Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическая часть. 2.1 Требования к личности психолога в системе образования






2.1 Требования к личности психолога в системе образования

 

С приходом психолога в систему образования связанные определенные социальные ожидания. Формализм, за организованность, внешние стимулирования деятельности и поведения детей – лишь некоторые гримасы «бездетной» педагогики и функциональные психологии, сделавшие лицо школы малопривлекательным для ее обитателей. Психология и психолог пришли в детский сад, в школу, чтобы сделать их более гуманными, способствующими личностному росту каждого ребенка, педагога и руководителя. Поэтому совершенно оправдано в требованиях к личности психолога можно выделить следующие характеристики:

ü психолог должен иметь высокие умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скрупулезным аналитиком, экспериментатором;

ü психолог социабелен, любит работать с людьми, радуется социальному признанию, великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении;

ü он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересом, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности. Сильный, энергичный. Умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы;

ü психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.

Какие личностные появления не совместимы с работой психолога? Это незрелость личности, низкая сила «эго», низкий интеллект, отсутствие эмпатии, независимость мысли, неумение решать свои проблемы, излишняя заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивление к стрессу, потребность в опеке, высокая тревожность и чувства виновной ничтожности.

Сегодня в школу пришли два психолога: интеллектуальный и социабельный. К первому типу относятся рассудительные аналитики, независимые, оригинальные люди. У них преобладают теоретические навыки. Как правило, это выпускники университетов, которые связывают свое будущее с научной деятельностью, а не с работой в школе. Они не стремятся «снизойти» до практических забот школой; к учителям и руководителям, прошедшим только психологический ликбез, относятся в лучшем случае снисходительно. Думается, что эту категорию можно было стимулировать через создание на базе школ. Где они работают, проблемных лабораторий, экспериментальных площадок. Это способствовало бы повышению мотивации психолога к оплодотворению его научных поисков.

Другая категория психологов относится к социальному типу. Это люди, чертами характера которых являются стремление получать и воспитывать, психологический настрой на человека. Они нуждаются в контактах, решают проблемы, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться, обладают хорошими вербальными способностями. Этот тип чаще всего встречается среди педагогов, пришедших на факультет практических психологов. Мотивами их переквалификации в большинстве случаев являются социальные мотивы, реже – неудовлетворенность педагогической деятельностью.

Практическая психология как профессиональная деятельность начинает зарождаться в массовом масштабе и поэтому обостряет до предела проблему обоснованности действия одного человека на другого, границу профессиональных возможностей психолога.

Гранью, где смыкаются вопросы профессиональной и практической этики, является осуществление профессионального долга. Профессиональный долг требует от психолога действия, практическая этика определяет глубину воздействия на другого человека, а профессия диктует принятия ограничений на собственные действия: «Я как психолог должен принять решение об оказании помощи, но я вижу, что этому человеку я не смогу помочь, так как он не примет моей помощи, я должен отказаться от работы с ним, так как я не обладаю для этого необходимыми профессиональными средствами».

Выраженная ориентация на ценность другого человека профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятием им своих возможностей как меры воздействия на другого человека, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия.

Это делает профессию психолога одни м из немногих видов социальной активности, где обобщенные идеи о ценности человека предельно конкретизируются в его словах и действиях, направленных на другого человека.

 

2.2 Кому подчиняется психолог в образовательном учреждении

 

Практический психолог образования имеет двойное подчинение. По административной линии он, как и все члены педагогического коллектива, подчиняется директору школы. По профессиональной – психологическому Центру, где работают специалисты – психологи и который не только осуществляет функции контроля за деятельностью психолога в образовательном учреждении, но и оказывает ему методическую, организационную помощь и обеспечивает сотрудничество и профессиональное общение с другими практическими психологами района, округа, города.

План работы психолог составляет самостоятельно, но обязательно учитывает при этом пожелания руководителей учреждения, воспитателей, учителей. План желательно согласовывать с работниками психологического Центра.

