Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С определением основных видов учебной деятельности 1 страница




 

 

Предметное содержание Основные виды учебной деятельности
Всеобщая история 5-9 классы  
Что изучает история. Историческая хронология (счет лет до н. э. и н. э.). Историческая карта.. Раскрыватьзначение терминов история, век, исторический источник. Участвоватьв обсуждении вопроса о том, для чего нужно изучать историю.
Раздел I. Первобытность. История Древнего мира (68ч)  
Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей.1ч От родовой общины к соседской.1ч Представления об окружающем мире, верования первобытных людей.1ч Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения.1ч Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.1ч Показыватьна карте места расселения древнейших людей Определятьусловия жизни, занятия, верования первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы. Выявлятьзначение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей (орудий труда и др.) для развития человеческого общества.
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира. Показыватькак ведется счет лет до н.э. и н.э. используя линию времени. Называтьи кратко характеризоватьисточники, рассказывающие о древней истории.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. 1ч Управление государством (фараон, чиновники). 1ч Военные походы Фараон-реформатор Эхнатон 1ч. Жрецы Религиозные верования египтян.1ч. Познания древних египтян.1ч. Искусство древнего Египта 1ч. Письменность. Храмы и пирамиды.1ч. Древние цивилизации Месопотамии.1ч. Условия жизни и занятия населения. Города—государства1ч Древний Вавилон. Законы Хаммурапи1ч. Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит1ч. Мифы и сказания Письменность1ч. Палестина: расселение евреев. Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания. 1ч. Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи.1ч. Персидская держава: военные походы, управление империей.1ч. Древняя Индия. Природные условия, занятия населения.. Общественное устройство, варны.1ч. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие древней Индии. 1ч. Древний Китай. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань.1ч. Жизнь в империи. Религиозно—философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения.1ч. Урок обобщения знаний по теме: Древний Восток 1ч. Показыватьна карте местоположение древнейших государств Месопотамии Определятьусловия жизни и занятия населения, крупнейших городах Древней Месопотамии. Объяснятькак отражались в древних сказаниях представления людей того времени о мире. Характеризоватьисточники, рассказывающие о древних цивилизациях (материальные и письменные источники, законы Хаммурапи). Показыватьна карте территорию и центры древнеегипетского государства. Раскрыватьзначение понятий и терминов фараон, жрец, раб, пирамида, папирус. Характеризовать1) основные группы населения Древнего Египта, их занятия, положения и др.; 2) особенности власти фараонов и порядок управления страной. Объяснятьв чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе. Рассматриватьпредметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Показыватьна карте древние города и государства Восточного Средиземноморья. Определятьпредпосылки и следствия создания финикийского алфавита, значение перехода к монотеизму (в иудаизме) Характеризоватькультуру Древней Ассирии (используя иллюстративный материал) Показыватьна карте территорию Персидской державы, объяснять, как она управлялась. Показыватьна карте территорию Древней Индии. Характеризоватьусловия жизни и занятия населения, общественный строй Древней Индии, положение представителей различных варн (каст). Определять, какую роль играли идеи индуизма и буддизма в жизни индийцев. Характеризовать культуру Древней Индии, высказывать суждения о её вкладе в мировую культуру. Определять значение понятий империя, конфуцианство. Характеризоватьзанятия и положение населения в Древнем Китае. Определять, какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества. Называтьизобретения и культурные достижения древних китайцев, высказывать суждения об их вкладе в мировую культуру.
Население Древней Греции: условия жизни и занятия.1ч. Древнейшие государства на Крите.1ч. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.).1ч. Троянская война, «Илиада» и «Одиссея».2ч. Верования древних греков. Сказания о богах и героях. 1ч. Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос.1ч. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии.1ч. Законы Солона, реформы Клисфена. 1ч. Спарта: основные группы населения, политическое устройство.1ч. Спартанское воспитание. Организация военного дела. 1ч. Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои.1ч. Афинская демократия при Перикле.1ч. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопонесская война.1ч. Возвышение Македонии. 1ч. Культура древней Греции. Театр1ч. Спортивные состязания; Олимпийские игры.1ч. Период эллинизма. Македонские завоевания.1ч. Держава Александра Македонского и ее распад.1ч. .Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.1ч. Показыватьна карте территории древнегреческих государств, места значительных событий. Характеризовать условия жизни и занятия населения Древней Греции. Характеризоватьверования древних греков, объяснять, какую роль играли религиозные культы в греческом обществе. Характеризоватьполитический строй древнегреческих городов государств (Афины, Спарта) Определятьзначение понятий полис, демократия, олигархия, колонизация, метрополия. Определять, как утверждались демократические порядки в Афинах. Даватьсравнительную характеристику общественно-политического устройства Афин и Спарты. Характеризовать спартанское воспитание, определять свое отношение к нему. Определятьпричины и итоги воин, которые вели древнегреческие государства. Характеризоватьафинскую демократию при Перикле. Определять, что означало в Древней Греции понятие гражданин, приводить примеры гражданских поступков. Определятьо развитии наук, образовании в Древней Греции. Представлятьописание произведений разных видов древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения. Определять, в чем состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие. Показыватьна карте направления походов и территорию державы Александра Македонского. Составлятьисторический портрет (характеристику) Александра Македонского. Определять причины распада державы Александра Македонского, а также эллинистических государств Востока. Определять значение понятия эллинизм. Называтьи описывать памятники культуры периода эллинизма.
