Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Создание и развитие сибирской породы






Какова же история сибирской кошки именно как породы, а не просто полудлинношерстной кошки, жившей в России? Эту историю мы отсчитываем с 80х гг. 20 века. Невозможно изложить эту историю, не вспомнив о первых годах российской фелинологии.

Советская и российская фелинология зарождалась в крупных городах, Риге, Москве и Ленинграде. Ригу, которая к России отношения не имеет, упоминаю только по праву первенства: именно там впервые в СССР был создан клуб и проведена выставка кошек. Затем последовала выставка в Москве, а вслед за ней и в Ленинграде. И естественно, что в первые клубы хлынула лавина любителей кошек со своими домашними животными. Задолго до этого уже появились книги о кошках с иллюстрациями, и каждый владелец искал в своей кошке черты, похожие на яркие картинки и романтические описания. До сих пор помню, как мне хотелось считать свою первую кошку норвежкой, потому что в одной серьезной книге я прочитала, что это единственная кошка, спускающаяся с дерева, как белка, мордочкой вперед. А ведь моя киска так и спускалась с сосны на даче! Но в клубе, куда я принесла свою зеленоглазую «черепаху», выросшую из пучка грязной шерсти, найденного во дворе шинноремонтного завода, кошку назвали сибирской. (В тех же дворах и на тех же помойках находили и «мэйн-кунов», и «норвегов», и «балинезов»… Правда, большинство из них не смогло выйти из класса новичков. Некоторые остались домашними кошками, другие были переведены экспертами в сибирские).

Идея создания российской породы в это время витала в воздухе. И конечно, именно сибирской нужно было назвать такую породу – ведь это словосочетание имело давнюю историю. А вот какой должна быть эта кошка, было вовсе не очевидно. Полудлинношерстной – конечно. А дальше? Тип, формат, форма головы, очертания морды, постав ушей - все это было представлено в большом разнообразии в той городской и пригородной популяции полудлинношерстных кошек (назовем ее «условно аборигенной»), которую отсматривали фелинологи. Нужно было сделать выбор, основываясь не только на типе, преобладающем в популяции, но и учитывая уже существующие признанные породы полудлинношерстных кошек, в первую очередь мэйн-куна и норвежскую лесную. Повторение пройденного никому не было бы нужно.

Первые стандарты новой породы создавались в конце 80х гг. фелинологами клуба «Котофей» (О.С.Миронова, И.Я.Кацер и др.). Параллельно и другими российскими фелинологами регистрировались и разводились сибирские кошки. В Москве в этом направлении работали Т.С.Емельянова, Л.К.Овчинникова, Т.Д.Сапожникова. Но написан был стандарт «Котофеем». Эталонным животным послужил легендарный сибирский кот Роман рождения 1987 г. (вл. А.Иванова, «Котофей»), первый кот-основатель породы

С самого начала подчеркивался тяжелый тип, мощный костяк, круглые лапы, объемная округлая морда, широкий постав ушей, овальная форма глаз. Форма головы определялась как округлая. Размеры животных были несколько завышены. Если текст стандарта 1989 года несколько напоминает романтическое описание, то стандарт 1990 г., сохранив почти такое же описание статей, включал также окрасы (агути, агути с белым, без агути, без агути с белым, и колорпойнт в тех же группах) и недостатки. Этот стандарт был принят СФФ, тогда носившей название Советской Фелинологической Федерации. На его основе в 1991 году был разработан и первый международный стандарт. WCF, на тот момент еще молодая международная федерация, первой признала сибирскую кошку, включая сибирского колорпойнта. В «Котофее» же состоял и другой знаменитый основатель породы, кот Марс рождения 1988 г., окраса блю-тэбби-пойнт с белым.

Он и его сын Нестор, голубой с белым, встречаются в сотнях родословных. На кровях Нестора основан питомник «Гел», они также использовались в питомнике «Марцелл» в сочетании с линией Романа (далее перешедшей в линии Вергилия и Лукреция). Из «Котофея» вышли и другие основатели породы, использовавшиеся затем в новых клубах.

