Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Комментарии ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
«История Сибирская» - произведение конца XVII в., подводящее своеобразный итог развитию в древнерусской литературе трех традиционных жанров: летопис-но-исторической и воинской повестей и жития. Ее автор - тобольский «сын боярский» Семен Ульянович Ремезов (1642 - после 1720) -был известен как писатель, историк, художник, архитектор, картограф. Творчество С. У. Ремезова отразило приметы сложной и противоречивой эпохи подготовки и проведения Петровских преобразований. Биография С.У. Ремезова, выходца из казачьей семьи, жившей в Сибири с начала XVII в., типична для людей служилого сословия. Об этом ярко свидетельствует перечень его «городовых, степных, станичных, лыжных и нартенных служеб» из «Служебной чертежной книги» (ГПБ, Эрмитажное собр., № 237, л. 37-39). Творческое же начало личности С.У. Ремезова проявилось в целом комплексе работ, необычных для «сына боярского»: написании икон, росписи знамен для пеших и конных полков, строительстве тобольского Кремля (С.У. Ремезов был его архитектором), выполнении карт-чертежей «сибирских земель» («Чертеж всей Сибири» украшал рабочий кабинет Петра I) и картин с батальными сюжетами «живописным письмом». Широта интересов С.У. Ремезова не могла не сказаться на его литературном творчестве. В условиях далекой Сибири, в казачьей среде, где каждый человек был на счету и один делал дела пятерых, выковывался тот тип русского характера, который в XVII в. стал определять эпоху: человека энергичного, по-хозяйски взирающего на окружающий мир. В конце 80-х - начале 90-х гг. XVII в. он изучает сибирские летописи, собирает фольклор о Ермаке и Кучуме. Результатом этих занятий явилась «История Сибирская», созданная им в 1689-1690 гг. (Д е р г а ч е в а-С коп Е.И. Из истории литературы Урала и Сибири XVII в. Свердловск, 1965, с. 21-27). Читательское восприятие произведения С.У. Ремезова запечатлено в помете конца XVII - начала XVIII в. на одном из листов рукописи: «Житие Ермакове как Сибирь взял...». Между тем ремезовское повествование перерастает рамки традиционного жития. Оно строится на скрупулезном подборе фактов, зафиксированных в документах, легендах, преданиях, поверьях, достоверность которых оценивается С.У. Ремезовым одинаково. Пытаясь направить «корабль» своего повествования «к твердому пристанищу истории», писатель находит для него поэтическую форму - «златые слова». Благодаря этому рассказ сохраняет документальность, обретая силу литературного произведения, выполненного в жанре летописно-исторической или воинской повести. Большую роль в образном строе «Истории Сибирской» играют использованные Ремезовым фольклорные материалы, поэтическое значение которых отмечалось Д.С. Лихачевым (Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.- Л., 1947, с. 407-410). «История Сибирская» композиционно распадается на две части: основную, где идет летописный рассказе событиях «взятия Сибири», и «хронографическую», в которой проводится своеобразная параллель между библейскими и историческими событиями и событиями современной С. У. Ремезову жизни Сибири. Такое композиционное построение дает возможность автору изложить некоторые свои социально-политические взгляды, прежде всего подчеркнуть важность «мудрого» управления Сибирью. Для лучшего освоения пространств и богатств края необходим, по Ремезову, «благоухищренный муж», способный «правду во всех делах хранити», понимать «различные обыкновения и разные сонмов уставы и законы». Таким правителем в прошлом для С.У. Ремезова был Ермак, главный герой «Истории Сибирской». Но тут же писатель намечает связь прошлого с начавшейся Петровской эпохой - «отчизна наша... ныне требует совета и мудрости», чтобы «междуусобные и градские ухищрения и злобы утишити». В «Истории Сибирской» С. У. Ремезов приходит к просветительской идее о «знании» и «разуме» как высших критериях человеческой деятельности, оказавшись в этом вопросе единомышленником других представителей русского просветительства (Симеона Полоцкого, Кариона Истомина и др.). Текст «Истории Сибирской» публикуется по авторской рукописи - БАН, 16.16.5. Позднейшая нумерация летописных статей в настоящем издании снята. Утраты текста восстановлены по списку, выполненному в XVIII в. по заказу Г. Ф. Миллера с ремезовсксго оригинала и хранящемуся ныне в ЦГАДА, ф. 18], № 272/502. Рукопись БАН 16.16.5 - лицевая, текст сопровождают 154 рисунка, выполненные С.У. Ремезовым, его отцом Ульяном и старшим сыном Леонтием (Алексеев В.Н. Рисунки «Истории Сибирской» С.У. Ремезова // Древнерусское искусство: Рукописная книга. М., 1974. Сб. 2, с. 177-194). Рисунки рукописи создают свой повествовательный план: они содержат подчас дополнительную к тексту информацию. Такой прием обуславливает сложность художественной структуры произведения в целом.