Население древней Италии: условия жизни и занятия. 1ч. Этруски. Легенды об основании Рима.1ч. Римская республика. Патриции и плебеи.1ч. Управление и законы. Верования древних римлян. 1ч. Завоевание Римом Италии.2ч. Воины с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия.2ч. Установление господства Рима в Средиземноморье. 1ч. Реформы Гракхов.1ч. Рабство в древнем Риме.1ч. Восстание Спартака.1ч. От республики к империи. Гражданские войны в Риме Гай Юлий Цезарь.1ч. Установление императорской власти; Октавиан Август.1ч. Римская империя: территория управление. 1ч. Возникновение и распространение христианства. 1ч. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары.1ч. Падение Западной Римской империи.1ч. Культура Древнего Рима.1ч. Показыватьна карте местоположение древнейших государств на территории Италии. Характеризоватьусловия жизни и занятия населения Древней Италии. Раскрыватьзначение понятий патриций, плебс, республика. Определять, кому принадлежит власть в Римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе. Характеризоватьверования жителей Древней Италии. Раскрыватьзначение понятий консул, трибун, сенат, диктатор, легион. Использоватькарту при характеристике военных походов Рима. Характеризоватьпричины и итоги войн Рима. Характеризоватьхозяйственную жизнь в Древнем Риме, положение трудового населения, рабов. Показыватьна карте владения Римской империи, границы Западной и Восточной частей империи после её разделения. Раскрывать значение понятий император, провинция. Характеризоватьполитическую жизнь в Древнем Риме, её участников, важнейшие события. Характеризовать, как строились отношения между Римом и провинциями. Определять, в чем заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказывать о судьбе первых христиан в Риме. Показыватьна карте направления переселений варварских племен и их вторжений на территорию Римской империи. Характеризоватькультурную жизнь в Древнем Риме. Составлятьописание архитектурных памятников, произведений древнеримского искусства, используя текст и иллюстрации учебника. Высказыватьсуждения о вкладе древних римлян в культурное наследие человечества. Выявлятьпримеры влияний античного искусства в современной архитектуре и др.
Вклад древних цивилизаций в историю человечества Высказывать и обосновыватьсуждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира.
История Средних веков (28ч)
Средние века: понятие и хронологические рамки. Определятьместо Средневековья на ленте времени. Характеризоватьисточники, рассказывающие о средневековой эпохе.
Образование германских королевств. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. 1ч Христианизация Европы Светские правители и папы.1ч Культура раннего Средневековья. 1ч Византийская империя в IУ—Х1 вв.: территория, хозяйство, управление. 1ч. Культура Византии.1ч. Иран в V-VIIвв1ч. Арабы в УI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама.1ч Западная Европа в IX-XIвв. Ранние славянские государства в VII-X вв 1ч. Показыватьна карте направления перемещения германцев, гуннов и других племен, территории варварских королевств. Показыватьна карте территории европейских государств раннего Средневековья. Характеризоватьобщественный строй германских народов в раннее Средневековье (объясняя, какие источники об этом свидетельствуют) Раскрыватьзначение понятий соседская община, вождь, дружина, король, римский папа, епископ, монах. Составлятьхарактеристику Карла Великого, используя информацию учебника и дополнительные материалы, высказывать суждения о том, почему его назвали Великим. Разъяснятьпричины и значение распространения христианства в Европе в раннее Средневековье. Представлятьописание памятников культуры раннего Средневековья и высказывать свое суждение о них. Показыватьна карте территорию Византийской империи, называть соседствовавшие с ней народы и государства. Раскрыватьзначение понятий василевс, кодекс, фреска, мозаика. Определять, кто и как управлял Византийской империей. Характеризоватьвнешнюю политику Византии, её отношение с соседями. Составитьисторический портрет (характеристику) императора Юстиниана. Характеризоватькультуру Византии, представлять описание её выдающихся памятников. Показыватьна карте территории, населенные и завоеванные арабами в период раннего Средневековья. Характеризоватьзанятия и образ жизни арабских племен. Характеризоватьположение и особенности жизни различных народов, входивших в арабский халифат. Раскрыватьзначение понятий ислам, Коран, мусульманин, халифат. Определятьпричины и следствия арабских завоеваний. Характеризоватьдостижения арабской культуры и её вклад в развитие мировой культуры.
Средневековое европейское общество Крестьянская община. Крестьяне и сеньоры 1ч. Рыцарство на войне и у себя дома1ч. Города — центры ремесла, торговли, культуры. Облик средневековых городов. Быт горожан. 1ч. Ремесло и торговля в средневековой Европе.1ч. Католическая церковь в XI -XIIIвв. 1ч. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. 1ч. Духовно- рыцарские орде н ы. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков. 1ч. Образование централизованных государств в Англии и Франции. 1ч. Столетняя война: Ж. д’Арк.1ч. Германские государства в ХII—ХУ вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в ХII —ХУ вв. 1ч Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в ХIУ в. (Жакериия, восстание УотаТайлера, Гуситское движение в Чехии. 1ч. Византийская империя и славянские государства в ХII— ХУ вв. Экспансия турок—османов и падение Византии. Культура средневековой Европы1ч.. Представления средневекового человека о мире, Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стиль и в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.1ч. Характеризоватьжизнь представителей различных сословий средневекового общества – рыцарей, крестьян, ремесленников, торговце и др. (используя свидетельства источников) Раскрыватьзначение понятий: феодал, сеньор, вассал, рыцарь, сословие, цех, гильдия, католицизм, православие, Крестовые походы, еретик, инквизиция. Характеризоватьположение и деятельность церкви в средневековой Европе. Высказыватьоценочные суждения о сущности и последствиях Крестовых походов. Определятьзначение понятий парламент, хартия, Реконкиста, гусит. Систематизироватьматериал об образовании централизованных государств в средневековой Европе. Определятькакие силы и почему выступали за сильную централизованную власть, а какие -против. Представлятьхарактеристики известных исторических личностей (Жанны д’Арк, Яна Гуса и др.) объяснять, почему их имена сохранились в памяти поколений. Характеризоватьпричины и итоги социальных выступлений в средневековой Европе. Определятьпричины ослабления и падения Византийской империи. Показыватьна карте направления наступления турок османов на Балканах. Характеризоватьпредставления средневековых европейцев о мире, объяснять, какое место в их жизни занимала религия. Определятьчто и как изучали в средневековых школах и университетах. Определятьзначение понятий и терминов: школа, университет, схоластика, эпос, романский стиль, готика, гуманизм, Возрождение. Представлятьописание памятников средневековой культуры, характеризуя их назначение, художественные особенности и др. Высказыватьсуждения о значении идеи гуманизма и Возрождения для развития европейского общества.