Психолог работает с детьми, воспитателями, учителями, администрацией образовательных учреждений, органами опеки и милиции, родителями детей и их родственниками. При этом главное, чтобы в центре все его работы находились интересы ребенка как формирующейся личности. Этот ориентир – интересы ребенка – нельзя терять ни в коем случае. Иначе психолог начинает работать не на ребенка, а на образовательную систему. Образовательная система определяет и психическое развитие, и психологическое здоровье детей. Но она не должна стать самоцелью ни для педагогов, ни для психологов.

 

2.3 Личный опыт, проблемы, с которыми сталкивается начинающий психолог в образовательном процессе

 

Психолог в образовательном учреждении – явление все еще новое и непривычное. Не все педагоги хорошо представляют смысл и содержание работы практического психолога. Взаимное понимание зависит, прежде всего, от самого психолога, от его профессиональной подготовки и умения профессионально работать, от его терпения, благожелательности спокойствия, тактичного отношения ко всем.

Первый период работы практического психолога можно назвать периодом адаптации: психолог должен адаптироваться к детскому учреждению и сотрудникам, а сотрудники – к психологу. Это относится и к тем случаям, когда психолог, ранее работавший в учреждении и получивший специальное психологическое образование приходит в школу и все равно начинает новую деятельность.

Здесь будут уместны беседы с администрацией, воспитателями, учителями, детьми, их родителями, посещение занятий и уроков, заседаний педсоветов, родительских собраний и прочее. Одновременно следует знакомить всех с содержанием, задачами и методами работы практического психолога. Содержательную работу лучше содержать с проблемных детей, классов, ситуаций. Причем выбирать тот возраст детей, тот круг проблем, в которых психолог наиболее компетентен.

Психологу необходимо знать и уметь все, но ни в коем случае за все сразу браться не надо, даже если на этом настаивает администрация.

С самого начала своей деятельности психологу следует заботиться об оформлении психологического кабинета и о содержании работы в нем. Кабинет – это не прихоть и не роскошь, а необходимый компонент психологической службы в детском учреждении.

Проблемы, с которыми сталкивается психолог в школе

 

Работа психолога в школах характеризуется

рядом особенностей, среди которых можно выделить следующие:

1)Очень широкий спектр направлений психологической работы при

отсутствии четких, устоявшихся алгоритмов ее организации в рамках школы.

2)Специфика работы в школе в значительной степени обусловлена

спецификой самой школы. Психолог зачастую воспринимается как учитель непонятно по какому предмету. Не случайно даже специальный стаж работы психологом в школе приравнивается к педагогическому.

3)У большинства учителей, родителей и учеников имеются жесткие

и не всегда адекватные стереотипные представления о деятельности

психологов.

На самом деле психолог в образовательном учреждении нужен не только детям и учителям, а прежде всего, родителям. В процессе прохождения практики в школе я в этом многократно убедилась. Родители приходят к психологу с домашними проблемами и проблемами их ребенка. Зачастую домашние проблемы отражаются на учебной деятельности ребенка, напрямую это связано с его успеваемостью и качеством выполненной домашней работы. Школьный психолог так же проводит беседы с детьми из неблагоприятных семей и их родителями, дополнительные занятия с детьми, нуждающимися в коррекции, отстающими, а так же работает с классами. Обычно беседы происходят в обговоренное с учителем время, либо на перемене (краткий опрос, анкетирование). С отстающими же детьми обычно после занятий 2-3 раза в неделю. Конечно, этого времени недостаточно, и эффективность во многом зависит еще и от работы с ребенком родителей.

