательная недельная нагрузка на третьей ступени школы су­щественно уменьшается по сравнению с предыдущей ступенью.

Для более глубокой дифференциации Совет школы может принять ре­шение о введении в школе одного или нескольких профилей обучения (гу­манитарный, физико-математический, химико-биологический, техниче­ский, сельскохозяйственный, экономический и др.). Трудовая подготовка строится с учетом избранного учащимися профиля обучения.

Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в пределах образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

В настоящее время проявляется тенденция преобразования общеобра­зовательных школ в школы нового типа (гимназии, лицеи, многопрофиль­ные школы и др.). Открываются специализированные лицеи и гимназии, колледжи при вузах и университетах. Такие изменения в процессе получе­ния образования выявляют следующие особенности:

• тесное увязывание разных ступеней образовательного процесса;

• создание прочных основ профессиональной ориентации;

• создание основ для осмысленного выбора будущей профессии моло­дежью;

• ориентация на социальный заказ.

Вечерние и заочные школы для работающей молодежи открываются пре-имущественно на базе школ третьей ступени. Учреждения профессионального образования:

• начального (училища);

• среднего (техникумы, колледжи);

• высшего (институты, университеты, академии);

• послевузовского (аспирантура, докторантура);

• курсы, институты повышения квалификации и переподготовки.

Профессиональные образовательные учреждения осуществляют подго­товку работников квалифицированного труда, подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, предоставляют гражданам возмож­ность повышения уровня образования.

В Федеральном законе ст. 21 посвящена профессиональной подготовке, имеющей целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необ­ходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессио­нальная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня учащихся, она может быть получена в образовательных учреждени­ях начального профессионального образования и других образовательных учреждениях:

• межшкольных учебных комбинатах;

• учебно-производственных мастерских;

• учебных участках (цехах);

• в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответ­ствующие лицензии;

• в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии.

Начальное профессиональное образование (ст. 22) имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем ос­новным направлениям общественно полезной деятельности на базе основ­ного общего образования. Оно может быть получено в образовательных уч­реждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах).

Среднее профессиональное образование (ст. 23) ставит своей задачей под­готовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей лично­сти в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образова­ния. Среднее профессиональное образование может быть получено в обра­зовательных учреждениях среднего профессионального образования или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Высшее профессиональнее образование (ст. 24) имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Оно может быть получено в высших учебных заведениях.

Высшее образование — образование, содержание которого ориентирова­но на подготовку работников сложных видов труда, выполняющих функ­ции управления технологическими системами и коллективами людей, а также подготовку педагогических и научных работников. В современной России есть гуманитарные, педагогические, медицинские, технические университеты. За их многообразием стоит процесс освоения социального опыта и культурных ценностей. Особенностью современного университета является плавное вхождение студентов в процесс научного творчества, при­общения их к научно-исследовательской работе.

Послевузовское профессиональное образование (ст. 25) предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Последипломное образование — это реализация непрерывного образования через систему повышения квалификации и переподготовки кадров, представленная институтами и факультетами повышения квалификации, различного рода курсами. В научной среде оно представлено аспирантурой, соискательством и докторантурой.

Аспирантом является человек, имеющий высшее профессиональное об­разование и обучающийся в аспирантуре с целью подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.

Докторант — это человек, имеющий ученую степень кандидата наук и готовящий диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.

Дополнительное образование и дополнительные образовательные услуги (ст. 26) реализуются в целях всестороннего удовлетворения образователь­ных потребностей граждан, общества, государства.

В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным со­вершенствованием образовательных стандартов.

К дополнительным образовательным программам относятся образова­тельные программы различной направленности, реализуемые:

• в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждени­ях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

• в образовательных учреждениях дополнительного образования (в уч­реждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональ­ной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных на­туралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);

• посредством индивидуальной педагогической деятельности.

Специальные (коррекционные) школы для слабовидящих, глухих воспитан­ников — для воспитанников, имеющих отклонения в развитии. Школы коррекционного характера обеспечивают лечение, воспитание и обучение, со­циальную адаптацию и интеграцию учащихся в общество. В эти учреждения школьники направляются органами управления образованием с согласия ро­дителей по заключению психолого-медико-педагогической комиссии

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите­лей, — интернаты, детские дома — решают задачи сохранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Сеть детских домов включает дошкольные детские дома (для детей 3—7 лет), смешанные (для дошкольников и детей школьного возраста), детские дома для детей школьного возраста (от 7 до 18 лет).

Реабилитация здоровья детей проводится в оздоровительных и санаторно-лесных школах.

Для подростков с общественно опасным (девиантным) поведением, до­стигших одиннадцатилетнего возраста, функционируют специальные учреж­дения, которые обеспечивают медико-социальную реабилитацию, образова­ние и профессиональную подготовку, направление в них осуществляется по решению суда.

Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образо­вании.

Гражданам, завершившим послевузовское профессиональное образование, защитившим квалификационную работу (диссертацию, по совокупно­сти научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответству­ющий документ.

Общеобразовательная школа является управляемой и управляющей от­крытой системой, в которой происходит постоянный обмен информацией с окружающей средой, с другими социальными институтами (взаимодей­ствие носит цикличный характер).

Каждая ступень общего образования решает свои специфические зада­чи, но общая направленность деятельности подчинена основной цели — развитию личности школьника. Целесообразная деятельность на каждой ступени обучения способствует накоплению и фиксированию новых коли­чественных характеристик личности и последующему их переходу в новые качественные личностные образования.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте схему «вертикали» управления образованием в Российской Федерации.

2. Покажите, в чем заключается автономность образовательного уч­реждения.

3. Объясните, как реализуется на практике принцип единства образо­вательного пространства Российской Федерации.

4. В чем проявляется государственно-общественный характер управле­ния современной школой?

5. Дайте краткую характеристику типов и видов современных образо­вательных учреждений.

 

Основная литература

1. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1996.

2. Селиванов В. С. Управление школой в России. Смоленск, 2001.

3. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении
педагогическими системами: Учеб. пособие. 3-е изд., доп. М.: Педагогичес-
кое общество России, 1999.

Дополнительная литература

1. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» / Отв. ред. В. И. Шкатулла. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.

2. Поташник М. М., Моисеев А. М. Управление современной школой (В вопросах и ответах). М.: Новая школа, 1997.

3. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. Ч. 2. М.: ВЛАДОС, 2002.

4. Управление воспитательной системой школы / Под ред. В. А. Кара-ковского и др. М., 1999.

5. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образо­вательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Шамовой. М.: ВЛАДОС, 2001.

 

 

Глава 22. Основы внутришкольного управления

 

Тот, кто не может управлять собой,

не может и управлять другими.

Платон

 

1. Понятия и функции внутришкольного управления.

2. Организационные формы управленческой деятельности.

3. Повышение квалификации и аттестация работников школы.

 

1. Понятия и функции внутришкольного управления

Школа, как и любая социальная организация, является сложной целост­ной системой открытого типа, активно взаимодействующей со своим со­циальным окружением. Как отдельное образовательное учреждение школа входит в более широкие образовательные системы, какими являются муниципальные, региональные (субъектные) и федеральные. Связь школы с окружением — двухсторонняя: школа испытывает влияние социума и сама оказывает на него воздействие, причем это взаимовлияние продол­жает расти.

Различают внешнее и внутреннее управление общеобразовательным уч­реждением (школой) как социальной организацией, которые представляют собой две взаимосвязанные стороны.

Школа как часть более широких образовательных систем (муниципаль­ной, региональной, федеральной) и субъект гражданского права испытыва­ет на себе множество управляющих влияний. Внешнее управление школой осуществляется органами управления образованием субъекта Российской Федерации, города (района) через ее создание, придание соответствующего статуса, правовую регламентацию жизнедеятельности, регистрацию, лицен­зирование, аттестацию и аккредитацию.

Автономность образовательных учреждений, становление их как юри­дических лиц, расширение их компетенции и ответственности существенно изменили соотношение между внутренним и внешним управлением школ в пользу внутреннего. Однако это не означает полной автономии школы и ее «независимости» от внешнего управления и от социума в целом.

Непосредственное управление школой или внутреннее (внутришкольное) управление в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образова­нии» осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор. Внутришкольное управление рассматривают как разновидность самоуправ­ления, так как современная школа является автономной и самоуправляющейся. При этом учительское самоуправление и самоуправление учениче­ское являются составными частями системы внутришкольного управления.

К основным функциям внутришкольного управления, которые наиболее часто встречаются в педагогической литературе, относятся мотивация, пе­дагогический анализ, целеполагание, планирование, организация и контроль. В некоторых пособиях они называются целевыми, организационными, оперативными, контрольными функциями.

Функция мотивации. Основная задача мотивационной функции состоит в том, чтобы все участники образовательно-воспитательного процесса вы­полняли работу согласно делегированным им полномочиям. Для включе­ния в действие социальных мотивов рекомендуется создавать условия для общения между участниками образовательного процесса, формировать дух единой команды, периодически проводить совещания, не разрушать не­формальные группы, стимулировать социальную активность учителей вне школы. С целью актуализации мотива самовыражения необходимо созда­вать условия для участия членов образовательно-воспитательного процесса в творческой, исследовательской деятельности, осуществлении иннова­ционных проектов, поощрять инициативу.

Способствует созданию положительных мотивов тактичная помощь ру­ководителя; личный пример компетентности, активности, честности, спра­ведливости; вознаграждение усилий участников образовательно-воспита­тельного процесса.

Педагогический анализ яв






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.