Передо мной лежат пожелтевшие (в основном от времени, а некоторые, увы, не без участия кошек) каталоги выставок первых лет. Поищем в них сибирских кошек. До 1991 года владельцы порой заявляли их в самых разных породах и группах.

1989 год, Москва. 8-9 мая. Первая Всесоюзная выставка кошек. В каталоге 190 животных, из них почти половина персидских. В разделе «Длинношерстные и полудлинношерстные кошки неизвестных пород» есть и 12 сибирских кошек. Все они не имеют зарегистрированных родителей. А вот раздел «Домашние кошки» обширнее. В нем, в дополнительном списке, впервые встречается Марс. На своей следующей выставке он проходит класс новичков как сибирский кот и становится производителем.

1989 год. Рига, 23-24 сентября. В каталоге 164 кошки, и тоже почти половина персидских. В разделе «Официально не зарегистрированные породы» сибирские и невские маскарадные кошки. Под номером 146 в классе новичков знаменитый Роман. Уже в открытом классе бывший новичок сил-пойнт Рикки, давший впоследствии много потомков в паре с Селиной. А вот Селина в классе новичков как… балинез. На этой выставке ее переводят в сибирскую породу. Тот же путь проходят многие домашние любимцы, начинающие с класса новичков.

1989 год, Москва, 7-8 сентября. В каталоге 244 животных. Сибирские кошки включены как породная группа, всего их 26. На этой выставке кошек из Ленинграда попросту не внесли в каталог. Но зато мы можем проследить судьбу «балинезийского» кота Бойза 1988 года рождения, которого котенком вместе с его пожилой мамой и сестрой такого же окраса нашла в Самаре Ирина Горинова. Бойз, также переведенный в сибирскую породу, далее успешно выставлялся, и жив и здоров до сих пор

16 сентября 1989 года группой заводчиков Ленинграда и Москвы была подана заявка на регистрацию сибирской кошки в созданную в апреле того же года СФФ. 6 августа 1990 года порода регистрируется (сертификат № 1, код SIB), а одновременно с ней регистрируется и сибирская кошка в окрасах серии колорпойнт под вторым названием «Невская маскарадная» (сертификат № 2, код SIB 33). Теперь в каталогах выставок клубов, сотрудничающих с СФФ, сибирские кошки должны были включаться в раздел полудлинношерстных кошек, с отдельной группой окрасов «Сибирский колорпойнт (Невская маскарадная)».Выставка «Котофея» 5-6 января 1991 г. В каталоге всего 342 животных. 119 сибирских кошек, из них 29 колорпойнтовых окрасов; в классе новичков 50 животных, из них 13 колорпойнтов. Самой старой кошке почти 10 лет, а выставляется она в классе новичков. Масса животных первого поколения с метриками. Дети Романа, Марса, десятков других бывших новичков.