Османская империя: завоевания турок—османов, управление империей, положение покоренных народов. 1ч Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. 1ч. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей.1ч. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.1ч. Показыватьна карте направления завоевания монголов, турок и территории созданных ими государств. Определятьзначение понятий хан, орда, сёгун, самурай каста. Характеризоватьобщественное устройство государств Востока в Средние века, отношения власти и подданных, систем управления. Характеризоватьположение различных групп населения стран Востока (используя свидетельства источников) Представлятьописание, характеристику памятников культуры народов Востока (используя иллюстративный материал)
Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.   Показыватьна карте древние государства Америки. Характеризоватькультуру, верования народов Центральной и Южной Америки.
Средние века в истории Систематизироватьзнания об исторической эпохе, излагать и обосновывать суждения о значении наследия Средних веков для современного мира
Новая история
Новое время: понятие и хронологические рамки. Определятьзначение понятия Новое время. Характеризоватьисточники, рассказывающие о Новом времени, в том числе памятники этой эпохи, сохранившиеся в современном мире
Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет. Экономическое и социальное развитие европейских стран в ХУI - начале ХУII в. Возникновение мануфактур Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка. Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в ХУI - начале ХУII в.: внутреннее развитие я внешняя политика. Образование национальных государств в Европе. Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны. Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции. Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война: Вестфальский мир. Показыватьна карте маршруты мореплавателей, открывших Новый свет, и колониальные владения европейцев в Америке, Азии и Африке. Раскрыватьэкономические и социальные последствия великих географических открытий для Европы и стран Нового Света. Раскрыватьзначение понятий мануфактура, «новое дворянство», расслоение крестьянства, капитализм. Определятьпредпосылки формирования и сущность капиталистического производства. Характеризоватьважнейшие изменения в социальной структуре европейского общества в раннее Новое время. Характеризовать, используя карту, о процессы формирования централизованных государств в Европе. Определять, что способствовало образованию централизованных государств в Европе в раннее Новое время. Раскрыватьзначение понятий Реформация, протестантизм, лютеранство, кальвинизм, контрреформация. Характеризоватькрупнейшие деятели европейской Реформации. Характеризоватьосновные положения протестантских учений, объяснять, что они меняли в сознании и жизни людей. Излагатьосновные события и итоги религиозных войн ХУ1- ХУП вв. Даватьоценку сущности и последствиям религиозных конфликтов, высказывать и аргументировать свое отношение к ним. Характеризоватьзначение Нидерландской революции для истории страны и европейской истории. Характеризоватьпричины военных конфликтов между европейскими державами в раннее Новое время. Характеризоватьмасштабы и последствия военных действий в ходе Тридцатилетней войны, значение Вестфальского мира.
Английская революция ХУII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Экономическое и социальное развитие Европ ы в ХУI1 - ХУIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители ХУIII в. Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки; «отцы—основатели». Французская революция ХУI11 в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции. Европейская культура ХУI—ХУIII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретателя. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры ХУII —ХУIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра. Систематизироватьматериал по истории Английской революции ХУП в. (в форме периодизации, таблиц и др.) Характеризоватьпозиции участников революции, выявляя их различие на отдельных этапах борьбы. Составлятьхарактеристики известных участников событий, высказывая и обосновывая свои оценки. Высказыватьсуждение о значении Английской революции ХУП1 в. Для британской и европейской истории. Раскрыватьзначение понятий промышленный переворот, фабрика, буржуазия, рабочие. Абсолютизм. Меркантилизм, протекционизм. Характеризоватьположение различных социальных групп в европейском обществе ХУП-ХУШ вв., прослеживать, как оно изменялось на протяжении данного периода. Определять, как строились отношения монархов, имевших абсолютную власть, и их подданных. Характеризоватьпредпосылки Просвещения в европейских странах. Раскрыватьзначение понятий Просвещение, энциклопедисты, права человека, просвещенный абсолютизм. Определять, в чем заключались основные идеи просветителей и их общественное значение (используя тексты исторических источников). Составлятьхарактеристики деятелей Просвещения. Характеризоватьключевые события войны североамериканских колоний за независимость (используя историческую карту). Раскрыватьзначение понятий и терминов «бостонское чаепитие», «Декларация независимости», конституция. Составлятьхарактеристики активных участников борьбы за независимость, «отцов основателей» США. Определять, в чем заключалось историческое значение образования Соединенных Штатов Америки. Характеризоватьпричины и предпосылки Французской революции. Систематизироватьматериал о событиях и участниках Французской революции (в форме периодизации, таблиц и т.д.) Раскрыватьзначение понятий и терминов Учредительное собрание, Конвент. Жирондисты, якобинцы, санкюлот, «Марсельеза», террор, гильотина. Характеризоватьосновные течения в лагере революции, политические позиции их участников. Излагатьосновные идеи «Декларации прав человека и гражданина» и объяснять, в чем заключалось их значение для того времени и для последующей истории. Составлятьхарактеристики деятелей революции, высказывать и аргументировать суждения об их роли в революции. Называтьважнейшие научные открытия и технические изобретения ХУ1-ХУШ вв., объяснять, в чем заключалось их значение для того времени и для последующего развития. Даватьхарактеристики личности и творчества представителей Высокого Возрождения. Характеризоватьхудожественные стили европейского искусства ХУ1-ХУШ вв., приводить примеры относящихся к ним архитектурных сооружений, произведений изобразительного искусства, музыки и литературы. Представлятьописание памятников культуры рассматриваемого периода, высказывая суждения об их художественных особенностях.
Страны Востока в ХУI- ХУIII вв. Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сёгунатаТокугава в Японии. Показыватьна карте территории крупнейших государств Азии ХУ1-ХУШ вв. Раскрыватьосновные черты экономической и политической жизни стран Азии в рассматриваемый период. Определять, как складывались отношения европейских государств и стран Востока в ХУ1-ХУШ вв.