Во время моей практики мы с психологом проводили тесты в начальных классах. Сначала она подробно рассказывала мне про методику и как важно правильно проводить тесты, затем показывала на собственном примере, а потом я пробовала сама провести тест. Мы использовали методику «Лесенка», данная методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди (учитель и родители), и как соотносятся эти представления между собой. Цель исследования заключалась в определении особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди. Ребенку показывают нарисованную лесенку с пятью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание. Здесь и появляется первая сложность, а заключается она в том, что нужно доходчиво объяснить ребенку, что делать с «лесенкой» и что означает каждая ступенька. У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, которые хорошо учатся, слушают родителей и помогают им, все правильно делают, не балуются, тут (показать вторую и третью) – хорошие, но могут иногда(изредка) побаловаться, учатся на 4 и 5, здесь (показать четвертую) – не очень хорошие, но и не сильно плохие ребята, тут (показать пятую) – плохие, непослушные, хулиганы, которые балуются, плохо себя ведут. На какую ступеньку ты поставишь себя? Как ты думаешь на какую ступеньку поставил бы тебя учитель? А мама с папой? Нарисуй на ней букву(Я, У, Р)». Затем повторить инструкцию еще раз, перед тем как задавать следующий вопрос. Самое трудное, пожалуй, было поддержание тишины и внимания у детей во время теста. Не все ребята сидели тихо и спокойно, были и те, кто занимался посторонними вещами – разговаривал между собой, играл, кто – то потом переспрашивал. Так как ребята в процессе работы отвлекались, приходилось время от времени призывать к тишине, здесь главное не злоупотреблять стуком ручкой по столу, а то в скором времени ребята перестают на нее реагировать. Когда видно, что внимание рассеяно у большинства детей, проводили физминутки.

 

 

Заключение

Психолог – неотъемлемая часть образовательного процесса. Его работа очень важна и эффективна. Психолог работает с детьми, воспитателями, учителями, администрацией образовательных учреждений, органами опеки и милиции, родителями детей и их родственниками. При этом главное, чтобы в центре всей его работы находились интересы ребенка как формирующейся личности. Он помогает правильно определить готовность к школе ребенка 6-7 лет; как проходит переживание кризиса 7 лет в современных условиях начала обучения с 6 лет (проблема формирования учебной мотивации); помочь с трудностями адаптации ребенка к школьной жизни: найти трудности произвольной регуляции поведения, их причины, а так же найти решения; трудности приспособления к темпу школьной жизни и их причины; проблемы межличностных взаимоотношений млад­шего школьника и пути их профилактики. Все перечисленные выше функции школьного психолога позволяют соблюдать в школе психологические условия, необходимые для полноценного психического развития и формирования личности ребенка, то есть, служат целям психологической профилактики.

Таким образом, психолог в образовательном процессе необходим как детям, так и учителям и родителям. Учителям, он облегчает работу, детям - восприятие, процесс обучения делает более эффективным, а родителям позволяет лучше понять особенности ребенка и учитывать их в процессе воспитания.

 

Список литературы:

1.Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 1990.

2. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. М., 1990.

3.Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.

4. Голубева Э.А. и др. Опыт комплексного исследования учащихся в связи с некоторыми проблемами дифференциации обучения // Вопр. психол. 1991. №2.

5. Дубровина И.В. Предмет и задачи школьной психологической службы // Вопр. психол. 1988. № 5.

6. Из редакционной почты // Вопр. психол. 1991. № 1.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

8. Личко Е.А. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.

9. Положение о психологической службе в системе народного образования // Вопр. психол. 1991. № 1. С. 182 - 185.

10. Положение о психологической службе в учреждениях интернатного типа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М., 1989.

11. Прихожан А.Н.. Толстых Н.Н. Дети без семьи: (Детский дом: заботы и тревоги общества). М., 1990.

12. Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М., 1990.

13. Психологические рекомендации по воспитанию детей в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах / Под ред. И.В. Дубровиной и др. М., 1986. С. 14 - 48.

14. Психологическая служба в школе: Круглый стол // Вопр. психол. 1982. № 3. С. 62 - 93; № 4. С. 75 - 103.

15. Психологическая служба в школе: Тезисы симпозиума. Вып. 1 и 2. Таллинн, 1983.

16. Рабочая книга школьного психолога / Под. ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.

17. Результаты психологических исследований - в практику обучения и воспитания / Под ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова и др. М., 1985.

18. Эткинд А.М. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания // Вопр. психол. 1987. № 6. С. 20 – 30.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.