Хоть количество племенного материала было велико, поголовье начала 90х гг. было далеко от идеала. Пометы «рассыпались». Сибирскими кошками занимались подвижники… Многие клубы и даже эксперты морщили нос, говоря о сибиряках. И в то же самое время интерес к сибирякам за границей рос как на дрожжах. Если животные, вывезенные ранее в ГДР и Чехословакию, были теми самыми «народными» сибирскими кошками без стандарта и без документов (от них, кстати, и пошли некоторые европейские линии сильно облегченного типа), то экспорт начала 90х относился к первому-второму поколению, полученному в результате племенной работы. Потомков Романа вывезла в США Элизабет Тэррел (питомник «Старпойнт»). До сих пор линии Старпойнт высоко ценятся в Америке. Большое количество животных разных окрасов было вывезено в Германию Гансом и Бетти Шульц (питомник «Невский»), сыгравшими большую роль в росте популярности породы в Европе. Полученный в этом питомнике кот Магадан мог бы конкурировать на выставках и сегодня. Но все же первая волна экспорта сибиряков в массе своей высоким качеством не отличалась. Результатом этого явились попытки чуть ли не каждого владельца питомника сочинить стандарт под свое поголовье. Именно тогда сложилось мнение некоторых иностранных экспертов о том, что сибирская кошка – не более чем испорченный мэйн-кун. Или вовсе кросс норвега и мэйн-куна. Все три породы имеют сходную текстуру шерсти с минимальными отличиями, все они достаточно крупные и тяжелые. Уловить различия в формате, длине конечностей, хвоста, форме головы, содержавшиеся в первых стандартах, было не так-то легко. Хотя проект стандарта WCF 1990 г. повторял стандарт «Котофея», в стандарте WCF 1991 г. к округлой форме головы таинственным образом были добавлены высокие скулы, а хвост предписывался от длинного до очень длинного - и впрямь слабый мэйн-кун. Особенно учитывая то, что идеальных представителей и той, и другой породы в Европе надо было еще поискать.

Для того, чтобы порода завоевала свое место под солнцем, нужно было сделать большее ударение в стандарте на отличия ее от близких пород, найти и закрепить в потомстве те признаки, которые придали бы ей действительно неповторимый облик. Акцент был сделан на форму головы. Широкие низкие скулы, соединенные плавной линией с округлой мордой, никак не могли быть спутаны с головой мэйн-куна или норвежской лесной кошки. Впервые эти признаки были описаны в поголовье Ленинграда/Санкт-Петербурга и включены в стандарт клубом ПОФ (И.А.Окулов, Е.Ю.Дмитриева) в 1991 г. Была отобрана целая группа кошек (например, Фрези, внучка Романа, Глэдис, дочь Марса, Пышка рождения 1988 г., ставшая впоследствии одной из

первых сибирских кошек - чемпионов мира,) и два кота, наиболее близких к требованиям нового стандарта (один из них – Георгий рождения 1987 г., давший начало питомнику «Князь Гвидон»). Однако эти коты препотентности не проявили. Все же вслед за идеей пришла и удача – в клубе появился очередной «найденыш», кот в мешке в прямом смысле слова. Старушка принесла своего любимца в авоське. Это был кот Макс рождения 1989 г., крупный, мощный зверь окраса сил-тэбби пойнт, с практически идеальными очертаниями головы и шерстью отличной текстуры, правда, чуть коротковатой.

Вот он-то и оказался препотентным. Настолько, что до сих пор кошки – его потомки в третьем, четвертом, пятом колене рожают маленьких Максиков всех признанных окрасов. Линия Макса, начатая питомником «Найтингейл», успешно продолжается питомниками «Дикая Краса» и «Дом Филина». Можно уже говорить и об успехе линий его сыновейW.Ch. Арсения Невского

и Gr.I.Ch. Филимона. Данная форма головы вскоре вошла и в стандарт сибирской породы WCF.

В 1994 г. на семинаре МКЭФ те же очертания скул и морды были использованы при написании более подробного, чем вариант ПОФ, стандарта. Форма головы в нем получила название трапециевидной. Этот стандарт был опубликован в сборнике стандартов аборигенных пород, на сегодняшний день действует в СФФ и не имеет существенных отличий от современного стандарта WCF. «Короткая широкая трапеция» в стандарте СФФ, «голова короткая и широкая» в стандарте WCF; линии скул и морды описываются одинаково. Длина хвоста приведена в соответствие с тяжелым типом животного: «средняя» в стандарте СФФ, «до лопатки» в стандартеWCF.

Дальнейшее разведение сибирской кошки в России достаточно подробно описано во многих публикациях. Во многом росту ее популярности способствовало и создание Общества Любителей Сибирских Кошек в Москве (Т.Е.Павлова), успешно проводящего крупные монопородные выставки и ведущего реестр сибиряков – Чемпионов Мира.