Международные отношения середины ХУII—ХУIII в. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав.   Систематизироватьфакты, относящиеся к международным отношениям ХУП-ХУШ вв. (в форме таблиц, тезисов) Определять, какие интересы лежали в основе конфликтов и войн ХУП-ХУШ вв. Высказыватьоценочные суждения о характере и последствиях войн (с использованием свидетельств исторических источников)
Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш. М. Талейран. Священный союз. Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей: социалисты—утописты Выступления рабочих. Политическое развитие европейских стран н 1815— 1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий: возникновение марксизма. Раскрыватьзначение понятий и терминов: кодекс Наполеона, Наполеоновские войны, Священный союз. Характеризоватьвнутреннюю политику императора Наполеона 1, давать оценку проведенным им преобразований. Представлятьобзорную характеристику военных кампаний наполеона Бонапарта (с использованием исторической карты), включая поход его армии в Россию (привлекается материал из курса отечественной истории). Составлятьисторический портрет Наполеона Бонапарта (с оценкой его роли в истории Франции и Европы). Определятьзначение понятий фабричное производство, индустриализация, пролетариат, консерватизм, либерализм, социалисты-утописты, радикализм, профсоюзы. Раскрыватьсущность, экономические и социальные последствия промышленного переворота. Определятьпричины распространения социалистических идей, возникновения рабочего движения. Раскрыватьзначение понятий и терминов чартизм, избирательное право, конституционная монархия, национальный вопрос. Характеризоватьидейные позиции консервативного, либерального, социалистического течений в Европе первой половины Х1Х в. Сопоставлятьопыт политического развития отдельных стран Европы в первой половине Х1Х в., выявлять общие черты и особенности. Высказыватьоценочные суждения об итогах европейских революций первой половине Х1Х в.
Великобритания в Викторианскую эпоху: мастерская мира, рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко—германская война, колониальные войны. Образование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм. Соединенные Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861— 1865). А. Линкольн.Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в. Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения. Раскрыватьзначение понятий и терминов тред-юнионы, рабочее законодательство, юнкерство, автономия, национализм. Систематизироватьинформацию об экономическом развитии европейских стран во второй половине Х1Х в., выявляя общие тенденции. Высказыватьсуждения о том, что способствовало проведению реформ и расширению социального законодательства в странах западной Европы во второй половине Х1Х в. Сравниватьпути создания единых государств в Германии и Италии, выявляя особенности каждой из стран. Составлятьхарактеристики известных исторических деятелей европейской истории рассматриваемого периода (привлекая наряду с информацией учебников материалы научно-популярных и справочных изданий). Раскрыватьзначение понятий и терминов фермерство, плантационное хозяйство, двухпартийная система, аболиционизм, реконструкция. Определять, какие противоречия привели к Гражданской войне (861-1865) в США. Систематизироватьматериал об основных событиях и итогах Гражданской войны (1861-1865) (в форме таблицы, тезисов и др.) Определять, почему победу в войне одержали северные штаты. Раскрыватьзначение понятий и терминов монополия, индустриальное общество, империализм, миграция, всеобщее избирательное право, феминизм. Характеризоватьпричины и последствия создания монополий. Определять, какую роль в жизни европейского общества играли различные социальные движения.
Страны Азии в ХIХ в. Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, опиумные войны, движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сёгунатаТокугава, преобразования эпохи Мэйдзи. Война за независимость в Латинской Америке Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П. Д. Туссен-Лувертюр. С. Боливар. Провозглашение независимых государств. Народы Африки в Новое время Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов. Раскрыватьзначение понятий и терминов Танзимат, «открытие» Китая и Японии, реформы Мэйдзи, Индийский национальный конгресс. Характеризоватьвнутреннее развитие и внешнюю политику отдельных стран Азии. Проводитьсопоставительное рассмотрение опыта проведения реформ, модернизации в странах Азии. Раскрыватьзначение понятий и терминов хунта, герилья, федерация. Характеризоватьколониальный режим, установленный в странах Латинской Америки европейскими метрополиями. Называтькрупнейшие события и руководителей борьбы народов Латинской Америки за независимость. Определять, благодаря чему произошло освобождение народов латинской Америки от колониальной зависимости. Показыватьна карте колониальные владения европейских государств в Африке. Характеризоватьцели колониальной политики европейцев и средства, использовавшиеся для достижения этих целей. Высказыватьсуждения о последствиях колонизации для африканских обществ.
Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество. Раскрыватьзначение понятий и терминов ампир, романтизм, реализм, импрессионизм, демократизация культуры. Называтьважнейшие научные открытия и технические достижения Х1Х в., объяснять, в чем их значение для своего времени и последующего развития общества. Характеризоватьосновные стили и течения в художественной культуре Х1Х в., раскрывая их особенности на примерах конкретных произведений. Проводитьпоиск информации (в печатных изданиях и Интернете) для сообщений о значительных явлениях и представителях культуры Х1Х в. Высказыватьи обосновывать оценочные суждения о явлениях культуры, творчеств6 отдельных художников.
Международные отношения в ХIХ в. Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав. Раскрыватьзначение понятий и терминов коалиция, Венская система, восточный вопрос, пацифизм, колониальная империя, колониальный раздел мира. Определять, в чем заключались интересы великих держав в конфликтах и ключевых событиях международной жизни в Х1Х в. Раскрывать, что изменилось в международных отношениях в Х1Х в. по сравнению с предшествующим столетием.
Становление и развитие индустриального общества. Политическое наследие Нового времени. Достижения культуры. Высказыватьи обосновывать суждения о значении политического и культурного наследия Нового времени для современного мира
НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ. ХХ – НАЧАЛО ХХ1 В.
Мир к началу ХХ в. Новейшая история: понятие, периодизация. Объяснятьзначение понятия новейшая история. Излагатьоснования периодизации новейшей истории
Мир в 1900—1914 гг. Страны Европы и США в 1900— 1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные движения. Социальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж. Страны Азии и Латинской Америки в 1900—1917 гг.: традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Подъем освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Революции первых десятилетий ХХ в. в странах Азии (Турция, Иран, Китай). Мексиканская революция 1910—1917 гг. Руководители освободительной борьбы (Сунь Ятсен, Э. Сапата, Ф. Вилья). Первая мировая война (1914—1918) Причины, участники, театры военных действий и ключевые события Первой мировой Войны. Западный и Восточный фронт. Человек на фронте и в тылу. Итоги и последствия войны. Раскрыватьзначение понятий и терминов урбанизация, социальное законодательство, автономия. Объяснятьпричины усиления монополий в начале ХХ в., а также мотивы принятия антимонопольных мер в США и других странах. Характеризоватьсодержание и значение социальных реформ начала ХХ в. На примерах отдельных стран. Раскрывать, в чем заключалась неравномерность темпов развития индустриальных стран в начале ХХ в. Даватьсравнительную характеристику путей модернизации традиционных обществ в странах Азии, латинской Америки в первые десятилетия ХХ в. Характеризоватьзадачи и итоги революций в Турции, Ираке, Китае, Мексике. Раскрыватьзначение понятий и терминов Антанта, Тройственное согласие, блицкриг, Брусиловский прорыв, черный рынок, карточная система. Характеризоватьпричины, участников, основные этапы Первой мировой войны. Характеризоватькрупнейшие операции и сражения первой мировой войны (используя историческую карту) Сопоставлятьсобытия на Западном и Восточном фронтах войны, раскрывая их взаимообусловленность. Характеризоватьположения людей не фронте и в тылу (используя свидетельства исторических источников) Характеризоватьитоги и социальные последствия Первой мировой войны.