Стр. 550. ...судЪбно предповЪле проповЪдати ся чрЪз Сибирь Евангелие…- Здесь формулируется одна из важных идей ремезозского произведения - божественная предопределенность просвещения Сибирской земли евангельским учением. ...Тобольску граду имениту.- Тобольск основан в 1587 г., являлся административным центром Сибири в XVII-XVIII вв. ... яко жь Самсону... - По библейской мифологии - богатырь необыкновенной физической силы. ...Ерманку Тимофееву сыну Поволскому...- С. У. Ремезов считает покорителем Сибири волжского атамана Ермака Тимофеевича Аленина, предводителя Камской вольницы. Летописная и фольклорная традиции часто объединяют в образе Ермака трех героев: Ермака Тимофеевича Аленина, Ермака - также Тимофеевича - донского атамана, бывшего на службе у Ивана Грозного (Коялов и ч М.О. Дневник последнего похода Стефана Батория на Россию. СПб., 1867, с. 258) и Ермака Остафьева, погибшего в Енисее в битве с каннскими татарами (Горелов А. А. Трилогия о Ермаке из Сборника Кирши Данилова //Русский фольклор: Материалы и исследования, вып. VI. М.— Л., 1961, с. 371). ...за Каменем рЪки текутъ надвое... - Камень, Каменный пояс - старинное название гор Урала, являющегося водоразделом рек бассейнов Волги и Оби. ...Ница, Тагилъ, Тура пала в Тоболъ.- Реки бассейна Иртыша - Оби. ...вогуличи... - Русские источники XVI в. называют вогуличами зауральских пелым-ских манси. Это наименование распространилось в XVII в. на племена, жившие по Туре, Тавде и Конде - притокам рек Тобола и Иртыша. ...на. Иртыше царство близь устья и многие татара.- Сибирское ханство образовалось в XV в. в результате распада Золотой Орды. Столицей ханства была Чинги-Тура (Онцимки), позднее - Кашлык (Старая Сибирь). С 1558 г. хан Едигер начал платить ясак «на Москву», признав вассальную зависимость своего ханства. С 1563 г. Сибирским ханством владеет представитель династии шейбанидов, сын бухарского хана Муртазы - хан Кучум, плативший ясак Москве только до 1571 г. Посланный в 1571 г. ясак стал «знаком последней вассальной зависимости» Кучума от московского царя. «Далее следует цепь почти не прекращающихся антирусских действий Кучума» (П р е о б р а ж е н с к и и А.А. Урал и Западная Сибирь в конце XVI - начале XVIII в. М., 1972, с. 20). ...остяки...- Племена, известные в русских летописях под названием югры, обитавшие в верхнем течении р. Оби, получили у татар название «уштякя» (остяки). (Б а х р у ш и н С. В. Научные труды, т. III, ч. 2. М., 1955, с. 87). ...самоедь... - Русские в XVII в. называли так ненцев, энцев, нганасан и селькупов. Здесь речь идет о селькупах, населявших низовья рек Иртыша и Оби. ...калмыки - монгольские племена (ойраты), поселявшиеся в России в XVII в. ...мунгалы... — С.У. Ремезов, видимо, имеет в виду западных монголов - хотогойтов, предводительствуемых Алтын-Ханом. Хотогойты уже в начале XVII в. вступили в посольские отношения с Русским государством. ...казачья орда... - Казахское ханство, образованное в конце XVII в. ...бухарцов... - купцы Бухарского ханства, феодального государства Средней Азии в XVI-XVII вв. со столицей в Бухаре. Бухарцы вели широкую торговлю с Русью через Волгу, а с конца XVI в. через Сибирь.