Получить животных хорошего современного типа не так-то просто. Основывая работу над типом на линейном разведении, можно достаточно быстро прийти к однотипности внутри питомника, закрепив, однако, при этом как достоинства, так и недостатки животных данной линии. Между питомниками внутри России обмен племенным материалом пока явно недостаточен. А если он имеет место, то в основном с целью добавления нового окраса или «разбавления» инбредности. Своим типом все в основном довольны. Во многом это обосновано. К счастью, постепенно уходят в прошлое облегченные, растянутые сибиряки. Многими питомниками достигнуты большие успехи в телосложении. Намного чаще можно теперь видеть животных крупных, тяжелых, с мощными конечностями, большими круглыми лапами. Кроме этого, получены и закреплены нарядные окрасы, такие, как золотой и серебристый.

Наиболее проблематичны такие моменты, как качество шерсти и форма головы. Что касается последней, то, если отбросить узкие и удлиненные головы, резко очерченные или опять же узкие мордочки, никак не соответствующие стандарту, то наиболее сложной задачей является получение правильной формы именно за счет костной структуры, а не за счет мягких тканей. Не зря в стандарте акцент сделан на то, что округлость лицевой части опирается на скуловые дуги и объемную морду, а не на полные щеки. Именно этот момент является основным для исключения нежелательного, близкого к полуперсидскому типа.

Линия скуловой дуги у идеальной сибирской кошки направлена на нижний край уха, а у животного нежелательного типа – на внутреннюю часть уха. Расстояние между клыками у сибирской кошки широкое, дуга нижней челюсти между клыками почти прямая. У животного нежелательного типа дуга круче, расстояние между клыками небольшое. Оптически такая голова кажется округлой благодаря полным щекам и развитым мягким тканям морды. У идеальной сибирской кошки костная структура отлично прощупывается, скуловые дуги хорошо заметны даже у «хорошо одетой» кошки. Если добавить разницу в высоте черепа (у идеальной сибирской кошки череп ниже), форме лба (у сибирской кошки от плоского черепа к прямой широкой спинке носа легкий переход, подчеркнутый направлением роста волос), текстуру шерсти (у животных нежелательного типа подшерсток переразвит, а покровный волос, напротив, истончен) и форму глаз (верхнее веко у сибирской кошки должно создавать овальную форму глаза), а также часто более низкий постав ушей, то отбраковка такого животного во время экспертизы не представляет сложностей. Конечно, зачастую не все эти признаки присутствуют одновременно. Поэтому и стоит уделить внимание скулам.

Стремление к созданию повышенной декоративности часто характеризуется удлинением шерсти, которое может сопровождаться изменением ее текстуры. К сожалению, излишне мягкая шерсть встречается достаточно часто, и не только в ослабленных окрасах и некоторых линиях колорпойнтов, но и в черном серебре, а порой и в обычных черных тэбби, что совсем уж странно. Здесь особенно важна позиция эксперта, а именно предпочтение правильной текстуры с жестким маслянистым покровным волосом длине, а уж тем более окрасу и рисунку. Учитывая, что за окрас вместе с рисунком сибирская кошка сегодня может получить не более пяти баллов, животное с нечитаемым рисунком или затемненным окрасом, не имеющее недостатков в типе, форме головы и текстуре шерсти, фактически может получить желаемые 98 баллов. Недостатки же в текстуре шерсти (до 20 баллов) должны штрафоваться гораздо более сурово, особенно если это переразвитый подшерсток или отсутствие породного водоотталкивающего покровного волоса. Тогда и в питомниках будет вестись более жесткий отбор по текстуре шерсти.

То же стремление к повышенной декоративности иногда выражается и в излишне распахнутых, почти круглых глазах. Здесь лучше соблюдать золотую середину. Глаза сибирской кошки должны быть широко расставленными, достаточно большими, но не круглыми. Глубоко и близко посаженные глаза настолько же мало украшают сибиряка, как и круглые, широко распахнутые.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.