От войны к миру. Крушение империй и образование новых государств в Европе. Парижская мирная конференция. Создание Лиги Наций. Урегулирование на Дальнем Востоке и на Тихом океане. Версальско— Вашингтонская система. Революционные события 19 18- начала 1920—х гг. в Европе. Революция в Германии: причины, участники, итоги. Раскол социал—демократического движения. Установление авторитарных режимов в ряде европейских стран в начале 1920—х гг. Приход фашистов к власти в Италии; Б. Муссолини. Страны Европы и США в 924 - 1939 гг. Экономическое развитие: от процветания к кризису 1929— 1933 гг. Опыт социальных компромиссов: первые лейбористские правительства в Великобритании. Великая депресссия. «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта. Утверждение авторитарных и тоталитарных режимов в 1930—гг. в странах Центральной и Восточной Европы. Приход нацистов к власти в Германии: А. Гитлер. Внутренняя и внешняя политика гитлеровского режима. Создание и победа Народного фронта во Франции. Революция и приход к власти правительства—Народного фронта в Испании. Гражданская война 1936- 939 гг. в Испании. Страны Азии в I920—1930—е гг. Опыт модернизации в Турции; М. Кемаль Ататюрк. Революция 1920—х гг. в Китае. Движение народов Индии против колониального гнета: М. К. Ганди. Развитие культуры в первой трети ХХ в. Социальные потрясения начала ХХ в. и духовная культура. Отход от традиций — классического искусства. Модернизм. Авангардизм. Течения в литературе и искусстве 1920- 1930—х гг. Тоталитаризм и культура. Деятели культуры; творчество и судьбы. Международные отношения в 1920— 1930—е гг. Л и га Наций и ее деятельность в 1920—е гг. Обострение международных отношений в 1930—е гг. Ось Берлин—Рим-Токио». Агрессия на Дальнем Востоке, в Европе. Политика невмешательства и умиротворения. Дипломатические переговоры 1939 г.. их результаты. Раскрыватьзначение понятий и терминов Версальская система, Лига Наций, репарации Показыватьна карте изменения в Европе и мире, происшедшие после окончания первой мировой войны. Определятьпредпосылки образования значительной группы новых государств в Европе. Раскрыватьзначение понятий и терминов стабилизация, фашизм. Высказыватьсуждения о причинах, характере и последствиях революций 1918-1919 гг. в европейских странах. Объяснятьпричины возникновения и распространения фашистского движения в Италии. Раскрыватьзначение понятий и терминов мировой кризис, «новый курс», нацизм, тоталитаризм, авторитаризм, Народный фронт Систематизироватьматериал о политических режимах, существовавших в Европе в 1918-1939 гг. (демократические, тоталитарные, авторитарные). Определять, как происходил выбор между демократией и авторитаризмом в отдельных европейских странах (например, почему фашисты пришли к власти в Италии, нацисты – в Германии и т.д.) Характеризовать, используя карту, ключевые событиях Гражданской войны в Испании. О силах, противостоявших друг другу в этой войне. Представлятьхарактеристики политических лидеров 1920-1930-х гг., высказывать суждения об их роли в истории своих стран, Европы, мира. Систематизироватьисторический материал, сравнивать задачи и пути модернизации в отдельных странах, ход революционной и освободительной борьбы (в Китае и Индии). Составлятьхарактеристики политических лидеров стран Азии. Раскрыватьзначение понятий и терминов модернизм, конструктивизм (функционализм), авангардизм, абстракционизм, сюрреализм. Характеризоватьосновные течения в литературе, живописи, архитектуре и др., творчество крупнейших представителей художественной культуры (в форме сообщений, презентаций и др.) Высказыватьсуждения о месте произведений искусства 1920-1930-х гг. в культурной панораме новейшей эпохи. Раскрыватьзначение понятий и терминов коллективная безопасность, аншлюс, Судетская проблема, политика невмешательства. Характеризоватьосновные этапы и тенденции развития международных отношений в 1920-1930-е гг. Проводитьсопоставительный анализ документов, относящихся к ключевым ситуациям и событиям международной жизни (с привлечением материалов из курса отечественной истории). Высказыватьсуждения о значении отдельных международных событий для судеб Европы и мира.
