Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Расчет зубчатых колес коробки передач на прочность и долговечность






    При расчете коробки передач расчетный момент определяется по максимальному крутящему моменту двигателя. Расчет зубчатых колес производится на прочность – по напряжениям изгиба зубьев и на долговечность – по контактным напряжениям.

    Напряжение изгиба , Па, рассчитывают по формуле

    , (2.1)

    где Р – окружное усилие, Н; y – коэффициент формы зуба.

    Окружное усилие Р, Н, рассчитывают по формуле

    , (2.2)

    где – передаточное число до рассчитываемого зубчатого колеса; r – радиус начальной окружности зубчатого колеса, м.


    Таблица 1.3 – Параметры зубчатых колес механических ступенчатых коробок передач

    Шестерни передачи , мм , мм , мм , º
    ЗАЗ-968
    Первой Второй Третьей Четвертой 72, 88     13, 0 14, 0 14, 0 15, 0 2, 75 2, 50 2, 50 2, 50  
    ВАЗ-2101
    Привода промежуточного вала Первой Второй Третьей 68, 00     16, 0 15, 5 15, 0 16, 0 2, 50  
    ГАЗ-24
    Привода промежуточного вала Первой Второй Третьей 77, 00     15, 5 17, 5 16, 5 16, 5 2, 75 3, 00 3, 00 2, 75 34º 22'31'' 29º 8'42'' 29º 8'42'' 34º 22'31''
    ГАЗ-53А
    Привода промежуточного вала Первой Второй Третьей 110, 63     20, 0 24, 0 20, 0 22, 0 3, 50 4, 25 3, 50 3, 50 23º 26'5'' 23º 26'5'' 23º 26'5''

     

     

    Продолжение табл. 1.3

    ЗИЛ-130
    Привода промежуточного вала Первой Второй Третьей Четвертой 123, 25     25, 0 30, 0 29, 0 28, 0 26, 0 3, 50 4, 25 3, 50 3, 50 3, 50 24º 40'15'' 24º 40'15'' 24º 40'15'' 24º 40'15''
    ЯМЗ-238А
    Привода промежуточного вала Первая Второй Четвертой 165, 75     35, 0 37, 0 32, 0 32, 0 4, 50 4, 50 4, 50 4, 50 26º 22'20'' 23º 30'
    ЯМЗ-236Н
    Привода промежуточного вала Первой Второй Третьей Пятой 165, 75     25, 0 32, 0 32, 0 32, 0 32, 0 4, 50 4, 25 4, 25 4, 25 4, 25 26º 22'20''
    КамАЗ, тип 15
    Привода промежуточного вала Первой Второй Третьей Четвертой 160, 00     31, 5 38, 0 33, 5 31, 0 30, 0 4, 25 5, 00 4, 50 4, 50 4, 50 19º 31'
                       

    Коэффициент формы зуба у, приближенно определяют по формуле

    . (2.3)

    Допустимые напряжения изгиба зубьев приведены в таблице 2.1 [2].

     

    Таблица 2.1 – Допустимые напряжения изгиба зубьев, МПа

    Передача Легковые автомобили Грузовые автомобили
    Первая, задний ход 350 ¸ 400 500 ¸ 900
    Высшие передачи 180 ¸ 350 150 ¸ 400

    В основу расчета по контактным напряжениям положена зависимость Беляева-Герца для наибольших нормальных напряжений в зоне контакта, возникающих при сжатии двух цилиндров.

    Контактные напряжения , Па, определяют по формуле

    , (2.4)

    где Е - модуль упругости 1-го рода, Па; a – угол зацепления шестерен, град; , – радиусы начальных окружностей шестерен в паре, м; " +" – для внутреннего зацепления; " –" – для внешнего зацепления.

    Модуль упругости 1-го рода – Е = 2·105 МПа [4].

    Угол зацепления шестерен – a = 20° [5].

    Допустимые напряжения сжатия приведены в таблице 2.2 [2].

     

    Таблица 2.2 – Допустимые напряжения сжатия, МПа

    Передача Легковые автомобили и грузовые малой грузоподъемности Грузовые автомобили
    Первая, задний ход 1500 ¸ 2000 3000 ¸ 4000
    Высшие передачи 1000 ¸ 1400 2000 ¸ 2800

     

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.