Стр. 551. ...Орла городка...-- Укрепленный острог на р. Каме; входил в вотчины Максима Строганова, одного из представителей известной в XV1 в. династии солепромышленников. Ряд летописей приписывает им заслуги организации похода Ермака в Сибирь (Сибирские летописи. СПб., 1907, с. 1 -104). ...на станъ Тагила рЪки в урочище рЪчки Абугая... — Притока у р. Тагил с таким названием нет: это, видимо, р. Мугай. На карте Верхотурского уезда 1698-1701 гг., составленной во время одной из многочисленных поездок по Сибири для заказанного Петром I атласа, С. У. Ремезов указывает правильное название этой реки. ...ныне Епанчинъ Усениново...- Центральный городок Епанчина улуса, или юрта (феодального объединения татарского князя Епанчи). На этом месте в 1601 г. построен город Туринск. Однако карты Ремезова еще и в 1701 г. называют главный город туринской земли - Епанчиным. ...Онсом ханъ...- царь Ишимский, правитель Сибирского ханства. В других летописных источниках он именуется Оном, Иваном, Ибаком. От сына Онсома Тайбуги пошел «Тайбугин род», с представителями которого и вступил в борьбу за престол хан Кучум. ...Саргачикъ царь... татара и доднесь именуются саргачики... - Небольшое царство Саргачика Ишимского позднее полностью вошло в Тарский уезд, называясь в XVII в. Саргатской волостью, или Соргачом. ...Маметь царь казанского царя Алима побъдилъ... град Кашлыкъ учинилъ... — По более подробной росписи родословия сибирских татарских ханов в Есиповской и Строгановской летописях Мамет Адеров убивает казанского царя Упака и строит столицу - город Сибирь. Кашлык (после основания Тобольска - Старая Сибирь) - столица Сибирского ханства с конца XV в. Была построена на правом (восточном) берегу р. Иртыша, рядом с ее притоком р. Сибиркой, в 3-4-х км выше Тобольска.
Стр. 552. ...за рЪчкою Курдюмкою... — Курдюмка - приток р. Иртыша, отделяет нагорную часть Тобольска от нижнего посада. ...Паней Бугоръ. — Паньин бугор - высокий мыс над рекою Курдюмкой, в нескольких км от Тобольска. Царь Кучюмъ... побивъ царя и князи Етигера и БЪкбулата... — Не прерывавшаяся в течение почти целого столетия борьба за власть между бухарскими шейбанидами и местными беками (тюменскими ханами), потомками Тайбуги, завершилась в 1563 г. победой бухарского хана Кучума над Едигером и его братом. Сын Бекбулата Сеид-Ахмат, известный в сибирских летописях как Сейдяк, преследовал Кучума до 1588 г., пока сам не был захвачен в плен воеводой Данилой Чулковым и доставлен в Москву к царю Федору Ивановичу. ...на Сибирку... — Имеется в виду речка Сибирка, на которой была столица Кучума - Кашлык. ...словет Сузгунъ мЪсто то. - Легенды о жене Кучума красавице Сузге известны были в Тобольске еще и в XIX в. На темы этих легенд автором «Конька-горбунка» П.П. Ершовым в 30-е гг. XIX в. была написана повесть в стихах: «Сузге. Сибирское предание».
Стр. 553....с агареномъ... — Агарь, рабыня-египтянка, родившая сына Измаила от Авраама. По преданию, она является родоначальницей магометан, которых часто называют по ее имени агарянами, или по имени ее сына - измаилтянами. ...полбы... — Полба — разновидность пшеницы. ...дворЪцкаго своего Кутугая. — В «Описании Сибири» Никифора Венюкова, который пользовался источниками, близкими источникам ремезовской «Истории Сибирской», имя дворецкого - Канцелей (Сибирские летописи, с. 367—397). ...Тарханской же бъ заставной таможней Кучюловъ городокъ... — Один из пограничных острогов Кучума, где находились сборщики тамги (таможенной пошлины) и ясака. ...5 человек атаманов.- Речь идет об атаманах войска Ермака: Иване Кольцо, Иване Грозе, Матвее Мещеряке, Никите Пане, Якове Роголенкове.