Причины и начало войны. Этапы, театры боевых действий, основные участники войны. Установление «нового порядка» на оккупированных территориях; геноцид, Холокост. Движение Сопротивления, его руководители и герои. Создание и деятельность антигитлеровской коалиции. Главные события войны в Европе, на Тихом океане, в Северной Африке. Конференции руководителей СССР, США и Великобритании. Капитуляция Германий. Завершение войны на Дальнем Востоке. Итоги и уроки войны. Раскрыватьзначение понятий и терминов «странная война», «битва за Британию», план Барбаросса, план «Ост», «новый порядок», геноцид, Холокост, антигитлеровская коалиция, движение Сопротивления, коренной перелом, второй фронт, Нюрнбергский процесс. Характеризоватьпричины, участников, основные этапы Второй мировой войны (с привлечением материала из курса отечественной истории). Рассказыватьо крупнейших военных операциях (используя историческую карту). Сопоставлятьданные о масштабах военных операций на советско-германском и других фронтах войны, высказывать суждение о роли отдельных фронтов в общем ходе войны. Характеризоватьположение людей на фронте и в тылу (используя свидетельства исторических источников). Характеризовать итоги и уроки войны
Изменения на политической карте мира после Второй мировой войны. Отношения между державами-победительницами. Формирование биполярного мира. Начало «холодной войны». Новые явления в экономике и социальной жизни послевоенного мира. Научно-техническая революция второй половины ХХ в. Переход от индустриального общества к постиндустриальному, информационному обществу. Эволюция социальной структуры общества. Соединенные Штаты Америки во второй половине ХХ — начале ХХ1 в. Путь к лидерству. Политическое развитие: демократы и республиканцы у власти, президенты США. Социальные движения, борьба против расовой дискриминации. Внешняя политика. Страны Западной Европы во второй половине ХХ — начале ХХI в. Экономическое развитие, «государство благосостояния». Внутренняя и внешняя политика консерваторов и социалистов. Политические лидеры. Социальные выступления. Эволюция католической церкви. Установление демократических режимов в 1970-е гг. в Португалий, Испании, Греции. Европейская интеграция: цели, этапы, результаты. Страны Восточной Европы во второй половине ХХ — начале ХХI в. Революции середины 1940—х гг. Социалистический эксперимент: достижения и противоречия. События конца 1980-х — начала 1990-х гг., падение коммунистических режимов. Политические и экономические преобразования 1990-х гг. Социальные отношения, Внешнеполитические позиции восточноевропейских государств. Проблемы интеграции в единой Европе. Страны Азии л Африки во второй половине ХХ — начале ХХ1 в. Япония: от поражения к лидерству: научно-технический прогресс и традиции; внешняя политика. Освобождение стран Азии и Африки и крушение колониальной системы во второй половине ХХ в.: этапы, основные движущие силы и лидеры освободительной борьбы. Проблемы модернизации и выбор путей развития (Китай, Индия, «новые индустриальные страны», страны Юго-Западной Азии и Северной Африки). Место государств Азии и Африки в современном мире. Страны Латинской Америки во второй половине ХХ -начале ХХ1в. Экономические отношения (неравномерность развития стран региона, проблемы модернизации). Политические режимы: демократия и диктатура. Реформизм и революции как пути преодоления социально – экономических противоречий. Роль лидеров и народных масс в Новейшей истории региона. Культура зарубежных стран во второй половине ХХ - начале ХХ1 в. Новый виток научно- технического прогресса. Информационная революция. Развитие средств коммуникации и массовой информации. Изменения в образе жизни людей. Многообразие стилей и течений в художественной культуре второй половины ХХ - начале ХХ1 в. Массовая культура. Расширение контактов и взаимовлияний в мировой культуре. Международные отношения во второй половине ХХ - начале ХХ1 в. Расстановка сил в Европе и мире в первые послевоенные годы. «Холодная война», гонка вооружений, региональные конфликты. Движение за мир и разоружение. Хельсинский процесс. Новое политическое мышление в международных отношениях. Изменение ситуации в Европе и мире в конце 1980 –х – начале 1990 гг. Распад биполярной системы ООН, ее роль в современном мире. Основное содержание и противоречия современной эпохи. Глобальные проблемы человечества. Мировое сообщество в начале ХХ1 в. Определять, какие изменения произошли в Европе и мире после Второй мировой войны (с использованием исторической карты). Раскрыватьзначение понятий и терминов Организация Объединенных Наций, биполярный мир, «холодная война», научно-техническая революция, постиндустриальное общество, информационная революция. Высказыватьсуждения о сущности и цене общественного прогресса в современном мире. Характеризоватьполитическую систему США. Составлятьхарактеристики президентов США, их внутренней и внешней политики (с использованием информации учебников, биографических и справочных изданий). Высказыватьсуждение о том, в чем выражается и чем объясняется лидерство США в современном мире. Раскрыватьтенденции экономического развития стран западной Европы во второй половине ХХ – начале ХХ1 в. (государственное регулировании экономики и свободный рынок, смена периодов стабильности и кризисов). Характеризоватьполитические системы стран Западной Европы, ведущие партии и их общественные позиции. Составлятьхарактеристики государственных лидеров послевоенной и современной Европы. Раскрыватьпредпосылки, достижения и проблемы в европейской интеграции. Проводитьпоиск информации для сообщений о послевоенной истории и современном развитии отдельных стран (в форме путешествия в страну, репортажа и др.). Раскрыватьзначение понятий и терминов мировая социалистическая система, «Пражская весна», социалистический интернационализм, солидарность, «бархатная революция», шоковая терапия, приватизация. Характеризоватьосновные этапы в истории восточноевропейских странт1945 – начала ХХ1 в.. объяснять, в чем заключались ситуации исторического выбора для этих стран. Раскрыватьзначение понятий и терминов крушение колониальной системы, деколонизация, модернизация, «новые индустриальные страны», фундаментализм. Характеризоватьэтапы освобождения стран Азии и Африки от колониальной и полуколониальной зависимости (предполагается использование исторической карты, составлении хронологической таблицы) Составлятьобзор развития отдельных стран во второй половине ХХ – начале ХХ1 в. (Япония, Китай, Индия, государства Ближнего Востока и др.), используя информацию учебника, материалы периодической печати и телевидения, Интернет-ресурсы. Раскрыватьзначение понятий и терминов латифундия, импортозамещающая индустриализация, национализация, денационализация, каудилизм, хунта. Характеризоватьполитические режимы, существовавшие в латиноамериканских государствах во второй половине ХХ – начале ХХ1 в Сопоставлятьреформистский и революционный пути решения социально-экономических противоречий в странах латинской Америки, высказывать суждения об их результативности. Раскрыватьзначение понятий и терминов информационная революция, неореализм, постмодернизм, массовая культура, поп-арт. Характеризоватьдостижения в науке и технике второй половины ХХ – начала ХХ1 в. И их социальные последствия. Составлятьтематические подборки материалов о современной зарубежной культуре, выступать с презентациями. Участвоватьв работе круглых столов, дискуссиях по актуальным вопросам развития культуры в современном мире. Раскрыватьзначение понятий и терминов разрядка международной напряженности, движение за безопасность и сотрудничество в Европе, новое политическое мышление в международных отношениях, многополюсный мир. Характеризоватьосновные периоды и тенденции развития международных отношений в 1945 г. – начале ХХ1 в. Готовитьи представлять сообщения, рефераты по отдельным вопросам истории международных отношений (с привлечением документальных материалов, в том числе относящихся к внешней политике СССР и Российской Федерации). Проводитьобзор текущих международных событий. Характеризоватьосновные процессы новейшей эпохи, ее ключевые события. Раскрыватьсмысл понятия глобальные проблемы человечества, значение этих проблем для государств, народов, отдельного человека с привлечением информации из курса обществознания) Проводитьобзор материалов газет и телевидения по вопросам, связанным с глобальными проблемами современного общества.
История России
Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. Факторы самобытности российской истории. История региона — часть истории России. Источники по российской истории. Актуализировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников, о роли природы в жизни общества. Характеризовать источники по российской истории. Использовать историческую карту для объяснения своеобразия геополитического положения России.
Раздел 1. Древняя и средневековая Русь (не менее 40 ч)
Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племен. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья Межэтнические контакты и взаимодействия. Показыватьна карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Характеризовать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племен, народов древних государств. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.
Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения с соседними народами и государствами. 1 Образование древнерусского государства: предпосылки, причины, значение. Новгород и Киев центры древнерусской государственности. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье).1 Первые Русские князья, их внутренняя и внешняя политика. 1 Крещение Руси: причины и значение. Владимир Святославич. Христианство и язычество. 1 Социально—экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население.2 Древнерусские города, развитие ремесел и торговли. Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Древняя Русь и ее соседи. 2 Древнерусская культура. Былинный эпос Возникновение письменности. Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись (мозаики, фрески). Иконы, декоративно-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоев населения.2 Характеризоватьна основе исторической карты территории расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия. Характеризовать жизнь и быт, верования славян. Определять смысл понятий князь, дружина, государство, полюдье. Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основании учебника и «Повести временных лет». Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами. Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и основных его постулатах. Давать оценку значения принятия христианства на Руси. Характеризовать политический строй Древней Руси, внутреннюю и внешнюю политику русских князей в конце 10-первой трети 12 вв. Характеризовать положение отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды и «Устава» Владимира Мономаха. Составлять характеристики Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха. Характеризовать развитие культуры Древней Руси. Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства и др. Осуществлять поиск информации из различных источников для игрового занятия «Путешествие в древнерусский город». Систематизировать исторический материал. Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества.
Политическая раздробленность: причины последствия. 1Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического, социально—политического и культурного развития. Идея единства русских земель в памятниках культуры 2 Русь в системе международных связей и отношений: между Востоком и Западом. Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на Калке. Нашествие монголов на Северо-Западную Русь. Героическая оборона русских городов. Походы монгольских войск на Юго—Западную Русь и страны Центральной Европы. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. Русь и Запад; отношения Новгорода с западными соседями. 1 Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. 1 Русь и Золотая Орда. Зависимость русских земель от Орды и ее последствий. Борьба населения русских земель против ордынского владычества. 1 Русь и Литва. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. 1 Культура Руси в ЗО-е гг. ХII—ХIII в. Летописание. Каменное строительство (храмы, города-крепости) в русских землях. Развитие местных художественных школ и складывание общерусского художественного стиля.1 Определятьсмысл понятия политическая раздробленность c опорой на знания из курса истории Средних веков. Называть хронологические рамки периода раздробленности. Раскрывать причины и последствия раздробленности. Показывать на исторической карте территории крупнейших самостоятельных центров Руси. Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития, достижения культуры отдельных княжеств и земель (в том числе с использованием регионального материала). Участвовать в ролевой игре «Путешествие в древний Новгород» Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведения древнерусской литературы и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения. Определять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды, характеризовать повинности населения. Характеризовать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карты и картосхемы Невскую битву и Ледовое побоище. Составлять характеристику Александра Невского. Систематизировать исторический материал, оценивать основные события и явления истории Удельной Руси. Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе.
Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Возвышение Москвы. Московские князья и их политика. Княжеская власть и церковь. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Куликовская битва, ее значение. Русь при преемниках Дмитрия Донского. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Феодальная война второй четверти ХУ в., ее итоги. Образование русской, украинской и белорусской народностей. Завершение объединения русских земель. Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Иван III. Образование единого Русского государства и его значение. Становление самодержавия. Судебник 1497 г. Экономическое и социальное развитие Руси в Х1У—ХУ вв. Система землевладения. Структура русского средневекового общества. Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания феодально-крепостнической системы. Религия и церковь в средневековой Руси. Роль православной церкви в собирании русских земель, укреплении великокняжеской власти, развитии культуры. Возникновение ересей. Иосифляне и нестяжатели. «Москва — Третий Рим». Культура и быт Руси в ХIУ—ХУ вв. Начало формирования великорусской культуры. Летописание. Важнейшие памятники литературы (памятники куликовского цикла, сказания, жития, хождения). Развитие зодчества (Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи (Ф. Грек, А. Рублев). Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества. Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты. ХарактеризоватьКуликовскую битву на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты. Раскрывать значение Куликовской битвы. Оценивать роль Дмитрия Донского и Сергия Радонежского. Показывать на исторической карте рост территории Руси Московской Руси. Характеризовать отношения Москвы с Литвой и Ордой. Определять причины и последствия феодальной войны. Определять смысл понятия централизованное государство. Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства. Определять значение создания единого Русского государства. Выявлять на основе текста и схем учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной. Составлять характеристику Ивана 3. Сравнивать вотчинное и поместное землевладение. Изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян. Раскрывать роль православной церкви в становлении и развитии российской государственности. Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Определять значение понятий ересь, «Москва – третий Рим». Приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей в истории Московской Руси. Составлять систематическую таблицу о достижениях культуры Руси в 14-15 вв. Проводить поиск исторической информации для сообщений об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях. Описывать памятники культуры, предметы быта на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, или непосредственных наблюдений (с использованием регионального материала) Участвовать в оформлении альбома, посвященного памятникам культуры родного края изучаемого периода. Обобщать и систематизировать исторический материал. Оценивать основные события и явления в истории Московской Руси 15-16 вв., роль отдельных исторических личностей. Сопоставлять факты образования централизованных государств на Руси и в странах Западной Европы, выявлять общее и особенное.