Стр. 554. ...ожидаше 6 князьков, Маитмаса, Каскара, Варваринны... — Предводители туралинских татар, один из которых, Маитмас Ачекматов, перешел на службу к русским уже в 1586 г. при воеводе Василии Сукине. ...есаула Алышая...— Алышай Кызылбаев был племенным князьком, стоявшим во главе собственного улуса. Звание «ясаула» (блюстителя порядка) он получил от царя Кучума. ...чрЪз Камънь вогуличами да возвратятся.— Традиционный путь с Оби на Руси по реке Собь через Пустозерский острог известен в источниках с XV в. как путь «в Югру». Палаш - прямая и широкая сабля с обоюдоострым к концу клинком. ...ертаулной стругъ предний... — Речное судно, ладья передового отряда, ведущего разведку.
Стр. 555....с сыномъ своимъ МамЪткуломъ...— Речь идет о племяннике царя Кучума, а не о его сыне: в Москве Маметкула величали «Алтауловичем» - по имени брата Кучума Алтаула. ...под Чюваши... — Укрепленное поселение при устье р. Тобола на горе Чувашской. ...в Бабасанахъ на усть озера на ТоболЪ.— Местность названа по имени владельца ее, Бабасана-мурзы, вассала царя Кучума. ...на город Карачинъ думного Кучюмова боярина Карачи... — Карачиями обычно в русских летописях называются татарские князья самых знатных родов из окружения царя. С. У. Ремезов, как, впрочем, и остальные сибирские летописцы, превращает нарицательное название в имя собственное. Стр. 556. ...2 недели Госпожина поста...— По православному обряду Госпожин (Богородичный) пост длится четырнадцать дней и по старому стилю кончался 15 августа - в день Успения Богородицы. Стр. 557. ...сентября до 8 днЪ... и с ВоздвижЪньева дни...— Ермак Зыл в «горотке» с 8 по 14 сентября, между церковными праздниками Рождества Богородицы и Воздвижения креста Господня. ...до Заостровных юргъ... — Татарский улус в 5 км от устья Тобола вверх по Иртышу, центром которого был городок Атика-мурзы. Владельцы отдельных улусов имели свои укрепления, служившие убежищем для населения юрта при нашествии неприятеля. Таким же, как Атик-городок, были городки Бегиша, Девлетим-бая, Карачи и др. бЪжЪ 2 пушки...— О двух пушках, захваченных Маметкулом в устье Оби, упоминает Джером Горсей (Записки о Московии XVI в. сэра Джерома Горсея СПб., 1909, с. 76). ...за Яскалбинские непроходимые болота к озера... — Ескальбинские болота занимают пространства от селения Ескальба на Иртыше до верховьев р. Конды.
Стр. 559. ...Абалакъ... — По преданию, любимая вотчина Кучума под Тобольском-в 20-е гг. XVII в., на месте этого города был выстроен Абалацкий монастырь ...демьянъский князь Бояр... приидъ къ Ермаку... — В награду за «мирное покорение» в городке Демьяне после смерти хантского князя с низовьев Ирщща Бояра его сыновья Оксеит и Кармышак оставались правителями. ...княжцы ИшбЪрдЪй и Суклем... — Селькупские князья с Конды, служившие проводниками в казачьем войске.
Стр. 560. ...волчьею дорогою... — Имеется в виду самый короткий из известных в XVI в. путей через Уральские горы: по таежным рекам Тавде и Сосьве, через перевал на реки Улс и Вишеру - в Чердынский острог. ...в Великую Пермь... — Территория Прикамья от Уральских гор до рек Печоры, Камы, Волги. Присоединена к Русскому государству в 1478 г. ...на Вагае... — левый приток Иртыша. ...Куларово...— Куллар-аул, татарский юрт на западном берегу Иртыша при озере Аусаклу.
Стр. 561. ...озеро Чюлымское...— Здесь озером Чулымским называется целая система озер по течению р. Чулым (Угрюм, Сарагуль, Малые Чаны, Чаны) в Барабичской степи. ...межъ Тары и Барабы, и Оми... — В нынешних границах Барабинской степи. ...воевал Кодские городки. — Кондинские городки по р. Иртышу принадлежали князю манси Ичигею Алычеву и носили еще одно название — Алачевы земли. ...Назымский городокъ... — Хантский городок при впадении р. Иазым в Обь. ...взялъ Лабутккской городокъ... — На р. Тавде при впадении в нее р. Лабуты. ...Поганое озеро...— В Кунгурском летописце («Летописи Сибирской краткой Кунгурской») есть предание об этом озере. 91 году ноября... ко царю ФЪдору Ивановичю. — С. У. Ремезов допускает здесь ошибку в дате или в имени царя. Здесь указан 1582 г., а сын Ивана Грозного Федор правил с 1584 по 1598 г. Того жЪ 91 майя... по указу... Василья Ивановича Шуйского... — Василий Шуйский стал царем в 1606г. и правил до 1610г. С. У. Ремезов и здесь ошибся либо в дате (май 7091-1583 г.), либо в имени царя.