Социально-экономическое и политическое развитие. Иван IУ. Избранная рада. Реформы 1550-х гг. и их значение. Стоглавый собор. Опричнина: причины, сущность, последствия. Внешняя политика и международные связи Московского царства в ХУI в. Расширение территории государства, его многонациональный характер. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, покорение Западной Сибири. Ливонская война, се итоги и последствия. Россия в конце ХУ1 в. Учреждение патриаршества. Дальнейшее закрепощение крестьян. Культура и быт Московской Руси в ХУI в. Устное народное творчество. Просвещение. Книгопечатание (И. Федоров). Публицистика. Исторические повести. Зодчество (шатровые храмы). Живопись (Дионисий). Быт, нравы, обычаи. «Домострой». Характеризоватьсоциально-экономическое и политическое развитие Русского государства в начале 16 в. Определять значение понятий приказ, Земский собор, стрелецкое войско, заповедные лета Характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х гг. Изучать исторические документы (отрывки из Судебника 1550 г., Стоглава, царских указов и др.) и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, политике власти. Определять причины, сущность и последствия опричнины. Определять свое отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков. Составлять характеристику Ивана 4 Грозного. Участвовать в обсуждении видео и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана 4 Грозного, а также в обмене мнениями о нем как правителе и человеке. Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского, хода Ливонской войны, похода Ермака и др. Определять, какие цели преследовал Иван 4 Грозный, организуя походы и военные действия н южных, западных и восточных рубежах Московской Руси. Раскрывать, каковы были последствия Ливонской войны для Русского государства. Представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана 4 Грозного. Определять значение учреждения патриаршества. Систематизировать материал об основных процессах социально-экономического и политического развития страны в 16 в. (закрепощении крестьян, укреплении самодержавия и др.) Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, Определять, в чем состояло их значение, оценивать их достоинства. Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в Московской Руси 16 в. Осуществлять поиск информации для сообщений о памятниках культуры 16 в. и их создателях (в том числе связанных с историей своего региона). Характеризоватьнравы и быт русского общества 16 в., используя информацию из источников (отрывков из «Домостроя», изобразительных материалов и др.)
Россия в Новое время.
Царствование Б. Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы. Восстание под предводительством И. Болотникова. Освободительная борьба против интервентов. Патриотический подъем народа. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение К. Минина и Д. Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых. Раскрывать, какие противоречия существовали в русском обществе в конце 16 века. Характеризовать личность и деятельность Бориса Годунова. Определять смысл понятий Смута, самозванец, интервенция. Раскрывать, в чем заключались причины Смуты начала 16 в. Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия, отрядов под предводительством И. Болотникова и др. Систематизировать исторический материал в хронологической таблице «Смутное время в России». Характеризоватьположение людей вразных сословий в годы Смуты, используя информацию учебника и исторических источников. Характеризовать последствия Смуты для Российского государства. Показывать на исторической карте направления походов польских и шведских интервентов, движения отрядов Второго ополчения Высказывать и обосновывать оценку действий участников освободительных ополчений.
Хронология и сущность нового этапа российской истории. Правление первых Романовых. Начало становления абсолютизма. Соборное уложение 1649 г. Оформление сословного строя. Права и обязанности основных сословий. Окончательное закрепощение крестьян. Экономические последствия Смуты. Новые явления в экономике страны: рост товарно-денежных отношений, развитие мелкотоварного производства, возникновение мануфактур. Развитие торговли, начало формирования всероссийского рынка. Народы России в ХУ11 в. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы. Народные движения в ХУII в.: причины, формы, участники. Городские восстания. Восстание пол предводительством С. Разина. Власть и церковь. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Внешняя политика России в ХУII в. Взаимоотношения с соседними государствами и народами. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение к России Левобережной Украины и Киева. Отношения России с Крымским ханством и Османской империей. Культура и быт России в ХУII в. Традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование. Литература: новые жанры (сатирические повести, автобиографические повести), новые герои. Церковное и гражданское зодчество: основные стили и памятники. Живопись (С. Ушаков). Быт и обычаи различных сословий (царский двор, бояре, дворяне, посадские, крестьяне, старообрядцы). Определятьсмысл понятия Новое время с привлечением знаний из курса всеобщей истории. Излагать содержащиеся в учебниках суждения историков о хронологических рамках Нового времени в России. Использовать историческую карту для характеристики геополитического положения России в 17 в. Определять смысл понятия абсолютизм (с привлечением знаний из курса всеобщей истории). Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. и использовать их для характеристики политического устройства России. Разъяснять, в чем заключались функции отдельных представительств и административных органов в системе управления государством. Характеризовать личность и деятельность царя Алексея Михайловича. Использовать информацию исторических карт при рассмотрении экономического развития России в 17 в. Объяснять значение понятий мелкотоварное производство, мануфактура, крепостное право. Обсуждать причины и последствия новых явлений в экономике России. Составлять таблицу «Основные сословия в России в 17 в.» и использовать ее данные для характеристики изменений в социальной структуре общества. Анализировать отрывки из Соборного уложения 1649 г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян. Показывать на карте территории расселения народов в Российском государстве 17 в., маршруты отрядов первопроходцев в Сибири и на Дальнем Востоке. Составлять рассказ (презентацию) о народах, живших в России в 17 в., используя материалы учебника и дополнительную информацию (в том числе и по истории края). Объяснять смысл понятий церковный раскол, старообрядцы. Раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола. Характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума. Показывать территории и характеризовать масштабы народных движений, используя историческую карту. Раскрывать причины народных движений в России 17 в. Систематизировать исторический материал в форме таблицы «Народные движения в России 17 в.» Показывать на карте территорию России и области, присоединенные к ней в 17 в., ход войн и направления военных походов. Определять, в чем заключались цели и результаты внешней политики России в 17 в. Составлять описание памятников культуры 17 в. (в том числе находящихся на территории края, города), характеризовать их назначение, художественные достоинства и др. Определять, в чем заключались новые веяния в отечественной культуре 17 в. Проводить поиск информации для сообщений о достижениях и деятелях отечественной культуры 17 в., а также для участия в ролевых играх («Путешествие по русскому городу 17 в.»
Россия на рубеже ХУII—ХУIII вв. Необходимость и предпосылки и преобразований. Начало царствования

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.