Стр. 562... .за Езеро убЬжалъ.— Имеется в виду озеро Карача-куль, расположенное на восточном берегу р. Тобола в 20 км от устья. ...на Красной гори...— Исторический центр г. Тобольска: Красная площадь, где находится Кремль и Софийский двор — тогдашняя резиденция архиепископа Сибирского и Тобольского. ...по Вагаю до Адбашу доидъ... — На западном берегу р. Вагая находится возвышенность Атбаш - Лошадиная голова; в 30—40-е гг, XVII в. здесь был построен Атбашский острог. ...пищали... лядунки... — кремневые ружья и пороховницы.
Стр. 563. ...по ОбЪ... по Иртышу и по СобЪ, и чрез КамЪнь... — Старый казачий путь в Сибирь, «в Югру» (см. коммент. к с, 554). Этим путем и возвращаются казаки Ермака после поражения во главе с единственным оставшимся в живых атаманом - Матвеем Мещеряком. ...кочуя Лбугиновыхъ городки... — улус татарского царевича Ак-Буги. ...Койдаулъ мурза... — Кайдаул Байсеитов, мурза татарский. После падения Сибирского ханства служил вместе с сыновьями московскому государю в Тобольске.
Стр. 564. ...первому архиепископу Кмприяни... — Киприан Старорусенков возведен на Сибирскую архиепископию из Новгородского Хутынского монастыря в 1621 г.; был одним из инициаторов создания «Синодика Ермаковым казакам», текст которого использовался в качество источника многими сибирскими летописцами, в том числе и С. У. Ремезсвьш. ...по курану... — Из Корана, главной мусульманской священной книги, исходит мусульманское предание (сунна) и законодательство (шариат). ...сенодикъ... — помянник (памятная книжка с именами умерших для поминовения): в данном случае - Синодик «в неделю православия» (воскресенье первой недели Великого поста), когда в церкви поминались все «убиенные на ратях», в том числе и воины Ермака. ...калматского Аблая тайши...— Ойратский тайша, ханская резиденция которого была в 50 км к югу от нынешнего Усть-Каменогорска, в Аблайките. Аблайкит-палат (дворец и укрепления вокруг пего) был разрушен в 1671 г. монгольским ханом Галданом. ...сотником стрелецкимъ Ульяномъ Мосеевымъ Ремезовымъ... — Руководителем посольства к Аблаю-тайше для передачи последнему панцырей Ермака был отец С. У. Ремезова - У. М. Ремезов.
Стр. 565. ...и родителпицы ваша дни...— Богородичные праздники. Во второе лето по смерти... — Имеется в виду второй после гибели Ермака год - 1586.
Стр. 567. ...агаренские вЪси. Каурдацкую и Салинску. — Имеются в виду Коурдак и Салы — татарские поселения на Иртыше. ...воевода Ефим Варфоломеевич Бутурлин. — Тобольский воевода (1598-1599). Стр. 568. ...у озера Кургальчина... — Кургальджин, озеро в центральной части нынешней Казахской ССР. ...в Нагайскую землю... — С. У. Ремезов имеет в виду Алтыульскую орду, кочевавшую в верховьях Иртыша - часть распавшейся в XVI в. Ногайской орды.
Стр. 570. ...великим князем Владимеромъ всеа росийскимъ... — Речь идет о Владимире Святославиче — великом киевском князе (980—1015). О скверных бЬгунах роксолянех. — Роксоланы, выходцы из среды сарматов Поволжья и Приуралья. Кочевали в причерноморских степях вплоть до нашествия гуннов, уничтоживших в IV в. н. э. сарматский союз и увлекших роксолан в свои походы. Сведения о роксоланах исчезают с V1 в.
Стр. 574. ...Имя же мое зкакомъ симъ зовомъ...— Имена С. У. Ремезова и его близких, как приникавших участие в создании «Истории Сибирской» (отца - Ульяна и сына Леонтия), так и хранивших рукопись {сыновей - Леонтия, Семена, Петра и Ивана), зашифрованы в последнем рисунке рукописи.
|